Как "аккуратно" вырезают некоторые периоды из его жизни. В 1923 году выехали и... только наука, лекции..
http://www.kitaphane.ru/cgi-bin/calendar.cgi?action=open&mon=12&name=1890121000КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ
Ахмет-Заки Валиди (1890-1970)
Казанский шакирд и мугаллим, деятель Думы и первый "президент" Башкортостана, басмач и ученый мирового класса - эти определения относятся к одному человеку и определяют основные этапы жизни З.Валиди - одной из самых примеча-тельных фигур в национальном движении первой половины ХХ века, и не только в России.
Заки Ахметшевич Валиди родился 10 декабря 1890 г. в ауле Кузян Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Ишимбаевский район Башкортостана), в семье муллы. Уже в малолетстве Ахмет-Заки изучает арабский, персидский и русский языки. С осени 1908 г. начинается казанский период его жизни. Шакирд, а затем начинающий мугаллим одного из самых престижных казанских медресе "Касимия" стал заметной фигурой в общественной и научной жизни города.
Преподает в "Касимии" историю тюрков, арабскую и тюркскую литературу. В 1912 году вышел в свет его первый фундаментальный труд "История тюрков", получивший высокие отзывы. Молодой ученый привлекает к себе внимание видных ученых Казанского университета - Н.Катанова, Ашмарина, В.Богородицкого и одного из самых крупных востоковедов России, профессора Санкт-Петербург-ского университета, академика В.Бартольда. С 1912 по 1917 гг. Валиди было опубликовано около 30 оригинальных работ.
В 1914 г. З.Валиди, уже признанный ученый и общественный деятель, переезжает в Уфу и становится мударрисом медресе "Усмания". Его направляют в IV Государственную думу, где он начинает сотрудничать с ее мусульманской фракцией.
Деятельность Валиди во многом определила различные пути формирования государственности башкирского народа в 1917-1920 гг. Когда не осуществилась идея создания независимого Башкортостана, Валиди выезжает в Фергану и становится одним из лидеров басмаческого движения.
В феврале 1923 г. З.Валиди покидает территорию СССР. В прощальном письме к башкирскому народу, и особенно в послании, направленном Ленину, он заявляет о полном прекращении практи-ческой политической деятельности.
Дальнейшую жизнь З.Валиди посвящает любимому делу - науке. Он стал одним из самых маститых востоковедов мира, написал не один десяток работ, отдельные из которых не имели аналогов в науке. Его лекции слушали в Лондоне и Бонне, Вене и Берлине. Возглавлял созданный им в Стамбуле институт исламских исследований.
З.Валиди скончался 26 июля 1970 г. в Стамбуле.
Советуем прочитать:
Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусуль-ман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры: В 2-х кн.: Пер. с тур.- Уфа: Китап, 1994.-
Кн.1.- 1994.- 383 с.
Кн.2.- 1998.- 368 с.
Воспоминания// Татарстан.- 1993.- #5.- С. 68-73.
__________
Султанбеков Б. История Татарстана: страницы секретных архивов.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1994.- 253 с.- Ахмет-Заки Валиди - президент, ученый, басмач.- С. 96-111.
Султанбеков Б. "Башкирский самородок"// Татарстан.- 1993.- #5.- С.60-67.
Султанбеков Б. Ахмет-Заки Валидов// Сов. Татария.- 1993.- 30 янв.
Сподвижник фюрера - национальный герой Башкортостана!
"В 1935 году Ахмет-Заки Валиди Тоган начал работать профессором Боннского университета , для чего вступил в гитлеровскую партию и - отдельно от этого - принёс присягу на верность Адольфу Гитлеру (без этого в Германии даже и нельзя было преподавать) . Каждый урок Ахмет-Заки Валиди начинал с того, что вскинув руку в фашистском приветствии, восклицал: «Хайль Гитлер!» Студенты должны были немедленно ответить "Зиг Хайль!"
В течение восьми дней доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ Марсиль Фархшатов и творческая группа ГУП ТРК «Башкортостан» вели съемки документального фильма о «немецком периоде» жизни выдающегося башкирского ученого и политика Ахмет-Заки Валиди Тогана. В 20-30-х годах XX века Ахмет-Заки Валиди работал в Германии. «Немецкий период» его деятельности начался в Государственной библиотеке Пруссии в Берлине, затем продолжился в Боннском и Геттингенском университетах.
В документальный фильм войдет интервью директора Института тюркологии Свободного университета Берлина Клауса Шена, который всесторонне охарактеризовал научную деятельность Ахмет-Заки Валиди как одного из основоположников тюркологической науки, академической истории тюркских народов, а также охарактеризовал основные направления и итоги его многолетнего сотрудничества с немецкими учеными. В Государственной библиотеке ФРГ в Берлине (бывшая Государственная библиотека Пруссии), где Ахмет-Заки Валиди занимался описанием восточных рукописей, съемочной группе из Башкортостана была предоставлена возможность ознакомиться с научными публикациями ученого и снять их для фильма.
В архиве Геттингенского университета были изучены документы из личных дел Ахмет-Заки Валиди. В этом университете он занимался преимущественно иранистикой в кооперации с профессором Вальтером Хинцом. Эта сторона научной деятельности Валиди хорошо отражена в актовом материале. Весьма познавательной была встреча с профессором Михаилом Хессом, который прекрасно знает башкирский язык. В беседе с гостями из Башкортостана он высоко оценил вклад Ахмет-Заки Валиди в мировую науку, а также рассказал о перспективах изучения башкирского языка в Германии. Созвучной была тема разговора и с Маргарет Эрсен Раш, которая в начале 90-х годов прошлого века организовала преподавание башкирского языка в университетах Майнца, Франкфурта и Берлина. В настоящее время она заканчивает работу над учебником башкирского языка для немецких студентов.
Снятый видеоматериал ляжет в основу документального фильма, который, несомненно, вызовет широкий общественный интерес. В Германии Ахмет-Заки Валиди работал в Боннском университете внештатным лектором. Несмотря на небольшое жалованье — 200 марок, на нехватку денег он не жаловался и много путешествовал, особенно часто выезжал в горные области Австрии и Швейцарии покататься на лыжах. Но осенью 1937 г. германские власти, получив информацию о его тайных встречах в Финляндии с чекистами, стали тщательно изучать источники его доходов. Осенью 1938 г. Валидов перешел на работу в Гёттингенский университет. В ноябре 1938 г. Ататюрк умер, а в мае 1939 г. Ахмет-Заки Валиди вернулся в Турцию, где вновь стал профессором Стамбульского университета.
В июне 1941 г., сразу после нападения гитлеровской Германии на СССР, Валидов выехал из Стамбула в Анкару, встретился там с рядом турецких политиков и обсудил с ними задачи татаро-башкирской и туркестанской эмиграции. В августе Ахмет-Заки Валиди встречался с высокопоставленным чиновником ведомства А. Розенберга ученым-востоковедом Г. фон Менде, с которым также говорил о месте эмиграции и роли ее кадров в грядущих событиях, связанных со скорым падением советского режима под ударами германских войск. Согласно воспоминаниям самого Валидова, он был приглашен в Германию лишь в 1943 г., жил в респектабельной берлинской гостинице «Adlon» и вел работу среди военнопленных-мусульман. Валидов тогда вел переговоры с генералом Власовым — в 1943 г. шло формирование мусульманской дивизии, для чего в лагерях военнопленных с представителями различных народов проводилась соответствующая работа. В это же время А.-З.Валиди официально стал доктором истории нацисткой Германии.
Между прочим, когда профессор этого университета Карл Барт, преподававший там богословие, как-то в частной беседе сказал, что начинать лекцию вскидыванием руки и приветствием «Хайль Гитлер» - это нехорошо, то на него немедленно донесли и Барт был лишён кафедры , и спасло его от концлагеря только то, что он был чистокровный ариец. Затем Ахмет-Заки Валиди в 1938 году перешёл в Геттингенский университет, а по совместительству выполнял обязанности личного советника Гитлера по мусульманским вопросам. В 1939 году Ахмет-Заки Валиди перебрался обратно в Турцию, где выполнял роль главы турецкой резидентуры абвера.
На этом посту Ахмет-Заки Валиди и предложил Гитлеру организовать из мусульман специальную дивизию в составе войск СС. Предложение было принято - правда, только тогда, когда дела Третьего Рейха стали совсем уж плохи. Приказ о формировании мусульманских частей в составе Ваффен СС был подписан Гитлером только в январе 1943 года. Ахмет Зака Валиди по поручению Гитлера лично отбирал кадры для комплектации сформированной в 1943 году мусульманской эсэсовской дивизии «Хадшар».
Бывшему руководителю Башкирии предоставили возможность посетить оккупированные вермахтом районы Советского Союза. Увидев, что военное положение Германии стало ухудшаться, Ахмет-Заки Валиди отошел от организационно-политической работы, сосредоточившись на научной деятельности.
Гитлер знал, кому поручить такое ответственное дело как подбор кадров для «Хадшар». Дивизия «Хадшар» (другая транскрипция - «Хандшар») действовала до 1944 года, когда её в Белоруссии немецкое командование бросило затыкать очередную дыру на фронте, образовавшуюся в ходе операции «Багратион». В пинских болотах дивизия была окружена частями Красной армии; как-то валидистам удалось из этого кольца выскользнуть, но они тут же попали в другое, на этот раз исламистов окружили белорусские партизаны. А те, зная какие зверства творили эсэсовцы на белорусской земле (за годы войны в Белоруссии ими было уничтожено 25% населения, т.е. каждый четвёртый) - в плен эсэсовцев не брали и, в общем, перебили всех валидистов до последнего.В 1944 году по предложению Ахмед Зака Валиди была начата организация ещё одной эсэсовской дивизии – «Кама», исключительно из татарских и башкирских эмигрантов, находившихся в Турции (в рядовом составе дивизии «Хадшар» была большая примесь боснийских мусульман). Но из навербованных им новоиспечённых эсэсовцев только трём тысячам удалось попасть в Германию, и, в общем, дивизия «Кама» в боях не участвовала.
Так закончилась попытка Ахмет Зака Валиди построить государство для башкир: не помогло ни басмаческое движение 1917-1922 годов, не помог и вермахт...
Разумеется, в официальных биографиях Ахмет-Заки Валиди, изданных в "государстве Башкортостан" его эсэсовское прошлое тщательно замалчивается. Скрывают не только его вступление в нацистскую партию и работу в абвере, но пытаются скрыть даже и самый факт его сотрудничества с фашистами. В большинстве биографий Валиди подробнейшим образом описываются события 20-х годов, а потом сразу начинают рассказывать о событиях 60-х годов, а чем он занимался в промежутке между этими годами – не вспоминают. Даже в учебнике Кульшарипова «История Башкортостана, ХХ век», «Китап», Уфа, 2001 г., о сотрудничестве Ахмет Зака с Адольфом Гитлером, о его работе в турецкой резидентуре абвера и о деятельности в интересах СС абсолютно ничего не упоминается, и вообще жизнь Ахмет-Заки Валиди подана так, будто он после бегства из Средней Азии больше из Турции никуда не выезжал. Автор, наверное, когда писал учебник, то поленился почитать статью про Ахмет-Заки Валиди Тогана в энциклопедии «Башкортостан», а может и прочитал, но решил что для башкир любое враньё сойдёт.
В 1992 году башкирские сепаратисты руководимые Муртазой Рахимовым назвали именем Заки Валиди республиканскую библиотеку, основанную еще в 19-м веке русскими учеными и краеведами. А в 2005 году, к 115-летию со дня рождения соратника Гитлера, на стене Детской библиотеки была установлена мемориальная доска с изображением "выдающегося ученого". В последнее время в кругах курултайщиков усиленно муссируется мысль о том, что надо бы поставить памятник основателю «суверенного Башкортостана».
Денис Игнатьев
Просмотров: 3009
ОТЗЫВ
Кроме всего прочего Заки Валидов в конце 20-х, начале 30-х годов активно сотрудничал с польской разведкой ДЕФЕНЗИВОЙ, регулярно донося ей о настроениях в тюркоязычной эмиграции и получая за преданную службу ежемесячные тридцать сребренников. В Москве большим тиражом издана книжка о польском периоде жизни господина Валидова.
http://www.ufagub.com/news/socium/1358/И СНОВА КУПИРОВАНИЕ
В мае 1939-го по приглашению министра просвещения вернулся в Турцию, а через год в Каире был издан его труд об истории Туркестана.
***** НИЧЕГО НЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С 1939 ПО 1944 ГОД -
В мае 1944 года Валиди арестовали по обвинению в «пантюркской деятельности против Советов на территории Турции» и приговорили к десяти годам тюремного заключения, но после 17 месяцев пребывания в тюрьме он был освобожден. После войны возобновил чтение лекций в университете, занялся вопросами методологии истории, используя данные этнографии, фольклористики и других дисциплин.
http://www.bashkortostan450.ru/celebrities/h-person/validi/На сайте 450 лет с Россией в разделе НАШИ ЗНАМЕНИТОСТИ-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ.
ВЕЛИКИЙ ТЮРКОЛОГ..
Ахмет-Заки Валиди Тоган
Недавно Баймакский край посетили дочь Валиди Исянбика-ханум, сын Субидэй и внучка Сара. В книге почетных посетителей историко-краеведческого музея села наряду с записью Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова есть и их запись...
О ВАЛИДИ ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО НИЧЕГО?
http://forum.tatar.info/lofiversion/index.php/t1578.htmlДва лица одного героя
В конце прошлого года по всей Башкирии торжественно отмечали 115-летие политического деятеля и тюрколога Ахмет-Заки Валиди. Среди хвалебных речей порой раздавались выпады против тех, кто смеет копаться в «неудобных» фактах биографии великого земляка.
От обличений к возвеличиванию…
НЕ ТАК давно этого человека, по воле судьбы прожившего большую часть жизни в эмиграции, клеймили как националиста и антисоветчика. В «суверенные» времена заговорили как о крупном исследователе. В 1990-м, когда отмечалось 100-летие Валиди, большинство недавних обличителей признало мировое значение его трудов.
На прошлогодней научно-практической конференции ученые и чиновники продолжили эту линию. Отмечалось, что идеи нашего земляка о федеративном устройстве страны до сих пор столь актуальны, что могут быть воплощены в сегодняшней России. Одна из его величайших заслуг - находка в иранской библиотеке путевых записей арабского путешественника Ибн-Фадлана, относящихся к X веку. Валиди подготовил их к печати с вводным словом и подробными комментариями и выпустил отдельной книгой на немецком языке. Известный ученый, профессор Герберт Янски назвал ее «маленькой энциклопедией научного востоковедения». Непреходящее значение имеет работа Валиди «История башкир». В ней содержатся важные сведения о событиях XIX — начала ХХ веков, в том числе об образовании Мусульманского Духовного управления, потоках переселенцев в Башкортостан из русских, татар, чувашей, мари, мордвы и представителей других народов. Касаясь вопроса вхождения Башкирии в состав Русского государства, автор говорит о длительности процесса, обусловленного рядом объективных факторов. Часть башкир, по его мнению, переселилась вместе с мадьярами в Мадьярстан, нынешнюю Венгрию, и в течение многих лет сохраняла свой язык, обычаи и традиции.
В перечне заслуг ученого - создание Стамбульского исламского института, где он непосредственно руководил работами по изучению мусульманской религии, истории, культуры, а также исторической географии Востока.
На конференции прозвучали предложения в знак признания заслуг великого земляка осуществить перевод всех его трудов, установить памятник возле библиотеки, носящей его имя, а также назвать в его честь одну из уфимских улиц. Постановлением правительства РБ учреждена именная стипендия для студентов и аспирантов, специализирующихся на истории республики.
…и обратно
- НО есть исследователи, которые только и делают, что выискивают в биографии ученого негативные факты, - сокрушается декан истфака БГУ Марат Кульшарипов.
Прежде всего он имеет в виду московского историка Салавата Исхакова, проживавшего ранее в Башкирии. Исхаков выпустил сборник документов «Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и М. Чокаева», в котором раскрывается одна из неизвестных сторон деятельности Валиди в эмиграции, а именно его небескорыстное сотрудничество с польской и советской разведками в 20 - 30-е годы. Материалы были обнаружены в так называемом Особом архиве (ныне Центр хранения историко-документальных коллекций) при Совете министров СССР. В них опровергается официальная версия причины уезда Валиди в Туркестан. Согласно ей он оставил руководство Советской Башкирией в июне 1920 г. из-за несоответствия постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» достигнутому ранее соглашению с башкирским правительством о статусе Башкирской республики. А его современник Чокаев пишет, что причина ухода Валиди от большевиков другая: он увидел конец своей личной карьеры. По оценке друга Ахмет-Заки Х. Юмагулова, Валидов к этому времени уже представлял собой «политически беспринципного авантюриста и честолюбца». В Туркестане он перешел к басмачам, которые приняли его в свою среду исключительно из-за их слепой ненависти к большевикам. Но уже весной 1921 г., согласно информации чекистов, Валидов, пребывая в стане басмачей, в приватных беседах признавался, что имеет «живую связь» не только с Башкирией, но и с Москвой и раздумывает о дальнейших планах: то ли сговориться с большевиками и поехать в Москву, то ли перебраться за границу.
Уфимский историк Игорь Кучумов в работе «Крючья под ребром истории» (выпущенной в Японии) заявляет: «Властями и определенной частью гуманитарной интеллигенции пропагандируется тот образ Валиди, который необходим сегодня в качестве инструмента для идеологической и политической борьбы, он крайне идеализирован и мифологизирован».
А на уфимских сайтах бурно идет обсуждение вопроса, не служил ли Валиди гитлеровским властям во время поездок по лагерям военнопленных на территории Германии.
Думается, эта сложная фигура еще ждет вдумчивых, а главное, беспристрастных исследователей.
Олеся АРАМЕЛЕВА
АИФ Башкортост
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ - ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНЫЕ...
З.Валиди уже хорош тем,что не служил сталину и его шайке.
также тем,что не запятнал себя участием в СС
для башкир он культовая фигура,хотя он по отцу татарин.
вообщем,он образцовый националист и это достойно похвалы.
И ДАЛЕЕ пошли цитаты из архива Башкирии - доказывающие, что к татарам не имеет отношения - истинный башкир.
Нормальным людям эдакое возвеличивание и переименование улицы не нравится,но кто пойдет против правительства?
Мы в Эстонии уже привыкли к переименованиям, мы уже прошли тот путь-когда замарывали руские названия улиц на табличках. Но мы как-то возмущаемся против открытия памятника эсэсовцам в Лихула и время от времени мы все же бунтуем и пикетируем правительство, а в Башкортостане молчат???