Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: История 182-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка  (Прочитано 307 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Вчера на Интернет-сайте ООД "Дальники", вот здесь -  http://дальники.рф/182-tbap-80-let/ - был опубликован следующий материал по истории 182-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка:

"182 тбап – 80 лет!
10 мая 2023 года исполняется 80 лет со дня формирования 182 гвардейского Севастопольско-Берлинского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного авиационного полка.
    Полк формировался на аэродроме Остафьево  на базе 3-го гвардейского авиационного полка Дальнего Действия по штату военного времени 10-12 мая 1943 года (три эскадрильи). Командиром полка был назначен командир эскадрильи 3-го гвардейского авиаполка гвардии майор Александр Яковлевич Вавилов. 12 мая 1943 года полку было присвоено наименование «18-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия», он вошел в состав 2-й гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия.
     Первый боевой вылет летчики полка выполнили с аэродрома Остафьево 11 мая 1943 года. Девять экипажей (Назарова, Панферова, Грудакова, Кондрина, Тарасюка, Левашова, Кочнева, Юдина, Сыроватко) нанесли бомбовый удар по железнодорожному узлу Днепропетровск.
     12 мая 1943 года та же девятка летала бомбить Варшаву, объект удара – также железнодорожный узел. На следующий день, 13 мая, полк перебазировался на аэродром Дракино, где базировался до 19 июня 1943 года.
     19 июня 1943 года полк в составе 16 боевых экипажей перелетел на аэродром Малино. Условия боевой работы стали более благоприятными, размеры, состояние и подходы аэродрома полностью обеспечивали интенсивную работу с повышенной бомбовой загрузкой для самолета Ил-4 – в Малино начали летать с загрузкой в 2,5 т бомб, но подходы к аэродрому, размеры и состояние полосы делали такие полеты рискованными. В полк прибыло пополнение – летчики с хорошей подготовкой. В условиях хорошей погоды и наличия новеньких самолетов экипажи быстро вводились в строй – к началу июля боевой состав полка увеличился до 22 экипажей.
     5 июля 1943 года немецкие войска перешли в генеральное наступление южнее и севернее г. Курск. 18 гвардейский авиаполк с полным напряжением вел боевые действия по ликвидации немецкого наступления и полного разгрома его войск летом 1943 года. За участие в отражении немецкого наступления южнее Орла и севернее Белгорода всему личному составу полка была объявлена благодарность.
     Летом и осенью 1943 года полк, как и другие полки Авиации Дальнего Действия, не ограничивался одним районом нанесения ударов. 7 сентября экипажи выполнили успешный налет на позиции тяжелой артиллерии в районах поселков Володарского и Беззаботино под Ленинградом, а 14 сентября 1943 г. бомбили передний край обороны противника под Духовщиной в Смоленской области. На позиции артиллерии, обстреливавшей Ленинград, выполнено в общей сложности 78 боевых вылетов, сброшено на головы врага 98 тонн бомб.
     За мужество и отвагу, проявленные личным составом в боях, 18 ноября 1943 года полку было вручено Гвардейское знамя.
     12 декабря 1943 года полк перебазировался на аэродром: Брянск, откуда 15 декабря того же года перелетел на аэродром подскока Луги для действия по столице Финляндии – Хельсинки.
     В чрезвычайно сложных метеорологических условиях за январь, февраль и март полк произвел 245 боевых вылетов и сбросил 280 т бомбового груза. Особенно эффективными были налеты на Нарву и порт Таллин. Зарево сплошных пожарищ и огромных взрывов было видно за 150 км. По Хельсинки экипажи полка выполнили 54 боевых вылета, сбросив 59 т бомб, в результате чего возникло до 12 очагов больших пожаров, взорвано 4 склада с боеприпасами и уничтожено три воинских эшелона.
     28 марта 1944 года полк перебазировался на аэродром Борисполь, под Киев. К этому времени в боевом составе имелся 21 ночной экипаж. Условия боевой работы были исключительно трудными. Аэродром, кроме взлетной полосы, оказался непригодным к эксплуатации. Задачи полку ставились самого различного характера. В этот период развернулись наступательные операции по изгнанию немцев из Крыма. На цели в районе Севастополя полк произвел более 100 боевых вылетов, было сброшено более 110 тонн бомб, в результате чего уничтожено много живой силы противника, взорвано 3 склада с боеприпасами и один склад с горючим, разбито много танков и автомашин, потоплена в Камышевой бухте две самоходные баржи и разбиты укрепления немцев юго-восточнее Севастополя. В этой операции отличились экипажи Шашлова, Ткаченко, Кондрина, Бердникова. 14 мая 1944 года за отличное выполнение задания по уничтожению немецких войск в районе Севастополя приказом Верховного Главнокомандующего № 136 полку присвоено наименование «Севастопольский» и объявлена благодарность всему личному составу.
     Помимо Севастополя в этот период выполнялись полеты на Констанцу, Раву-Русскую, Минск, Львов, Брест. По Будапешту было произведено 44 боевых вылета, сброшено бомб 43 тонны, в результате чего возникло 1 1 больших очагов пожара, в Цитаделе взорвано 2 склада с боеприпасами и разрушены отдельные укрепления.
     24 мая 1944 года, полк в составе 26 экипажей перебазировался на аэродром Бровары, откуда летал до 30 сентября того же года. Полк выполнял задачи в интересах командования Белорусских и Украинских фронтов. К числу наиболее приоритетных целей в этот период относились военно-промышленные и железнодорожные узлы Восточной Пруссии. Только на железнодорожный узел Тильзит полк произвел 80 боевых вылетов и сбросил 83 т бомб. В результате бомбардирования возникло более 30 очагов пожара и 7 больших взрывов. Молодой экипаж (летчик Алексеев, штурман Ткаченко) уничтожил мост через реку Неман. Выполнялись также налеты на железнодорожные узлы и военно-промышленные объекты в Венгрии: Сату-Маре, Дебрецен, Будапешт.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий по разгрому немецко-фашистских войск 18 гвардейский авиационный полк 19 августа 1944 г. был награжден орденом Красного Знамени.   
     30 сентября 1944 года полк в составе 28 боевых экипажей перебазировался на аэродром Воронковцы (Староконстантинов), откуда производил боевую работу до 29 января 1945 года. С аэродрома Воронковцы экипажи полка летали в основном на бомбежку объектов, расположенных в глубоком тылу врага – Бреслау, Будапешт, Данциг. 19 января 1945 года в исключительно сложных метеорологических условиях (облачность 10 баллов, снегопад, высота нижней кромки облаков над целью 700 метров, а по маршруту 300 метров) полк успешно выполнил боевую задачу по уничтожению военных объектов в Моравской Остраве, за что всем экипажам, принимавшим участие в этой операции, была объявлена благодарность от имени маршала Конева. За овладение городом и портом Данциг от имени Верховного Главнокомандующего всему личному составу полка объявлена благодарность.
     29 января 1945 года полк в составе 32 боевых экипажей для действия по военно-промышленным объектам Германии перелетел на аэродром подскока – Щепетынь, откуда и производил боевые действия до 8 апреля 1945 года. В основном налеты выполнялись на железнодорожный узел и порт Данциг – 74 боевых вылета. Было сброшено 56 т бомб, в результате чего возникло 20 крупных очагов пожара и до 10 больших взрывов, взорвано 7 складов с боеприпасами, уничтожено 3 воинских эшелона и одна самоходная баржа.
     8 апреля 1945 года полк в составе 32 боевых экипажей перелетел на аэродром Колония (Замостье), откуда работал по военно-промышленным объектам в портах Пиллау, Хель и Свинемюнде, а также – по Берлину. За участие в Берлинской операции, приказом Верховного Главнокомандующего № 111 от 11 июля 1945 года, полку присвоено наименование «Берлинский».
     За мужество и героизм, проявленные в боях за свободу и независимость Отечества, 8 гвардейцев авиаторов были удостоены звания Героя Советского Союза. 16 гвардейцев награждены орденом Ленина, 48 – орденом Красного Знамени, 48 – орденом Александра Невского, 2 – орденом Отечественной войны I степени, 29 – орденом Отечественной войны II степени, 134 – орденом Красной Звезды, 4 – орденом Славы III степени, 67- медалью «За отвагу». За отличие в боях личному составу полка было объявлено 11 благодарностей от Верховного Главнокомандующего и Командующих фронтами.
     За время Отечественной войны полк в результате боевых действий потерял 66 человек (14 летчиков, 16 штурманов, 19 радистов, 17 воздушных стрелков) личного состава и 36 самолетов Ил-4 (от ночных истребителей противника – 8 самолетов, от огня ЗА – 13 самолетов и 15 самолетов не возвратились с боевого задания по невыясненным причинам).  Восточная Пруссия). За войну в полку случилось две катастрофы и шесть аварий, 17 мелких и средних поломок. Обе катастрофы произошли из-за ошибок летчиков при полете в сложных метеоусловиях. 
     Согласно директиве Генерального штаба от 15 декабря 1945 г. полк был переименован в 182-й гвардейский бомбардировочный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный полк. По состоянию на 1 января 1946 г. в полку числилось 34 бомбардировщика Ил-4, имелся 41 подготовленный экипаж, из них 32 экипажа имели боевой опыт, 13 экипажей освоили курс боевой подготовки в полном объеме, включая полеты на предельную дальность днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. На штат мирного времени полк переведен в августе 1946 г.
     В 1950 г. началось перевооружение на самолеты Ту-4. В рамках подготовки освоения новой техники в 1949 г. полк получил самолеты В-25, промежуточный тип для переучивания с Ил-4 на Ту-4. В мае-июне 1950 г. командиры кораблей, штурманы-навигаторы и бортинженеры переучивались на Ту-4 в Рязани.
     В 1955 году личный состав полка переучился на самолеты Ту-16, теоретическая подготовка проходила на предприятиях МАП. Первый самолет Ту-16А был получен полком 16 февраля, и уже к концу апреля все командиры кораблей летали на самолетах Ту-16 самостоятельно в районе аэродрома. В этом году полк на боевых самолетах налетал 2440 часов, из них 142 часа ночью.
   16 июня 1961 года, согласно директиве Командующего ДА, полк был перебазирован на новое место дислокации – город Нежин. Через год, решением Генерального штаба полк был расформирован, но уже через месяц воссоздан  на аэродроме Моздок и вооружен самолетами Ту-95.  К моменту формирования полк имел подготовленных к действиям днем и ночью с применением системы К-20 девять экипажей. Командиром полка был назначен гвардии подполковник Тумакаев, Гвардейское знамя вновь сформированному, а фактически восстановленному полку было вручено 19 января 1963 года.
     В 60-е годы полк в среднем ежегодно выполнял 4-7 практических пусков ракет, 8-12 раз экипажи летали на разведку и поиск авианосных ударных соединений в Атлантике.
     11 июня 1969 года впервые в Дальней Авиации был осуществлен сверхдальний полет в количестве девяти экипажей с двумя дозаправками топливом в воздухе. Первая группа, которую возглавлял гвардии майор Шишкарев, выполняла полет в район Азорских островов. Продолжительность полета 31 час. Вторая группа, которую возглавлял гвардии подполковник Фисученко, летала в район Гренландии. Продолжительность полета 30 часов 13 минут.
     В 1970 году Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР от 7 апреля 1970 г. полк награжден Ленинской Юбилейной Почетной грамотой за высокие показатели в боевой и политической подготовке и в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Также в 1970 году Президиумом Верховного Совета и Совета Министров УССР, в ознаменование 25-летия освобождения Советской Украины от Немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, полку вручена Памятная медаль.
     В 1981 году Приказом Военного Совета 37 ВА от 28.10.1981 года полку вручено Переходящее Знамя ЦК ВЛКСМ «За высокие показатели в боевой и политической подготовке и выполнение социалистических обязательств».
     С 1987 года полк начал переучивание на самолеты Ту-95МС. 30 сентября в Моздок первый Ту-95МС перегнал экипаж командира 1-й эскадрильи гвардии подполковника А.А. Вавилова – сына первого командира полка. В конце года на вооружении полка имелось три Ту-95МС.
     С началом в 1992 г. осетино-ингушского конфликта полк временно перебазировали в Энгельс. Перебазирование на фоне шоковой терапии, которой лечили страну сильно ученые люди, привело к тому, что полеты стали выполняться от случая к случаю. В марте 1993 г. полк вернулся в Моздок, но через год началась первая Чечня. Носители ядерного оружия вновь убрали подальше от горячей точки – в ноябре 1994 полк опять оказался в Энгельсе. Моздок же заполонила фронтовая авиация, авиация МВД и МЧС. Наземный состав полка, который остался в Моздоке, помогал обслуживать «чужую» технику.
   Нестабильность обстановки на Северном Кавказе и усилия Генерального штаба по оптимизации структуры Вооруженных Сил привели к решению перебазировать полк в 1998 году в Амурскую область и переформировать 182 тбап и 40 тбап в 182-й гвардейский Севастопольско-Берлинский Краснознаменный тбап.
     Очередная новация реформаторов привела к упразднению прежней структуры авиационных частей и соединений, в результате чего части и подразделения гарнизона Украинка были сведены в 6952 авиационную базу дальней авиации с передачей ей наград и почетных наименований 182 тбап. Через 6 лет наступило прозрение. Дивизионно-полковая структура восстановлена. Возрожден 182-й тбап. Вот только заслуженные им награды и почетные наименования почему-то исчезли. Нет их в официальном названии полка. Но личный состав и ветераны хорошо знают историю и боевые дела своего родного полка. Знают, какой ценой были заслужены звания, почетные наименования и награды. Их можно отменить на бумаге, но не в памяти тех, кто верой и правдой служил Отечеству в славном полку.
     Сегодня личный состав прославленного полка продолжает с честью выполнять свой воинский долг на Дальневосточных рубежах нашей Родины. Он верен славным боевым традициям фронтовиков и с честью выполняет все поставленные задачи. 80-летие полка личный состав встречает новыми успехами в боевой учебе, качественным решением учебных, боевых и специальных задач.
     Юбилей полка встречают и его ветераны в Моздоке, где 16 мая состоится большой праздник.     
Совет ветеранов Дальней авиации сердечно поздравляет личный состав и ветеранов полка с 80-летием его образования. Желаем вам, дорогие товарищи и друзья, доброго здоровья, дальнейших успехов в службе, труде, общественных делах, благополучия, счастья и мира".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Несколько дополнений к приведённой выше справке от военного историка, в своё время служившего в Дальней Авиации:
- с 1962 года по 1992-й 182-й гвардейский Севастопольско-Берлинский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк входил организационно в состав 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии имени 60-летия СССР (штаб - в городе Узин Киевской области УССР) в качестве её третьего полка;
- в феврале 1992 года последний советский комдив-106 Башкиров (кличка у сослуживцев и подчинённых - "Боб", затем - "Иуда") направил из Узина (Украина) командиру 182-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка в Моздок (то есть – в Россию) шифротелеграмму с распоряжением о ... присяге Украине, разумеется - невыполненным;
- в 2015 году 182-й тбап был официально ЛИШЁН гвардейского звания - за 2 катастрофы самолётов Ту-95МС с гибелью 4 лётчиков, последовавшие одна за другой в течение всего 37 дней.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »