VII-Несокрушимая и легендарная > 05-0-Поиск в отношении военных авиаторов

Могилы лётчиков на Измайловском кладбище Москвы

(1/5) > >>

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаются результаты моей исследовательской работы по захоронениям военных лётчиков на одном из московских кладбищ.

2013 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

ИЗМАЙЛОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АВИАЦИОННОГО НЕКРОПОЛЯ ОТЕЧЕСТВА

Измайловское кладбище – один из исторических некрополей Москвы, возникший как локальный, сельский погост ещё в 1672 году. С 1676 года при нём существует каменный храм Рождества Христова, «что в селе Измайлово», с того времени не прерывавший свою службу ни на год и действующий по настоящее время. Современное Измайловское кладбище столицы России – это меньшая (площадью 3 гектара) часть бывшего обширного сельского погоста, на котором сохранились отдельные захоронения, начиная с 18-го века. Ныне Измайловское кладбище является мемориальным, недействующим (на нём запрещены новые захоронения), и, ещё с 1935 года находясь в границах крупнейшего отечественного мегаполиса, до сих пор в значительной мере сохранило черты сельского погоста.
В середине прошлого столетия это кладбище оказалось ближайшим к Измайловскому аэродрому, который в 1942 – 1959 годах являлся Центральным аэродромом Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота. Поэтому неслучайно, что в те годы здесь появился ряд могил военных авиаторов, благодаря чему нынешнее Измайловское кладбище стало составной частью Авиационного Некрополя Отечества.

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Первая «авиационная» могила появилась на Измайловском кладбище осенью 1943 года. В ней упокоились погибшие при воздушной катастрофе 4 члена экипажа и 2 пассажира транспортного самолёта «ТБ-3» из состава 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота. Речь шла о военном самолёте с бортовым номером «169», ранее  обозначавшемся как «АНТ-6» («Г-2») «Авиаарктика», с заводским номером «22735» и регистрационным обозначением Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного Морского Пути  при Совете Народных Комиссаров Союза ССР (УПА ГУСМП СНК СССР) «СССР-Н-169». 4 октября 1943 года «169-й» вылетел с постоянного места своего базирования на аэродроме Нарьян-Мар в Москву, и на следующий день, 5 октября при обратном полёте с Центрального аэродрома ВМФ в Измайлове в Архангельск (по другим данным – в Ваенгу) потерпел катастрофу в районе города Солнечногорска (ныне – районный центр Московской области Российской Федерации). В результате этой катастрофы погибла часть находившихся на борту самолёта военных авиаторов, тела которых, очевидно, первоначально были доставлены на аэродром взлёта и уже оттуда перевезены для захоронения на близлежащее Измайловском кладбище Москвы. Это были:
БУЗАЕВ Николай Фёдорович – майор, командир корабля, заместитель командира 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, родился 06/19.04.1907 в Кизыл-Арвате (ныне – город Сердар Балканского велаята Туркмении), русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «1335407»), на военной службе с 1929 года (в том числе – в 1934 – 1941 годах в запасе), кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды (посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени), ближайшие родственники – жена Бузаева Вера Дмитриевна и ребёнок, проживавшие по адресу: Москва, Садово-Кудринская улица, дом 14/16, квартира 24,
БЕШЕНЦЕВ Семён Павлович – старший техник-лейтенант, механик авиационный бортовой, родился 12.03.1904 в селе Починки (ныне – районный центр Нижегородской области Российской Федерации), русский, рабочий, из крестьян, беспартийный, призван на военную службу 13.07.1941 по мобилизации из Гражданского Воздушного Флота, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, ближайший родственник – жена Бешенцева Анна Николаевна, проживавшая в эвакуации из Починков по адресу: Красноярск, улица Ленина, дом 25, квартира 6,
СКОКОВ Владимир Васильевич – сержант, воздушный стрелок-радист, родился в 1917 году в городе Старый Оскол (ныне – районный центр Белгородской области Российской Федерации), русский, из рабочих, член ВКП(б), призван на военную службу в 1939 году Старооскольским районным военным комиссариатом, ближайшие родственники – мать Скокова Анна Ивановна и жена Алексютина Анна Семёновна, проживавшие по адресу: Старый Оскол, Ездоцкая улица, дом 4,
ДУДИНОВ Николай Карпович – сержант, второй воздушный стрелок-радист, родился в 1912 году в селе Дудино (ныне – Володинского сельского поселения Бабаевского района Вологодской области Российской Федерации), беспартийный, призван из запаса 29.04.1941 Бабаевским районным военным комиссариатом, ближайшие родственники – мать Дудина Мария Ивановна и сестра Болдырева Ольга Карповна, проживавшие по адресу: Орловская область, Чибисовский район, Чибисовский сельский совет, Картофельно-опытная станция,
АШИХМИН Леонид Филиппович – младший лейтенант, адъютант Командующего Военно-Воздушными Силами Северного флота (пассажир самолёта), родился 08.04.1919 в селе Большое Палкино (ныне – несуществующий населённый пункт на территории Сардыкского сельского поселения Унинского района Кировской области Российской Федерации), русский, рабочий, из семьи служащего, кандидат в члены ВКП(б) (номер кандидатской карточки – «3491409») с 1942 года, призван на военную службу по специальному набору 1939 года («1000») Сталинским районным военным комиссариатом города Астрахани, ближайшие родственники – жена Васильева Аполлинария Георгиевна и сын Ашихмин Владимир Леонидович проживали по адресу: Мурманская область, посёлок Губа Грязная, дом 14, квартира 26,
ПРОКОПЕНКО Спиридон Андреевич – лейтенант, «диспетчер ВВС Красной Армии» (пассажир самолёта), прочие персональные данные не выявлены.

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Через полгода на Измайловском кладбище появилась ещё одна братская могила военных лётчиков. В ней были захоронены останки членов экипажа самолёта «Ли-2» из состава 5-й авиационной эскадрилии 65-го авиационного полка специального назначения Управления Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота, постоянно базировавшегося на Измайловский аэродром. Самолёт потерпел катастрофу 24 марта 1944 года в районе города Загорска (ныне – районный центр Сергиев-Посад Московской области) при возвращении с аэродрома Ягодник (Архангельск). В результате неё погиб весь экипаж самолёта в составе 6 человек:
ПОЛОЗОВ Александр Александрович – подполковник, командир корабля, родился 07.11.1904 в селе Гречаны (ныне – в составе города Хмельницкий Хмельницкой области Украины), русский, служащий (рабочий), из мещан, член ВКП(б) с 17.11.1942, на службе с 10.1925, кавалер 2 орденов Красного Знамени,
РИПИНСКИЙ Павел Петрович – капитан, второй пилот, родился в 1911 году в селе Репухово (ныне – Смольянского сельского совета Оршанского района Республики Беларусь), белорус, служащий, из крестьян, холост, проживал по адресу: Москва, Бахрушинский переулок, дом 6, квартира 6, 28.04.1941 направлен Краснопресненским районным военным комиссариатом Москвы на военные сборы,
ЛОГОШИН Дмитрий Егорович – капитан, штурман авиационной эскадрилии-штурман корабля, родился 15.05.1914 в деревне Першиково (ныне – Белохолмского сельского поселения Глинковского района Смоленской области Российской Федерации), русский, служащий, из крестьян, член ВКП(б) с 02.07.1942, холост, на службе с 01.08.1935, кавалер ордена Красного Знамени,
КОСОЛАПОВ Константин Дмитриевич – старший лейтенант, помощник штурмана корабля-воздушный стрелок-радист, родился 27.11.1910 в деревне Мозговая (ныне – Кежемского района Красноярского края Российской Федерации), русский, рабочий, из крестьян, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «3409132»), женат, призван по мобилизации в 07.1941, награждён медалью «За боевые заслуги»,
АКИМОВ Фёдор Степанович – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой, 1908 года рождения, в кадровом составе с 1937 года,
ЗАЖИГИН Андрей Николаевич – старший сержант, механик авиационный бортовой, 1918 года рождения, призван на срочную службу в 1941 году.
(Дополнительные персональные данные по ним не установлены).

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Очевидно, в 1960-х годах обоим погибшим экипажам был установлен общий надгробный памятник из красного гранита. На лицевой стороне обелиска выбит ряд памятных надписей:
- вверху, под контурным изображением пятиконечной звезды – «5 октября 1943 г(ода) при / авиационной катастрофе / в районе г(орода) Солнечногорск / погибли / Майор Бузаев / Николай Федорович / Ст(арший) техн(ик-)лейт(енант) Бешенцев / Семен Павлович / Лейтенант Ашихман / Леонид Филиппович»,
- в центре – «24 марта 1944 г(ода) при / авиационной катастрофе / в районе г(орода) Загорск погибли: / Подполковник Полозов / Александр Алексеевич / Капитан Репинский / Павел Петрович / Ст(арший) лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович / Ст(арший) лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич / Ст(арший) техн(ик-)лейт(енант) Акимов / Федор Семенович / Ст.сержант Зажигин / Андрей Николаевич.»,
- внизу – «Вечная слава / солдата и офицерам / Советской армии(,) павшим / в боях за свободу и незави- / симость нашей Родины.».
К этому времени у погибших при катастрофе самолёта «Ли-2» лётчиков уже имелся отдельный памятник тёмно-красного гранита, на котором под рельефным изображением пятиконечной звезды была выбита следующая памятная надпись: «24 марта 1944 года / при авиакатастрофе погибли / капитан Репинский / Павел Петрович 1911 г(ода) р(ождения) / подполковник Полозев Александр Алексеевич 1904 г(ода) р(ождения) / ст(арший) лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович 1916 г(ода) р(ождения) / ст(арший) лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич 1911 г(ода) р(ождения) / ст(арший) тех(ник-)лейтенант Акимов / Федор Семенович 1908 г(ода) р(ождения) / ст(арший) сержант Зажигин / Андрей Николаевич 1918 г(ода) р(ождения)».   
Погибшим же при катастрофе самолёта «ТБ-3» пяти авиаторам впоследствии, очевидно, в 1970-х – 1980-х годах, были установлены индивидуальные памятники – чёрного гранита стелы с текстами: «Бузаев / Николай Федорович / 19.IV.1907 – 5.Х.1943», «Дудинов / Николай Васильевич / ск(ончался) 5.Х.1943», «Бешенцев / Семен Павлович / ск(ончался) 5.Х.1943», «Ашихмин / Леонид Филиппович / ск(ончался) 5.Х.1943» и «Прокопенко / Павел Васильевич / ск(ончался) 5.Х.1943». Обращает на себя внимание, что такого же надгробного камня нет у захороненного здесь же, как было показано выше, Н.К.Дудинова.
На общем памятник фамилия командира корабля «ТБ-3» Бузаева первоначально была выбита как «Бузалев», но затем исправлена. На многочисленные иные ошибки и несоответствия на обоих памятниках и стелах нами было указано в «Справке о лётчиках морской авиации, похороненных на Измайловском кладбище города Москвы». Она была подготовлена нами в 2009 году и тогда же представлена при личной беседе тогдашнему директору Преображенского некрополя столицы, которому в административном отношении было подчинено Измайловское кладбище. Целью написания и подачи этой «Справки…» было, по нашему мнению, стремление к устранению всех указанных в ней ошибок и неточностей к грядущему 65-му юбилею Великой Победы. Однако к этой праздничной дате на Измайловском кладбище на деле на обоих памятниках погибшим морским авиаторам лишь обновили золотой краской все уже существующие надписи…

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
(Здесь нельзя не упомянуть и о том, что, кроме перечисленных выше имён погибших лётчиков, на левой боковой грани общего памятника им упомянуты ещё два военнослужащих, не имевших отношения к авиации:
- Куренков Василий Васильевич – красноармеец, телефонист 42-го мотострелкового полка 42-й танковой дивизии (в/ч 2871), родился в 1905 году в Москве, жена Константинова-Куренкова проживала по адресу: Москва-37, Первомайская улица, дом 17б, квартира 1, призван из запаса Сталинским районным военным комиссариатом города Москвы, умер 18.08.1941 в одном из эвакуационных госпиталей Московского военного округа «от травматического повреждения спинного мозга с полным трансверсальным повреждением его» 07.08.1941, похоронен женой на Измайловском кладбище, увековечен в Книге Памяти Москвы (том 17, страница 163);
- Устимов Степан Алексеевич – ефрейтор, электромеханик 52-й зенитной артиллерийской дивизии Московской армии ПВО, родился в 1917 году в деревне Вязовка, ныне – Ачкинского сельского совета Сергачского района Нижегородской области Российской Федерации, где проживали его мать и жена Устимова Татьяна Алексеевна, призван по мобилизации 23.06.1941 Кагановичским районным военным комиссариатом города Горького (ошибочно – Каширским районным или Московским городским военными комиссариатами), 23.08.1944 «убит столбом при исправлен электролинии» и похоронен на Измайловском кладбище «в могиле № 588», четырежды увековечен в Книгах Памяти - Москвы (том 17, страница 163), Московской области (том 7, страница 446) и Нижегородской области (том 11, страница 418 и том 16, страница 93).
Возможно, что останки В.В.Куренкова и С.А.Устимова в период повсеместного по СССР «укрупнения» воинских захоронений действительно дозахоронили в братские могилы лётчиков, но, скорее всего, они были со временем утрачены, после чего эти имена просто дописали на боковую грань памятника.)
Согласно составленной в 1991 году «Учётной карточке воинского захоронения», описанные нами захоронения морских авиаторов на Измайловском кладбище находятся на так называемом «Воинском участке» размером 6 на 4 метра, где «На могиле имеются – ограда, обелиск из красного гранита, мемориальная доска и 5 отдельно стоящих цветников с мемориальными досками» в «удовлетворительном» состоянии. По данным того же документа, над указанным в нём захоронением шефствует «в/ч 6549 МВД» (ныне – Центральная объединённая военная база Министерства внутренних дел Российской Федерации в городе Балашиха Московской области).

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница