VII-Несокрушимая и легендарная > 47-я гвардейская стрелковая Нижнеднепровская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия/бывшая 154 сд (I ф)

Боевые эпизоды.

(1/4) > >>

Михаил Матвиенко:
1.   РОЖДЕНИЕ ДИВИЗИИ.
В июне 1940 года по приказу Народного Комиссара Обороны СССР в г.Ульяновске начала формироваться 154-я стрелковая дивизия.
Формирование было возложено на генерал-майора Фоканова Якова Степановича, полкового комиссара Алферова Николая Ивановича и полковника Фейгина Алексея Леонидовича (с 20.09.1940г).
Дивизия формировалась в составе: 437,473 и 510 стрелковых полков; 571 легко-артиллерийского и 580-го гаубичного артиллерийского полков; 239 ОРБ, 292 ОБС,
212 ОСБ, 143 ОПТД, 278 ОЗАД, 183 ОМСБ и 200 автороты.
Части 154 СД дислоцировались и формировались в гор. Ульяновске, а 510 СП в гор. Инза.
В командование основными частями вступили:
437 СП - подполковник Садов Павел Алексеевич, бат.комиссар Коршунов;
473 СП - полковник Бородин А.М., ст.политрук Муравьев;
510 СП - майор Карамушко Н.П., бат.комиссар Максименко
571 ЛАП майор Добринский, бат.комиссар Якимов;
580 ГАП майор Долгополов, бат.комиссар Борисов.

В течении полутора месяцев дивизия в основном формировала свои кадры, призвала приписной состав и вышла в лагерь для проведения учебного сбора. Кипела наряженная боевая учеба. Горячо соревновались между собой полки, батальоны, роты, бойцы и командиры. Каждый хотел войти по окончании сбора в город  в голове колонны дивизии. Невзирая на молодость дивизии, ее успех в боевой учебе, со всей большевистской жесткостью, поверял Военный Совет ПРИВо. Дивизия была признана крепкой и удовлетворительно подготовленной. В лучшую сторону по сколоченности, огневой и тактической подготовке выделился 437 СП и 212 ОСБ.
Зима 1940-41 гг. шла в напряженной зимней учебе - выполнении боевых задач, поставленных Маршалом Советского Союза т.ТИМОШЕНКО. За полгода части сумели подготовить основные кадры нач.состава всех категорий и сколотить их для предстоящей летней учебы.
В первых числах мая дивизия, призвав свой приписной состав, вышла па свой второй  лагерный сбор.

     В 1941 году дивизия произвела приписку прекрасных по своему составу бойцов и командиров. Около 40% из них были участниками боёв на Хасане, Халгин-Голе и Советско-финской воине. Среди них  большое количество орденоносцев.

Михаил Матвиенко:
2.  ВОЙНА НАЧАЛАСЬ.В разгара учебы – в первой половине июня международная обстановка настолько обострилась, что разрядки ее следовало ожидать. Командование, парторганизации усилили нажим на учебу, на мобилизационную готовность.
     10-14 июня в порядке поверочной мобилизации части почти полностью развернулись и 15.6, погрузившись в эшелоны, уже как участники железнодорожных , военно-мобилизационных маневров были переброшены к ст. Конотоп.
     К исходу 19.6  вся дивизия сосредоточилась в Батуринском лагере и на новом месте немедленно развернула боевую учебу.
22.6.41 года по радио дивизия узнала о коварном нападении фашистских полчищ на нашу Советскую Страну, на нашу любимую Родину.
В дивизию прибывает новый начштадив – подполковник Агевнин Михаил Константинович.
К исходу 25.6.41 г. дивизия получила приказ Командарма-21 форсированным маршем выйти в район Гомеля, подготовить и оборонять вторую оборонительную полосу по восточному берегу реки Сож на участке Ново-Белица, Скиток и с юга Скиток, Климовка, Зябровка.
Дивизия следовала по маршруту: Батурин, Мариенталь, В.Устье, Соснина, Бова, Александровка, Щорс, Городия, Добрянка, Ново-Белица. При переправе через реку Десна у В.Устье и Пекарево дивизия подверглась налету авиации противника и получила первое боевое крещение с воздуха.
29.6.- 2.7 дивизия, выполняя приказ Командарма-21, производит оборонительные работы по восточному берегу р.Сож, занимает оборону и выделяет лучшую часть своего личного состава, автоматическое оружие, противотанковый средства, автотранспорт в отдельные отряды генерал-майора Судакова для действия из района Речица на Шацилки, Озаричи и западнее Калиновичи по р. Птичь. Всего из состава дивизии было выделено 800 человек личного состава, 4 полковых, 12 батальонных пушек, 20 станковых, 40 ручных пулеметов, 3 бронемашины, 2 танкетки и 50 автомашин.
     Эти отряды, разведывая противника и встречая его развед/ органы и мелкие части, уничтожили до 17 бронемашин и танкеток противника, свыше 50 автомашин и до 300 чел. солдат и офицеров противника. Небольшие остатки этих отрядов возвратились в состав дивизии в первых числах августа.
2.7 дивизия получила приказ Командарма-21 срочно выдвинуться в район Речица и, произведя оборонительные работы по восточному  берегу р. Днепр, оборонять участок Береговая Слобода - Речица. Дивизия была усилена 110 стрелковым полком под командой майора Реймер Константина Андреевича и 53 арт.полком под командой полковника Новицкого.
     5 – 8 июля дивизия организационно переподчиняется командиру 66-го ск, приданные 110 сп и 53 ап (36 лап из состава 53 сд) получают самостоятельную задачу, а дивизии для обороны нарезается участок Смычек, Черная. Штадив – Барвеновка.
     8.7 приказом Командарма-21 дивизия из состава 66 ск передается в 63 ск и получает задачу сменить 117 сд на участке Цупер, Солоное.
     В течение 8-9.7 дивизия формированным маршем выходит в район Жлобин по маршруту: Бервеновка, Чеботовичи, Недойка, Скепня, Четверни, Колыбовка, Луговая Вирня и в ночь на 10.7 сменяет части 117 сд.
     На усиление дивизии прибывает 5-й мин.бат /120 мм/ и тяжелый арт.полк 63 ск 318 гап БМ.
     В промежуток времени до 12.7 разведчасти дивизии, ведя разведку, вошли в соприкосновение с передовыми частями фашистов.

Михаил Матвиенко:
3. Бой за Жлобин.
12.7 дивизия полупила приказ от командира 63 СК к исходу 13.7 овладеть районом Жлобин и самим городом,  14.7 сосредоточиться в районе Поболово, Сеножатки,
Кр. Берег для дальнейшего наступления на Бобруйск  в целях выхода во фланг и тыл Бобруйской группировки противника и локализации его наступления на линии р. Днепр.
Одновременно с дивизией и правее ее наступала на Рогачев 61-я сд и левее 110 сп, действовавший самостоятельно, с задачей занять Мормаль.  66 СК имел задачу наступать из района Калиновичи на Бобруйск, т.е. с Юга на Север.
Таким образом, удар на Бобруйск был организован  концентрически. Для ликвидации наметившегося прорыва немцев и переправы их на восток в районе Быхов, Могилев вдоль р. Днепр на север от Рогачев развивал наступление 67 ск.
154 СД в течение ночи 13.7 к 1.00 сосредоточилась для наступления на Жлобин, выйдя:
510 СП в район Лебедевка / сев Жлобин/,
437 СП к району железнодорожных Жлобинских мостов.
     Дивизионной разведкой было установлено, что все переправы  через Днепр взорваны.
Под личным руководством командования дивизии над восстановлением жел.дор. моста работал 212 ОСБ и 2/437 СП.
К утру из подручных материалов был восстановлен взорванный пролет железнодорожного моста и под прикрытием разведки начал переправу 437 СП. Одновременно по уцелевшим после взрыва верхним креплениям моста в районе Лебедевка переправились стрелковые подразделения 510 СП.
Город Жлобин, частично сожженный и разрушенный арт. авиа/огнем, по внешней видимости был немцами оставлен. Однако, организованная разведка и тщательное «прочесывание» города установили: немцы приготовили ловушку. На западной окраине  города они из ряда кольцевых жел.дор. насыпей и двух жел.дор. депо, а также водонапорных башен и каменных зданий создали целую сеть ДЗОТов,  ДОТ и организовали развитую систему обороны. Вместе с этим во многих домах рассадили автоматчиков - /кукушек/.
Немцы рассчитывали, что части дивизии без мер боевого обеспечения войдут в город, и они, заманив их глубоко в город, быстро расправятся с ними.
     К 3.00 4-я рота под командованием лейтенанта Шарафутдинова, в последствии награжденного за эту операцию орденом "Красное Знамя",  установила наличие организованной обороны в районе северного Жлобинского депо.
Разведав направление огня, лейтенант Шарафутдинов огнём пулеметов нейтрализовал активность соседних наружных огневых точек и перешел ротой в атаку на северное депо. Атака увенчалась успехом. Немцы дважды контратаковали 4-ю роту, пытаясь отбить депо, но там уже отлично устроились два расчета ручных пулеметов и  поливали огнем взаимодействовавшие ранее с депо огневые точки противника, расположенные за насыпью 1-го жел.дор. кольца. Немцы открыли шквальный огонь минометов. Капитан Баталов при поддержке минометов своего батальона вел уже напряженный бой за захват западной окраины  города, которая обеспечила бы развертывание 1/571 лап под командованием лейтенанта Исаева.
Лейтенант Исаев, посланный командиром дивизии в 437 сп, на галопе, грохоча орудиями, мчался к огневым позициям, и с ходу развернул дивизион. Баталовцы получили возможность сблизиться на дистанцию атаки, но прижатые огнем пулеметов из зданий, занимавших фланкирующее положение, зарылись в землю.
Одновременно с прочесыванием северной половины города баталовцами однотипную задачу выполнял 1/437 СП под командой капитана Васильева. Он на 50-60 минут позднее Баталова подошел к подобной же системе обороны в районе южного Жлобинского жел.дор. депо и с ходу вступил в бой. 3/437 СП во главе со ст.лейтенантом Гусевым в бой не был введен и сосредоточился на левом фланге полка, т.е. за батальоном Васильева. Обстановка так складывалась, что напрашивался маневр вторым эшелонам на левом фланге полка.
Одновременно с началом боя в самом городе  ввязался в упорный бой и 510 СП, успешно переправившийся в районе Лебедевка.
Если бой 437 СП осложнялся своеобразными условиями города, то 510 СП вынужден был вести его на открытой местности, почти не имевшей никаких складок.
     Налётом с ходу 2-мя батальонами командир 510 СП майор Карамушко разгромил около двух рот немцев в Лебедевка и с достаточным успехом начал преследовать отходящего врага на запад. Но, достигнув жел.дор. полотна Жлобин –Могилев, вошел в соприкосновение с организованной системой обороны и начал подготовку к ее прорыву.
     Через несколько часов это ему на одном из участков удалось сделать и, цепляясь за каждую пядь земли, немцы начали отход.
     К исходу дня 13.7 дивизия двумя полками продолжала тяжелый наступательный бой, в полном смысле этого слова, выковыривая штыком и гранатой, расстрелом в упор засевших в блиндажах и домах немцев. Медленно, но уверенно подразделения двух полков вгрызались в оборону фашистов, разрушая его огневую систему, изолируя и уничтожая опорные пункты и отдельные огневые точки.

Михаил Матвиенко:
4. Комсомолец Ерохин.Успех в преодолении сопротивления фашистской обороны на одном из направлений наступления батальона БАТАЛОВА стал тормозиться хорошо организованней огневой системой. Нарушить эту систему представлялось возможным только путем проникновения в тыл противника. Эту задачу капитан Баталов возложил на взвод мл. лейтенанта Ерохина Александра Ефимовича, члена ВЛКСМ, выдержанного и старательного командира.
 Под самым носом у противника, переползая по-пластунски, взвод ЕРОХИНА перебрался через жел. дор. Насыпь в тыл огневым точкам противника, расположенным по крутым скатам насыпи, и всем огнем взвода обрушился на врага. В рукопашную схватку взвод перейти не смог, так как был прижат жесточайшим огнем противника. Но появление взвода в тылу обеспечило батальону БАТАЛОВА успешную атаку опорного пункта на первом жел. дор. кольце.
Когда батальон соединился со взводом Ерохина,  он был уже мертв. Оказалось, что, услышав атаку баталовцев, Ерохин с группой хороших стрелков и с РПД в руках забрался в самую гущу боевого порядка немецкого опорного пункта и отвлек на себя большую  часть огневых средств. Ерохин  метко вел огонь из ручного пулемета и уничтожил несколько десятков фашистов. Пуля врага в горячем бою оборвала жизнь замечательного патриота.
     Через несколько дней Правительство оценило заслуги  тов.Ерохина  и наградило его орденом  ЛЕНИНА.




Михаил Матвиенко:
5. ВЫКУРИЛИ НЕМЦЕВ.
С наступлением ночи бой притих, обе стороны приводили себя в порядок. Разведка 437 СП все время держала немцев в напряжении, и они, ошеломленные ударом в городе, нервничали, открывали беспорядочную стрельбу, бороздили небо ракетами разных цветов.
     С рассветом атака возобновилась. Взвод танков 239 ОРБ пошел в атаку с 1/437 СП. Они вырываются вперед и, круша огнем и гусеницами немцев, прокладывает дорогу стрелкам Васильева и Баталова. Немца подтягивают орудие ПТО, и наша славные танкисты гибнут вместе с танками от огня противника. Однако немцы продолжают оказывать сопротивление.
     Отойдя от жел. дор. насыпей, они, выбитые из домов, депо и птицефермы, засели в высокой ржи. Создалось напряженное положение. Немцев не видно, но огонь из ржи ведут губительный. За полтора-два часа боя 14.7 оказалось потерь больше чек за весь день 13.7. Командование 437 СП приняло решение: поджечь рожь на корню и огнем выкурить немцев из нового логова. Много хлеба не сожгли, но фашисты, смекнув в чем дело, начали поспешный отход .
     Батальон Баталова  после поджога ржи небольшой лощиной, прикрываясь дымом, вышел на северо-восточную окраину  д. Новики и , создав угрозу флангу отходящим немцам, обеспечил полку к исходу дня 14.7 возможность овладеть населенными пунктами Вездебуж, Ново-Александровка, Макаренко, Новики.
Подошедший 473 СП был переправлен  через Днепр и стал следовать за левым флангом 437 СП в готовности к развертыванию.
     510 СП в ходе ожесточенных схваток овладел Белица и начал осаду- штурм Торфозавода.
Таким образом, к исходу 14.7  Жлобин с прилегающими к нему пригородными деревнями и поселками был очищен от фашистской мрази. В этих боях было взято большое количество трофеев: до 20 орудий разных систем, десятка два с половиной машин, много повозок, лошадей, 5 танков, огнеприпасы, пулеметы, винтовки, кабель, продфураж и прочее военное имущество. Кроме того, было собрано большое количество отечественного военного имущества. Так, например, 437 СП сумел за счет собранного имущества восстановить  всю полковую и батальонную артиллерию и даже создал дополнительный огневой взвод 76 м/м орудий.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница