О поездах-редакциях фронтовых газет.
Северо-Западный фронт. Редакция газеты "За Родину". август 1941 г.

Поиски места стоянки редакционного поезда газеты Северо-Западного фронта "За Родину" 1971 г.

Клише типографские. 1941-1945 г.г. найденные на месте редакционного поезда газеты Северо-Западного фронта «За Родину» на разъезде Рядчино под Валдаем.


Материалы из коллекции Валдайского филиала.Разъезд Рядчино 330 км
июнь 1971 г., Новгородская область, Валдайский район
Разъезд Рядчино на железнодорожном перегоне Бологое - Валдай, где в 1941 - 1943 годах стоял поезд-редакция газеты Северо-Западного фронта "За Родину".
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25294241Поезд редакции СЗФ "За Родину". 1943 г.

24 июня, после массированного налета вражеской авиации на Минск, редакция газеты «Красноармейская правда» перешла в спецпоезд. Через несколько дней он попал под бомбежку и сгорел.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0Фронтовой поезд редакции газеты "Красноармейская правда". 1942 г.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31628266Б. Фрумгарц (военный журналист, из его воспоминаний).
«Я хочу рассказать о необычном поезде. На войне их было мало. И всё-таки они сыграли свою роль в нашей общей победе над коварным врагом. Речь пойдёт о поезде-редакции фронтовой газеты „Красная Армия“. Многие большие и маленькие станции, неизвестные полустанки служили для нас домом в годы Великой Отечественной войны: Тернополь — Киев — Прилуки — Гребёнка — Ромодан — Полтава — Харьков — Купянск — Воронеж — Саратов — Сталинград — Эльтон — Камышин — Елец — Конотоп — Гомель — Минск — Брест — Лодзь — Берлин. „Красная Армия“ в разное время являлась газетой Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Центрального, 1-го Белорусского фронтов. Почти год поезд находился на запасном пути станции Киев-Товарный. Редакция работала в своём помещении на Печерске, а инженеры-полиграфисты и ремонтные железнодорожные бригады готовили поезд к длительным пробегам в тяжёлых условиях: устанавливали новое оборудование, создавали элементарные удобства для сотрудников редакции и типографии.
…Шесть утра 22 июня 1941 года. Собрались не только офицеры, но и вольнонаёмные. Люди угрюмы, немногословны. Война… Бои под Львовом, Перемышлем. Советские воины мужественно защищают каждую пядь родной земли. Разгорелись ожесточённые схватки с противником в местах, откуда мы, журналисты, совсем недавно передавали материалы о тактических учениях наших войск… Редактор газеты полковой комиссар И. И. Мышанский, вернувшись из штаба округа, накоротке провёл совещание. „Наша новая база — поезд,— сказал редактор.— Начальнику издательства получить для личного состава винтовки, патроны, гранаты“. Началась фронтовая жизнь. В семи классных вагонах разместились цехи типографии: ротационный, линотипный, плоскопечатный, переплётный, цинкография, электростанция. Кроме того, имелся мягкий вагон, в нескольких товарных хранились запасы бумаги, химикатов, один приспособили под кухню и столовую. Газету верстали в центре линотипного цеха-вагона. В цехе, поначалу свободном, постепенно становилось теснее. Объяснялось это тем, что если в первый год войны „Красная Армия“ издавалась только на русском языке, то впоследствии выпускались номера на молдавском, азербайджанском, грузинском, казахском, узбекском, татарском языках. Для каждой редакции требовались линотип, места для вёрстки, читки корректуры, для машинистки. Можно себе представить, что творилось в цехе во время вёрстки. Трудились дружно, организованно, газеты выходили по графику. „Кабинет“ редактора располагался в купе плоскопечатного цеха. „Осваивая“ поезд, мы терялись в догадках: зачем понадобились плоскопечатный и переплётный цехи? Жизнь рассеяла наши недоумения: здесь рождались листовки, памятки, брошюры, столь необходимые войскам. В разное время в редакции работали А. Твардовский, А. Безыменский, С. Голованивский, С. Вашенцев, А. Довженко, В. Кондратенко, Б. Палийчук, Ю. Чёрный-Диденко, М. Розенфельд. Активно сотрудничали А. Корнейчук, В. Василевская, А. Малышко, Иван Ле, Л. Первомайский. За поездом беспрерывно охотились фашистские стервятники. Серьёзное испытание выпало нам ещё в Гребёнке. Прибыли сюда ночью. Не успели разогреть линотипы, как началась бомбёжка. Быстро выключили электростанцию. В вагонах погас свет. С винтовками, гранатами заняли боевые места… Работали мы и почтальонами. Под вражеским огнём ежедневно перебираясь на левый берег Волги, журналисты приносили в город связки газет. Раздав их в частях, вторично возвращались на левый берег, чтобы отослать самолётом материалы для очередного номера. Сотрудники редакции почти не отлучались из частей. Газета продолжала печататься на колёсах. А корреспонденты шли вперёд. Большим праздником для всех нас стало 25 марта 1944 года: был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении „Красной Армии“ орденом Красного Знамени „в ознаменование 25-й годовщины… и за успешную работу по военному, политическому и культурному воспитанию личного состава войск фронта“.