VIII-Спецслужбы - досье > 07б-Чинопроизводство и ведомственные награды

Награды, звания, чины...

<< < (3/3)

Sobkor:
http://s017.radikal.ru/i413/1209/9d/b66e73c77f02.jpg

НА АРХИВНЫХ СНИМКАХ: государственные награды нижним чинам полиции разрешалось носить не только на мундире, но b на шинели.

http://s018.radikal.ru/i508/1209/33/2849aad83260.jpg

Sobkor:
«ЗА ОТЛИЧИЕ НЕ В ПРИМЕР ДРУГИМ»В дореволюционной России не существовало ведомственных наград в современном понимании этого термина. Ордена, медали, а также все Высочайше учреждаемые нагрудные памятные знаки являлись по своему статусу государственными наградами. Руководителям же исполнительных органов власти даровалось право поощрять служебную доблесть подчиненных всеми доступными способами, включая, в том числе, денежное премирование и досрочное производство отличившихся в очередной чин по Табелю о рангах. Подобную форму поощрения часто применяли и сами самодержцы. Вот как, например, император Николай I отреагировал на письменный доклад о подвиге, совершенном на литовско-прусской границе мелким чиновником Пограничной стражи по фамилии Станкевич. «Произвести Станкевича в чин титулярного советника за отличие не в пример другим», – начертал он собственноручно поверх той бумаги! Напомним, о чем идет речь: 5 декабря (здесь и далее – по старому стилю) 1846 года у приграничного к Восточной Пруссии местечка Андржеево выполнявший таможенно-полицейские функции коллежский секретарь Станкевич, действуя во главе шести объездчиков, разгромил застигнутую с поличным крупную шайку контрабандистов. При этом были захвачены не только пленные, но и богатые трофеи – пять саней (всего – 22 товарных места), полные заморских товаров!..
Тремя с половиной годами раньше все тот же Николай I аналогично отметил самоотверженность другого представителя пограничной полиции из числа чинов Юрбургского военного таможенного округа – рядового Кияшко. В марте 1843 года этого солдата подкараулила и захватила в заложники шайка контрабандистов. Бандиты, угрожая смертельной расправой, потребовали от него сопроводить их по безопасному маршруту на территорию сопредельного государства. Однако мужественный пограничник, «решив лучше умереть, чем изменить Присяге», ответил категорическим: «Нет!». В живых он тогда остался чудом.
От государя императора рядовой Кияшко удостоился унтер-офицерского чина и пятидесяти рублей наличными. Еще пятьдесят рублей вдобавок ему в качестве награды пожаловал министр финансов как шеф Пограничной стражи…
17 декабря 1876 года – особая дата в истории отечественного МВД. В этот день император Александр II учредил первую в истории Государства Российского сугубо полицейскую – но при всем этом, специально подчеркнем, государственную по своему статусу! – награду. Речь, конечно же, идет о медали «За беспорочную службу в полиции». Монаршею волю при этом Сенату объявил лично министр внутренних дел.
Чеканились она из серебра. Другой ее внешней особенностью являлся достаточно большой диаметр по окружности – аж 36 (37) мм, против стандартных от 22 до 29 мм!
Выглядела же она, как и подавляющее большинство других царских медалей: на аверсе (лицевая сторона) – портрет в профиль правящего монарха, а на реверсе (оборотная сторона) – в четыре строчки прописными буквами официальное название награды: «За безпорочную службу въ полицiи».
Носить ее разрешалось как на мундире, так и на шинели, но без орденской колодки: крепилась справа на груди на ленте ордена Святой Анны.
Награждению этой новой медалью подлежали только и исключительно нижние чины полиции и пожарных полицейских команд, но, заметим, – далеко не все из них! Так, обязательно требовалось наличие у кандидата не менее чем пятилетнего стажа службы и подчеркнуто ревностное служение Отечеству и Закону. Примечательно и то, что кавалеры после десятилетней службы в полиции получали право на ношение медали пожизненно, а вот не выслужившие десятилетнего ценза при увольнении обязаны были вернуть награду государству.
4 декабря 1903 года право на награждение медалью «За беспорочную службу в полиции» Высочайше было распространено также на обер-констеблей и констеблей Великого княжества Финляндского.
В царствование императора Николая II ежегодно чеканилось в среднем по две тысячи медалей «За беспорочную службу в полиции», которые затем направлялись во все уголки империи для вручения кавалерам. Так, например, в 1903 году их было произведено 2093 штук, в 1904-м – 2411, в 1905-м – 2720, в 1906-м – 2317. Эти цифры убедительно свидетельствуют, что награждение носило массовый характер.
Небезынтересно также, что, начиная с 3 декабря 1887 года и вплоть до Февральской революции 1917 года, озвученная выше награда имела аналог, который также чеканился из серебра, – медаль «За беспорочную службу в тюремной страже». Как видно уже из ее названия, она предназначалась для вручения лучшим служащим из структур Главного тюремного управления Министерства юстиции. Отличия в статусе этих двух медалей-«близнецов» были самые незначительные, за исключением лишь такого: награждение медалью «За беспорочную службу в тюремной страже» производилось не только в отношении нижних чинов, но и чиновников тоже! Говоря по-другому, право стать ее кавалером было Высочайше даровано, в том числе, и представителям офицерского состава тюремной стражи…
Что касается памятных нагрудных знаков, то среди них под тему сегодняшнего разговора подпадает, пожалуй, только лишь один из них – официально именовавшийся, как «100 лет конвойной страже». Кстати сказать, что самодержец Николай II и учредил его именно в день столетия конвойной стражи и местных войск – 27 марта 1911 года! Одновременно он издал приказ по Военному ведомству, в котором объявил всем офицерским и военным чиновникам конвойной стражи и местных войск «высочайшее благословение», а нижним чинам – «царское спасибо».
Аверс озвученного выше знака представляет из себя распростершего крылья и увенчанного золотой императорской короной двуглавого орла. В лапах тот несет золотые факел и круглый лавровый венок, а на груди – золотой щиток, покрытый эмалью синего цвета и украшенный вензелями императоров Александра I (серебряный) и Николая II (золотой). На хвосте же у орла выпукло красуется золотая цифра «100».
Офицерам и военным чиновникам полагался знак, выполненный из оксидированного серебра, а нижним чинным – из белого металла. Однако по собственной инициативе кавалеры не редко заказывали у ювелирам эту почетную императорскую награду или из золота, или же из серебра более высокой пробы. В современных коллекциях встречаются также знаки «100 лет конвойной страже», выполненные в порядке частного заказа из позолоченной бронзы. Последние явно имели хождение среди офицеров и военных чиновников, которым было не по карману оплатить золотое литье…
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница