Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Самолёты"ВСР":"...Для подготовки воздушных стрелков-радистов переоборудовать..."  (Прочитано 430 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
2021© К.Б.Стрельбицкий

САМОЛЁТЫ «ВСР», или «…ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ ПЕРЕОБОРУДОВАТЬ…»

…В 1985 году известная на всю советскую военную авиацию Войсковая часть № 30185 (или Канская школа младших авиационных специалистов) отмечала свой 50-летний юбилей. Специально в честь него на Красноярском объединении «Сувенир» были изготовлены и торжественно вручены командованием части всем её военнослужащим особые нагрудные памятные знаки.



Главным элементом рисунка на подвеске этого знака стало стилизованное изображение летящего Ан-24 – военно-транспортного самолёта, никогда не имевшего, однако, в штате своего экипажа именно воздушных стрелков-радистов, которых все эти годы и готовили в Канске. И, тем не менее, размещение рисунка такого самолёта на том памятном знаке было вполне обоснованным – ведь именно этот летательный аппарат в то время символизировал подготовку как раз по данной лётной специальности. Почему им был именно Ан-24 и кто был его предшественниками в этом деле, вы узнаете из предлагаемого вашему вниманию нашего материала.
 
…30-е годы ХХ века стали эпохой небывалого развития советской авиации. Для поступающих на вооружение ВВС Красной Армии в больших количествах военных самолётов требовались всё новые и новые подготовленные лётчики, причём не только сами пилоты, но и члены  экипажей иных лётных специальностей. Для их воздушной подготовки был разработан, в частности, специальный многоместный учебно-тренировочный самолёт УТ-2 (первоначально он же – АИР-17).



Снимок самолёта АИР-17.

Первоначальный вариант этой машины имел оборонительное вооружение в двух из трёх своих кабин – в закрытой носовой и в открытой кормовой.



Рисунок бокового вида самолёта АИР-17.
Благодаря этому на самолёте данного типа можно было вести подготовку сразу по двум «воздушно-стрелковым» лётным специальностям курсантов, обучавшихся в Военно-авиационных школах стрелков-бомбардиров (в носовой кабине) и в Военно-авиационных школах воздушных стрелков-радистов и Школах младших авиационных специалистов того же профиля (в кормовой кабине).



Первоначальная схема размещения членов экипажа на борту учебно-тренировочного самолёта УТ-3: стрелок-бомбардир – в носовой кабине и воздушный стрелок-радист – в кормовой.

И хотя именно этот, вооружённый вариант не получил дальнейшего развития, а «итоговая», полностью закрытая машина так и не стала в предвоенные годы массовой, но именно учебно-тренировочный самолёт УТ-3 стал первой в истории Отечественной авиации разработкой, специально предназначенной для воздушной подготовки лётчиков-стрелков.
…В самом начале этого материала мы уже упоминали «известную на всю советскую военную авиацию Войсковую часть № 30185», которая, хотя и носила официально наименование «22-я Краснознамённая школа младших авиационных специалистов», но в дальнейшем нашем тексте будет именоваться «кратко-разговорно» Канским ШМАСом. А известен «на всю советскую военную авиацию» он был тем, что именно здесь, в Канске каждые полгода выпускалось несколько сотен солдат – будущих воздушных стрелков-радистов для советской Дальней, Фронтовой бомбардировочной и Военно-транспортной авиации. Для воздушной подготовки этих будущих «рядовых лётчиков» (а затем – и курсантов здешней 118-й школы прапорщиков) Канскому ШМАСу был придан базировавшийся на местном военном аэродроме 662-й отдельный учебный авиационный полк (Войсковая часть № 15435). Основу материальной части 662-го ОУАП составляли военно-транспортные машины Ли-2, часть из которых, представляющая для нашего нынешнего повествования особый интерес, именовалась официально «самолётами-лабораториями». Дело в том, что эти машины – условно назовём их здесь «Ли-2Л» (условно и в кавычках потому, что на самом деле, официально модификации с таким обозначением не существовало) – были первыми отечественными военными самолётами, специально предназначенными для подготовки будущих воздушных стрелков-радистов. Эти «канские лаборатории» были дополнительно оборудованы «учебными стрелковыми точками», причём – двух различных типов. Первый, более ранний представлял из себя круглый блистер, установленный наверху фюзеляжа, ближе к носу, сразу за кабиной экипажа.



Самолёт «Ли-2Л» 662-го ОУАП (бортовой номер – «01») с «блистерной стрелковой точкой».

Второй вариант представлял из себя уже практически полную имитацию кабины воздушного стрелка-радиста на бомбардировщике Ил-28, размещённую там же, наверху фюзеляжа, но дальше в корму, и развёрнутую в неё же. Сама эта «кабина» была в направлении кормы «квадратной», а в нос, по направлению полёта – обтекаемой, «аэродинамической формы».



На заднем плане по центру – самолёт «Ли-2Л» 662-го ОУАП с «кабинной стрелковой точкой» (снимок не ранее 1967 года).

Она-то и являлась главным внешним отличием «Ли-2Л» от «стандартных» Ли-2, которые так же, наряду с «лабораториями» состояли на вооружении 662-го ОУАП.



На заднем плане – самолёт «Ли-2Л» 662-го ОУАП с «кабинной стрелковой точкой» (снимок не ранее 1975 года).

Служивший в 1959 году 2-м (правым) пилотом на одном из самолётов «Ли-2Л» 662-го ОУАП Анатолий Емельяшин в своих мемуарах «Лётчик-штурман. Канская ШВСР» вспоминал об этих самолётах так:
« … Наши машины были оборудованы для обучения воздушных стрелков-радистов: в грузовом отсеке размещены столики с радиостанциями РСБ-3 для радиотелеграфной связи с наземными станциями, сверху на фюзеляже установлен блистер с прицелом и фотокинопулемётом – отрабатывать отражение атак истребителей. Летающие учебные классы. Человек десять в отсеке стучат ключами на станциях или попеременно залезают по лесенке в турель стрелять.
В лётный день полк выполняет два двухчасовых полёта по маршруту. В полном составе или поэскадрильно. После посадки и заруливания на заправку экипаж бегом минует грузовой отсек и выпрыгивает на землю, не дожидаясь установки лесенки. Вздохнуть свежего воздуха. В отсеке не продохнёшь из-за блевотной вони – не все будущие воздушные стрелки-радисты переносят болтанку, двух – трёх человек за полёт выворачивает наизнанку. По этой причине экипаж старается не открывать в полёте дверь пилотской кабины и держит полуоткрытыми форточки. Салоны ежедневно моют, драят швабрами, но тошнотворный запах не уничтожишь. Он впитался в металл и окраску».
Обучавшийся в Канском ШМАСе спустя более чем десятилетие, в 1971 – 1972 годах будущий воздушный стрелок-радист бомбардировщика Ил-28 Виталий Бирюков так вспоминал об использовании самолёта «Ли-2Л» во времена своей учёбы там: летали мы на нём «… только один раз за полгода. 90 минут на 30 человек. Инструктаж, посадка, высадка, доклад. В итоге – секунд по 40. Лётные упражнения из Ли-2 по Л-29: «элка», как планер на леере, на хвосте висела, промазать было не реально ... были такие «кадры», которые мазали. Я удивился, а потом дошло! Уважение к курсанту, не мешать, не дергать! Первый стал к прицелу, второй уже на ступенях торопит снизу, за рукав дёргает. Стрелок выпустил всю плёнку в сторону цели. И так же и следующие. За полчаса все отстрелялись, и два с половиной только наблюдали». «… Из этого блистера мы «отстреливались» по Л-29 … За нами Л-29 летел словно планер на «верёвочке». Промазать было не реально, – вспоминали впоследствии другие выпускники Канского ШМАСа разных лет. – Вот по ним мы и «стреляли» из фото-кинопулемёта. … кассеты вставляли. Умудрялся за один заход Л-29 «отстрелять» 5 кассет».
Сама «фотострельба» на этих Ли-2 выполнялась курсантами Канского ШМАСа стоя, с некой «дюралевой табуретки», на которую из салона самолёта надо было подниматься по лесенке.



Самолёт «Ли-2Л» 662-го ОУАП (бортовой номер – «19») в учебном полёте над районом Канска. В «кабинной стрелковой точке» виден стоящий там курсант Канского ШМАСа.

 «Оружием» же на этих стрельбах был фотокинопулемёт ФКП-2, имевший так же заводской шифр выпускавшего его с начала 1950-х годов Казанского оптико-механического завода «ПАУ-459».



Общий вид фотокинопулемёта ФКП-2.

В целом Ли-2 662-го ОУАП служили курсантам Канского ШМАСа как полноценный «летающий учебный класс» – находившиеся на них в воздухе будущие воздушные стрелки-радисты не только вели «фотострельбу», но и поддерживали в полёте учебную радиотелеграфную связь с землёй, а так же совершали свои первые, так называемые «ознакомительные» прыжки с парашютом.



Самолёт «Ли-2Л» 662-го ОУАП (бортовой номер – «25») с «кабинной стрелковой точкой» на Канском аэродроме перед вылетом на парашютные прыжки.

В тех полётах вместе с курсантами на борту обязательно находились их инструктора – в соответствии с задачами полёта – по воздушно-стрелковой подготовке, по радиоделу и по парашютно-десантной подготовке. Обычно эти полёты с курсантами на борту продолжались в 662-м ОУАП всю полную рабочую неделю (пять дней), по 2 – 3 часа (по некоторым воспоминаниям – до 4 – 5 часов) каждый. При этом курсантов заранее приучали к тому, что в предстоящих полётах «в полках», уже полноценными воздушными стрелками-радистами им нужно будет постоянно иметь надетыми парашюты: по воспоминаниям тех же бывших выпускников Канской ШМАС, «парашюты в полёте были сложены в корме и могли надеваться в случае необходимости. Весь полет подвесная система была одета на нас, а сами парашюты лежали в хвосте у двери. … Нас инструктировали на случай аварийной ситуации перед вылетом и посадкой в самолет».
По некоторым данным, после снятия с вооружения Советских ВВС бомбардировщиков Ил-28 («с прицелом» на которые в 1950-х – 1960-х годах в основном и готовили в Канском ШМАСе будущих воздушных стрелков-радистов), верхние, имитационные кабины на самолётах «Ли-2Л» 662-го ОУАП были «адаптированы» к кормовым кабинам таких, ставших более актуальными для подготовки для них военных самолётов, как Ту-16 и Ан-12.   
…Шли годы, на вооружение советской военной авиации продолжали поступать всё новые типы самолётов, в экипажи которых продолжали входить воздушные стрелки-радисты, командиры огневых установок и «чистые» воздушные стрелки. В то же время самолёты «Ли-2Л» не просто устаревали, а ещё и вырабатывали полностью свои лётные ресурсы и поэтому нуждались в замене, причём – на принципиально новые машины.





На снимках на втором плане: списанные самолёты «Ли-2Л» 662-го ОУАП на поле Канского аэродрома: вверху – машина (бортовой номер – «07») с уже демонтированной «кабинной огневой точкой», внизу – с ещё сохранившимся её металлическим каркасом (снимок 1989 года).

Советский Союз был поистине великой авиационной державой, которая в случае необходимости могла разработать и построить даже единичный самолёт необходимой на тот момент «узкой специализации». Но в описываемом нами случае речь пойдёт о целой серии самолётов, специально предназначенных для решения одной-единственной задачи – подготовка в воздухе будущих воздушных стрелков-радистов. Созданная на базе крупносерийного самолёта Ан-24 такая машина получила официально специальный буквенный индекс «ВСР» – сокращение от «воздушные стрелки-радисты». Серия самолётов Ан-24ВСР состояла из 20 единиц, при этом они не строились именно как «ВСРы» изначально, а переоборудовались в них из серийных самолётов модификации Ан-24Т производства Иркутского авиационного завода.



Рисунок бокового вида самолёта Ан-24ВСР 662-го ОУАП (бортовой номер – «57»). 

Главным внешним отличием машины Ан-24ВСР от других модификаций этого самолёта стали два больших – диаметром по метру – блистера, установленных по обоим бортам ближе к корме.





Блистеры на самолётах Ан-24ВСР 662-го ОУАП: вверху – левого борта (машина номер «59»), внизу – правого (номер «65»).

Кроме того, на фюзеляже и на нижней поверхности крыла самолёта Ан-24ВСР были смонтированы дополнительные антенны радиосвязи. Внутренне «ВСРы» так же существенно отличались от «стандартных» Ан-24: в бывшем грузовом салоне, по воспоминаниям одного из лётчиков 662-го ОУАП, были размещены «8 сдвоенных рабочих мест для курсантов», а в каждом из блистеров размещался «прицел с фотопулеметом». Очевидно, что это были широко распространённые тогда в Советских ВВС коллиматорные прицельные станции «семейства» КПС-53 с фотоконтрольными приборами (фотопулемётами) ПАУ-457.




Вверху – коллиматорная прицельная станция КПС-53АВН в носовой кабине вертолёта Ми-24 с установленным фотопулемётом ПАУ-457 (справа). Внизу – общий вид ПАУ-457 с вынутой кассетой (лежит на переднем плане).

Как уже было сказано выше, всего было оборудовано 20 самолётов Ан-24 ВСР. Известны серийные номера 12 таких машин иркутской постройки: «01-03», «01-05», «02-03», «02-04», «03-01», «03-03», «03-05», «04-09», «05-01», «05-02», «06-09» и «09-07». По воспоминаниям ветеранов 662-го ОУАП, в его состав входили «ВСРы» со следующими бортовыми и заводскими номерами: бортовой – «04» (заводской – 6910105), «05» (7910204), «06» (79103030), «09» (7910305), «50» (7910409), «51» (7910203), «52» (6910103), «53» (7910301), «55» (7910502), «57» (8910609), «59» (9910907), а так же «65» (все бортовые номера – красного цвета).
Большая часть самолётов Ан-24ВСР – до 16-ти из 20 единиц – попала именно в 662-й ОУАП в Канск. О конкретных местах службы остальных, минимум четырёх «ВСРов» какая-либо информация отсутствует. Вполне логично было бы предположить, что машины этого типа состояли так же на вооружении авиационных подразделений, приданных ШМАСам ВВС Советского Военно-Морского Флота, готовивших именно курсантов-воздушных стрелков-радистов для Морской Авиации – 123-й ШМАС во Владивостоке (Войсковая часть № 34278) и 127-й ШМАС в Выборге (Войсковая часть № 95109), но конкретная информация об этом отсутствует. Однако, по сведениям всё тех же ветеранов 662-го ОУАП, на «ВСРах» готовили так же « … курсантов Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков, молодых летчиков-лейтенантов, переучивали летчиков с самолётов других типов».
Самолёты Ан-24ВСР прослужили по своему основному назначению – подготовка в воздухе будущих воздушных стрелков-радистов – до «перестройки» и последовавших за ней по ВВС и по всей Советской Армии в целом «ОШМ» – так называемым «организационно-штатным мероприятиям» (или, говоря более понятным языком, до «массового сокращения», а попросту – до организованного развала Советских Вооружённых Сил). В результате всего этого большинство машин Ан-24ВСР были переоборудованы – «в связи с веяниями времени» – в обыкновенные транспортные (грузовые) самолёты, а затем, «отработав своё», пошли на слом.
До настоящего времени сохранился один-единственный из двадцати существовавших самолётов Ан-24ВСР. Ныне он является «натурным экспонатом» Музея Дальней авиации на авиабазе Энгельс.



Это – самолёт 1968 года постройки с бортовым номером «57» (первоначально – красного, а ныне – жёлтого цвета; заводской номер – «8910609», серийный – «06-09»). Он прибыл в музей 15 августа 2000 года «своим ходом» из Канска. Хотя в конце своей службы, после расформирования в 1998 году Канского ШМАСа, этот борт и был заново переоборудован в чисто транспортный, в Ан-24ПРТ, но он всё же сохранил свои «стрелковые» бортовые блистеры.





Верху – вид на блистер правого борта музейного Ан-24ВСР крупным планом, внизу – вид на этот самолёт сзади, при котором хорошо видны блистеры обоих бортов.

На установленной перед этим музейным самолётом пояснительной табличке написано: «Ан-24ВСР / Самолёт для обучения / воздушных стрелков-радистов».



И ещё самолёт Ан-24ВСР – точнее, только само его изображение – сохранился, конечно, на тех самых юбилейных нагрудных памятных знаках Канской ШМАС, с описания которых мы и начали свой сегодняшний материал.

 

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »