Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Установление экипажа самолета по номерам двигателей  (Прочитано 4282 раз)

Будай С.В.

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
В 1957 году вблизи п.Радошковичи Минской области поисковой группой в/ч 49144 был обследован упавший в болото "Бременец" в июне 1941 года самолет. Двухмоторный бомбардировщик.
Установлены номера двигателей: 88543, 88693, а также номера винтов:511401-333-200; 511-206-12; 511401-335-43; 511401-329-34; 511-336-121; 511-248-89 (так указано в донесении Молодечненскому областному военному комиссару и акте о проведенных раскопках от 12.07.1957 г.)
Возможно ли установить экипаж самолета по этим данным?
Возможно самолет принадлежал 213 СБАП 23 САД, 221 ДБАП 48 ДБАД, 223 ДБАП 35 ДБАД, 207 ДБАП 42 ДБАД, 128 СБАП?
Заранее благодарен за помощь и взаимодействие.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Это самолет 221 ДБАП его установил В.Бриштен по косвенным признакам, еще в 90-х годах, эти оба номеру у меня уже лет 7 есть, но пока нигде не "засветились" что бы их прицепить.
Сбит 29.6. рядом с ним упал еще один самолет из этого же звена.
Записан

Авиатор

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Самолеты  определяют  по  номеру  мотора  и  самолета.  По  косвенным  признакам  определить  самолет,  если  рядом  упал  другой,  да  еще  в  90  годы,  невозможно.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Возможно все, только зависит от полноты собранного материала. Например у В.Бриштена его было просто немерянно, я лично в этом убедился когда знакомился с материалами архива и воспоминаниями очевидцев и участников, а так же письмами самих летчиков выживших из экипажей.
 "Рядом"-это в нескольких километрах, а не в той же воронке.
Записан

Авиатор

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Вас,  этот  материал  может  и  убедил.  Если  были  данные  архива,  где  привязка  № самолета-экипаж?  Воспоминания  очевидцев  это  хорошо,  но  в  90  годы  это  уже  на  70-90%  сказки. Письма  летчиков,  тоже  сомнительно.  Читал  рапорта  вернув-
шихся  летчиков.  Почти  всегда  одно  и  тоже  подбили,  самолет  загорелся,  выпрыг-
нул,  приземлился  у  д. Пупкино,  шел  через  Иваново-Петрово-Сидорово.
А  где  архивные  документы  доказывающие,  что  это  самолет  221  дбап,  а  не  тот
в  нескольких  километрох?
Вот  пример  как  у  нас  косвенно  определяют  экипаж.

Было известно, что фашистские танки шли в направлении Резекне - Остров, поэтому таран мог быть совершен и на территории Латвии и в Островском районе Псковщины. На запрос Ольги Осиповны военный комиссар Латвийской ССР сообщил, что по имеющимся в республиканском военкомате данным самолет капитана Михайлова был подбит у Острова. В выписке Архива Министерства обороны СССР указывалось более определенно - в 15-20 километрах юго- западнее города.

 В этом направлении от Острова и начал свои розыски отряд "Поиск", которым командовал Я. И. Шкут. Под руководством Кудряшовой следопыты из Даугавпилса стали расспрашивать жителей сел и деревень. В деревне Рубеняты к ним пришла долгожданная удача. Жительница деревни Анна Ивановна Караманзина рассказала, что однажды, в начале войны, над их деревней произошел воздушный бой.

 - Остров был уже оставлен Красной Армией и горел, - вспоминала она. - Самолеты летели большой группой, машин двенадцать или около того, а по дороге гитлеровские танки. Один из самолетов загорелся и врезался в самую их гущу.

 Рассказ Караманзиной подтвердили и другие ее односельчане. Оказалось, что жители нашли среди обгоревших обломков самолета останки летчиков. Их перевезли на ближайшее кладбище в деревню Федосино и захоронили в братской могиле.

 Теперь поисковый отряд мог начать выборочные раскопки в точно указанном месте.

 9 июля 1975 года ребята приступили к делу. Волновались при этом все - и сами следопыты, и их руководители, и прибывшие на место раскопок председатель сельсовета и подполковник - представитель райвоенкомата. Вот почему когда Шкут громко позвал Ольгу Осиповну, к нему поспешили и остальные. В это время в яме ребята ловко освободили от земли кусок обшивки фюзеляжа. По нему можно было бесспорно определить, что это советский самолет времен Великой Отечественной войны. Следом были обнаружены осколок плексигласа от фонаря, кусок целлулоида от планшета и обломок радиаторной трубки. Последняя находка помогла специалистам точно определить марку самолета. Именно с такими радиаторами были бомбардировщики 10-го авиаполка. Сомнений быть не могло - это был самолет капитана Михайлова.

 В акте специально созданной комиссии говорилось:

 "Комиссия считает доказанным, что наземный таран по фашистской мехколонне действительно был совершен у переправы через приток р. Великой - Березку, в 8 км южнее Острова, в районе Шлыковой горы, и что останки экипажа захоронены в годы войны на Федосинском братском кладбище.

 Имена погибших должны быть обозначены на могиле с возданием воинских почестей".



Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Бывает все проще и без номеров,
В 57-г был найден медальон, в котором удалось прочитать Ф.И.О. летчика, однако оно было расплывчато (медальон хранился в сарае и сгорел во время блокады партизанской зоны в 1943) и крестьяне описали в 50-х годах сотрудникам музей Ф.И.О. так – Ошепенко Григорий Яковлевич, 1916г.р., уроженец Слуцка.
Большую работу по поиску провел Бриштен и оказалось Волохов  Григорий Яковлевич, 1916г.р. уроженца Курска. мдальон последнего был неверно прочитан крестьянами, ведь имя и отчество с годом рождения сходились, а слово Курск со временем в памяти интерпретировалось в более близкое и родное по звучанию "Слуцк". Точка в этом деле была поставлена при ознакомлении с личным делом капитана Астахова, в котором он подробно рассказал, как был подбит самолет, и что он и еще один летчик выпрыгнул с парашютом.
 Если Дима Бриштен найдет время-сделаем большую публикацию по поиску и установлению имен погибших экипажей в районе Радошкович.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
А  где  архивные  документы  доказывающие,  что  это  самолет  221  дбап,  а  не  тот
в  нескольких  километрох?
А зачем усложнять ситуацию и искать в архиве уже найденное и определенное на месте со вторым самолетом? Все фамилии экипажа из второго самолета известны из них два погибших указаны на памятнике. Двое остались живых и приезжали в 1975 г. на место их гибели.
Записан

Авиатор

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
А  зачем  тогда  писать,  что  самолет  найден  по  косвенным  признакам?
Или  есть  сомнения  Ошепенко-Волохов?  Слуцк-Курск?
Записан

Нина А

  • Нина Авраамовна Дубова
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Уважаемый Авиатор! Свяжитесь, пожалуйста, со мной. У меня есть, что Вам сказать. Писать здесь не хочу: имеется причина, значительная.
                         С уважением, Нина Дубова.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Косвенным-потому что на сегодняшний день, как и на момент начала работ В.Бриштена в 90-х медальона как и остальных прямых доказательств не сохранилось.
Записан

Будай С.В.

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Все это очень интересно, и может быть даже правильно.
Однако в паспорте воинского захоронения № 6616 (Минская обл., Молодечненский район, Граничский с/с, в лесу в 1,5 км от молочно-товарной фермы Сычевичи) значится:
1. Капитан Веселов А.А.
2. Мл. сержант Волохов Г.Я.
3. Мл. сержант Старосельский Г.Я.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Никаких противоречий нет, Астахов прыгнул, видел в воздухе еще один парашют, но кто это был он не знал, жив ли был второй летчик прыгнувший с ним он тоже не знает.
 О том, что "оба ушли на восток" это лишь предположение местных жителей которые видели парашюты в небе. Однако судя по всему, второй летчик спускавшийся на парашюте все-таки погиб (в воздухе или был ранен и умер на земле-это уже только можно догадываться). Т.о. в могиле три летчика.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Насчет правильности паспортов захоронений, к ним тоже стоит относиться с оглядкой и знать процесс захоронения и поиска экипажей, что бы объективно иметь представление кто там может быть, а кто никак не может. Вот Вам пример, в июле в п.Красном захоронили фрагмент одного летчика из самолета упавшего в д.Плебани, а написали что всех четырех захоронили. И такие случаи не единичны. В Вилейке стоит памятник экипажу Пачина который якобы там разбился на Су-2, а на самом деле он погиб в другой день под Вороново и совершенно на другом типе самолета, а в Вилейке лежит другой неизвестный пока экипаж под этим памятником. И самый известный пример и скандал случившийся в 50-х годах, с памятником Гастелло, под которым лежит экипаж Маслова.
Записан

Будай С.В.

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Я считаю, что тему с Плебанским самолетом (экипаж Логинова) только так и можно закрыть.  В данном случае неважно, сколько костей нашли. Важно, что все фамилии увековечены. В конце-концов на месте падения тоже знак стоит. А провести огромную по масштабам операцию для поисков  останков всех погибших, просеять тысячи кубометров песка... Не лучше ли усилия направить на поиски тех, кто до сих пор не увековечен?
Записан

Будай С.В.

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Кстати, ШКАС с этогосамолета вместе с остатками пулеметной установки МВ-2 передан в 2013 году в Радошковичскую школу-интернат, в музей огненных таранов.
Записан

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Если бы в Плебани поставили памятник и написали кто тут погиб, было бы замечательно. А так стали таскать неидентифицированные костные фрагменты (прошу заметить, что даже не цельные останки одного летчика) и теперь получается, что и там и там похоронены одни и те же. А такого быть не может.
 Вот после подобных "перезахоронений" в 50-х годах, мы до сих пор точно не знаем кого-куда закопали. Жаль, что подобная тенденция продолжается...  Еще раз повторюсь-памятник сам по себе с именами экипажа-это замечательно, но не в том случае когда один и тот же человек (экипаж) обозначен в двух местах.
Записан

Авиатор

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Уважаемый Авиатор! Свяжитесь, пожалуйста, со мной. У меня есть, что Вам сказать. Писать здесь не хочу: имеется причина, значительная.
                         С уважением, Нина Дубова.

Как  с  Вами  связаться?  Писал  Вам  в  личку. Тишина.
Записан

slava_ant1957

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 28
Я считаю, что тему с Плебанским самолетом (экипаж Логинова) только так и можно закрыть.  В данном случае неважно, сколько костей нашли. Важно, что все фамилии увековечены. В конце-концов на месте падения тоже знак стоит. А провести огромную по масштабам операцию для поисков  останков всех погибших, просеять тысячи кубометров песка... Не лучше ли усилия направить на поиски тех, кто до сих пор не увековечен?
Уважаемый Сергей Владимирович.Когда Вы пишите, что "в конце-концов на месте падения тоже знак стоит" то наверное вспомните, что я вам говорил по этому поводу. Мне просто повезло до основной части мероприятий ознакомиться и снять копию акта раскопок в исполкоме, где черным по белому написано, что эксгумированы останки одно летчика. Я позвонил инициатору акции газеты зам. главреда СБ-Беларусь Сегодня Василию Матвееву и поинтересовался, сколько летчиков они собираются увековечивать в Красном. Он сказал, что 3-х. И тогда я сказал, что это не совсем правильно. Я сказал, что не буду врать родным стрелков, коли найдутся, что косточки из родственников растянуты по полю на краю Плебани. Так что надо бы поставить памятный МЕМОРИАЛЬНЫЙ знак на месте гибели. Таким образом сегодня у нас есть братская могила и памятный знак. Моя совесть чиста в этом случае. Что мог - то сделал.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »