VII-Несокрушимая и легендарная > 6-я ударная авиагруппа

Черный Николай Александрович сбит 09.05.1942 над оз. Велье Новгородской области

(1/4) > >>

АПО Память:
Внук перевез в Калининград останки своего предка, погибшего под Новгородомhttps://www.spb.kp.ru/daily/26234.4/3116369/
22.05.2014Накануне Дня Победы крупнейшие федеральные телеканалы вышли с сюжетами о находке, которую сделали поисковики в Новгородской области. На дне озера Велье был обнаружен советский бомбардировщик Пе-2 и останки летчика, который погиб в одном из ожесточенных воздушных боев Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что самолет упал в озеро 72 года назад, сохранились не только личные вещи одного из членов экипажа самолета, но и документы, по которым поисковики смогли определить бойца. Звали его Николай Черный. Выяснилось также, что бомбардировщик разбился ровно за три года до победы - 9 мая 1942 года. Родственники летчика, которых поисковики разыскали по социальным сетям, остались только в Калининграде. Они приняли решение перевезти останки и похоронить старшего сержанта Черного на мемориальном кладбище в поселке Медведевка. И вот здесь начались приключения, которые не закончились до сих пор.

72 ГОДА НА ДНЕ ОЗЕРА

Историю о том, как поднимали самолет со дна озера Велье, рассказал внук погибшего летчика, Дмитрий Черный, единственный из оставшихся близких родственников.

— Найти в земле - это одно, но когда на 12-метровую глубину опускаешь специальный захват (поисковики сами его придумали), его все время сносит течением. К тому же, самолет развалился, но Александр Морзунов, командир поискового отряда «Находка», как говорится, «закусился» – решил поднять все до конца и узнать через архивы все об экипаже самолета. Выяснили, что в самолете было три человека: два пилота и один стрелок-радист. В поднятых архивах нашли боевой листок, где было сказано, что стрелок-радист, мой дед, пропал без вести, а пилоты спаслись.

Информация о самолете была получена отрядом «Находка» от местных жителей еще осенью 2012 года, правда, ее необходимо было проверять, так как о валдайском озере Велье в народе и так сложено множество легенд.
Очевидцы, по словам Дмитрия, сообщали о деталях самолета, которые доставали водолазы еще в 90-е годы, но оставленным на берегу фрагментам суждено было пролежать недолго – местные жители оперативно прибрали их к рукам и сдали на металлолом. В апреле прошлого года предполагаемое место падения самолета поисковики обнаружили с помощью эхолота, вскоре из-под воды извлекли часть шасси и хвоста машины, а командиру поискового отряда Морзунову «кошкой» удалось зацепить овчинную цигейку, фрагменты свитера и ремень. После некоторых манипуляций со дна озера достали части парашютной системы, меховую куртку летчика и гимнастерку, в застегнутом кармане которой лежало удостоверение и бумаги, сообщающие о времени вылета с аэродрома. На удостоверении в графе «подпись» черными чернилами, которые за десятки лет не смогла смыть вода, стояла фамилия «Черный».

ПРИШЛОСЬ ПИСАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ

Как только внук героя узнал про своего без вести пропавшего родственника, он обратился в областное правительство с просьбой помочь транспортировать останки деда в Калининград. Чиновники ему ответили не сразу, но в итоге посоветовали купить билеты на самолет и заказать недорогую гостиницу, правда, как везти тяжелый ящик в аэропорт и загружать его в самолет, никто не подсказал. В итоге, Дмитрий с другом Виталием Царевым решил ехать в Новгород на машине.

— Я сначала отправил письмо губернатору, - вспоминает о бюрократических тонкостях подготовки поездки Дмитрий, - причем, и электронное, и по почте. Но ответа не было. Потом, восьмого апреля я написал президенту, тогда уже местные чиновники засуетились и начали мне звонить, назначили встречу. В итоге, больше помогли друзья и новгородская сторона. Местный бюджет выделил нам на поездку пять тысяч рублей, а поисковики за два дня собрали десять. Мы хотели все успеть к 9 мая, тем более гибель деда приходилась на этот день. Но не успели, так как все очень медленно шло и тяжело давалось из-за бюрократической волокиты.

ГРОБ СТОИТ В КВАРТИРЕ С 9 МАЯ

Дмитрий до сих пор не может понять, почему местное правительство совершенно равнодушно отнеслось к его проблеме. Казалось бы, случай уникальный, к тому же все проходило как раз перед главным патриотическим праздником страны. При этом Дмитрий Чернов оказался первым калининградцем, перевезшим прах своего родственника, участвовавшего в Великой Отечественной войне, на бывшую немецкую землю.

— Зато на границе у нас все прошло очень гладко, так как новгородцы подготовили отличные сопроводительные документы. Белорусы нас пропустили очень быстро, а литовцы еще быстрее, что нам было удивительно в свете последних событий. Думал, что они нас трясти начнут. Девятого мая, - вот опять совпадение, - мы приехали домой.

С праздника Победы ящик с останками летчика Черного стоит прямо в квартире Дмитрия. Его жена и сын уже начали привыкать к такому соседству. Министр социальной политики Калининградской области Анжелика Майстер, по его словам, пообещала уладить вопрос с погребением до конца мая.

АПО Память:
Из архива поиска:

Цитировать>>>>...
Данные о самолете искались долго и, казалось, безуспешно. В ЦАМО РФ были проверены все сохранившиеся документы авиачастей Северо-Западного фронта. Вдоль и поперек исследованы данные вылетов и потерь бомбардировочной и разведывательной авиации за 1941-43 гг., установлены подавляющие большинство номеров самолетов, моторов и персональные данные летного состава. Однако, самолет Пе-2 с номерами 6/60 или 13/12, найденными после многократных манипуляций с "кошкой" на двух обломках самолета в течение сезона 2013 г., так и не "прозвучал" ни в одном из боевых документов авиации фронта. Детали с разными сериями и номерами самолетов, поднятые с илистого дна с 11-метровой глубины, фактически вносили лишь путаницу, хотя, конечно, в любом другом случае могли стать и ключом к разгадке тайны гибели Пе-2. На всякий случай все подробности исследованных документов были подробно законспектированы, включая имена экипажей, даты невозвращения с боевых заданий, номера самолетов и моторов и районы возможной гибели экипажей.
Большой коллектив поисковиков, включавших водолазов из Великого Новгорода под руководством А. Степанова и членов поискового отряда "Находка" (командир А. Морзунов), собрался 25-26 января 2014 г. на льду озера Велье точно над местом гибели бомбардировщика. Неоднократные погружения водолазов позволили поднять со дна обломки, самыми крупными из которых были кислородный баллон и дюралевые детали обшивки. Во второй день в крайнее погружение удалось поднять рулон широкоформатной фотопленки (без эмульсии), который позволил предположить о том, что самолет принадлежал 72-му пикирующему бомбардировочному авиаполку (пбап). Водолазам в этот же день также удалось найти на дне парашютную сумку, в кармашке которой лежала свернутая записка. На ней после разворачивания записки и высыхания удалось прочесть даты переукладки парашюта (08.01.42, 09.02.42, 09.03.42). Первые две переукладки исполнил боец Ковтун.
Овчинная цигейка, куски свитера, расстегнутый командирский ремень, стропы парашютной системы, найденные 6 января 2014 г. А. Морзуновым с помощью "кошки" до погружений водолазов, свидетельствовали о времени падения самолета в зимне-весеннее время. Большая глубина (свыше 11 метров), слой ила примерно в 1,5 метра, нулевая видимость не позволяли применить архелогические методы с использованием гидроразмыва или послойного отбора материала. Ресурсов для проведения масштабных и длительных работ с применением кессонов тем более не имелось. Поисковиками "Находки" был изготовлен грейферный захват, который погружался на электролебедке с помощью построенной вышки, оборудованной салазками. Первые же погружения грейфера привели к подъему парашютной системы (стропы, ткань), кусков масляного радиатора и обломков дюраля. Спустилась ночь, работу пришлось отложить на следующий воскресный день. Утром Виктор Белов приладил к грейферу сетку-рабицу, с помощью которой удалось неоднократно захватить и поднять наверх даже самые мелкие вещи, а также останки стрелка-радиста (как выяснилось позже). Следующая попытка использования грейфера привела к подъему наверх основной части меховой куртки и гимнастерки воина, в которых также были останки воина. В застегнутом кармане обнаружили сложенный вдвое комок картона и маникюрные ножницы, а на петлицах воротника ярко алели малиновые треугольники старшего сержанта. Комок оказался удостоверением личности погибшего солдата. Разворачивание его после оперативного возвращения в место базирования отряда "Находка" наконец-то дало фамилию владельца: в графе "Подпись владельца удостоверения" четко значилось тушью "Н. Черный". В удостоверении имелось и фото бойца, однако, эмульсия вымылась водой и временем.
Обращение к конспекту архивных документов, а также консультация известного специалиста по ВВС И. Прокофьева привели к однозначному определению воина и обстоятельств гибели самолета. В оперативной сводке 72-го пбап упомянута боевая потеря Пе-2 (номера самолета и моторов не указаны), которая произошла 9 мая 1942 г. в районе озера Велье в составе экипажа лейтенанта Мишина, ст. лейтенанта Галушкина, ст. сержанта Черного, причем первые двое остались живы, а погиб только воздушный стрелок-радист. Причина падения самолета осталась неизвестной. В других исследованных архивных документах упоминаний этой боевой потери нет.
Полные данные воина: Черный Николай Александрович, 1916 г.р., уроженец Орловской (ныне Брянской) области, г. Клинцы, призван Мглинским РВК, старший сержант 72 пбап.
Поиск, в котором было задействовано больше количество людей, благополучно завершился. Есть надежда на отыскание родственников стрелка-радиста, в чем неоценимой, без сомнения, может стать поддержка наших неравнодушных людей.<<<<http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=35515

АПО Память:

https://www.spb.kp.ru/daily/26234.4/3116369/

АПО Память:

Цитировать>>>>От себя добавлю, что участники того вылета 9 мая 1942 года летчик самолета Мишин и штурман Галушкин погибли позже...

летчик 72 сбап 241 бад 6 ВА лейтенант Мишин Иван Александрович, 1918 г.р., погиб при катастрофе самолета Пе-2 № 8\13 (01.07.42г.) 02.07.42г., возвращаясь с боевого задания на подбитом ЗА пр-ка самолете, упал в р-не 8 км западнее Кузнецово (упал в р-не 6-7 км запад.Шикино (Шихино), похоронен на кл-ще д.Перхово Удомлевского р-на Калининской области


штурман 72-го орап 6 ВА капитан Галушкин Павел Кузьмич, 1914 г.р., не вернулся с боевого задания 6 декабря 1942 года на самолете Пе-2...<<<<http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=35515#p257334Цитировать>>>>Поправка по Галушкину... после вылета 6 декабря 1942 года попал в плен в тяжелом состоянии, в плену потерял ногу, удалось бежать... вернулся в полк и воевал до конца войны в составе полка! Вот такая история!
С уважением,
И.Г. Прокофьев.<<<<http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=35515#p257368

АПО Память:
Цитировать>>>>Здравствуйте!
Позвонила в Шумаровское сельское поселение.
Пока нашли только вот что:
Черный Кузьма АКСЕНОВИЧ 1895 г.р.
Черная Марфа Гавриловна 1898 г.р. - жена
Черный Егор Кузьмич 1922 г.р. - сын В ОБД не нашла
Черный Стефан Кузьмич 1924 г.р. - сын В Обд не нашла
Черный Иван Кузьмич 1941 г.р. - сын
Черный Михаил Кузьмич - сын
Из возможных родственников только Емельяненко Анна Стефановна 1930 г.р., Кузьма Аксенович брат её бабушки. Анна Стефановна сейчас в больнице, но обещали с ней поговорить.
С уважением, Лариса Алексеевна<<<<http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=35515#p257789

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница