... отдельно обсуждался предстоящий в рамках конференции «круглый стол» по актуальным проблемам поискового движения России. Членами Оргкомитета представлена собравшимся его подробная повестка дня и очерчен максимальный круг вопросов, планирующихся на нём к обсуждению.
"ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
НА «КРУГЛОМ СТОЛЕ» ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ
(Рабочий вариант)
1. О региональном опыте законодательного регулирования вопросов, связанных с проведением поисковых работ, захоронением погибших в годы Великой Отечественной войны и увековечением их памяти
Выступающие:
Куликовских Н.Г. (Смоленская область)
Бабурин В.С. (Калужская область)
Голубев С.А. (Тверская область)
Щербинин С.Н. (Москва)
Фетисов А.И. (Москва)
Рассмотрение вопросов:
- О целесообразности определения уполномоченного органа исполнительной власти по организации (координации) и проведению поисковых работ.
- Об определении возраста, с которого дети могут быть допущены к поисковой работе и проблемы подготовки юных поисковиков.
- Процедура привлечения полиции к работе с останками и др.
Справочно:
Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее - Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1);
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросу порядка проведения поисковой работы (статья 9).
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право решать, какие именно общественно-государственные организации будут заниматься упомянутой работой. По смыслу закона, любые общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке и имеющие в качестве уставной деятельности поисковую работу, вправе вести такую деятельность.
В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право определять уполномоченные общественные объединения в сфере поисковой работы.
Следует отметить, что в ряде регионов приняты законы, регулирующие проведение на их территории работ по поиску павших в годы Великой Отечественной войны. Такие законы действуют в Брянской, Волгоградской, Воронежской, Калужской , Ростовской, Тверской областях, Краснодарском, Ставропольском краях и др. (Закон Калужской области от 17.04.2000 № 4-ОЗ (ред. от 08.11.2010) «О проведении на территории Калужской области работ по поиску и захоронению (перезахоронению) погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) защитников Отечества» (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 06.04.2000 N 804). Закон Тверской области от 25.02.1999 № 50-ОЗ-2 (ред. от 30.06.2016) «О проведении на территории Тверской области работ по поиску павших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.) защитников Отечества» (принят Постановлением Законодательного Собрания Тверской области 25.02.1999 N 259-П-2) ).
2. О проекте федерального закона №86624-7 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества)
Выступающие:
Земцов Н.Г. (ГД, один из авторов законопроекта)
Бурматов В.В. (ГД, один из авторов законопроекта)
Справочно:
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отсутствие четко определенных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества создает неблагоприятные условия для подготовки, принятия и реализации региональных программ с определенным целевым финансированием в целях осуществления деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества и объективные трудности во взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.
По той же причине, по мнению разработчиков законопроекта, отсутствуют правовые основания для определения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества, что значительно снижает эффективность проведения данной работы на территории субъектов Российской Федерации.
Сложившаяся ситуация особенно негативно влияет на деятельность общественных объединений, задачами которых является поисковая работа по выявлению неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
В этой связи, с целью исключения административных препятствий для деятельности поисковых общественных объединений на территории субъектов Российской Федерации , а также учитывая положения части 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации, предлагается внести необходимые изменения в Закон с целью создания возможности передачи полномочий от федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации (Пример: вышеупомянутое Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2011 № 33-Г11-32 Об отмене решения Ленинградского областного суда от 21.10.2011 и признании частично недействующими Постановления правительства Ленинградской области от 22.11.2001 № 117 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения поисковых мероприятий на территории Ленинградской области»).
3. О проблемах, связанных с погребением останков погибших воинов вне территорий специальных мемориальных кладбищ и воинских захоронений (необходимость дополнительного нормативно-правового регулирования)
Выступающие:
Фетисов А.И. (Москва)
4. О межрегиональной координации работ поисковых отрядов
Выступающие:
Куликовских Н.Г. (Смоленская область)
Фетисов А.И. (Москва)
5. О планировании работ поисковых отрядов столичного региона на местах боёв Московского Народного Ополчения на 2018-й и последующие годы
Выступающие:
Стрельбицкий К.Б. (Москва)
6. О реализации проекта «Судьба солдата»
Выступающие:
Цунаева Е.М. (Москва)
Справочно:
Всероссийский проект «Судьба солдата» «Поискового движения России» и «Волонтеров Победы» стартовал в апреле 2017 года. Его цель — собрать лучшие практики работы по установлению судеб защитников Отечества и выстроить систему помощи россиянам, которые ищут своих родных, пропавших на фронтах Великой Отечественной. В рамках проекта в регионах работают стационарные, временные и электронные общественные приемные, которые принимают и обрабатывают сотни заявок ежегодно. Проект реализуется при проддержке Министерства Обороны Российской Федерации.
Таких приемных по всей России откроется более 80, и в каждой из них можно оставить заявку на уточнение судьбы своего родного человека.
7. О создании единой общедоступной компьютерной базы найденных и идентифицированных поисковиками солдат Великой Отечественной и о взаимодействии и консолидации Интернет-ресурсов по военному поиску
Выступающие:
Стрельбицкий К.Б. (Москва)
Суслопаров В.Ю. (Москва)".
Запланированное место проведения 19.10.2017 в рамках конференции «Московское народное ополчение 1941 года: История. Подвиг. Память» "круглого стола" по актуальным проблемам поискового движения России - зал № 3 на 2-м этаже главного здания Московской городской думы (общий вид):