Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Судьба ДБ-3ф 42-го дбап в небе над Боровском  (Прочитано 3593 раз)

Евгений Стасенко

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
17 октября 1941 г. с аэродрома "Ярославль" вылетели 10 самолётов ДБ-3ф 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка и взяли курс на Лотошино-Воробьёво. Через 1 час 10 минут они отбомбились по танковой колонне. Семь самолётов развернулись на обратный курс, а звено капитана Улюшкина продолжило разведывательный полёт в район Бородино-Боровск. Все три экипажа на свой аэродром не вернулись. Из немецких источников стало известно, что в этот день летчики авиаэскадрильи 9./JG51 на Мессершмиттах-Bf109 в 14:03 и 14:05 (по немецкому времени) сбили три самолёта ДБ-3ф. Вероятно, самолёты были сбиты близ Боровска. Погибли (по экипажам): зам. командира полка капитан В.В.Улюшкин, штурман полка мл. лейтенант Н.Е.Ровда, стрелок-радист сержант Л.А.Чернявский, воздушный стрелок сержант И.И.Марнов; летчик сержант Г.Н.Поляков, начальник ВАС лейтенант Т.И.Колесник, стрелок-радист мл. сержант Ф.А.Николаев, воздушный стрелок мл. сержант Г.А.Тасиц; летчик лейтенант В.Л.Яковлев, адъютант аэ мл. лейтенант М.П.Анюшин, стрелок-радист сержант Н.А.Зубенко, воздушный стрелок мл. сержант И.Е.Клевцов.
Теперь реалии.
1. Скорее всего, ДБ-3ф были сбиты в районе Ермолино, что недалеко от Боровска (Калужская область). Там был аэродром (он и сейчас есть, ДОСААФ), и именно на него базировалась эскадрилья 9./JG51. Однако точное место боя и падения самолётов так установить и не удалось. ЦАМО смог подтвердить лишь сам факт того, что полёт был и звено не вернулось. Все члены экипажей числятся пропавшими без вести.
2. Возле аэродром Ермолино есть братская могила лётчиков времён войны. Есть несколько имён, но захоронено намного больше (общее количество неизвестно). Пытался выяснить происхождение могилы через ветеранскую организацию Боровска и военкомат. Больше года назад послал запрос. До сих пор отвечают. Послал повторно - полный игнор.
Может быть, среди участников форума есть калужане, кто сможет помочь разобраться, кто похоронен в братской могиле и когда?
3. Возможно, поисковики, работавшие на земле в районе Боровска, находили части погибших ДБ-3ф, может быть, что-то слышали от старожилов?
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
По логике, район поиска обломков должен быть намного и намного шире по диаметру, чем "у Боровска". У Боровска это только в том случае, если сбитые самолёты, сразу вошли в неуправляемое пике. А если у лётчиков была возможность тянуть горящие машины к линии фронта!?
Записан

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 891
  • Борис Петрович
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

Евгений Стасенко

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
По логике, район поиска обломков должен быть намного и намного шире по диаметру, чем "у Боровска". У Боровска это только в том случае, если сбитые самолёты, сразу вошли в неуправляемое пике. А если у лётчиков была возможность тянуть горящие машины к линии фронта!?

Здравствуйте! Начну с огромного спасибо за ответ.
Дело в том, что помимо меня поиском этих самолётов уже несколько лет занимается внук стрелка-радиста экипажа Полякова сержанта Георгия Тасица Игорь. Он, как говорится, на этом зубы поломал. Так как Игорь человек "технический", то и в действиях его полный расчёт. К примеру, он рассчитал маршрут полёта звена капитана Юлюшкина:
"Расстояние по прямой от Ярославля до Лотошино – 300 км, самолёты  летели 70 мин, получается, что  средняя скорость самолётов была 260 км/час. Бомбы на цель были сброшены в 14:25 -14:30.

Немецкая эскадра сбила три ДБ-3 в 15:05 (московское время). Значит, что после бомбёжки звено ДБ-3 пролетело на юго-восток всего 30-35 мин, без бомб с  ветром юго-восточной четверти 7 м/сек.

Если предположить, что самолёты и далее летели с той же скоростью, как  до Лотошино (260 км/час), тогда за 30 минут они  могли пролететь 260х30/60=130км, а  за 35 минут 260х35/60=150 км.  Расстояние от Лотошино до Боровска 135 км.

Расчёт показывает, что самолёты были  сбиты на подлёте к Боровску  в 5-10 км северо-западнее города (первый крестик) или над самим  городом, либо  юго-восточнее Боровска (второй крестик). Это как раз на линии фронта на оккупированной территории".

Карту не могу привести, так как пока не понял, как загружаются фотографии.
Кроме того, Игорь Николаевич узнал, кто сбил ДБ-3ф. Привожу цитаты из его статьи:
"Сопоставляя советские и немецкие данные,  удалось установить, что звено капитана Улюшкина (3 самолета ДБ-3ф) 17 октября 1941 года сбили пилоты 9./JG51 (истребительная эскадра "Mölders") обер-фельдфебель Эдмунд Вагнер  и обер-лейтенант Гельмут Лохофф.
17 октября в  14:03 (по немецкому времени) Вагнер сбил два советских бомбардировщика ДБ-3. Это были его  41 и 42 победы.

Обер-фельдфебель Эдмунд Вагнер родился 5 декабря 1914 года.
Начал войну в Британии. С первых дней войны на Восточном фронте. Всего 56 побед. Только в течение октября 1941 г. он сбил 22 советских самолёта. Погиб Эдмунд Вагнер   13.11.1941 г., когда в районе г. Алексина (Тульская обл.) на малой высоте был сбит бортстрелком с одного из бомбардировщиков Пе-2. Его «Мессершмитт» почти сразу врезался в землю и взорвался.


17.11.1941 г. об.ф. Эдмунд Вагнер был посмертно награжден  Рыцарским Крестом.

Обер лейтенант Гельмут Лохофф  (oblt. Helmut Lohoff). 17.10.41 в 14:05 (по немецкому времени)  сбил бомбардировщик ДБ-3. Это была его 6-ая победа.

Гельмут Лохофф  родился в  1915 г.
Всего одержал  17  побед.  В Люфтваффе с 1936 года. Закончил  две лётные школы Wildpark-Werder и Berlin-Gatow. Начал службу в  IV./JG 132, после служил в 12 штаффеле (12./JG 51)  под командованием  легендарного Траутлофта.  Во время компании во Франции был лётчиком-инстуктором, в августе 1941 года переведён на Восточный фронт в эскадру 9./JG51.

11 февраля 1942 года в 10:30 шесть самолетов 9./JG51 вылетели на  патрулирование. В  11:00  группа  разошлась для  «свободной охоты», Гельмут был  ведущий пары. В  11:30  его пара "наткнулась" на 17 советских самолётов Пе-2.  В ходе боя он "выбил" из строя один Пе-2 и ушел за ним в пикирование. Когда он "добивал" пешку,  стрелок советского бомбардировщика  попал очередью в двигатель «Мессершмита».  Двигатель ВF-109  заклинило, и он совершил аварийную посадку на нашей территории,  попал в плен. Был освобождён 1949 году. Дальнейшая судьба не известна.

Далее Игорь пишет: "По моей просьбе был сделан запрос в Германию в Бундесархив с просьбой прислать  «абшуссмедлунг» – это опросник на бланке, которые заполняли пилоты Люфтваффе после боя.  Я надеялся, что, возможно, сохранился и мини-фильм этого боя, который позволил бы узнать  обстоятельства гибели самолётов.  Но в ответе  сообщили, что после войны все эти материалы были вывезены в США и разошлись по частным коллекциям".
Такая вот история.   
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Карту не могу привести, так как пока не понял, как загружаются фотографии.

Коллега, см. здесь - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=10635.0
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Евгений!
С большим интересом прочитал приведённую Вами информацию. Спасибо!
Глаз споткнулся на двух моментах:
1) "Если предположить, что самолёты и далее летели с той же скоростью..." и далее весь расчёт произведён именно из этого предположения. Данное предположение - дважды ошибочно, так как, во-первых (не беря во внимание марку самолёта), скорость машины с бомбовой нагрузкой заведомо меньше, чем без неё. Во-вторых, скорость полёта над вражеской территорией при возвращении на свой аэродром - столь же заведомо максимальная. Причины и того, и другого, надеюсь, очевидны, так что их здесь объяснять не надо.
2) "...«абшуссмедлунг» – это опросник на бланке, которые заполняли пилоты Люфтваффе после боя" - Уточню, что не просто после каждого воздушного боя, а именно после успешного, результативного. Об этом говорит и само название этого документа - буквально "Донесение о сбитии", по-немецки - Abschussmeldung, в русской транскрипции - "Абшуссмельдунг".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 19 Ноября 2012, 22:02:53 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Евгений Стасенко

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
Глаз споткнулся на двух моментах:
Уважаемый Константин Борисович! Это Вам - огромное спасибо, ибо в этом эпизоде как никогда нужно веское слово специалиста. Я же в авиации, увы, полный профан. Это - первое. Второе. Не хочу петь дифирамбы администрации и экспертам форума, однако он (форум) за полтора года моей поисковой работы (по сравнению с вами я - школяр) - одна из немногих организаций, где быстро и грамотно отвечают на запрос. А это значит, что здесь работают единомышленники, если хотите, - подвижники. Это, однако, лирика.
Естественно, все  приведённые Тасицем расчёты имеют погрешность. Тем не менее, мы знаем, откуда и куда летело звено ДБ-3ф, кто их атаковал и приблизительно где.
Боровск был взят немцами 16 октября. 17 октября они подошли к Наро-Фоминску. От Боровска до Нары по шоссе - 40 км. И, если брать за точку отсчёта боя всё-таки окрестности Боровска, у "ильюшиных" не было шансов дотянуть до своих.
Я понимаю, что ареал поиска велик, но, "кто, если не мы?" Отсюда надежда на то, что поиск даст результат.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »