Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Запасные роты и батальоны в составе военных авиационных школ пилотов  (Прочитано 1829 раз)

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
В Интернете попадались упоминания о таковых.
Кто может о них что-нибудь поведать?
Их штаты, назначение, функционирование, подчинение и т.д. ...
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
http://www.oboznik.ru/?p=54303
Формирование новых школ летного состава и их обеспечение 

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА СССР О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ № 008
14 марта 1940 г.
Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 11 марта 1940 г.:
1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.
2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
— на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
— на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
— на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Архангельск — на 1 эскадрилью бомбардировщиков,
Кировабад -— на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
Слоним — на 1 эскадрилью бомбардировщиков,
Стрый — на 1 эскадрилью истребителей,
Львов — на 1 эскадрилью истребителей,
Тбилиси — на 1 эскадрилью истребителей,
Серпухов — на 1 эскадрилью истребителей.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,
ХВО: Волчанск,
СКВО: Нахичевань,
ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,
МВО: Сасово,
УрВО: Свердловск.
4. В ЗабВО, 1 ОКА и 2 ОКА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.
5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.
6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.
7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.
8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.
9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков — 12 месяцев.
Школы летнабов и авиатехников — 12 месяцев.
Школы авиамехаников — 8 месяцев.
Школа стрелков-радистов — 5 месяцев.
11. Перевести на двухгодичный срок обучения:
а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации;
б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.
12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.
13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов
« Последнее редактирование: 17 Октября 2018, 10:21:01 от Егор72 »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Егор!
Речь идёт о так называемой "скрытой мобилизации", которая проводилась не по линии военкоматов, а через аэроклубы Осоавиахима.
В ОБД "Мемориал" можно найти порядка восьмисот - навскидку - записей "на эту тему".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
http://pobeda.krskstate.ru/part1/part1_2
Бирмская военная авиационная школа пилотов
По прибытии в Черногорск школа получила прекрасные аэродромы — Ташеба в 7 км от ж/д станции Ташеба и Калинино на территории колхоза им. Калинина. Песчано-каменистая почва с травяным покровом не размокала во время дождей, давая возможность взлета и посадки любого типа самолета в плохих погодных условиях, а количество летных дней в году составляло примерно 230—250, что позволяло практически круглогодично проводить учебные полеты. Кроме того, вокруг Черногорска оказалось много ровных площадок, пригодных для строительства новых аэродромов.
С 1942 г. школа укомплектовывалась в основном за счет расформированных школ и аэроклубов Сибирского военного округа.
При ней был создан запасной батальон курсантов в составе двух рот, в которых проходили курс внеполетной теоретической подготовки, а также несли караульную службу и выполняли необходимые хозяйственные работы.

Под учебно-летный отдел было отведено здание неполной средней школы, однако классов было недостаточно, и часто заниматься приходилось под открытым небом, под самолетами или в землянках.

Запасной батальон курсантов разместили в Доме пионеров, 1-ю эскадрилью — в Доме культуры, учебно-летный отдел — в школе, а склад — на территории лесозавода, в 10 км от города. Сразу по прибытии перед командованием школы была поставлена задача — к зиме 1942 г. построить землянки для запасного батальона, санчасти и лазарета, овощехранилище, гараж, столовую, а также жилые, хозяйственные и технические землянки.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
http://picturehistory.livejournal.com/1295308.html
Омск был одним из центров подготовки кадров для бомбардировочной авиации.
    1 мая 1940 года в Омске была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов».
Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года.
    Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска.
Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.
Общее количество лично состава было определено следующее:
1. начальствующего состава – 280 человек;
2. младшего начальствующего состава – 157 человек;
3. рядового состава – 166 человек;
4. курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.

Основой для формирования являлись:
- по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
- по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
- по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
   Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром – бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба – полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович.
    От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5.
    В марте 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова, командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
    Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров.
    12 апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е. С. Пристром.
    Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков - радистов.
Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashomsk.php
12.04.40 г. в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С.Пристром.

Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков,
одной запасной роты,
группы стрелков - радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй - на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ;
запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку.
Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
http://gov.cap.ru/Publication.aspx?gov_id=56&id=2638879
Формирование 14-й военной авиационной школы первоначального обучения началось еще в преддверии войны – 10 мая 1941 года на базе Запорожского аэроклуба, затем продолжилось на базе Оршанского аэроклуба. К 30 июня 1941 года она уже была готова к выполнению поставленных перед ней задач. Перемещение линии фронта требовало и изменения места дислокации школы: Горький – Павлово-на-Оке и с 7 мая 1942 года до передислокации 11 июня 1944 года (по другим данным – до 15.10.1943 г.) в Егорьевск Московской области – Чебоксары. К этому времени школа проводила подготовку пилотов в составе 2-х эскадрилий по 2 отряда в каждой. Командовали школой в период ее дислокации в Чувашии полковник Василий Понышев, с 4.11.1942 г. – подполковник Иван Пархоменко.
Не успела школа обустроиться в Чувашии, как пришел приказ командующего ВВС Красной Армии – вместо подготовки пилотов первоначального обучения перейти на подготовку пилотов-ночников для ближней ночной бомбардировочной авиации в составе ночных экипажей – пилотов и стрелков-бомбардиров на самолете У-2. Выпускники школы получали офицерское звание (младшего лейтенанта) и направлялись для дальнейшего прохождения службы в 46-й запасной авиаполк в г. Алатырь или в части действующей армии.
С 16 июня 1943 года школа перешла на 3-эскадрильный состав.
В 1943-м для пополнения курсантов была введена запасная рота,
весной 1944-го – запасной батальон.

В конце 1944 года школа вновь получила задание готовить пилотов первоначального обучения на самолете У-2.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashbirma.php
Бирмская ВАШП
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Через несколько дней после ее начала (25 июня 1941 г.) под грифом «совершенно секретно» все авиационные школы пилотов ВВС РККА получили из Главного управления ВВС Красной Армии директиву № 187566 сс., в которой указывалось:
«... 3. С получением сего перейти на подготовку пилотов следующим образом: В целях лучшего использования отпускаемого горючего, материальной части, уменьшения времени на летную подготовку, комплек- товать летные группы по 5-6 человек. Таким образом, 50% штатного числа курсантов должны проходить летную подготовку, а 50% теоретическую...
4. В случаях недостатка бензина в первую очередь готовить курсантов находящихся на 3 и 4 задачах...
6. В школах СБ в задаче 2-й исключить 2 и 3 упражнение. Зачетное упражнение по 2-й задаче выполнять 3 полета по кругу (18 минут). По КУЛПу часть III самолет И-16 прохождение задач № 1, 2, 3, 5 и 8 оставить без изменений. Задачу № 4 проходить 4 часа самостоятельного полета на УТИ-4. В задаче № 6 "воздушная стрельба" – со стрельбой боевыми патронами проходить только по щитам; вместо стрельб по конусу проходить все стрельбы с фотопулеметом по самолету. Задачу № 7 "перелеты на незнакомый аэродром" не проходить».
Таким образом, в связи с началом войны, значительно сокращались сроки подготовки кадров. В результате исключения из учебного плана отдельных упражнений и задач, снижалось качество летной подготовки. Сокращение сроков обучения являлось вынужденной мерой, так как фронту срочно нужны были летчики.
В Бирме школа находилась до 12 августа 1941 года, в дальнейшем она была эвакуирована в Сибирский военный округ. Перебазирование было закончено 22 августа 1941 года, Бирмская ВАШП прибыла на станцию Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий). Школа разместилась на территории военного городка, который до этого занимал 570-й стрелковый полк. В целом место для летной школы было совершенно неподготовленным. Отсутствовали аэродромы, емкости для авиационного топлива и многое другое. Тем не менее, уже 22 августа авиашкола начала выполнять учебно-тренировочные полеты с площадок, пригодных для этих целей . Осенью 1941 года авиационные школы и училища получили новую директиву командующего ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации П. Ф. Жигарева за № 175171 сс от 11.11.1941 года о подготовке летчиков на новых типах самолетов в кратчайшие сроки. Бирмской школе пилотов предписывалось: «подготовить за зимний период 180 летчиков на самолете ЛаГГ-3 из числа курсантов, окончивших обучение на самолете И-16».
Сроки подготовки устанавливались буквально по дням. Так, необходимо было подготовить: к 30 ноября 1941 года – 10 человек, к 10 декабря – еще 10 человек, к 20 декабря – 10 человек, к 30 декабря – 20 человек, к 10 января 1942 года – 20 человек, к 20 января – 20 человек, к 30 января – 30 человек, к 10 февраля – 30 человек, к 20 февраля – 30 человек.
Для выполнения задания предписывалось соблюдать условия, указанные в директиве. Например: «Выделить лучший постоянный состав для обучения. Не допускать ни одного часа простоя самолетов, использовать каждый день и час. На каждый нелетный день составлять акт с точным изложением причин, почему невозможно было летать, указывая высоту облачности, визуальность, силу ветра, осадки… Поверхность аэродрома содержать все время в состоянии позволяющим производить полеты, привлекая для аэродромных работ весь личный состав школы». О ходе освоения новой материальной части и подготовке курсантов необходимо было ежедневно доносить телеграфом лично заместителю начальника Управления ВУЗ ГУ ВВС КА.
Для выполнения поставленной задачи Бирмской школе направлялись 15 самолетов ЛаГГ-3. При этом план поставки новой материальной части выглядел следующим образом:
5 самолетов школа должна была получить – 25 ноября 1941 года, еще 5 самолетов – 5 декабря 1941 г., и 5 самолетов – 15 декабря 1941 года. Самолеты должен был поставить авиационный завод № 153.
Учитывая все обстоятельства военного времени, задача, указанная в директиве командующего, была просто не выполнима. В связи с началом войны значительная часть личного состава школы была отправлена на фронт. Численность преподавательского и инструкторского составов заметно сократилась, часть авиационной техники была передана в действующие части ВВС. На базе Бирмской ВАШП, Канского и Сталинградского аэроклубов, в ноябре 1941 года был сформирован и отправлен на фронт 682-й полк ночных бомбардировщиков.
Часть переменного состава авиашколы была направлена в действующие пехотные части и другие военноучебные заведения, даже несмотря на то, что некоторые курсанты уже прошли начальную летную подготовку.
Например, в сведениях о количестве переменного состава школы, переданного в части или вузы наземных войск, за период военных действий с 22 июня 1941 по 1 ноября 1942 г. указано следующее: «Откомандировать: 150 человек в г. Бийск – Мичуринское инженерное училище (из числа убывших летали на Ут-2 – 22 человека, на УТИ-4 – 1 человек); 10 человек на курсы работников НКВД в г. Новосибирск (из них летали на Ут-2 – 10 человек); 130 человек в г. Ачинск в Пехотное училище (из них летали на Ут-2 – 130 человек)».
В связи со снижением качества подготовки летного состава, увеличилось количество летных происшествий в авиашколе. Так, за 1941 год произошло 33 летных происшествия, из них: 2 катастрофы, 6 аварий. За 1942 год – 74 летных происшествия, из них: 1 катастрофа и 6 аварий. Причины аварий были различны – низкая воинская дисциплина, техническое состояние самолетов и т.д. Одной из серьезных причин являлась непригодность аэродрома для выполнения полетов. В связи с этим в июне 1942 года Бирмская ВАШП была перебазирована из г. Ленинск-Кузнецкий в г. Черногорск Хакаской автономной области Красноярского края. Там школа приняла один аэродром бывшего Черногорского аэроклуба без надлежащих построек. Сам аэродром по размеру и оборудованию не соответствовал назначению. Школа собственными силами во время войны построила 6 аэродромов, из которых 5 находились в эксплуатации.
В годы войны ухудшилось материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений ВВС, особенно авиационной техникой. Об этом неоднократно указывалось в актах проверки авиашкол и училищ. Например: «Из имеющихся в Бирмской школе самолетов И-16 – 14 шт. требуют восстановительного ремонта – 1, текущего ремонта – 2. Из 34 штук самолетов Ут-2 требуется восстановительный ремонт – 3 шт; ЛаГГ-3 – 10 самолетов, из семи самолетов У-2 шести требуется замена моторов. Всего в школе 94 самолета, большей части из них требуется ремонт…, школа абсолютно не имеет оборотных фондов моторов М-11Д, и М-105, большой некомплект лыж для самолетов: И-16 и УТИ-4 – 33 пары, ЛаГГ-3 – 10 пар, Ут-2 – 15 пар, что является большим тормозом для полетов зимой в условиях СибВО». При этом план подготовки летчиков не снижался.
В 1942-1943 гг. в связи с ожесточенными боями на фронте и увеличивающейся потребностью в авиационных кадрах, в вузах по прежнему не хватало времени для качественной подготовки обучающихся. Летный состав авиационных военно-учебных заведений в большинстве своем состоял из молодых окончивших авиашколы офицеров, которые имели весьма низкий уровень подготовки. Так, в Бирмской школе пилотов в списке летного состава на 1 января 1943 года числилось 68 человек. Из них находились на должностях летного состава: с 1937 года – 1 человек, с 1940 года – 3 человека, с 1941 года – 41 человек, с 1942 года – 23 человека. Из общего числа летного состава 40 человек являлись выпускниками этой же школы: 37 человек 1941 года выпуска, 3 человека 1942 года выпуска. Средний возраст летного состава составлял – 24 года.
План летной подготовки не выполнялся. В 1942 году, например, Бирмская военная школа пилотов по плану должна была подготовить на самолете ЛаГГ-3 – 395 человек. Фактически же было подготовлено всего 110 человек. Основными причинами невыполнения плана являлись:
а) слабая организация летной работы в авиационных эскадрильях и большое количество летных происшествий. Главным образом по недисциплинированности, плохой подготовки материальной части и недоученности личного состава;
б) неправильное использование новой материальной части, стремление охватить полетами большое количество курсантов при недостатке самолетов и моторов и недоучет сокращения поступления авиационного бензина;
в) перебои с поступлением горючего. Из-за его отсутствия школа не смогла использовать 45 летных дней.
Ситуация с качеством подготовки начала меняться в лучшую сторону приблизительно с середины 1943 года. Об этом свидетельствуют отзывы из боевых частей на выпускников школы. Например: «Качество подготовки летчиков (Бирмской ВАШП) в 1943 году значительно улучшилось по сравнению с 1942 годом». Понемногу начал увеличиваться и самостоятельный налет курсантов летных школ. В декабре 1943 года в отчете Бирмской школе пилотов указан средний налет курсантов – 15 часов.
Несмотря на некоторые успехи в деле подготовки кадров, и опыт, накопленный за первый период войны, работа в авиашколах и училищах ВВС была еще не вполне удовлетворительной. Достаточно много было проблем с организацией учебного процесса, воинской дисциплиной, материально-техническим обеспечением и т.п. Об этом свидетельствуют архивные документы, в частности, акты проверок школ и доклады об их состоянии. Так, в докладе о работе Бирмской ВАШП отмечалось: «Учебный процесс в школе организован неправильно. Курсанты эскадрилий два раза перераспределялись по классным отделениям и переводились из одной авиационной эскадрильи в другую.
В запасном батальоне с июня до ноября занятия с курсантами не велись, так как они использовались на строительных работах»
.
Со временем указанные недостатки устранялись, а успехи Красной Армии на фронте позволили больше уделять внимание качеству выпускников военно-учебных заведений. Были увеличены сроки подготовки, в авиашколы стала поступать более новая авиационная техника, педагогический состав приобрел опыт работы и т.п. Все это в свою очередь положительно отражалось на профессиональной подготовке летчиков.
В Бирмскую школу стали поступать такие отзывы: «Пилоты выпуска 1944 года резко отличаются от выпускников 1943 года. Они лучше по качеству пилотирования. Особенно меня удовлетворяет апрельский выпуск. Подпись – заместитель командира 20-го ЗАП майор Мартыненко». Далее в документе указана информация о некоторых выпускниках школы: «Лейтенант М. В. Головко, вырос до командира звена, совершил 108 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 19 самолетов противника. Награжден орденом “Боевого Красного знамени” и орденом “Красной звезды”. Лейтенант М. Н. Шифрин, совершил 95 боевых вылетов, награжден орденом “Красной звезды”. Лейтенант И. А. Гальченко, совершил 10 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Н. А. Галецкий совершил 5 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Ирушкин совершил 87 боевых вылетов, награжден двумя орденами “Отечественной войны” и орденом “Боевого Красного знамени”».
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »