Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Гречишников Василий Алексеевич, командир 2-й аэ  (Прочитано 104 раз)

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
Гречишников  Василий Алексеевич командир 2-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка



Очевидцы утверждают, что капитан Василий Алексеевич Гречишников мог вывести из боя свой горящий бомбардировщик и посадить его в поле, но он предпочел направить его на колонну фашистской военной техники, повторив тем самым подвиг Николая Гастелло.


В августе 1931 года Николаевская гражданская морская летная школа Осавиахима произвела очередной, третий выпуск специалистов в количестве тринадцати человек. В их числе был и девятнадцатилетний сын рабочего из Николаева Василий Гречишников. У Василия было еще пятеро братьев и сестра, и была ему, уличному задире и забияке, одна дорога - ФЗУ, да судостроительный завод, но... Над городом летали самолеты - легко и красиво, как птицы.


И Гречишников поступил в летную школу, находившуюся в то время на территории дачи №8 неподалеку от яхт-клуба. Затем была еще школа морских летчиков - в Ейске, после окончания которой Василий Алексеевич был направлен для дальнейшего прохождения воинской службы в Киевский военный округ.


Каждый год летчики выезжали в летние лагеря в белорусский городок Петриков. Многие из них связали судьбы с белорусскими девчатами.  Нашел там свою любовь и Василий Гречишников. Василий Алексеевич и Ксения Николаевна поженились через несколько лет после знакомства. Молодые супруги уехали в Ленинград, куда получил назначение глава семьи. «Мама очень рано вышла замуж, - рассказывает дочь Василия Алексеевича и Ксении Николаевны Валентина Васильевна Туманова. - Она была еще школьницей. Он приезжал летом на сборы в Петриков и ждал, когда она вырастет, а мама ничего об этом не знала. Когда она окончила школу и поступила в физкультурный техникум, отец сделал ей предложение, и она согласилась. После гибели отца мама замуж больше не вышла, осталась вдовой».


Дальнейшая военная судьба летчика была связана с Краснознаменным Балтийским флотом. Отсюда он ушел на Финскую войну, совершил более пятидесяти боевых вылетов. За участие в войне с белофиннами В. А. Гречишников награжден орденом Красного Знамени. Об этой войне говорят вскользь или стараются не вспоминать вообще, как и о том, что советские летчики бомбили Хельсинки....


Двадцать второе июня 1941 года застало Василия Алексеевича Гречишникова в Петрикове, где он с женой и детьми проводил отпуск. Срочной телеграммой его отозвали в часть, жена проводила его до станции, а сама с детьми осталась в городе, который вскоре был оккупирован фашистами...


К началу войны Василий Алексеевич был командиром 2-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 81-й бомбардировочной авиабригады. Боевое крещение полк получил утром двадцать четвертого июня при уничтожении немецкого боевого десанта севернее Либавы. Летчики делали по четыре-пять вылетов в день, находясь в воздухе до шести часов. Они валились с ног от недосыпания и усталости, но по первой же команде садились в самолеты. В один из таких полетов самолет Гречишникова был подбит, но пилоту удалось перетянуть через линию фронта и посадить самолет.


В конце июля сорок первого года было принято решение нанести бомбовый удар по Берлину. По приказу Ставки ВГК была создана авиагруппа особого назначения в составе двадцати экипажей. Командовал группой знаменитый летчик полковник Евгений Николаевич Преображенский, имя которого много лет носит наш 33-й Центр боевой подготовки в Лесках.


Капитан Гречишников был назначен командиром звена авиагруппы. Первый полет бьш во многом разведывательным, пробным, ведь лететь приходилось ночью над морем, где штурману очень тяжело ориентироваться. Ориентиры в море - острова Готланд и Борнхольм. Расстояние в оба конца - 1760 километров, в том числе 1400 километров над морем. Высота полета - около 7000 метров. Времени на полет при условии одного захода на цель требовалось в среднем около семи часов.


Восьмого августа в 21.00 самолеты взлетели с аэродрома Кагул на острове Сааремаа. Из тринадцати бомбардировщиков к Берлину прорвались пять, остальные отбомбились по Штеттину. Бомбардировка вызвала панику в Германии и недоумение в Англии. Войска ПВО вокруг Берлина приняли советские самолеты за свои, сбившиеся с курса, даже указали им аэродром посадки, а когда поняли ошибку, было уже поздно. На следующий день немцы сообщили, что английская авиация нанесла бомбовый удар по столице Германии, чем поставили в тупик англичан, ни сном, ни духом не ведавших об этом.


В последующие дни по Берлину было нанесено еще три бомбовых удара, а в общей сложности их было девять.


В этот период произошли события, едва не стоившие жизни экипажу Гречишникова. Верховный Главнокомандующий поинтересовался, какую бомбовую нагрузку несут наши бомбардировщики, летающие бомбить Берлин. Узнав, остался недоволен и предложил ее увеличить. Нарком ВМФ Кузнецов и командующий морской авиацией Жаворонков тщетно убеждали Сталина, что самолеты и их двигатели сильно изношены и повышенную бомбовую нагрузку не потянут. Вызванный в Кремль летчик-испытатель Коккинаки поддержал Сталина и пообещал на месте лично доказать, что самолет ДБ-3 сможет взлететь и долететь до Берлина с двумя бомбами ФАВ-500 или с одной бомбой ФАБ-1000 (пятьсот и тысяча килограммов). На Сааремаа экипажи капитана Гречишникова и старшего лейтенанта Богачева отрабатывали взлет с двумя подвешенными бомбами ФАВ-500. Подробно не буду на этом останавливаться, скажу лишь, что самолет Гречишникова упал при взлете и экипаж чудом остался жив, а самолет Богачева потерпел катастрофу. Все члены экипажа погибли. Но эксперименты прекратили только после того, как не смог взлететь и Коккинаки.


8 августа 1941 года наркомом обороны был подписан приказ №0265 «О поощрении участников бомбардировки Берлина», в котором, кроме благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по две тысячи рублей, а 13 августа 1941 года полковнику Преображенскому, капитанам Гречишникову, Ефремову, Плоткину и Хохлову было присвоено звание Героя Советского Союза.


В начале ноября того же года командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуц, члены Военного совета КБФ контр-адмирал Н.К.Смирнов и генерал-майор А.Д.Вербицкий приехали вручать правительственные награды. Капитан Гречишников не прибыл. Он погиб 24 октября 1941 года возле села Грузино, направив свой горящий самолет на колонну фашистской боевой техники. Вместе с ним погибли штурман эскадрильи старший лейтенант А.И. Власов, стрелок-радист лейтенант М.П. Семенков и воздушный стрелок сержант Н.А. Бурков.
Обстоятельства гибели экипажа капитана Гречишникова, как и место гибели, стали известны не сразу. Некоторые неясности остались и по сей день.


- Когда я встречался с однополчанами Василия Алексеевича, один из них плакал: «Вася полетел вместо меня, с моим экипажем», - рассказывает муж Валентины Васильевны Вадим Алексеевич Туманов. - Было серое туманное утро, видимость почти нулевая. Он  прилетел с задания в изрешеченном осколками самолете и доложил Преображенскому: «Товарищ командир, танки идут на Тихвин». Преображенский дал команду: «Дежурный экипаж, на взлет»! А Василий Алексеевич сказал: «Командир, они не найдут», и сел командиром с теми ребятами, с которыми и погиб.
Остается неясным, почему капитану Гастелло присвоили звание Героя Советского Союза, а капитану Гречишникову за такой же подвиг - нет. Не посчитали нужным, потому что он стал Героем Советского Союза всего лишь два месяца назад?


Долгое время не могли установить и место гибели экипажа. Совершенно случайно через много лет после войны пионеры села Грузино нашли фрагмент крыла самолета с номером, и уже по этому номеру определили место гибели самолета.


«Папа был веселым и добродушным. У меня осталось представление о нем, как о человеке в форме, - рассказывает Валентина Васильевна. - Как-то раз, когда я была маленькой, мы с дедушкой гуляли и встретили военных в морской форме. Я подбежала к одному из них, взяла его за руки и сказала; «Это мой папа»! А он говорит; «Да нет, девочка. У тебя нет отца, а у меня нет дочери, я не женат». «Девочка бредит отцом, - объяснил дедушка, - если можно, зайдите, пожалуйста, к нам, мы здесь недалеко живем». Мы пришли к нам домой, и я закричала: «Мама, папа нашелся»! Она выбежала и чуть в обморок не упала...


Он спросил: «А как фамилия вашего мужа»? - «Гречишников», - ответила мама. «Я читал статью о вашем муже. У меня и газета эта сохранилась». Он потом принес нам газету, в которой была статья под названием «Балтийский сокол». В статье действительно рассказывалось об отце.


Ксения Николаевна окончила торговую школу, работала по специальности, но со спортом не рассталась, много лет участвовала в соревнованиях по стрельбе. Валентина Васильевна с отличием окончила среднюю школу в Петрикове, затем институт в Гомеле. Преподавала русский язык. Когда после смерти родителей Ксении Николаевны встал вопрос о переезде в другой город, выбрали Николаев. Валентина Васильевна преподавала в пединституте им. Белинского в Николаеве, Ханое и Хошимине (Вьетнам). Награждена орденом Дружбы народов. Вышла замуж за офицера морской авиации Вадима Алексеевича Туманова. Их сын Вадим также был военным, демобилизовался из армии в звании майора. Память о Василии Алексеевиче Гречишникове в семье Тумановых священна.


Осталось сказать немного. В Грузино возле школы установлен обелиск, на котором высечены имена погибших летчиков. Именем Василия Гречишникова названа улица в селе. «Когда мы были в Грузино в 1975-м году, - вспоминает сын Валентины Васильевны Вадим Туманов-младший, - одним из моих самых ярких воспоминаний было то, что один из участков боя сохранили нетронутым, вдоль него водили экскурсии. Там остались простреленные дубы, траншеи, окопы, остатки боевых машин, еще что-то. Все сохранилось так, как было после боя».


Имя Гречишникова носят улица в Николаеве, на которой он родился, школы и корабль Балтийского пароходства. В Петрикове его считают своим земляком и гордятся тем, что Василий Алексеевич стал Героем Советского Союза. Балтийцы говорят, что он их Герой. Ленинградский поэт Всеволод Азаров написал поэму «Звезда Гречишникова», а писатель Григорий Мирошниченк] еще в 42-м году - повесть «Они бомбили Берлин». В Николаеве ежегодно проводится турнир по греко-римской борьбе памяти В. А. Гречишникова. с  недавних пор он стал международным.


Что еще мы можем сделать для погибших героев? Да просто не забывать, потому что человек жив до тех пор, пока жива память о нем.
http://novosti-n.mk.ua/analitic/read/?id=485

На рисунке из газеты «Красный Балтийский флот» - бомбардировка Берлина
http://novosti-n.mk.ua/analitic/download/?id=1797


Дочь Гречишникова Валентина Васильевна с сыном и мужем
http://novosti-n.mk.ua/analitic/download/?id=1796


Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

Akela2020

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 38
Привет всем!
Мне помнится я уже писал на этом форуме, что экипаж Гречишникова не совершал как это принято писать теперь наземного авиационного тарана. Увы! но это так. Ленинградские поисковики нашли обломки самолета в 800 м от дороги. Попытались достать их (особенно двигатели), но они "ушли" в землю на глубину 8 м. К тому же поисковики получили от одного товарища указивку, что на самолете могло находиться боевое ОВ.На самом деле самолет Гречишникова был снабжен не бомбами, а т.н. ХАРП-500 (химический авиационный разливной прибор). Однако с помощью другого товарища удалось узнать, что первые несколько образцов ХАРПа были снабжены термитными зарядами, предназначенными для уничтожения танков, что вполне логично (стоило ли поливать танки ОВ?). Однако пока дело на этом и застопорилось. Мирослав Морозов в своем многотомном труде по истории авиации КБФ пишет, что самолет Гречишникова ушел с креном в сторону от дороги и взорвался в воздухе, не дойдя до земли.В БД "Подвиг народа" по запросу о безвозвратных потерях 1-го МТАП про Гречишникова написано однослажно: "убит", и все. Вот все, что на сегодняшний день удалось накопать про экипаж Гречишникова.Таким образом, повторение т.н. "подвига капитана Гастелло" - это очердной миф советской пропаганды.Подвиг на самом деле был-это обычный вылет без сопровождения истребителей на бомбежку немецкой колонны в очень плохих погодных условиях (шел снег). Помните, как в фильме "Торпедоносцы" пели про  летчиков "обычные рабочие войны".
Будем и мы помнить вечно экипаж Гречишникова: Гречишников (командир), Семенков, Власов, Бураков. Вечная им память!
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 637
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Валентин Николаевич!
Мне, конечно, приятно, что Вы упоминаете в своём сообщении мои консультации поисковикам  - хотя бы и в такой форме: "...поисковики получили от одного товарища указивку, что на самолете могло находиться боевое ОВ.На самом деле самолет Гречишникова был снабжен не бомбами, а т.н. ХАРП-500 (химический авиационный разливной прибор)".
Но консультировал я всё-таки не лично Вас, поэтому Вы получили от тех поисковиков лишь вторичную и, очевидно, поэтому неполную информацию. И  когда Вы пишете - "Однако с помощью другого товарища удалось узнать, что первые несколько образцов ХАРПа были снабжены термитными зарядами, предназначенными для уничтожения танков, что вполне логично (стоило ли поливать танки ОВ?)" - , то Вы просто не в курсе, что дальше я писал тем поисковикам, не только о том, что в том полёте был утрачен один "ХАРП-500", но и о конкретных ОВ.
Поименованный Вами (в отличие от меня) уважаемый Мирослав Эдуардович Морозов этим эпизодом специально не занимался, и те документы, с которыми я работал по нему в бывшем АО ЦВМА в Москве, не изучал. Про судьбу же той машины и экипажа там было написано весьма немного, и, увы, никакого "огненного тарана" (так он правильно классифицируется) не упоминалось вообще. И здесь Вы правы - это "дело рук" уже послевоенной пропаганды.
По данному эпизоду "в связи со вновь выявившимися обстоятельствами" я консультировался со специалистами, которые рекомендовали мне посоветовать тем поисковикам на обломках данного самолёта не работать, да и вообще этот "неоднозначный" эпизод войны "с документами в руках" подробно и "во всеуслышание" не разбирать. Именно поэтому ещё в том, 2010-м, помнится, году, я тем поисковикам всё подробно сообщил не в теме нашего Форума, где они этим интересовались, а в "Личных сообщениях".
Про то, что тот "ХАРП" мог снаряжаться не ОВ, а "термитными зарядами" - информация для меня новая и, без сомнения логичная, так как мне лично было непонятно, как можно использовать ОВ из этого "выливного прибора" по танковой колонне, на бомбардировку/штурмовку которой вылетел Гречешников с товарищами - со вторым бомбардировщиком с обычной бомбовой нагрузкой и без истребительного прикрытия.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
П.С. Цитируемые вами строки (правильно - "ВОЗДУШНЫЕ рабочие войны") - из песни к фильму "Хроника пикирующего бомбардировщика", а в "Торпедоносцах" никакой песни не было - только "техническая" музыка. 
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »