Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Победа. Кенигсберг. Фашистские… подлодки…  (Прочитано 3953 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
ПОБЕДА. КЕНИГСБЕРГ. ФАШИСТСКИЕ… ПОДЛОДКИ!
Как гласят хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ документы Кенигсбергской и ряда других дислоцировавшихся на Земландском полуострове Восточной Пруссии (ныне - территория современной Калининградской области) советских военных комендатур, в течение лета-осени победного сорок пятого часовые, выставленные в ночное время для охраны мостов в Кенигсберге (ныне - Калининград) через Прегель (ныне - Преголя) и в Тапиау (ныне - Гвардейск) через Дейму, неоднократно открывали огонь по… неопознанным подводным объектам (НПО), внезапно всплывавшим в фарватере этих самых рек.
Применившие оружие часовые в ходе последующих разбирательств клятвенно заверяли своих командиров, что алкоголя накануне не употребляли и палили отнюдь не в привидевшийся им мираж, а в самую настоящую… мини-субмарину, причем по очертаниям явно что вражескую! Тем не менее, первые такие случаи были отнесены к числу курьезных недоразумений: слышать про якобы проявляющих активность подлодках разгромленной в пух и прах фашистской Германии было явно смешно, а Краснознаменный Балтийский флот подобных сверхмалых субмарин попросту не имел... Однако уже скоро в связи с ростом количества подобных ЧП командование Особого военного округа, только что развернутого на базе управления и войск 11-й гвардейской армии бывшего 3-го Белорусского фронта, волей-неволей было вынуждено начать официальное расследование. К сожалению, все его материалы до сих пор засекречены. Ознакомиться с ними военные чиновники несколько месяцев назад не допустили даже такого именитого калининградского историка, каким заслуженно является профессор, доктор наук, полковник запаса Геннадий Кретинин. Впрочем, поступили с ним не без хитрости: соответствующее архивное дело на руки выдать-то выдали, но листы с интересующими ученого документами оказались заклеены плотной бумагой, при этом явственно было видно, что сделано это только что…
Но давайте разберемся, насколько правдоподобны случаи с обстрелом НПО часовыми в послевоенной, еще не успевшей стать российским Калининградом, столице Восточной Пруссии. Итак…
Кригсмарине 3-го рейха действительно имели в своем боевом составе сверхмалые субмарины, причем в массовом количестве. Самые маленькие из них - подводные лодки типа “Biber/Бибер”: надводное водоизмещение - 6,5 т; наибольшая длина - 9,04 м, а ширина корпуса - 1,57 м; средняя осадка - 1,37 м; экипаж - 1 человек; торпедно-минное вооружение - 2×533-мм торпеды. Только в 1944 году последних на верфи “Deschimag A.G. Weser” в Бремене построили для нужд ведомства гросс-адмирала Карла Дёница не менее 325 штук. Всего же “Биберами” нацистам удалось укомплектовать аж три полнокровные флотилии и это не считая флотских формирований, вооруженных мини-подлодками типа “Delphin”, “Marder”, “Molch”, “Neger”, “Seehund” и “Seeteufel”!
Однако известно, что все эти сверхмалые субмарины изначально предназначались для противодействия вдоль линии французского побережья английскому флоту. О применении их против кораблей советских ВМФ ничего достоверно неизвестно. И все же потенциально оказаться в водах Прегели и Деймы одиночные мини-подлодки, конечно же, могли. Фарватеры этих рек, напомним, и сегодня в целом пригодны для прохода судов типа “река-моря”, следующих из современных Калининградско-Висленского залива в Куршский залив Балтийского моря и обратно. А по состоянию на 1945 год к тому же являлся действующим берущий свое начало у Тапиау/Гвардейска Мазурский канал: он по прямой вел в глубину Восточной Пруссии, в том числе к другим судоходным артериям Западной Европы, по которым в свою очередь можно было по воду дойти вплоть до речных портов Франции…
В самом Кенигсберге на судостроительном заводе “Шихау” производился текущий ремонт даже крейсерских субмарин. Они доставлялись сюда по Прегели в надводном положении. Многие из них, не успевшие пройти ремонт, фашисты весной сорок пятого затопили в черте города. Их долго потом еще в послевоенный поднимали со дна Прегели/Преголи с помощью водолазов Балтфлота.
Глубина фарватера Прегели - от 6 до 16 метров. И этого вполне достаточно для движения сверхмалым субмаринам в подводном положении. Но почему они тогда всплывали именно у городских мостов? Как версия: возможно, чтобы сориентироваться по навигационным огням и знакам, которыми обязательно были оборудованы все мосты в судоходных местах, и не допустить тем самым рокового столкновения в ночных условиях с выполненными из сверхпрочного бетона или крупповской стали мостовыми опорами.
Но с какой целью в таком случаи фашистские мини-подлодки шныряли в речных водах уже ставшего советским Земландского полуострова? Версия о диверсионно-террористическом характере тех ночных “вояжей”, не взирая на факт наличия в первые послевоенные месяцы и годы в бывшей Восточной Пруссии активно действовавшего нацистского бандподполья, в целом отпадает сама собой, ибо никаких торпедных атак в отношении советских кораблей и судов, а также в отношении расположенных в округе стратегически важных гидросооружений ими произведено не было. Остается лишь полагать, что те самые сверхмалые субмарины выполняли несколько иную миссию, а именно тайно вывозили с советской территории в пустых торпедных аппаратах заранее спрятанные в глухих схронах гауляйтером и оберпрезидентом Восточной Пруссии Эрихом Кохам и его сподручными культурные и банковские ценности, в том числе, не исключено, и знаменитую Янтарную комнату…
Кстати, в российской Прибалтике время от времени возникает слухи о якобы обнаруженной на дне Деймы, где-то недалеко от истока Мазурского канала гитлеровской мини-подлодки. В последний раз он взбудоражил местных краеведов в минувшем марте. Это даже послужило поводом взяться за журналистское расследование такого крупного отечественного репортера, работающего в регионе, как Александр Рябушев. Он, потянув за “ниточку”, вышел-таки на “первоисточник”, которым оказался… один из известных у любителей мистики своими популярными байками про “секретный Кенигсберг” калининградских псевдоисториков. На просьбу показать место, чтобы затем с помощью дайверов обследовать дно в поисках “утопленницы”, тот, заведомо зная о “некредитоспособности” собеседника, ответил не без хитринки: готов-де сделать это, но только и исключительно за… солидный гонорар в иностранной валюте.
“Уверен, что никакими конкретными сведениями о месте гибели сверхмалой нацистской субмарины данная персона не располагает, - поделился с нашей редакцией Александр Иванович. – На мой взгляд, это ничто иное как тривиальный пиар-ход, призванный в пользу закулисного автора “новости” пощекотать нервы у поклонников всего таинственного. Однако потуги исследователей-одиночек попробовать-таки отыскать в руслах Преголи, Деймы и Мазурского канала потенциально затопленную в 1945-м фашистскую мини-подлодку не лишены здравого смысла. А кто упорно ищет, тот, как гласит известная поговорка, всегда найдет! Да будет им дарована удача!”…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
http://s017.radikal.ru/i423/1208/de/651b3575bb1e.jpg

Это если не одна из тайн Второй мировой, то, как минимум, порожденная ею интрига – выполненные нацистами в ходе битвы за Балтику для нужд Кригсмарине железобетонные… баржи. Некоторые из них уцелели. И, например, запечатленные на снимке выполняют сегодня роль внешнего обвода акватории калининградского рыболовецкого порта Мамоново (ранее – немецкий Хайлигенбайль). Фото Михаила УРСУЛА.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »