Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: "Полк, бывший первым во всём"  (Прочитано 3626 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #20 : 25 Июля 2022, 13:52:18 »
"Приложение к главам «Полк за дивизию», «Царь-бомба», «Воздушные рабочие «Холодной войны» » и «Смена специализации»

ОНИ ВОДИЛИ ВОЗДУШНЫЕ КОРАБЛИ ПЕРВОГО ПОЛКА
(Алфавитный список командиров кораблей 409-го тбап/409-го апсз в 1955 – 1991 годах)

По нашим оценкам, в период 1955 – 1991 годов должности командиров воздушных кораблей (сокращённо – «КК»; так же – командиры экипажей) 409-го тбап/409-го апсз поочерёдно занимало в целом порядка двух сотен пилотов Дальней Авиации. Работая над этой историей 409-го полка, её автору удалось частично (где-то примерно на пятую часть) восстановить их список. В алфавитном порядке он выглядит следующим образом:

Баженов И.
Барков
Беляев Виктор Иванович
Блохин Леонид Николаевич
Бондаренко Алексей Анатольевич
Бурукин Виктор Иванович
Варламов
Гончаров В.А.
Горшков Геннадий Дмитриевич
Гребенников Виктор Артемьевич
Данилов
Дурновцев Андрей Егорович
Ермаков Иван Тихонович
Ершов А.
Жёлобов
Зенченко Рафаэль Николаевич
Иванов
Ириневич Виктор Петрович
Иорганский Александр
Каниболотский К. 
Кондаков Валерий
Крамер К.К.
Кузнецов Анатолий Иванович
Минин/Михин/Лыхин (?)
Молодчий Александр Игнатьевич
Мочалкин
Плигин
Пономаренко В.В.
Романов А.Х.
Серба
Снежный
Соколов Геннадий Владимирович
Сорокин
Табашников Николай Иванович
Талалайко Анатолий Егорович
Тропынин Иосиф Андреевич
Фёдоров
Харитонов Николай Николаевич
Хмыльнин Н.Е.
Швидкий/Швыдкой (?) П.И.
Якубчик Виктор".
 

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #21 : 27 Июля 2022, 21:30:33 »
"Приложение к главе «Смена специализации»

«ВОЗДУШНЫЕ ТАНКЕРЫ» ПЕРВОГО ПОЛКА
(Самолёты «семейства» Ил-76/Ил-78, состоявшие на вооружении 409-го полка в 1986 – 2001 годах и их дальнейшая судьба)

В период 1986 – 2001 годов на вооружении 409-го полка советской Дальней Авиации (с 1992 года – «Військово-повітряніх Сил України») состояло 24 самолёта «семейства» Ил-76/Ил-78 – 23 собственно Ил-78 и его модификаций М и МП, а так же один Ил-76МД. Ниже нами будут приведены краткие справочные данные по всем этим самолётам, причём в справке по каждому из них указываются полный и «сокращённый» бортовые номера данной машины в 409-м полку, её советское регистрационное обозначение, заводской и серийный номера, украинские (с 1992 года) номер и регистрационное обозначение, а так же дальнейшая её судьба после 1992 года и до настоящего времени. Перечисление самолётов ведётся нами ниже в порядке возрастания их «сокращённых» бортовых номеров, по которым они именовались в 409-м полку изначально:

609 (самолёт с «сокращённым» бортовым номером в 409-м полку «609»): полный номер в полку – «76609», советское регистрационное обозначение – «СССР-76609», заводской номер производителя («Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова») – «0043453597», серийный номер как самолёта типа Ил-78 – «40-10», принят Советскими Военно-Воздушными Силами от промышленности в 09.1984, совершил первый полёт 29.09.1984,  первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, один из двух (вместе с «610» - см.ниже) первых самолётов этого типа, поступивших в 409-й полк (прибыл на Узинский аэродром 25.06.1986), украинское регистрационное обозначение с 1992 года – «UR-76609», в 04.2000 продан за 3,773 млн.долларов украинской государственной компанией «Укрспецэкспорт» через английскую фирму «Scimitar Systems S.A.» алжирской государственной нефтегазовой компании «Sonatrach», ныне продолжает служить в составе Военно-Воздушных Сил Алжира как военно-транспортный самолёт под обозначением «7T-WIF».
610: «76610» («CCCP-76610»), «0043454640», «41-10», принят ВВС в 12.1984, первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, один из двух (вместе с «609» - см.выше) первых самолётов этого типа, поступивших в 409-й полк (прибыл на Узинский аэродром 25.06.1986), «UR-76610», в 06.1999 продан за 1,921 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «Scimitar Systems S.A.» «Sonatrach», служил в составе ВВС Алжира как военно-транспортный самолёт под обозначением «7T-WIL», с 18.08.2005 находится на долговременном хранении.
616: «76616» («СССР-76616»), «0043455676», «42-09», третий самолёт этого типа, поступивший в 409-й полк (прибыл на Узинский аэродром в 08.1986), в конце 1991 года отправлен обратно на «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова» на доработку, после завершения которой передан Российской Федерации,  ныне продолжает служить в составе Воздушно-Космических Сил России под обозначением «RA-76616». 
632: «76632» («СССР-76632»), «0053459757», «44-10», четвёртый самолёт этого типа, поступивший в 409-й полк (прибыл на Узинский аэродром в 08.1986), в конце 1991 года отправлен обратно на «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова» на доработку, после завершения которой передан Российской Федерации,  ныне продолжает служить в составе ВКСил России под обозначением «RA-76632».
646: «76646» («CCCP-76646»), «0053461837», «46-10», принят ВВС в 10.1985, совершил первый полёт 16.10.1985, первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 09.1986, «UR-76646», в 12.1999 продан за 3,676 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «Scimitar Systems S.A.» «Sonatrach», ныне продолжает служить в составе ВВС Алжира как военно-транспортный самолёт под обозначением «7T-WIН».
653: «76653» («CCCP-76653»), «0053462879», «47-10», принят ВВС 30.12.1985, совершил первый полёт 31.12.1985, первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в конце 1986 года, как «UR-76653» в ночь с 24 на 25.03.1993 полностью вывел из строя на стоянке на Узинском аэродроме однотипный самолёт полка «UR-76736» (см.ниже номер «736»), в 09.1999 продан за 3,617 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «Scimitar Systems S.A.» «Sonatrach», ныне продолжает служить в составе ВВС Алжира как военно-транспортный самолёт под обозначением «7T-WIQ».
662: «76662» («CCCP-76662»), «0063464919», «48-10», принят ВВС 31.03.1986, первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в конце 1986 года, «UR-76662», в 10.1999 продан «Укрспецэкспортом» за 3,32 млн.долларов через «Scimitar Systems S.A.» «Sonatrach», служил в составе ВВС Алжира как военно-транспортный самолёт под обозначением «7T-WIS», с 2017 года находится на долговременном хранении.
670: «76670» («CCCP-76670») «0063465958», «49-10», принят ВВС в 03.1986, первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в конце 1986 года, как «UR-76670» с 2002 года находился в Николаеве (Украина) на долговременном хранении и в период 2011 – 2016 годов полностью разобран там на запчасти и на металл.
675: «76675» («CCCP-76675»), «0063466998»,   «50-10», принят ВВС в 06.1986, первоначально входил в состав 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-транспортной авиации в Иваново, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в конце 1986 года, «UR-76675», в 02.2011 продан за 6,42 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через английскую фирму «A.T.E.International, Ltd.» в Пакистан, ныне продолжает служить в составе Военно-Воздушных Сил Пакистана как самолёт-заправщик Ил-78МП под обозначением «R11-003».
682: «76682» («CCCP-76682»), «0063467027»,   «51-07» (по другим данным, серийный номер машины - «51-10»), принят ВВС в 09.1986, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в конце 1986 года, «UR-76682», в 12.2011 продан за 6,42 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «A.T.E.International, Ltd.» в Пакистан, ныне продолжает служить в составе ВВС Пакистана как самолёт-заправщик Ил-78М под обозначением «R11-003».
689: «76689» («CCCP-76689»), «0063469066»,   «52-07», принят ВВС 30.09.1986, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в конце 1986 года, «UR-76689», «UR-CPA», 14.06.2011 выставлен на Украине на аукцион по реализации государственной собственности силовых министерств и ведомств, в 06.2015 продан за 14,9 млн.долларов «Укрспецэкспортом» Китаю, ныне продолжает служить в составе Военно-Воздушных Сил Народно-Освободительной Армии Китая как самолёт-заправщик под номером «20643».
690: «76690» («СССР-76690»), «0063469080», «52-10», принят ВВС 31.12.1986, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в начале 1987 года, «UR-76690», в 07.1999 продан за 3,495 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «Scimitar Systems S.A.» «Sonatrach», ныне продолжает служить в составе ВВС Алжира как военно-транспортный самолёт под обозначением «7T-WIN».
721: «76721» («СССР-76721»), «0073475239»,   «56-10» (по другим данным, серийный номер машины – «56-07»), принят ВВС 25.04.1987, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1987 году, «UR-76721», в 02.2002 продан за 875 тыс.долларов «Укрспецэкспортом» через панамскую фирму «Vast Impex S.A.» в Анголу, служил в составе её ВВС как военно-транспортный самолёт Ил-76ТД под обозначением «D2-FEW», в 2013 году поставлен на хранение и на следующий год пошёл на слом. 
730: «76730» («СССР-76730»), «0073476277»,   «57-10», принят ВВС 31.05.1987, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1987 году, «UR-76730», в 09.2010 продан за 6,42 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «A.T.E.International, Ltd.» в Пакистан, ныне продолжает служить в составе ВВС Пакистана как самолёт-заправщик Ил-78МП под обозначением «R10-002».
736: «76736» («СССР-76736»), «0073476317»,   «58-10», принят ВВС в 08.1987, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1987 году, как «UR-76736» в ночь с 24 на 25.03.1993 полностью выведен из строя на своей стоянке на Узинском аэродроме однотипным самолётом полка «UR-76653» (см.выше номер «653»), восстановлению не подлежал и к 2004 году полностью разобран там на запчасти и на металл.
742: «76742» («СССР-76742»), «0073478346»,   «59-07», принят ВВС 30.09.1987, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1987 году, «UR-76742», в 12.2009 продан за 6,42 млн.долларов «Укрспецэкспортом» через «A.T.E.International, Ltd.» в Пакистан, служил в составе ВВС Пакистана как самолёт-заправщик Ил-78М под обозначением «R09-001», с 05.2017 находится на долговременном хранении.
744: «76744» («СССР-76744»), «0073478359», «59-10», принят ВВС, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1987 году, «UR-76744», «UR-CLX», 14.06.2011 выставлен на Украине на аукцион по реализации государственной собственности силовых министерств и ведомств, в 09.2014 продан за 14,9 млн.долларов «Укрспецэкспортом» Китаю, ныне продолжает служить в составе ВВС НОАК как самолёт-заправщик под номером «20641».
759: «78759» («СССР-78759»), «0083485558»,   «64-10», принят ВВС в 09.1988, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1988 году, «UR-76759», в 05.2006 продан за 600 тысяч долларов «Укрспецэкспортом» американской фирме «North American Tactical Aviation, Inc.», под обозначениями «N78GF», «N20NS» и «EP-TPD» эксплуатировался частными американскими авиакомпаниями, с 17.07.2009 находится в США на долговременном хранении.
760: «76760» («СССР-76760»), «0083479400» (по другим данным, заводской номер - «0073479400»), «60-10», принят ВВС в 02.1988, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1988 году, «UR-76760», «UR-CML», 14.06.2011 выставлен на Украине на аукцион по реализации государственной собственности силовых министерств и ведомств, в 06.2016 продан за 14,9 млн.долларов «Укрспецэкспортом» Китаю, ныне продолжает служить в составе ВВС НОАК как самолёт-заправщик под номером «20642».
767: «78767» («СССР-78767»), «0083487598»,   «65-10», принят ВВС 31.10.1988, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1998 году, «UR-76767», в 02.2010 продан за 600 тысяч долларов «Укрспецэкспортом» «North American Tactical Aviation, Inc.», под обозначениями «N78RX», «N78МX» и «EH-TPU» эксплуатировался частными американскими авиакомпаниями, судьба после 2020 года не установлена.
773: «78773» («СССР-78773»), «0083488638», «66-10», принят ВВС в 12.1988, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1988 году, «UR-76412», «UR-UCF», после 30.11.2002 поставлен на долговременное хранение, 13.08.2008 выведен из реестра гражданских воздушных судов Украины и выставлен на продажу по цене металла, в 2019 году пошёл в Запорожье (аэродром Мокрая) на слом.
774: «76774» («СССР-76774»), «0083482478»,   «62-10», принят ВВС 03.06.1988, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1988 году, «UR-76414», «UR-UCG», после 14.01.2002 поставлен на долговременное хранение, 13.08.2008 выведен из реестра гражданских воздушных судов Украины и выставлен на продажу по цене металла, в 2019 году пошёл в Запорожье (аэродром Мокрая) на слом.
775: «76775» («СССР-76775»), «0083481440»,   «61-10», принят ВВС 31.07.1988, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1988 году, «UR-76415», как «UR-UCI» потерян в результате авиационной катастрофы 17.07.1998 в районе Асмэры (Эритрея).
853: «78853» («СССР-78853»), «1013407215», «81-04», принят ВВС 28.08.1991, поступил в 409-й полк и прибыл на Узинский аэродром в 1991 году, единственный самолёт типа Ил-76МД, состоявший на вооружении 409-го полка, как «UR-76413» 24.02.2022, в ходе Специальной военной операции на Украине уничтожен на аэродроме в Мелитополе". 

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #22 : 30 Июля 2022, 00:19:50 »
Приложение к главам «Полк за дивизию», «Царь-бомба»
и «Воздушные рабочие «Холодной войны» »

«ВОЗДУШНЫЕ «МЕДВЕДИ» » ПЕРВОГО ПОЛКА
(Самолёты «семейства» Ту-95, состоявшие на вооружении
409-го полка в 1955 – 1991 годах и их дальнейшая судьба)

В период 1955 – 1991 годов на вооружении 409-го полка Дальней Авиации состояло в целом 26 различных самолётов «семейства» Ту-95 (одновременно в полку служила максимум 21 машина – 20 собственно Ту-95 и их модификаций М, В и МР, а так же одна Ту-114 или Ту-116 (она же – Ту-114Д) ). Ниже нами будут приведены краткие справочные данные по всем этим самолётам, причём в справке по каждому из них указываются «сокращённый» и «полный» номера данной машины в 409-м полку, её модификация, заводской номер и номер серии самолётов «семейства» Ту-95, к которой она принадлежала, порядковый номер поступления данного самолёта в 409-й тбап и его бортовой номер там, а так же судьба этой машины и прочие известные дополнительные данные о ней. Перечисление всех самолётов «семейства» Ту-95, состоявших на вооружении 409-го полка в 1955 – 1958 годах, ведётся нами ниже в порядке возрастания их «сокращённых», трёхзначных номеров в полку:

001 (единственный самолёт в полку, имевший первоначально пятизначный «сокращённый» номер – «00001») - самолёт Ту-95 0-й серии, заводской номер на «Государственном Союзном Ордена Ленина Краснознамённом заводе имени К.Е.Ворошилова № 18» 10-го Главного Управления Министерства Авиационной Промышленности Союза ССР - «5800001» (по другим данным – «48000001»), принят Дальней Авиацией от промышленности 23.06.1956, перелетел из Куйбышева на Узинский аэродром и поступил в 409-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк 7-м по счёту его самолётом, имел в полку бортовой номер «46»
102 («0102») - Ту-95 1-й серии, «5800102», принят 30.12.1955, перелетел на Узинский аэродром 23.01.1956 и поступил в 409-й тбап 1-м по счёту самолётом, имел в полку бортовой номер «77»
104 («0104») - Ту-95 1-й серии, «5800104», принят 31.01.1956, перелетел на Узинский аэродром 29.02.1956 и поступил в 409-й тбап 3-м по счёту самолётом
105 («0105») - Ту-95 1-й серии, «5800105», принят 13.04.1956, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 5-м по счёту самолётом
201 («0201») - Ту-95 2-й серии, «5800201», принят 28.03.1956, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 4-м по счёту самолётом
302 («0302») – Ту-95 3-й серии, «5800302», принят 23.02.1956, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 2-м по счёту самолётом, но уже в 05.1956 отправлен обратно на завод на доработку в Ту-95В (он же – Ту-95-202), после неё 31.08.1956 вновь принят и вернулся в полк в качестве учебно-тренировочного стратегического бомбардировщика Ту-95У, с лета 1962 года служил в составе 35-го и 1223-го тбап, в середине 1980-х годов на аэродроме Чаган (Семипалатинск) пошёл на слом, единственный в истории 409-го тбап самолёт, не имевший своего бортового (двухзначного) номера
306 («0306») - Ту-95 3-й серии, «5800306», принят 05.07.1956, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 6-м по счёту самолётом, в дальнейшем отправлен обратно на завод на доработку в опытный межконтинентальный высотный бомбардировщик Ту-96, после которой использовался в качестве летающей лаборатории, вновь принят Дальней Авиацией и служил сначала в составе 1223-го тбап, с 1976 года – вновь 409-го полка, имел в полку звание «Отличный самолёт» и бортовой номер «73»
310 («0310») - Ту-95 3-й серии, «5800310» (по другим данным – «6800310»), принят 24.11.1956, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 8-м по счёту самолётом, разбился в районе своего аэродрома 16.03.1957, став машиной, меньше всего прослужившей в полку (менее 4 месяцев)
401 («0401») - Ту-95 4-й серии, «6800401», принят 31.10.1956, перелетел на Узинский аэродром 30.11.1956 и поступил в 409-й тбап 9-м по счёту самолётом
403 («0403») - Ту-95 4-й серии, «6800403», принят 30.04.1957, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 10-м по счёту самолётом, 25.08.1965 взорвался в небе над Чёрным морем в районе Одессы
404 («0404») - Ту-95 4-й серии, «6800404», принят в 10.1956, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 7-м по счёту самолётом
407 («0407») - Ту-95М 4-й серии, «7800407», заложен как первый серийный самолёт Ту-95М, принят 31.10.1957, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 12-м по счёту самолётом
408 («0408») - Ту-95М 4-й серии, «7800408», принят в 09.1957, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 11-м по счёту самолётом
410 («0410») - Ту-95М 4-й серии, «7800410», принят 31.12.1957, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 13-м по счёту самолётом, в 1964 году отправлен обратно на завод на доработку в Ту-95МР-2 и в конце того же года возвращён в 409-й полк, имел в полку бортовой номер «43» и носил неофициальное имя собственное «Ласточка небесная»
503 («0503») - Ту-95М 5-й серии, «7800503», принят 28.02.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 13-м по счёту самолётом, имел в полку бортовой номер «51», с 1987 года – наземный учебно-тренировочный объект в гарнизоне «Узин-3», с 1993 года и по настоящее время – самолёт-памятник в гарнизоне (с 2001 года – на территории бывшего гарнизона) «Узин-2»
504 («0504») - Ту-95М 5-й серии, «7800504», принят в 12.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 23-м по счёту самолётом, разбился 25.08.1965 в районе Одессы
505 («0505») - Ту-95М 5-й серии, «7800505», принят 21.05.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 16-м по счёту самолётом
506 («0506») - Ту-95М 5-й серии, «7800506», принят 06.02.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 14-м по счёту самолётом, до 1964 года отправлен обратно на завод на доработку в Ту-95МР-1, после которой возвращён в 409-й полк, имел в полку бортовой номер «67» и носил неофициальное имя собственное «Кастрированный».
507 («0507») - Ту-95М 5-й серии, «7800507», принят в 04.1958, перелетел на Узинский аэродром 31.05.1958 и поступил в 409-й тбап 17-м по счёту самолётом
509 («0509») - Ту-95М 5-й серии, «7800509», принят в 04.1958, перелетел на Узинский аэродром 31.05.1958 и поступил в 409-й тбап 18-м по счёту самолётом
510 («0510») - Ту-95М 6-й серии, «8800510», принят в 05.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 19-м по счёту самолётом, в 1961 году отправлен обратно на завод на доработку в первый опытный самолёт-разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, после чего в 409-й полк не возвращался
601 («0601») - Ту-95М 6-й серии, «8800601», принят от промышленности в 06.1958, перелетел из Куйбышева на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 20-м по счёту самолётом, 03.01.1973 году отправлен обратно на завод на доработку в опытный самолёт-ракетоносец Ту-95М-5 (затем – в Ту-95М-55), после чего в 409-й полк не возвращался, однако сам этот самолёт (без экипажа) продолжал официально числиться за полком вплоть до своей гибели в авиационной катастрофе 28.01.1982 на аэродроме Жуковского
603 («0603») - Ту-95М 6-й серии, «8800603», принят 01.09.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 21-м по счёту самолётом
604 («0604») - Ту-95М 6-й серии, «8800604», принят 30.09.1958, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 22-м по счёту самолётом.

Примечания:
1. Судьба всех остальных 17 самолётов «семейства» Ту-95 409-го полка (кроме оговоренных выше номеров «302», «310», «403», «503», «504», «510» и «601») одинакова – в 1986 – 1988 годах после перелёта из Узина в Серышево (аэродром Украинка) они сразу же были исключены из состава Дальней Авиации и затем пошли там на слом.
2. Кроме упомянутых выше бортовых номеров «43», «46», «51», «67», «73» и «77», самолёты «семейства» Ту-95 409-го полка носили так же такие бортовые номера, как, в частности, «31» (известно, что его носил «Отличный самолёт» типа Ту-95М), «37», «52», «53» (оба – Ту-95), «54», «63», «65» («Отличный самолёт» типа Ту-95), «69», «71» (Ту-95), «72» (Ту-95М), «74» (Ту-95М), «75» (Ту-95) и «76» («Отличный самолёт» типа Ту-95), не идентифицированные нами с их «сокращёнными» номерами в полку и с заводскими номерами самолётов.

Кроме собственно 24 этих машин Ту-95, в 409-м полку только в период 1977 – 1991 годов служили поочерёдно два военно-транспортных (пассажирских) самолёта, разработанных на базе первого – Ту-114 (в 1977 – 1983 годах) и Ту-116 (он же Ту-114Д; в 1983 – 1991 годах), собственных номеров в полку не имевшие:
Ту-114 – заводской номер на «Государственном Союзном Ордена Ленина Краснознамённом заводе имени К.Е.Ворошилова № 18» 10-го Главного Управления Министерства Авиационной Промышленности Союза ССР - «64M471», серийный номер как самолёта Ту-114 - «47-01», 30.05.1965 принят от промышленности «Аэрофлотом» и в дальнейшем  эксплуатировался им (в том числе в 1965 – 1967 годах – совместно с японской авиакомпанией «Japan Airlines») под обозначением «СССР-76490», 19.01.1977 передан Дальней Авиации, перелетел на Узинский аэродром и поступил в 409-й тбап 26-м по счёту самолётом (единственный в полку самолёт, изначально создававшийся как гражданский пассажирский), имел в полку звание «Отличный самолёт» и носил неофициальные имена собственные «Полковой король», «Мустанг» и «Жеребец», в 05.1983 перелетел из Узина на аэродром Ульяновск-Центральный и передан там в Музей гражданской авиации Центра Гражданской авиации Совета Экономической Взаимопомощи, в настоящее время является экспонатом тамошнего Головного отраслевого музея истории гражданской авиации.
Ту-116 (он же – Ту-114Д) – заложен как стратегический бомбардировщик Ту-95М 4-й серии, «7800402», в ходе постройки переделан в Ту-116 (он же – Ту-114Д), 31.05.1957 принят от промышленности «Аэрофлотом» и с 03.06.1957 эксплуатировался им как пассажирский самолёт под обозначениями «СССР-Л7801» и «СССР-76463», передан им Дальней Авиации, 19.01.1973 перелетел на Узинский аэродром и вошёл в состав 1006-го тбап, с 05.1983 – в составе 409-го тбап как последний, 27-й по счёту самолёт «семейства» Ту-95, поступивший в полк, имел в полку звание «Отличный самолёт» и носил неофициальное имя собственное «Лайнер», списан в 04.1991 и впоследствии, начиная с 1992 года был разобран на металл на своей стоянке на Узинском аэродроме. 

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #23 : 11 Сентября 2022, 14:02:29 »
Уважаемые коллеги!
В размещённом выше в этой теме нашего Форума первоначальном тексте главы "Памяти павших: авиационные катастрофы в истории 409-го полка" нами была описана "парная катастрофа" 25.08.1965. Ныне, "по вновь открывшимся обстоятельствам" автор полностью переписал этот фрагмент той главы, "исправленный и дополненный" текст которого предлагает вашему вниманию ниже:

"25 августа 1965 года с аэродрома Узин с интервалами в 10 минут в воздух поднялись поочерёдно девять самолётов Первого полка. На Ту-95М (с номером в полку «504» и с заводским номером «7800504») на выполнение учебной задачи их вёл лично новый командир 409-го тбап подполковник Тропынин, а замыкавшим строй Ту-95А (номера «403» и «6800403» соответственно) командовал один из полковых комэсков майор Иванов. Перед лётчиками Первого полка в тот день стояла учебная задача прорыва на предельно малой высоте (ПМВ – менее 500 метров) системы противовоздушной обороны «вероятного противника». После взлёта с Узинского аэродрома самолёты друг за другом с интервалом в 10 – 15 километров брали курс на юг, на высоте 10.000 метров проходили над южной частью Советской Украины и выходили в Чёрное море, где над его нейтральными водами разворачивались и на той самой ПМВ, как в песне, «шли на Одессу» выполнять данную задачу. Именно здесь, в Одесском заливе Чёрного моря и разыгралась та, «двойная» трагедия: сначала ведущий самолёт девятки взрывается в воздухе уже над берегом, а затем, спустя всего три минуты в воду упадут обломки так же взорвавшейся последней в строю машины… Погибнут почти все бывшие в тот момент на их бортах лётчики 409-го тбап – 15 из 16 человек…
…Воздушными «противниками» самолётов из Узина в тот день являлись всепогодные барражирующие истребители-перехватчики Як-25М из состава 90-го истребительного авиационного полка 21-й дивизии 8-го корпуса ПВО с аэродрома Червоноглинское, что под городом Арциз Одесской области УССР (для них это оказался один из последних вылетов – спустя менее двух месяцев, в октябре того же года все машины этого типа в том полку заменят на новые Як-28П, после чего старые спишут). Для срывов их атак экипажи узинских Ту-95 должны были своей воздушной стрельбой специальными снарядами «поставить пассивные помехи в виде облаков из диполей». Речь шла о стрельбе 23-мм противорадиолокационными патронами «ПРЛ-23-АМ», которые  выстреливались из двух (из трёх) оборонительных артиллерийских установок  самолёта Ту-95 – нижней, стационарной, полуутопленной в фюзеляж «ДТ-Н12-С» (стрельба вперёд по курсу полёта) и верхней, выдвижной «ДТ-В12» (стрельба назад), оснащённых двумя автоматическими авиационными пушками «АМ-23» каждая. Вот как обычно велась такая стрельба: «…даётся очередь по 7 – 10 выстрелов под углами по горизонту 35 – 40 градусов и под вертикальным углом 60 градусов… Противолокационные патроны (ПРЛ) взрываются и образуют облако, состоящее из сотен тысяч иголок стекловолокна. … ПРЛ выстреливались по специальным меткам, нанесенным на блистеры... Красной краской, по дуге вправо на стекло наносились 4 круглые отметки с цифрами, прицельные станции наводились на эти отметки, и по каждой давалась очередь. На дальности 2000 метров снаряды взрывались, выбрасывая металлическую мишуру, которая образовывала облако…».
…«Флагманский» самолёт комполка-409 вышел на рубеж атаки, начал воздушную стрельбу, но неожиданно загорелся и пошёл на вынужденную посадку на ближайший военный аэродром – всё на то же Червоноглинское, откуда понялись истребители-перехватчики –, до которого было более 100 километров. Подполковник Тропынин продолжал вести Ту-95 на снижение для последующего захода на посадку, когда из кормовой кабины по СПУ-8 (Самолётное переговорное устройство на 8 абонентов) ему доложили о наблюдаемом очень сильном пожаре самолёта, после чего командир корабля отдал всему экипажу приказ покинуть аварийную машину. Но сделать это успел только лишь один из членов экипажа самолёта – младший воздушный стрелок-«срочник», который выпрыгнул с парашютом из кормовой кабины и, несмотря всё на ту же ПМВ, смог благополучно приземлиться на одесской земле. Остальные же 7 лётчиков во главе с комполка-409 так и остались в самолёте, который, согласно официальной формулировке, «разрушился в воздухе из-за сильных колебаний конструкции», а точнее – просто взорвался. Обломки машины упали по траектории полёта на протяжении до 1300 метров. Впоследствии на месте падения были найдены, в частности, трёхкомпонентный авиационный самописец высоты, скорости и перегрузки «К3-63» и «кассета с записью переговоров членов экипажа», расшифровка которой помогла восстановить детали произошедшей катастрофы. В Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) в Москве удалось восстановить и плёнку с самописца, на которой было видно, что истребитель-перехватчик Як-25М продолжал преследовать уже горящий бомбардировщик Ту-95М комполка-409. При этом лётчики ПВО почему-то не доложили никому о пожаре на его борту, посему учения не были сразу же прекращены, и ещё семь машин из Узина беспрепятственно и  благополучно смогли выполнить учебную задачу с воздушной стрельбой. Но это не удалось сделать последнему из девяти узинских экипажей – комэска-409 майора Иванова, самолёт которого после открытия воздушной стрельбы ещё над морем так же загорелся и разрушился в воздухе, а его обломки упали в воду. Был организован их поиск кораблями Черноморского флота, оснащёнными контактными придонными тралами, в результате чего в течении месяца на дне Одесского залива были обнаружены и подняты на поверхность силами и средствами флотской Аварийно-Спасательной Службы (АСС ЧФ) сразу три самолёта, оказавшиеся сбитыми здесь ещё четверть века назад – в 1941 – 1944 годах, в период Великой Отечественной войны. Только после этого «пришлось привлечь аквалангистов из Одессы, которые нашли обломки самолета на глубине около 10 – 15 метров». Среди поднятых затем со дна моря разрушенных фрагментов Ту-95А также же оказались авиационный самописец «К3-63» и «кассета магнитофона». В результате последующего анализа расшифрованных записей с них «установили, что ситуация на этом самолете развивалась аналогично предыдущему случаю».
…Аварийная комиссия причиной гибели обоих машин одинаково назвала первоначально «взрыв хвостовых фюзеляжных топливных баков и вызванное им разрушение конструкции» самолётов. В заключении по катастрофе обеих этих машин мы читаем следующее её, восстановленное в результате расследования описание: «…В ходе выполнения противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки создались условия, при которых открылись замки заливных горловин хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза стволов, и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной установки». Как вспоминал один из ветеранов Дальней Авиации, уже упомянутые нами выше 23-мм противорадиолокационные патроны «ПРЛ-23-АМ» «обладали повышенным давлением во время полёта к цели. И, пролетая над пробкой бака на фюзеляже (пробки открывались нажатием на кнопку, расположенную на пробке), первым снарядом открыло пробку, а последующим снарядом с инфракрасным эффектом, керосин был подожжен». Именно после той, «парной катастрофы» замки этих крышек-кнопок будут «доработаны», и с тех пор техники самолётов Ту-95 перед полётом, после полной их заправки авиационным керосином станут закреплять эти «пробки» дополнительным «хомутом». «Доработаны» после того, как на таких же Ту-95 были проведены последующие исследования, доказавшие, якобы, что причиной той, «парной» катастрофы были взрывы именно фюзеляжных топливных баков.
Однако процитированные нами выше выводы аварийной комиссии последовали не сразу, что не могло не вызвать «разговоры» о ней среди лётчиков Первого полка – особенно среди непосредственно участвовавших в тот день в том, злополучном полёте. Дело в том, что по воспоминаниям одного ветерана 409-го тбап, ещё один самолёт из той девятки узинских Ту-95 в ходе своей воздушной стрельбы так же «попал в аналогичную ситуацию, но ему удалось долететь домой, потому что топлива мало было, и взрыв был небольшой. Тогда и поняли в чём дело». Другие же ветераны Первого полка сомневались в выводе комиссии, что «от вибрации открылись заправочные горловины» и затем произошло «воспламенение и взрыв топлива на обоих самолётах»: они указывали на то, что как раз «из фюзеляжного бака № 5 топливо вырабатывается в первую очередь и его там всего-ничего, и то – при полной заправке. Скорее всего, керосина там и не было вовсе», а заправлен он был только в крыльевые топливные баки. Третьи выдвигали версия о гибели узинских обоих Ту-95 от пожаров, возникших на них после «разгерметизации кислородных систем обеих машин». Но больше всего сами участвовавшие в том вылете и уцелевшие в нём лётчики других Ту-95 Первого полка считали, что причиной гибели самолётов их комполка и комэска стало … реальное противодействие им советской же ПВО! В Сети до сих пор цитируются появившиеся там некоторое время назад (но к настоящему времени уже давно там «исчезнувшие») слова, приписываемые некому «внуку Тропынина»: «Дед дважды был сбит во время Великой Отечественной войны. Оба раза он сажал сбитый самолёт. Есть записи переговоров, где последние его слова: «Что делают, гады!». Он дотянул до берега, что противоречит версии о взрыве топливного бака даже для дилетанта-меня, да и не только!». «Слухи разные разошлись потому, что долго не могли понять причину случившегося», – делает из всего этого вывод ещё один из ветеранов Дальней Авиации.
Как впоследствии признал в беседе с историком авиации Н.В.Якубовичем непосредственный участник расследования этой «двойной катастрофы» П.С.Лешаков, «причины трагедии выявить сходу не удалось, и исследования продолжили в Узине. По данным осмотра обломков самолета специалисты Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС), Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и 156-го опытно-конструкторского бюро А.Н.Туполева (ОКБ-156) установили, что разрушении самолётов произошло из-за флаттера. При осмотре остальных 7 самолётов, которые участвовали в этом учении, были обнаружены трещины в обшивке фотолюка, расположенного перед стволами нижней артиллерийской установки. При стрельбе из пушек пороховые газы орудий воздействовали на обшивку самолета в виде ударной волны и теплового потока. При стрельбе из нижней установки назад обшивку защищал стальной лист. Фотолюк же располагался перед артиллерийской установкой и имел тонкую обшивку из алюминиевого сплава (дюралюминия) марки «Д16», подкреплённого для жёсткости уголковыми профилями. Расследование показало, что при установке нового панорамного фотоаппарата полочки уголкового профиля срезали и параллельно профилю наклепали накладки того же сечения, что и профиля полки. Из-за этого жёсткость конструкции фотолюка уменьшилась в несколько раз. Поэтому при стрельбе из пушек вперёд на фотолюке возникли большие колебания обшивки, что привело к её разрушению, и горячие пороховые газы прорвались внутрь фюзеляжа. В этой зоне находились кислородные баллоны. Кроме того, около люка сложили самолётные чехлы. В результате пожара, после усилившегося разрушения кислородных магистралей прогорела хвостовая часть фюзеляжа. Из-за этого снизилась частота собственных его колебаний, и возник флаттер, приведший к практически мгновенному разрушению конструкции планера самолёта. Специальные лётные испытания в НИИ ВВС на самолётах Ту-95 подтвердили, что имеется опасность воздействия пороховых газов на конструкцию фотолюка при стрельбе из пушек. Этого произойти бы не могло, если бы командование Дальней Авиации  согласовало с НИИ ВВС возможность стрельбы из пушек артиллерийской нижней установки вперёд дипольными снарядами, опираясь на опыт стрельбы вперёд из нижней артиллерийской установки самолёта Ту-16. Разрешение для стрельбы тогда выдали на основании специальных лётных испытаний в НИИ ВВС по воздействию пороховых газов на планер самолёта Ту-16. В дополнение ко всему на серийном заводе без согласования с ОКБ Туполева неграмотно доработали фотолюки».
Информация об этой, «парной катастрофе» в тот год «доводилась» до всего лётного состава Дальней Авиации, но явно «дозированно» и посему – весьма неполно. Поэтому целый ряд её ветеранов считал, что оба узинских Ту-95 погибли «при выполнении стрельб из пушек по наземным целям на полигоне в Черном море», причём «под наземной целью подразумевалась специальная мишень, установленная на острове в Черном море». 
…Автор должен здесь с сожалением признать, что он не располагает полной информацией о фамилиях, именах и отчествах, а так же о воинских званиях и штатных должностях в экипажах обоих самолётов Ту-95 всех 15 человек (встречается так же ошибочное число - «18»), погибших в той, «парной катастрофе»… Нет даже достоверной информации о месте захоронения их останков… Их официальные похороны прошли на городском кладбище Узина, где все они жили и служили, и 5-летняя тогда Ирина Городинская впоследствии вспоминала про это так: «Помню похороны двух разбившихся экипажей под Одессой, было страшно. По центральной улице военного городка Узина от Гарнизонного Дома офицеров шла процессия в сторону стадиона... Слёзы многих людей...». Но в период службы там автора в 1986 году, через два с лишним десятилетия после описываемой им «парной катастрофы», в Первом полку почему-то уже совсем позабылась традиция организованного ухода «наследниками из части» за могилами своих «предшественников в небе», и он, автор так ни разу и не побывал на тамошнем городском кладбище на северо-западной окраине Узина, посему никак не мог видеть те, братские могилы (или одну, общую могилу?) экипажей Тропынина и Иванова… При этом в той же Сети ему встретилась информация, что «из личного дела Тропынина следует, что его похоронили в Виннице 29 августа на городском кладбище». Почему именно в Виннице (и так быстро – уже на 5-й день после катастрофы), а не по его, командира полка постоянному месту жительства и службы в Узине? Когда даже погибших «рядовых лётчиков» (солдат и младших командиров срочной службы) в те годы было принято хоронить именно по месту их службы... В то же время в той же Сети нашлась следующая информация по рассматриваемой нами проблеме захоронения погибших узинских лётчиков: «Экипаж машины с заводским номером «7800504» под командованием полковника Тропынина погиб и похоронен на Втором христианском кладбище в Одессе. На десяти надгробиях – одна дата гибели и фамилии военных – Сударев, Каргин, Иванов, Коваленко, Колосницын, Веснин, Пидтилок, Гоголев, Кондрашов, Струн. А вот имени командира нет – судя по всему, он нашел последний приют в другом месте». То есть в Одессе значатся захороненными 10 из 15 погибших в той, «парной катастрофе», 11-й – комполка-409 Тропынин был захоронен, якобы, в Виннице, а где ещё четверо – Бондаренко, Пелых, Шашлов и Шевцов?.. Из них вроде бы только последний – бортинженер с самолёта комполка-409 Николай Григорьевич Шевцов – упокоился в Узине. Хотя по другим данным, именно там вместе с ним лежит ещё 6 погибших тогда лётчиков 409-го тбап – Иванов, Колосницын, Бондаренко, Шашлов и Пелых, причём, якобы, «во главе» с самым Тропыниным…
…Вспоминая сегодня о той, «парной» катастрофе, нельзя не упомянуть и ещё об одном её последствии, которое в литературе описывается так: «… Спасся на парашюте лишь член один экипажа из кормовой кабины. … Успел покинуть самолёт один только человек, остальные остались в машине, так как система аварийного покидания Ту-95 – очень сложная и требует значительного времени (Подробнее об этом см.ниже в данной главе. – Прим.авт.). … После этого происшествия среди лётного состава распространилась точка зрения, что из Ту-95 выпрыгнуть вообще невозможно. Чтобы доказать обратное, по приказу командира 106-й ТБАД (В описываемое нами время эту должность занимал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Алексей Александрович Плохов (1921 – 2006). – Прим.авт.) парашютисты-спортсмены 409-го полка совершили 29 апреля 1966 года показательный групповой прыжок из передней кабины бомбардировщика, за которым наблюдал весь личный состав дивизии, построенный на Узинском аэродроме. Первым в группе из семи человек самолёт покинул В.Л.Константинов (тогда капитан), для которого это был 500-й прыжок. Демонстрация прошла вполне успешно, хотя парашютистов изрядно покрутило воздушным потоком». В этом описании вызывает удивление не столь само время проведения данного «успокоительно-показательного группового прыжка» (спустя целых восемь месяцев после описанной нами «парной катастрофы»), сколь число его участников – семь человек. Выглядящее, на первый взгляд, вполне логично – это минимальное число членов экипажа самолёта Ту-95. Но уже «на второй взгляд» возникает первый вопрос – откуда в боевом авиационном полку нашлось столько своих «парашютистов-спортсменов»? Ведь подавляющее большинство военных лётчиков всегда отнюдь «не жаловало» прыжки с парашютом, выполняя лишь положенный их «ежегодный минимум» (два прыжка), а то и «всеми правдами и неправдами» уклоняясь от их выполнения, «передоверяя» их своим сослуживцам из ПДС. Каковая, Парашютно-десантная служба полка, например, во время службы автора в 409-м тбап в 1986 году насчитывала сначала пять, а затем – и вообще уже только четыре человека; офицер-начальник ПДС, прапорщик-его заместитель, гражданская («вольнонаёмная») служащая-укладчица парашютов и два солдата (до увольнения в запас весной одного из них, без какой-либо последующей «замены молодым пополнением»). Но – главное! – строки те, вышепроцитированные писал человек, явно не знакомый с передней гермокабиной самолёта Ту-95: где бы там, помимо её «штатных обитателей», поместились дополнительно сразу семь человек, да ещё – и с надетыми парашютами? Учитывая, что это была именно «туполевская» машина, которые никогда в принципе отнюдь не славились удобствами для их лётчиков… А ведь те самые, её «штатные обитатели» потом ещё на тот же самый Узинский аэродром и машину свою, неаварийную сажали, причём явно тоже «штатно»… Во всяком случае, автор в 1986 году ни разу не слышал ни от кого из лётчиков 409-го полка ни о их собственных прыжках с парашютом непосредственно из самолёта Ту-95, ни хотя бы о повторении их старшими товарищами того самого «успокоительно-показательного группового прыжка образца 1966 года» – судя по всему, так и оставшегося одним-единственным во всей, более чем 30-летней истории 409-го тбап".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #24 : 30 Октября 2022, 00:46:56 »
Уважаемые коллеги!
Сегодня – 30 октября. В этот день 61 год назад, 30.10.1961 Советский Союз испытал остающееся и по сей день мощнейшим оружие в мире – термоядерную бомбу мощностью 50 мегатонн.
Её сброс на полигон на Новой Земле был доверен экипажу стратегического бомбардировщика Ту-95В из состава 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 106-й тяжёлой бомбардировочной дивизии Дальней Авиации.



Вот поимённый список его экипажа в том полёте:
- командир воздушного корабля (командир экипажа, левый пилот) заместитель командира авиационной эскадрилии майор Дурновцев Андрей Егорович,
- помощник командира воздушного корабля (правый пилот) капитан Кондратенко Михаил Константинович,
- штурман воздушного корабля (старший (первый) штурман, он же – штурман-навигатор) штурман авиационной эскадрилии майор Клещ Иван Никифорович,
- второй штурман воздушного корабля (младший штурман, он же – штурман-оператор радиолокационной установки) старший лейтенант Бобиков Анатолий Сергеевич,
- старший бортовой техник воздушного корабля бортовой техник-инструктор полка майор Евтушенко Григорий Михайлович,
- оператор станции системы радиоэлектронного подавления помех начальник Службы радиоэлектронной борьбы авиационной эскадрилии капитан Прокопенко Александр Филиппович,
- командир огневых установок воздушного корабля (старший воздушный стрелок) начальник Воздушно-огневой службы авиационной эскадрилии капитан Снетков Вячеслав Михайлович,
- старший воздушный стрелок-радист воздушного корабля начальник Связи авиационной эскадрилии старший лейтенант Машкин Михаил Петрович,
- младший воздушный стрелок воздушного корабля ефрейтор Болотов Василий Яковлевич.
В настоящее время в рамках работы над рукописью «Полк бывший первым во всём» идёт подготовка текста главы « «Царь-бомба»: боевой апофеоз истории 409-го полка (год 1961-й)», который по написании будет выставлен мной в данной теме нашего Форума.
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #25 : 22 Декабря 2022, 23:32:19 »
Уважаемые коллеги!
Сегодня, 23 декабря - День Дальней Авиации - элиты Советских ВВС, в рядах которой автору выпала честь нести свою срочную службу в 1985 - 1986 годах. По этому поводу я выкладываю в данной теме текст ещё одной главы создаваемой сейчас мной истории 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка:

"«СОБЛЮДАТЬ И ХРАНИТЬ СВЯТО»:
НЕГЛАСНЫЕ ТРАДИЦИИ В ИСТОРИИ 409-ГО ПОЛКА

…Перед вами, уважаемые читатели нашей истории 409-го полка – единственная её глава, которая, в отличие от всех остальных, уже прочитанных вами ранее, не предваряется никаким подходящим по её теме стихотворным эпиграфом из поэмы А.А.Пахомовского «409-й полк». И это вполне объяснимо и понятно – полковник Александр Александрович Пахомовский закончил свою военную службу в должности начальника Политического отдела 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии имени 60-летия СССР в Узине, и как политработник он просто не мог позволить себе публично признать (пусть даже и спустя много лет – в 2005 году, когда была написана эта поэма), что в одном из полков «идейно-руководимого» им соединения существовали какие-либо свои негласные традиции. Автор же данной истории 409-го полка, ныне не стеснённый никакими, давно былыми уже и «идеологическими рамками», и «честью мундира», наоборот, посвящает прежним негласным полковым традициям 409-го тбап отдельную главу своей работы, тем самым сохраняя память о них для Истории. 
Выше, в главе « «Полк за дивизию»: создание 409-го полка (вторая половина 1950-х годов)» мы писали: «Первый полк Узинской дивизии «в обиходе» (то есть – в разговорной речи) ни по его пятизначному номеру, ни по «закрытому» наименованию (даже в кратком его варианте), разумеется, никто не называл – фактически в ходу повсеместно было лишь его местное («слэнговое») название – «Огородники». Как, впрочем, и у двух других  узинских лётных подразделений дивизии – у её Второго, 1006-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка и у 49-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии, о каковых – неофициальных, но традиционных их названиях, оставшихся в истории, и будет рассказано нами ниже, в главе « «Соблюдать и хранить свято»: негласные традиции в истории 409-го полка» ». И сейчас речь пойдёт именно о них, ибо они, эти неофициальные «прозвания» стали в 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в Узине настолько традиционными, что только что не использовались официально во внутреннем документообороте, а уж в разговорной речи – повсеместно: ну кому, скажите, удобно постоянно произносить «Четыреста девятый тяжёлый бомбардировочный авиационный полк»? – а вот «Огородники» вместо этого – запросто! Однако истории происхождения всех этих, неофициальных названий были абсолютно различными, и изложение их мы начнём с самого «молодого» по времени появления из них.
Так прозвание «Монголы» пристало к военнослужащим Второго полка Узинской дивизии после конкретного события конкретного дня в истории – 9 июля 1961 года. Тогда, в воздушном параде над Тушинским аэродромом (ставшим ныне уже частью столичной территории с «жилой застройкой») прошли 19 самолётов-ракетоносцев Ту-95К из состава Второго полка, а «лидировал» своих лётчиков тогдашний командир Узинской дивизии Герой Советского Союза полковник Алексей Александрович Плохов (впоследствии – Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-лейтенант авиации). Сам он впоследствии вспоминал о том дне так: « …В 1961 году я командовал 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизией. При подготовке к параду мы целый месяц сидели на аэродроме Чкаловский. На параде я летел флагманом в сопровождении истребителей. Две «девятки» Ту-95К нашей дивизии прошли с ракетами, которые находились в выпущенном положением под фюзеляжем. Ракеты были окрашены в оранжевый цвет. … Для участников парада был устроен в Кремле приём. В Георгиевском зале для правительства и генералитета были накрыты столы по периметру зала, вдоль стен. В Грановитой палате для непосредственных участников столы стояли рядами, образуя посередине широкий проход». Но на тот кремлёвский приём были приглашены, конечно, не все полторы сотни одних только узинских лётчиков Второго полка, участвовавших в этом воздушном параде, а лишь командиры их «девяносто пятых». Оставшиеся же тем вечером, таким образом, без командования, да ещё и «в отрыве от части», остальные лётчики Второго полка сами так же «отметили» прошедший парад, что называется, «творчески поужинав». После чего «наиболее воодушевлённый» всем этим из них лётчик-«правак» по фамилии Пухов, поймав где-то на Чкаловской обыкновенного коня, не просто сначала успешно оседлал его, но затем и смог въехать на нём… на второй этаж местной авиационной гостиницы, где командированные из Узина лётчики в то время «квартировались». Кульминацией же этого «послевоздушного праздника» стало катание на том самом коне … на том самом, втором этаже! Скрыть этот «конно-лётный инцидент» узинчанам не удалось, так как по окончании катаний тех тот конь … наотрез отказался спускаться со второго этажа вновь на первый. Судя по всему, «прилётные» командированные из Узина и до этого не отличались хвалёной «высокой советской воинской дисциплиной» (а попросту – за прошедший месяц явно уже сильно «достали» своим поведением «вынужденно-гостеприимных» хозяев), посему комендант «придворного» Чкаловского авиационного гарнизона сразу же доложил об этом ЧП «наверх» – причём не абы куда-нибудь, а … прямо на банкет в Кремль. Но на дворе стояла «хрущёвская оттепель», сегодняшняя воздушная «Кузькина мать» в Тушино прошла «на ура», и уже тоже «воодушевлённые» участники того банкета из числа «руководителей партии и правительства» тут же приняли самое живейшее участие в судьбе того «авиационного коня», которому Чкаловский комендант тем временем готовил «смерть от ножа». Как утверждает легенда, передававшаяся в 106-й тбад «из поколения в поколение, из уст в уста», жизнь того коня (и положение в целом) спас своим профессиональным советом старого кавалериста лично маршал Климентий Ефремович Ворошилов, приказавший по телефону узинским лётчикам на Чкаловской тому коню … просто завязать глаза! После чего это бедное животное быстро и безропотно спустилось со второго этажа вниз, и якобы всё тот же Ворошилов в результате лишь «пожурил» в шутку узинского комдива Плохова словами – «Ну, твои – монголы!». И всё – кличка та закрепилась за Вторым полком навечно, причём больше всего её «пропагандировали», разумеется, извечные «товарищи-соперники» тех из полка Первого. (Сами же «Монголы», которые в принципе никак не могли отрицать всю эту, целиком реальную историю, пытаясь извлечь из данного происшествия хоть что-то для себя положительное, стали было называть себя … почему-то в честь другого маршала-кавалериста – «Будённовцами», но это у них «не прошло», и для всех в дивизии они навсегда стали именно «Монголами».) Существует, правда, и менее «криминальная» (а посему – и менее захватывающая) версия происхождения «монгольского» прозвания Второго полка. Согласно ей, оно пошло, якобы, ещё с 1956 года, от первого его командира, полковника Юрия Петровича Павлова: по воспоминаниям подчинённых того, он «своим красным лицом, особо раскосыми глазами и скулами был очень похож на монгола, отсюда и приклеилась кличка к личному составу полка «монголы», а к человеку полка – «монгол» ». Вполне логично, но, согласитесь, увы, не столь интересно, как изложенная нами выше версия с «авиационным конём»… Ну, а уж ещё одна – просто «народная», и потому в неё тоже верится (хотя всё же и с некоторым сомнением, потому как она «тихо» распространялась явно самими «Монголами», желавшими её «всеобщей легализацией» – как и предыдущей версии, кстати – вести «отсчёт» этого своего «прозвания» чуть ли ни с самого момента сформирования Второго полка летом 1956 года). А заключалась она в следующем: «Огородники», до того времени в одиночку составлявшие 106-ю дивизию, по словам ветеранов, «жили мирно и спокойно, знали свои места в Лётной столовой», но тут, тем самым летом 1956 года был сформирован Второй полк, в связи с чем в той самой Лётной столовой дивизии периодически стали возникать «определённые организационные трудности». «Полным апофеозом» которых стало – в один, отнюдь не прекрасный день – случайное совпадение обеденного времени обоих полков, которых до того дня пока успешно удавалось разводить по разным сменам «приёма пищи». Вот как описывали те же ветераны 106-й тбап то, что произошло дальше: « … Первый полк, не спеша, двигался от стоянки машин в Лётную столовую. Второй же полк только выгрузился из машин и, увидев это, осознал, что им придётся «ждать своих ложек» ещё как минимум полчаса. И тогда по чьей-то инициативе их многосотенная армада с диким свистом и улюлюканьем рванула на обгон «Огородников» и ворвалась в ту столовую буквально на несколько секунд раньше них. У видевшего всё это заведующего Лётной столовой вырвалось – «Это что ещё за монголы?!» ».    
Очевидно, что «в отместку» за такое своё прозвище «Монголы» одно время называли военнослужащих Первого полка не иначе как «Татарами». И хотя это прозвище – в отличие от «Огородников» – как-то «не прижилось» (возможно – из-за тогдашней, советской ещё «политкорректности» – хотя в те времена в СССР и слова-то такого «импортного» никто не слыхивал), но пусть и оно, прозвище то Первого полка «татарское» останется в истории (и для Истории). Так же, как осталось в памяти, без сомнения, всех служивших в Узинской дивизии «прозвание» и третьего её местного лётного подразделения – 49-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии, называвшейся всеми не иначе как «Нормандия». Такое прозвище узинские «транспортники» получили в 1960 году, после премьерных показов по всему СССР советско-французского художественного фильма «Нормандия – Неман» –  как и стали с тех пор называть в разговорах их часть другие военнослужащие 106-й дивизии. Но затем это длинное, «искусственно-составное» название сократилось до одного, первого слова, и советская эскадрилия военно-транспортных самолётов в украинских степях всю свою историю носила такое, неофициальное «полуназвание» истребительной эскадрилии «Сражающейся Франции», никогда в этих местах реально не воевавшей, а названной в честь исторической области и провинции на северо-западе той страны, где так же никогда – во всяком случае, до распада СССР точно – реально не бывали сами лётчики-«транспортники» из Узина.
Неофициальное же «прозвание» Первого полка сам автор впервые услышал 28 февраля 1986 года, буквально в первые часы своей службы в Узине, когда, прибыв в штаб дивизии, располагавшийся на тогдашней улице Карла Маркса в Военном городке в самом городе (сейчас в этом здании по адресу «вулиця Івана Богуна, будинок 57а» размещается местная поликлиника), и предъявив дежурному «полный пакет документов» своих, услышал слова того, обращённые к посыльному по штабу – «Этого стрелка с его письмом отведёшь в кабинет командира «Огородников»!». Спрашивать о происхождения такого названия у своего нового комполка автор тогда, конечно, «просто постеснялся», но уже вечером того же дня задал этот вопрос своим новым сослуживцам-товарищам по солдатской казарме Первого полка, куда был «определён на постой» до самого конца своей службы в Узине. В ответ один из тогдашних «Дедов Русской Авиации», добродушный пермяк Вовка Ширинкин рассказал ему, что прозвищем этим их тогдашний комдив (а им был генерал-майор Владислав Алексеевич Степанов) «наградил» прошлым летом на «разборе полётов» двух прапорщиков Первого полка, которые «в сильном душевном воодушевлении» залезли на огород к гражданскому местному жителю и прямо там «употребили на закусь» весь зелёный лук с его грядки. В общем, одно слово – «Огородники»! Не удовлетворившись, однако, полностью таким объяснением, автор, как будущий историк, пытливо пытаясь «докопаться до исторических корней» прозвания сего, задал спустя некоторое время тот же вопрос своим новым сослуживцам по экипажу их самолёта Ту-95М, от которых услышал совсем иную историю. По ней, «согласно древним преданиям», прозвище то своё Первый полк получил раньше и «Нормандцев», и, конечно, «Монголов» – ещё аж в 1955 году, когда его первые самолёты Ту-95 только осваивали воздушное пространство Советского Союза и прилетели на наземную дозаправку топливом куда-то в «тёплые края», где в больших количествах (и за сущие тогда копейки) «водились» арбузы. Каковыми и был заполнен бомбовый отсек – хотя и не герметичный полностью, но всё же обогреваемый в полёте изнутри – одного из этих «Медведей», доставившего «воздушной контрабандой» крупную партию этой «бахчевой культуры» в Узин. Что, однако, сразу стало известным командованию дивизии во главе с первым комдивом-106, поистине легендарным Александром Игнатьевичем Молодчим, никогда «не скупившимся» на острое словцо и в шутку назвавшим после этого лётчиков-«контрабандистов» Первого полка «Огородниками». И слово то было сразу же разнесено по всей дивизии устами «доброжелателей» Первого полка. Автору известна ещё одна, третья по счёту версия происхождения названия «Огородники»: якобы, когда-то тоже уже очень давно в истории 409-го тбап, ещё «в незапамятные времена», один из самолётов полка по некой причине немного не дотянул до торца взлётно-посадочной полосы и поэтому сел не на неё, а «вынужденно», прямо на некий «колхозный огород» – в советское время колхозные поля окружали Узинский аэродром буквально со всех сторон. (Лично автору больше нравится вторая по порядку изложения версия происхождения названия «Огородники», но так как среди ветеранов Первого полка никогда не было «полного единства во мнениях относительно точного происхождения данного термина», то автор, как профессиональный историк, просто обязан был изложить здесь своим читателям все известные ему версии). Впрочем, пять лет своей истории, в 1977 – 1981 годах, во время своей «вынужденной командировки» (из-за полной модернизации в этот период взлётно-посадочной полосы Узинского аэродрома) в город Нежин Первый полк именовался его новыми, тамошними сослуживцами отнюдь не «Огородниками», а «Иллюзионистами-шпагоглотателями» (или просто одним, вторым словом – «Шпагоглотатели») – из-за активного и массового употребления «командировочными» доселе неведомого им «спиртосодержащего авиационного напитка» под названием «Шпага», сливавшегося для них гостеприимными местными лётчиками со своих самолётов Ту-22 (аналогичное «временное прозвание» «Монголов», естественно тоже отправленных в те же годы и по той же самой причине на второй аэродром 106-й тбад, в Моздоке, оказалось ещё «хлеще» – «Карьеристы» – из-за любви тех узинских авиаторов отдыхать на тамошних песчаных карьерах). В заключении этого своего «исторического экскурса в прозвания» автор не может не отметить тот факт, что если во всей в целом  советской Дальней Авиации такие же неофициальные прозвища – «Монголы» и «Нормандия» – каждое носили ещё, как минимум, по две части (кроме указанных нами выше узинских), то «Огородники» среди «дальников» всегда были только одни-единственные – первым и последним «носителем» этого «прозвания» был именно 409-й тбап.
Самой известной и при этом самой яркой «неписанной полковой традицией» 409-го тбап было то, что мы сегодня назовём здесь «Ритуалом завершения последнего полёта». Она касалась (и в переносном, и в самом прямом смыслах этого слова) каждого лётчика Первого полка, совершившего на одном из его стратегических бомбардировщиков Ту-95 свой последний полёт в Узине – перед переводом в другую часть Дальней Авиации или же вообще перед увольнением в запас. Вот как исполнение в 1976 году данного ритуала описал спустя 34 года после этого в своих Интернет-воспоминаниях «Об авиации» тогдашний 2-й (или младший) штурман (он же – штурман-оператор) самолёта Ту-95 Первого полка старший лейтенант-«трёхгодичник» Виктор Дущенко: «… Подошло время рассказать о моем последнем полёте в войсковой части города Узин. Полёт длился шесть часов. После выполнения задания самолёт приземлился на родном аэродроме. Весь экипаж вышел из самолёта. И вдруг меня подхватили под руки и ноги четыре человека, быстренько подбежали к стойке шасси и начали со смехом шлёпать меня, вернее, моей задней частью по колесу. Оказывается, это традиция. Я не знал об этом и никогда не видел такого мероприятия. Просто не пришлось увидеть. Поэтому для меня это было, во-первых, очень неожиданно. Я начал понимать, что это какое-то символическое действие, уже во время самого мероприятия. Во-вторых, немного физически больно, всё-таки по колесу – пятой точкой. В-третьих, конечно, весело».
Спустя ровно десятилетие после описанного выше, а именно – в день 10 октября 1986 года, «невольным участником» данного «ритуала» стал сам автор этой истории 409-го полка. Причём тогда его, младшего воздушного стрелка «флагманского полкового борта» – стратегического бомбардировщика Ту-95М с бортовым номером «50» (и неофициальным прозвищем «Полсотня») – трижды «приложили пятой точкой» уже о металл (титан) носовой стойки шасси его самолёта. Как подчеркнул фактически «командовавший» этим «ритуалом» командир корабля (он же – тогдашний командир 409-го тбап полковник В.И.Бурукин), в тот день эта традиция в самый последний раз исполнялась в отношении «рядового лётчика», самым последним из каковых – военнослужащих срочной службы, входивших в состав лётных экипажей самолётов – во всей истории полка оказался именно автор этих строк (на уже поступавших в то время в 409-й полк новых самолётах, на «воздушных танкерах» Ил-78 штатные должности для «летающих солдат» не предусматривались). (Здесь же автор позволит себе упомянуть и о том, что в предшествовавшем, 1985 году он, служивший тогда воздушным стрелком тактического военно-транспортного самолёта Ан-12АП 2-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии Дальней Авиации в подмосковном Остафьево, проходил «авиационное крещение» дважды, но различное и по разным поводам: «в лётчики» – после первого своего там полёта тем же самым «приложением пятой точкой», но именно о резиновую покрышку одного из двух колёс носовой стойки шасси того «Антонова», и «в воздушные стрелки» – после первой своей стрельбы в воздухе из кормовой пушечной установки «ДБ-65У» этого самолёта – «целованием» на земле, с «пушечной» лестницы-стремянки стволов обеих 23-мм авиационных пушек «АМ-23». Кстати, именно пара и именно таких же самых пушек была смонтирована в обслуживавшейся им впоследствии, на узинской «Полсотне» – на стратегическом бомбардировщике Ту-95М – нижней фюзеляжной артиллерийской установке «ДТ-Н12С»).
Ещё об одной «неписанной традиции» 409-го полка автор этой его истории узнал от ветеранов-«огородников» значительно позже, далеко не сразу после окончания своей срочной службы в Узине. Выше, в главе « «Смена специализации»: переформирование 409 ТБАП в 409 АПСЗ (1986 – 1991 годы)» мы подробно рассказали о том, как к 1988 году все, уже окончательно устаревшие стратегические бомбардировщики Ту-95 полка были заменены на новейшие «воздушные танкеры» Ил-78, а сам Первый полк стал официально именоваться 409-м авиационным полком самолётов-заправщиков. Именно к этому периоду его истории относится появление абсолютно новой «неписанной полковой традиции», напрямую связанной с этим, принципиально новым назначением 409-го полка. Она заключалась в том, что после посадки «воздушного танкера», осуществившего в ходе этого своего полёта заправку в воздухе другого самолёта, по траве лётного поля Узинского аэродрома в качестве своеобразного «парадного ковра» раскатывался «ритуальный» заправочный шланг (ранее уже использовавшийся на одном из самых первых самолётов-заправщиков полка и поэтому списанный теперь «за ветхостью»), вдоль которого командир только что приземлившегося Ил-78 «совершал церемониальный марш». К нашему сожалению, эта традиция существовала в 409-м полку всего несколько лет, до 1991 года, и «канула в лету» вместе со всем Советским Союзом...
…Автор данной истории 409-го тбап, напомним, служил в Первом полку в 1986 году, «дослуживая» здесь свою срочную службу в Дальней Авиации (начинал он её, после учебного подразделения, в Серышево (аэродром Украинка), а затем, до Узина продолжал её в Остафьево). Мы не будем подробно останавливаться здесь на всех, до сих пор памятных нам «неписанных солдатских традициях» как самого Первого полка, так и всего гарнизона «Узин-2» в целом (как то, например, принципиальное «неношение» на солдатской форме (и на повседневном «ХэБэ», и на «парадке») вообще каких-либо «знаков воинской доблести», уход «на дембель» без «дембельских альбомов», отдание солдатами воинской чести другим военнослужащим 106-й тбад, только начиная с капитана по воинскому званию и выше, и др.), кроме одной-единственной, уникальной, пожалуй, в целом для всех Советских Вооружённых Сил. Речь пойдёт о так называемом «Дембельском сладком столе».
Данная традиция поддерживалась солдатами Первого полка два раза в год – весной и осенью (фактически – соответственно в апреле и в октябре месяцах). После того, как во исполнение очередного приказа Министра Обороны СССР «Об увольнении с действительной военной службы в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы…» по Первому полку издавался соответствующий приказ о так называемой «нулевой дембельской партии», весь увольняемый в запас призыв «сбрасывался» по 1-му рублю («сколько дембелей, столько и рублей»). В день объявления этого приказа по полку вместо «вечернего приёма пищи» (то есть ужина) все «срочники» Первого полка «официально» шли в «чипок» – в гарнизонную «Солдатскую чайную». Там, в общем зале все они усаживались за один общий, большой стол (заранее составленный из сдвинутых – разумеется, по договорённости с персоналом этой «чайной» – тамошних 4-местных столиков), «во главе» которого сидели, конечно, сами «дембеля». «Меню» каждого нового «сладкого стола», понятно, зависело от количества как их самих, так и «остальных» – солдат второго и третьего периодов срочной службы. На «сладком столе» обязательно присутствовал местный вкуснейший «Лимонад», изготовлявшийся и разливавшийся в бутылки в Цеху безалкогольных напитков (размещался на первом этаже одного из ДОСов (Домов офицерского состава) в Военном городке в городе Узин по тогдашнему адресу: улица Ворошилова, дом 15). В ходе данного «традиционного мероприятия» «дембеля» Первого полка традиционно должны были уделять своё особое внимание самым молодым «по сроку службы» солдатам, кормя их в тот вечер любыми теми желаемыми тамошними «вкусностями». Автор этой истории 409-го тбап сам участвовал в таком мероприятии в апреле 1986 года – в числе тех, кому эту «неписанную солдатскую традицию» Первого полка предстояло самим поддержать спустя полгода. Но тогда, уже в октябре 1986 года автор смог в ней поучаствовать только одним своим «рублёвым взносом» (а не лично присутствуя за тем «дембельским сладким столом», так как вынужден был торопиться успеть на последний в тот день автобус до районного центра – до Белой Церкви), тем самым лично всё-таки поддержав ту традицию. Как удалось выяснить автору ещё всё той же весной, из общения и со своими старшими товарищами по срочной службе, и со «сверхсрочниками», такая традиция пошла в Первом полку почти с самого начала его истории, с 1961 года – когда 409-й тбап имел все 20 положенных ему по штату стратегических бомбардировщиков Ту-95, на которых командирами огневых установок и младшими воздушными стрелками служило одновременно до 40 военнослужащих срочной службы, не имевших со своими зарплатами «рядовых лётчиков» никаких «финансовых проблем», и для которых «новый, пореформенный» рубль был «не деньги».
Описанием этой (повторимся – уникальной, пожалуй, в целом для всех Советских Вооружённых Сил) неписанной солдатской традиции Первого полка под названием «Дембельский сладкий стол» – по своему содержанию просто невероятной для тогдашнего «апогея дедовщины» по всей Советской Армии – мы и закончим эту главу нашей истории 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #26 : 30 Мая 2023, 23:51:53 »
Уважаемые коллеги!
Наступило 31 мая 2023 года...
31 мая - это «День полкового праздника» 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (из состава 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии имени 60-летия СССР Дальней Авиации), первого в Советских ВВС полка, оснащённого в 1955 году стратегическими бомбардировщиками Ту-95, в 1986-м перевооружённого на "воздушные танкеры" Ил-78 и переформированного в 409-й авиационный полк самолётов-заправщиков (тоже первый в Советских ВВС), в 1992 году "перешедшего под юрисдикцию Украины" и в 2001-м там окончательно расформированного...
День праздника, который с того года отмечается уже лишь его ветеранами, которых ныне остаются считанные единицы...
В этот день в столь далёком уже от нас 1955 году назначенный 25 мая на должность командира формируемого 409-го полка Герой Советского Союза полковник Харитонов Николай Николаевич подписал в городе Узин «Приказ № 1» по полку, объявив о своём фактическом вступлении в эту должность.
В этот день спустя 68 лет, сегодня автор этих строк поздравляет всех причастных к истории 409-го полка с сегодняшним днём – с Праздником, «Огородники»!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий, ветеран (с 1986 года) 409-го полка
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Полк, бывший первым во всём"
« Reply #27 : 27 Июня 2023, 02:47:46 »
Наступило 27 июня – день бывшего «полкового праздника» 1006-го тяжёлого бомбардировочного полка. «Второй полк» Узинской, 106-й тяжёлой бомбардировочной дивизии Дальней Авиации, «Монголы», вечные «товарищи-соперники» полка Первого, «Огородников», смог «однозначно обогнать» их лишь однажды в своей истории, в 1998 году… Когда был первым расформирован по приказу «из-за океана», от реальных хозяев «незалежной Украины», а его стратегические ракетоносцы Ту-95МС под контролем тех же американцев были «пущены под нож»…
А пока, на этом фото, сделанном на Узинском аэродроме в день 25-летия Второго полка, 27.06.1981 – его ветераны. На обороте снимка – следующая подпись:
«Слева (на переднем плане): Павлов Г.О., Адрианов, Ивлев, Дергач, Хромов, Шельдянов, Мухин, Сивак, … Далее: Назарцов, Правдин, Кузь, Садырин, Кривцов, Сынсков, Ярченко, Иванов И.И., Воронов, Дворников, Атиполихин, Мостовой, Рябцев, Борисов, Алексеев. Узин   1981 год, 27.06.».


Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »