Уважаемые коллеги!
Вчера на Интернет-сайте "Вести Приморья", вот здесь -
http://vestiprim.ru/news/ptrnews/74087-33-goda-nazad-v-prigorode-vladivostoka-razbilsya-samolet-razvedchik-tu-95rc.html - был опубликован материал под названием "33 года назад в пригороде Владивостока разбился самолет-разведчик Ту-95РЦ. Видеорепортаж Максима Каленника".
Собственно с видеорепортажем вы можете познакомиться по указанной ссылке, а вот его текст:
"Ничейный монумент. Уже несколько лет в районе села Прохладное Надеждинского района на склоне невысокого холма стоит памятник погибшему экипажу самолета морской авиации ТУ-95РЦ. Фотографии разбиты вандалами, весь металл украден. Есть ли надежда на восстановление памятника?
Шестой километр пригородной трассы Де-Фриз—Седанка—Патрокл. Десятки тысяч машин ежедневно мчатся по обе стороны, но тогда здесь была только разбитая грунтовка и почти сплошной лес а неподалеку — ведомственный детский лагерь «Космос». 33 года назад на этот поросший деревьями склон рухнул самолет военно-морской авиации Ту-95РЦ. Под ногами по-прежнему лежат куски его внутренней обшивки.
Валентин Певень, сержант морской авиации ТОФ, сослуживец: «Однажды я зашел в столовую, в ней происходило нечто: официантки заплаканные, техников нет. Почти пустая летная столовая. Мы вместе в нее ходили. И оказалось: упал этот хорольский экипаж. 10 человек из 11 погибли».
Валентин Певень в тот год служил в гарнизоне Западные Кневичи, по соседству с аэропортом, в боевом полку дальних бомбардировщиков-ракетоносцев. Как раз когда в селе Хороль строили посадочную полосу для первого и последнего советского космического челнока «Буран».
Валентин Певень, сержант морской авиации ТОФ, сослуживец: «В связи с этим к нам из Хороля перегнали полк ТУ-95-ых. Вот один из экипажей — эти люди».
26 августа '86-го. Ту-95РЦ идет на взлет с аэродрома «Кневичи». Пилотирует майор Сергей Столяров, ему 31, второй пилот — Самойлов, ему 22, всего три месяца как получил погоны лейтенанта. На месте штурмана — капитан Сергей Сташкевич 28-ми лет. Кроме них на борту еще восемь членов экипажа. Набрав всего 500 метров высоты, самолет начал крениться влево с возрастающей скоростью. Через 2 минуты 47 секунд после взлета он падает на окраине села Прохладное в Надеждинском районе.
Валентин Певень, сержант морской авиации ТОФ, сослуживец: «В момент взрыва на борту было более 120 литров жидкого кислорода и 40 тонн керосина. Момент катастрофы был ужасен».
По данным архивных записей, покинуть самолет удалось только оператору радиоразведки Звягинцеву. Он выпрыгнул и принудительно раскрыл парашют. Расследование авиакатастрофы показало: Ту-95РЦ с хорольским экипажем, возможно, был обречен — конструктивный недостаток путевого управления во время балансировки борта, самопроизвольное отклонение руля влево до упора. На месте авиакатастрофы установили монумент — устремленный в небо самолет с инверсионным следом, настоящий винт и плита с фотографиями погибших. Но спустя годы весь металл украли, а лица членов экипажа разбиты вандалами.
Следы той трагедии здесь лежат до сих пор, а по-военному строгий мемориал давно заброшен — с гостевой Де-Фризовской трассы его почти не видно. Деревья надежно спрятали эту неприглядную картину. Тем временем в администрации Надеждинского района приступили к оформлению монумента и его охранной зоны на свой баланс. Сейчас выясняют, кто является владельцем земли".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий