Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Омская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 5516 раз)

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 11 015
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Астраханцев Олег Николаевич

СТАНОВЛЕНИЕ ОМСКОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ШКОЛЫ ПИЛОТОВ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Статья  посвящена  теме  создания  и  развития  Омской  военной  авиационной  школы  пилотов  -  одного  из  первых учебных  заведений  ВВС,  осуществлявшего  подготовку  летных  кадров  в  Сибири.  Рассмотрены  вопросы комплектования  постоянным  и  переменным  составом,  материально-технического  обеспечения  и  организации учебного процесса. На основании анализа архивных источников автором выявлены особенности формирования авиашколы.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2014/1-2/2.htm



Астраханцев Олег Николаевич, к.и.н., доцент
Московский государственный технический университет гражданской авиации (филиал) в г. Иркутске onastra@mail.ru


Интенсивный рост военной авиации и обновление самолетного парка накануне Великой Отечественной войны потребовали в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил (ВВС), повысить уровень его подготовки. Кроме того, повышение качества обучения авиационных специалистов необходимо было производить с учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан. В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров.
1  мая  1940  года  была  сформирована  авиашкола,  получившая  наименование  «Омская  школа  пилотов» (основание:  приказ войскам Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г.). Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года. Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска. Школа  формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату за № 20/908 литер «А» от 29 марта 1940 г., в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом за № 20/976 штата школы стрелков-радистов [4, д. 1, л. 2].
Общее количество лично состава было определено следующее:
1.  начальствующего состава – 280 человек;
2.  младшего начальствующего состава – 157 человек;
3.  рядового состава – 166 человек;
4.  курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись:
а)  по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска (основание: приказ войскам СибВО № 0175 от 26.03.40 г., № 0196 от 19.04.40 г.);
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса (приказ ВВС КА № 028 от 7.04.40 г., № 034 от 20.04.40 г.);
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы (приказ НКО № 1759 от 26.04.40 г., № 01905, 01252 от 31.03.40 г., № 01894 от 20.04.40 г.) [Там же, л. 2 − 2 об.].

Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром – бригадный  комиссар Кобякин Иван, начальником штаба – полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы  по  технической  эксплуатации – военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович [Там же, л. 2].

От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5 [2, с. 17].
В  марте  1940  года  распоряжением  командующего  ВВС  СибВО  генерал-майора  Погребова  командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С. Пристром.
Учебный  курс  школы  состоял  из  двух  эскадрилий  летчиков, одной запасной роты,  группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко. 17 мая 1940 года авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов [Там же, с. 17-18]. День годового праздника был установлен 1 мая (основание: приказ НКО № 048 от 5.02.1941 г.) [4, л. 17 об.].

Из архивных документов мы можем узнать некоторые сведения об укомплектованности  военно-учебного заведения переменным составом. Так, для комплектования авиационной эскадрильи за период с 6.12.1940 г. по 1.02.1941 г. прибыло 178 человек. Из них было отчислено медицинской комиссией – 16 человек, мандатной комиссией – 24 человека, зачислено в школу – 138 человек. Три человека являлись кандидатами в члены ВКП(б), 107  человек  были  членами  ВЛКСМ, 28 –  беспартийные. Зачисленные  курсанты  имели  уровень  образования в объеме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек. Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные  комиссариаты. Возраст  поступающих  был  от  16-ти  до  25-ти  лет.  По  национальности  большая  часть  – 127 человек – были русские, 3 человека  – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека  – татары и 1 – хакас [Там же, д. 22, л. 7-11]. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах. В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 г. в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек. В период
с 1 мая по 20 мая 1941 г. прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек. С 22 мая по 2 июня 1941 г. прибыло еще 110 человек, из которых зачислено было 103 человека [Там же, л. 37-41, 46-54, 58-62].
Период  становления  Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным [1, с. 132-136]. Об этом свидетельствуют документы архивов. Так, из акта проверки, проведенной командующим ВВС СибВО с 19 по 23 декабря 1940 года, следует, что авиашкола находится в «совершенно неблагополучном состоянии как в отношении хода учебно-боевой подготовки, так и в отношении технико-эксплуатационной службы и ремонта» [3, д. 122, л. 9]. О состоянии ее материальной части говорят следующие данные, представленные в таблице [Там же, л. 15].
 
Марка самолета  Количество (шт.)  Исправных самолетов штук  %
СБ  32  16  50
Р-5  47  42  89
У-2  47  37  78
УТ-1  8  1  12

Таким образом, исправных самолетов было всего 71% от общего числа всех самолетов школы. При этом, если учебных У-2 было 89% исправных, то самолетов боевых (СБ), более сложных в пилотировании, – всего 50%. К тому же у исправной техники на момент проверки был серьезно выработан технический ресурс. Так, остаток составлял: на самолетах СБ – 75%, моторесурс – 41%; на Р-5  – 37%, моторесурс – 53%; на У-2  – 68%, моторесурс – 55% [Там же, л. 16]. При этом серьезные замечания были и по ее техническому состоянию: «почти на всех самолетах разбиты фонари кабины, неточно отрегулированы троса триммеров и нет отметок центрального положения триммеров, на целом ряде самолетов в местах крепления капотов отсутствуют шурупы» [Там же, л. 16 об.] и т.п.
Большое количество неисправных самолетов объяснялось отсутствием запасных деталей к самолетам и моторам. Также на исправность техники влияла работа технического состава,  который медленно осваивал полевой ремонт.
Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Выпуск планировался к 1 янва-ря1941 года. Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом  под-готовки.  Уже  в  конце  мая 1940  года  первые  курсанты, успешно  сдавшие  зачеты  по  теоретическому  курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2. Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты  переходили  к  освоению более  сложной  техники – скоростного бомбардировщика марки СБ,  но его освоение затягивалось по ряду причин. Во-первых, из 32-х имеющихся в учебном заведении самолетов СБ исправны были лишь 16 штук; во-вторых, остро ощущался некомплект преподавательского и инструкторского составов; в-третьих, по ряду изучаемых дисциплин не было учебных программ, учебников и пособий. В связи с этим первая группа курсантов приступила к полетам на СБ только в октябре 1940 года.
Выполнению графика летной подготовки мешала еще и сибирская погода. Например, за декабрь 1940 г. было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов, а иногда по нескольку дней приходилось очищать летную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.
Несмотря на все трудности, 28 февраля 1941 г. Военно-воздушные силы СССР получили молодых пило-тов – выпускников Омской ВАШП. Весной 1941 года из боевых частей стали поступать положительные отзывы о летчиках первого выпуска. К июню 1941  года  школа  выпустила  несколько  десятков  авиационных специалистов для нужд ВВС. Таким образом, в Сибири было сформировано и начало активно развиваться еще одно авиационное военно-учебное заведение.

Список литературы
1.  Астраханцев  О.  Н.  Становление  Иркутской  военной  школы  авиационных  техников  (комплектование  школы  личным составом в 30-е годы XX века) // Научный Вестник МГТУ ГА. М., 2013. № 191 (5). С. 132-136.
2.  Иванов С. А. Омск – точка взлета. Омск: Сибирикон, 2010. 272 с.
3.  Центральный архив министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11284.
4.  ЦАМО РФ. Ф. 60368. Оп. 35867.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 11 015
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55016.msg362743#msg362743

ТЮЛЕНЕВ Леонид Павлович
Младший лейтенант

(__.__.1923 - 14.07.1944)

В период с мая 1941 по середину (???) 1943 года проходил обучение в Омской военной авиационной школе пилотов.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

bobocom

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 350
Л-т Стариков Анатолий Константинович 1920г.р. летчик,зам.КМ АЭ 49  бап 30 бад 12 ВА
В РККА с 1939г.призв.г.Горький
.."до прибытия в часть работал инструктором а затем командиром звена  Омской школы летчиков"
из наградного К.Звезда -30.09.45г по 12 ВА
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 486
  • Константин Борисович Стрельбицкий
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55016.msg362743#msg362743

ТЮЛЕНЕВ Леонид Павлович
Младший лейтенант

(__.__.1923 - 14.07.1944)

В период с мая 1941 по середину (???) 1943 года проходил обучение в Омской военной авиационной школе пилотов.

Уважаемый Андрей Анатольевич!
Конечно же он в военное время не 2 ГОДА учился, а после завершения цикла обучения был оставлен в этой ВАШП в качестве инструктора.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 677
  • Владимир Владимирович Байбаков
1-й выпуск ОВАШП. 1940 - 1941 г.

Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 677
  • Владимир Владимирович Байбаков
1-й выпуск ОВАШП. 1940 - 1941 г.




ПАСЮКОВ Павел Николаевич (1922-1945), заместитель командира авиаэскадрильи 36 гв. бап 4 бак, гвардии старший лейтенант.

Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70007497464
Фамилия Пасюков
Имя Павел
Отчество Николаевич
Дата рождения/Возраст __.__.1922
Место рождения Новосибирская обл., Мариинский р-н, с. Николаевка
Место службы 36 гв. бап
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия Пропал без вести
Дата выбытия 26.03.1945
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 156
Номер ящика 14
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70007497464

Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70000414285
Фамилия Пасюков
Имя Павел
Отчество Николаевич
Дата рождения/Возраст __.__.1922
Место рождения Кемеровская обл., Мариинский р-н, с. Николаевка
Дата и место призыва __.08.1940
Место службы Омская ВАШП; 23 завп; 1 маршевый бап; 36 гв. авп; 202 бад; 36 бап
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия Пропал без вести
Дата выбытия 26.03.1945
Название источника донесения Центральный Архив Министерства Обороны
Номер шкафа 671
Номер ящика 1196
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000414285
« Последнее редактирование: 28 Июля 2023, 09:05:19 от 444 иптап »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 677
  • Владимир Владимирович Байбаков
1-й выпуск ОВАШП. 1940 - 1941 г.




ЦЕВКАЛЮК Леонид Васильевич (21.10.1917-05.11.1943), лётчик старший 1-й авиаэскадрильи 797-го бомбардировочного авиационного полка 202-й бомбардировочной авиационной Средне-Донской дивизии имени Верховного Совета Татарской АССР. Член ВКП(б) с 1942 года.
Уроженец города Кемерово одноимённых района и области Российской Федерации. По другим данным, уроженец деревни Камышная бывшего Ясногорского сельского поселения Кемеровских района и области Российской Федерации. Русский.
Отец - Цевканюк Василий Михайлович, проживавший по адресу: РСФСР, Кемеровская область, Кемеровский район, Мазуровский сельсовет, деревня Камышено.
Призван в 1940 году Кемеровским РВК Новосибирской области Российской СФСР.
Выпускник 1941 года Омской военной авиационной школы пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с 11 декабря 1942 года на Воронежском фронте.
Награждён орденом Красного Знамени (27.08.1943).
Сбит истребительной авиацией противника 5 ноября 1943 года и первоначально был похоронен в селе Софиевка Бориспольского района Киевской области Украинской ССР: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2578339

Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70000151327
Фамилия Цевкалюк
Имя Леонид
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1917
Место рождения Кемеровская обл., г. Кемерово
Дата и место призыва __.__.1940
Место службы 32 ббап ЗабВО; 23 завп; Упр. формирования и укомплектования; 797 ббап; 202 бад
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия Погиб
Дата выбытия 05.10.1943 05.11.1943
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 680
Номер ящика 32
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000151327

« Последнее редактирование: 29 Июля 2023, 10:34:40 от 444 иптап »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »