VII-Несокрушимая и легендарная > 05-0-Поиск в отношении военных авиаторов

Могилы лётчиков на Измайловском кладбище Москвы

<< < (2/5) > >>

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Однако на Измайловском кладбище поныне сохранилось ещё одно братское захоронение военных лётчиков, имевших при жизни отношение к местному аэродрому. Северо-восточнее «Воинской площадки», недалеко от восточной стены кладбища среди прочих могил можно отыскать скромный надгробный памятник из окрашенного в белый цвет цемента, увенчанный металлической пятиконечной звездой. Под ней – две овальной формы фотографии на керамике и ещё заметные следы первоначальных надписей: «Лётчик Саловский Алексей Михайлович» и «Лётчик Родников Алексей Алексеевич». Ниже них в памятник вмонтирована позднейшего происхождения доска красного камня с текстом: «Саловский А.М. (Родился) 16(.)III.1918 / Родников А.А. (Родился) 22(.)III.1922 / Погибли 19(.)VI.1952».
К сожалению, когда в 1991 году в России проводилась паспортизация воинских захоронений, работники тогдашних Первомайского районного военного комиссариата (военком - полковник В.Лукьяненко) и Исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся во главе с заведующим 2-м сектором Сячиным весьма формально отнеслись к выполнению этой работы. Поэтому данное воинское захоронение не было паспортизировано – несмотря на то, что тогда в «в конторе кладбища … регистрационные книги о захороненных имеются … с 1946 года по настоящее время» (как было написано в тексте цитированной нами выше «Учётной карточки…»). Однако вскоре все документы Измайловского кладбища были отправлены на хранение в архив Николо-Архангельского некрополя столицы, где в тех же «лихих 1990-х» были полностью уничтожены случившимся там пожаром…
…Поэтому принадлежность обоих захороненных в этой братской могиле лётчиков нам пришлось устанавливать по другим источникам. По данным Филиала Центрального архива Министерства обороны-Архива Военно-морского флота в Гатчине, лётчики А.А.Родников и А.М.Саловский никогда не служили в Авиации ВМФ СССР. Однако, информацию о первом из них удалось найти в Общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - http://www.podvignaroda.ru/ . Согласно ей, лётчик-инструктор Кировобадской военно-авиационной школы пилотов имени Хользунова лейтенант Алексей Алексеевич Родников 30 июня 1944 года был представлен «к правительственной награде – медали «За боевые заслуги» и 23 февраля следующего, 1945-го награждён ей. Он родился в 1922 году в посёлке Ртищево (ныне – город, центр одноимённого района Саратовской области Российской Федерации), в 1938 году вступил в ВЛКСМ, а в марте 1941-го был призван в Красную Армию Сталинским районным военным комиссариатом города Москвы (то есть с территории, куда к тому времени входило Измайлово). Таким образом, нами было установлено, что как минимум один из захороненных здесь был в годы войны лётчиком ВВС Красной Армии. Хотя никакие соединения и подразделения именно армейской авиации никогда за время существования Измайловского аэродрома здесь не базировались, но известно, что в послевоенное время, до самого его конца существования в 1959 году здесь дислоцировалась одна из истребительных авиационных частей Войск ПВО страны, имевшая на вооружении машины МиГ-15. Очевидно, что именно ей и принадлежала «спарка» - двухместный истребитель в учебно-тренировочном варианте УТИ, потерпевший катастрофу в небе Измайлова 19 июня 1952 года. Местные старожилы в одном из разговоров с автором этого материала вспоминали о некой послевоенной авиационной катастрофе, когда самолёт с близлежащего аэродрома упал на деревню Колошино (Калошина; исторически относилась к селу Измайлову), и при этом, якобы, имелись разрушения и человеческие жертвы среди местного населения. Однако отмеченное выше отсутствие ныне кладбищенских учётных документов не позволяет нам установить имена погибших в указанный день и захороненных вскоре на Измайловском кладбище местных жителей, чтобы подтвердить или – в случае отсутствия таковых – опровергнуть данную, устную информацию. По нашему предположению, «спарка», пилотируемая А.М.Саловским, с лётчиком-инструктором А.А.Родниковым сзади, потерпела аварию – учитывая господствующее направление ветра в том районе – при посадке на аэродроме Измайлово, совсем немного не дотянув до торца его взлётно-посадочной полосы…

Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
…А вот ещё одна могила «измайловского» авиатора на местном кладбище к настоящему времени, увы, не сохранилось, и упоминание о ней ныне мы можем найти только в одном архивном документе. Так, в хранящемся ныне в том же Гатчинском архиве «Именном списке персональных безвозвратных потерь личного состава Авиационной эскадрилии Управления ВВС ВМФ - 65-го транспортного полка специального назначения при Главном Управлении ВВС ВМФ» под номером «7» за 1944 год числится авиационный моторист этого полка сержант Николай Николаевич Мухин. Призванный на срочную службу в мае 1941 года, он 23 августа 1944-го «жизнь покончил самоубийством» и, согласно последней записи в этом «Именном списке…», был похоронен именно на Измайловском кладбище. Очевидно, что его могила была утрачена ещё в 1950-х годах, когда большая часть территории этого сельского кладбища пошла под новую городскую, многоэтажную жилую застройку Измайлова. Мы можем с уверенностью предполагать это, так как ныне не существует именно восточной, дальней от храма части кладбища, где и мог быть похоронен этот самоубийца…
…В ходе полного обследования территории Измайловского кладбища в мае – июне 2009 года нами были локализованы ещё четыре захоронения лиц, имевших при жизни отношение к авиации. Перечислим их в алфавитном порядке:
Буряков Михаил Иванович (21.11.1903 – 26.04.1956) – инженер-полковник Инженерно-авиационной службы ВВС,
Кобылинский Юрий Николаевич (1936 – 1972) – на фото на памятнике – в форме лётчика в звании лейтенанта,
Мартынов Евгений Васильевич (12.02.1924 – 13.05.2005) – Герой Советского Союза, участник боевых действий Великой Отечественной войны в 1943 – 1945 годах, полковник в отставке,
Онопко Василий Ефимович (08.08.1927 – 12.10.1990) – на рисунке на камне с фото на памятнике – в форме старшего лейтенанта ВВС.
Такова «авиационная составляющая» Измайловского кладбища города Москвы. Как было показано, всего на нём в 1943 – 2005 годах было захоронено 19 военных авиаторов, что сделало Измайловское кладбище одной из составных частей Авиационного Некрополя Отечества.

Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала своего коллегу из Пушкина (Санкт-Петербург) Сергея Щербинина.

Окончани материала следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемые коллеги!
С рядом иллюстративных материалов по данной теме вы сможете ознакомиться вот по этим Интернет-ссылкам:
Любительская фотография Измайловского кладбища в 1957 году - http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xu/
Общий вид «Воинской площадки» Измайловского кладбища - http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xB/
Памятник экипажу Ли-2 - http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xF/
Штурман Ли-2 капитан Д.Е.Логошин - http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1y4/
Вид грани памятника погибшим авиаторам с нанесёнными на ней именами двух других захороненных на Измайловском кладбище военнослужащих - http://shot.qip.ru/00cpVT-3lRCWJ1xG/
Общий вид памятника экипажу МиГ-15УТИ - http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xL/
Фотографии погибших лётчиков МиГ-15УТИ –
http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xO/
http://shot.qip.ru/00cpVT-1lRCWJ1xP/
Послевоенные захоронения авиаторов на Измайловском кладбище –
http://shot.qip.ru/00cpVT-1lRCWJ1xR/
http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xS/
http://shot.qip.ru/00cpVT-2lRCWJ1xT/
http://shot.qip.ru/00cpVT-4lRCWJ1xU/
Этот же материал со вставками иллюстраций в текст размещён мной на Международном Военном Форуме вот здесь - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000044-000-0-0#007
С уважением – К.Б.Стрельбицкий

Nick-69:
Уважаемый Константин Борисович! А что известно о самом аэродроме? В районе каких нынешних улиц Москвы он располагался, какая ВПП имелась, сохранилось ли что-нибудь из построек служб?

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемый Роман Михайлович!
На Ваши вопросы отвечу здесь кратко - не только потому, что они выходят за рамки данной темы нашего Форума, но ещё и потому, что в перспективе планирую отдельную Интернет-публикацию специально по истории Измайловского аэродрома.
Как я уже написал выше, как Центральный аэродром ВМФ он существовал в 1942 - 1959 годах. До войны он являлся учебным аэродромом Осоавиахима с травяным полем, но в ходе войны на нём была сделана ВПП из стандартных шестиугольных плит (ими до сих пор вымощена площадка перед универмагом "Первомайский"). Полоса шла от нынешнего Щёлковского автовозала в район пересечения Сиреневого бульвара с 16-й Парковой улицей. Из аэродромных построек до сих сохранились два здания - штаба (2-х этажное, надстроенное на 2 этажа и превращённое в жилой дом) на 16-й Парковой и стандартной солдатской казармы на Чусовой улице (недалеко от Щёлковского шоссе). Некоторое время назад было снесено здание обслуживавшего аэродром флотского стройбата в конце Сиреневого бульвара.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница