Название: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 23 Февраля 2019, 22:56:35 Уважаемые коллеги!
Сегодня, 23 февраля - не только День защитника Отечества, но и Годовой праздник воинской (войсковой) части № 13736. Части, которой много лет уже не существует... Части, в которой я служил с мая 1984 года по февраль 1985-го... Являясь, таким образом, маленькой частичкой Истории в/ч 13736, я в последние минуты дня её 75-летия открываю эту тему. Которую я буду затем наполнять всеми имеющимися у меня материалами - текстовыми и иллюстративными - по её истории. С Юбилеем, в/ч 13736! С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 23 Февраля 2019, 23:34:10 Войсковая часть № 13736 (общие сведения)
Сформирована на основании приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР И.В.Сталина от 23.02.1944 как 89-й транспортный авиационный полк с включением в составе существующей 73-й авиационно-транспортной ордена Красной Звезды дивизии Военно-Воздушных Сил Красной Армии. В последующем 89 тап был передан из Военно-транспортной авиации ВВС СССР в Дальнюю авиацию и переформирован во 2-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилию. Как 2-я отдельная транспортная авиационная эскадрилия Дальней Авиации расформирована в 1997 году. Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 23 Февраля 2019, 23:43:00 Войсковая часть № 13736 (базирование).
Всю свою историю в/ч 13736 базировалась на аэродроме Остафьево (он же - аэродром Щербинка; ранее - территория Подольского района Московской области, ныне - территория города Москвы, Российская Федерация). В 1997 году предусматривался перевод 2 отаэ из Остафьево в Старую Руссу, но вместо этого в конце концов было принято решение о расформировании в/ч 13736. Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 23 Февраля 2019, 23:52:43 Войсковая часть № 13736 (материальная часть)
На оснащении части состояли военно-транспортные самолёты типов: Ли-2, Ту-4Т (транспортный вариант дальнего бомбардировщика Ту-4), Ил-14, Ан-12, Ан-24, Ан-26 в различных модификациях. Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 16 Ноября 2020, 23:31:59 Уважаемые коллеги!
В тему - эти две фотографии, имеющие непосредственное отношение к в/ч 13736. (https://i.ibb.co/QNYDMvg/1982.jpg) (https://ibb.co/SnVfBwj) На этом фото 1982 года - так называемая "Дальняя стоянка", на которую базировались "тяжёлые борта" нашей части - военно-транспортные самолёты Ан-12. У нас их было восемь - с бортовыми номерами от "31" до "38" жёлтого цвета с чёрной окантовкой. На фотографии слева направо - "32", "33", мой "35", "36", "37" и "38". Пустое место - это место стоянки самолёта "34", находившегося в то время, очевидно, в полёте или на регламентных работах в Технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). На фото нет самолёта "31" (его стоянка - за левым краем снимка), но вот его современное фото - в качестве экспоната музея авиации на территории 3119-й авиационной базы Дальней Авиации в Тамбове: (https://i.ibb.co/G3wLS5x/image.jpg) (https://ibb.co/Z1sPDML) Перелетевший сюда из Остафьево своим ходом, он полностью (за исключением всего 2 элементов) сохранил свою оригинальную окраску. С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 17 Ноября 2020, 13:58:22 Уважаемые коллеги!
Краткая справка по моему самолёту: Тактический военно-транспортный самолёт Ан-12. Модификация – Ан-12АП (модификация Ан-12А с 2 дополнительными топливными баками, установленными в подпольном отсеке фюзеляжа, в багажниках под полом грузовой кабины) Построен на Воронежском авиационном заводе (Завод № 64) в 1962 году. В дальнейшем, до 1993 года служил в составе 2-й отдельной транспортной эскадрилии Дальней Авиации (Войсковая часть № 13736). Единственный из самолётов эскадрилии, который имел собственное название (неофициальное) – «Ласточка» (после проведённой в 1984 – 1985 годах на Ферганском механическом заводе модернизации (доработки) ). Имел бортовое обозначение «35», цифры – жёлтого цвета, с чёрной окантовкой. С 1993 года находился на хранении в аэропорту Дягилево (Рязань). В 2001 году выставлен на торги Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Дальнейшая судьба точно не установлена: предположительно продан «по цене металла» и пошёл на слом, однако существует вероятность его фактической продажи под другим, фиктивным обозначением в Африку, одной из тамошних частных авиакомпаний. Других фотографий именно этого самолёта, кроме приведённой мной в предыдущем сообщении "коллективной", мне лично неизвестно. Выглядел он точно так же, как вот этот на рисунке (за исключением, разумеется, бортового номера): (https://i.ibb.co/FVP1nKj/4501-900.jpg) (https://ibb.co/8chwX0S) С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 23 Февраля 2023, 22:48:31 Уважаемые коллеги!
Сегодня, 23 февраля был день годового праздника в/ч 13736... "Был" потому, что уже четверть века, с 1998 года его официально не отмечают - в предшествующем ему году часть была расформирована... Этот праздник ныне помнят только немногочисленные уже ветераны 2-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии Дальней Авиации, в которой мне выпало служить в 1985 - 1986 годах. С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 25 Февраля 2024, 20:19:31 Уважаемые коллеги!
23.02.2024 исполнилось 80 лет со дня создания в/ч 13736. В бывшем подмосковном и бывшем авиационном гарнизоне Остафьево перед зданием тоже бывшего уже Гарнизонного Дома Офицеров по этому поводу состоялось торжественное построение ветераном части, 8-минутный любительский ролик о начале которого сейчас выложен в Сети, по Интернет-адресу https://www.youtube.com/watch?v=eENvGB85qjA В самом конце этой видеозаписи можно увидеть развёрнутую копию Боевого Знамени части с одним из полных её "действительных наименований" за 55-летнюю историю на полотнище - 2-я отдельная транспортная ордена Красного Знамени авиационная эскадрилия Дальней Авиации". Именно так она называлась тогда, когда мне выпала честь служить в её составе в 1985 - 1986 годах. С уважением - К.Б.Стрельбицкий П.С. 7-минутное продолжение про "официально неофициальную часть" :) см. здесь - https://www.youtube.com/watch?v=u3fj7imjD4o Название: Re: История в/ч 13736 Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 21 Марта 2024, 00:22:48 Уважаемые коллеги!
С помощью ИИ :) перевёл в текст выступление некого "бывшего политрабочего" из того, первого ролика, Интернет-ссылку на который привёл в предыдущем сообщении этой темы, затем "вычитал" полученный текст, убрал из него "всё лишнее", оставив одну только "историческую часть", которую и предлагаю ниже вашему вниманию: « … Войсковая часть № 13736 была сформирована на основании приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР Иосифа Виссарионовича Сталина от 22 февраля 1944 года как 89-й транспортный авиационный полк, с включением в состав существующей 35-й вспомогательной авиационной дивизии. Еще в августе 1943 года в дивизии была сформирована отдельная авиационная эскадрилия особого назначения Штаба Авиации Дальнего Действия, которая в январе – феврале 1944 года была реорганизована в 89-й транспортный авиационный полк. Командиром которого был назначен Герой Советского Союза (тогда еще не Герой) майор Капрэлян Рафаил Иванович. Задачами полка были переброска экипажей с баз на авиационные заводы, тренировка лётного состава, перегонка самолётов с Дальнего Востока, переброска запасных частей, моторов, оборудования в авиационные корпуса Авиации Дальнего Действия, перебазирование авиационных корпусов и другие специальные задания. Хочу напомнить кратко о нашем первом командире полка. Капрэлян Рафаил Иванович родился 5 мая 1909 года в городе Баку. Окончил Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота в 1932 году, затем – Батайскую школу пилотов ГВФ в 1934 году. С июня 1938 года – лётчик советско-китайского общества «Хамиата». С марта 1940 года – пилот Московского управления Гражданского Воздушного Флота. С 22 июня 1941 года – командир корабля Московской авиационной группы особого назначения, которая базировалась во Внуково. Был сбит в январе 1942 года и почти 8 месяцев, по август 1942 года находился на оккупированной территории, в лагере военнопленных в городе Николаев. Затем бежал, воевал в партизанском отряде до октября 1942 года (то есть около двух месяцев) и оттуда был вывезен на самолёте в Москву. С мая 1943 года – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия. С февраля 1944 года и по август 1945 года – командир 89-го транспортного авиационного полка. Вспомним всех наших командиров, разными руками руководивших полком, которые пользовались уважением и заслуженным авторитетом у личного состава авиаторов и жителей гарнизона. Это – Капрэлян Рафаил Иванович, полковник Бочкарёв, полковник Кощеев Евгений Матвеевич, полковник Мынто Фёдор Михайлович, полковник Кучерявый Александр Григорьевич, полковник Романов Василий Романович, полковник Черняк Юрий Матвеевич. Поучительна и достойна уважения и почитания судьба нашего ветерана из ветеранов, как можно сказать, полковника Гореева Рената Тимирзяновича, участника Великой Отечественной войны, военного штурмана 1-го класса, которому всего неделю назад, 15 февраля, исполнилось 98 лет. … Краткая историческая справка. 73-я вспомогательная ордена Красной Звезды авиационная дивизия (Войсковая часть № 21967) была создана в мае 1943 года в составе Авиации Дальнего Действия для перегонки самолетов с заводов в боевые части. После войны дислоцировалась в Подмосковье, на аэродроме «Остафьево». В январе 1949 года переименована в 226-ю вспомогательную авиационную дивизию и в мае 1959-го была расформирована. В составе дивизии изначально было три авиационных полка – 89-й, 104-й и 105-й, из которых 105-й был расформирован в мае 1946 года, 104-й – в мае 1959 года, вместе с дивизией, а 89-й стал отдельным и 30 сентября 1966 года переформирован во 2-ю отдельную транспортную ордена Красной Звезды эскадрилью. В начале 90-х транспортная эскадрилья снова стала полком, с наименованием 273-го отдельного транспортного авиационного Ордена Красного Звезды полка, а уже в 1997 году снова стала официально эскадрилией в составе базы (Войсковая часть № 10275). Полк, созданный в суровые годы войны, оставался востребованным в послевоенный период для решения задач освоения новой авиационной техники и обучения этому лётных экипажей Дальней Авиации в последующие, 50-е годы и далее». С уважением - К.Б.Стрельбицкий |