Рассказ сестры А.А.Мальтина
Мальтин Александр Андреевич.
Мой брат, 1919 года рождения, родился и вырос в Ленинграде, в простой рабочей семье, где у него было три сестры : Анна Андреевна, Лина Андреевна и я, Евгения Андреевна. Папа, Мальтин Андрей Иванович, судостроитель, и мама, Мальтина Антонина Александровна, домохозяйка. Родители в сыне не чаяли души, это был их первый ребёнок. Рос здоровым и сильным мальчиком. Был приветлив, добр, уважителен, умён и необыкновенно красив. Высокий, стройный, волосы русые, волнистые, аккуратно причёсанные всегда. Большие серые глаза с голубоватым оттенком, смотрели пристально, ласково, вдумчиво и приветливо. Когда он улыбался, лицо становилось очень приятным, оно подкупало всех своим мягким спокойствием и говорило о душе чуткой, отзывчивой и нежной, о терпении, снисходительности, о верности, о чертах характера, столь драгоценных в жизни.
Скромный и простой, он нравился всем и всюду завоёвывал и находил друзей, которые постоянно приходили к нам домой, где чувствовали себя легко, свободно и непринуждённо.
Мама обязательно кормила всех обедом, подавала чай, угощала всем, что было в доме. Часто пекла пироги, ватрушки, плюшки. Всё было вкусное, приготовленное в домашних условиях.
Дружба с некоторыми друзьями сохранилась и на последующие годы, как, например с А.И. Лебедевой, окончившей Ленинградский университет имени Жданова, защитившей диссертацию и ставшей кандидатом филологических наук, Орловым Е.Б., чекистом.
Под внешней скромностью в Саше таились незаурядные способности, большая внутренняя сила, энергия, внимание и уважение к людям, умение увидеть в любом человеке возможности для развития определённых навыков и умений, так необходимых в повседневной жизни, в совершении правильных поступков. Кроме того, надо ещё уметь распознавать время, в которое надлежит их сделать. Он верил в светлое будущее и к этому всегда стремился. Много читал, его интересовала, как советская, так и зарубежная литература. Помню, что он читал Купера, Майн Рида, М.Твена, В. Гюго и др. Зачитывался Толстым, Чеховым, любил Лермонтова, Некрасова, Горького, знал наизусть некоторые стихи Пушкина.
Если была возможность, Саша покупал понравившиеся ему книги, так создавалась домашняя библиотека. Мы все любили читать и были записаны в библиотеку, зная, что сегодняшние книги – наши завтрашние деяния. Они вбирают в себя жемчужины человеческой мысли и передают их потомству. Книги, словно памятники из железа и камня, сохраняются навек. Так в своё время сказал народный писатель Узбекистана. А Белинский В.Т. считал величайшим сокровищем – хорошую книгу.
Мы с моим мужем Немовым Б.В. сумели привить своим сыновьям Игорю и Серёже любовь к книге. В детстве они много читали, а потом создали свои приличные домашние библиотеки. Книги, журналы, газеты заняли достойное место в их жизни. Благодаря правильному воспитанию в семье, чтению, образованию, природным способностям, они стали умными, грамотными и очень развитыми людьми, умеющими разбираться в сложных ситуациях и принимать правильные решения.
Саша серьёзно относился к чтению и даже, можно сказать, ответственно. Урокам уделял по 4-5 часов ежедневно. И это давало свои результаты. Оценки только “5” и редко “4”.
Когда наша мама Антонина Александровна приходила в школу на родительские собрания, учителя и классная руководительница Людмила Ивановна высоко оценивали Сашино отношение к учению, хвалила за исключительное прилежание, примерное поведение, за его стремление получить глубокие знания, умения и навыки по всем предметам. Благодарили маму за воспитание сына. Восторженно и эмоционально. Просили рассказать, какие формы и методы они с папой предпринимали, чтобы воспитать такого сына. Мама потом рассказывала нам, о чём она говорила, причём при этом очень волновалась. И тем не менее основные мысли были такие: в семье должна быть доброжелательная обстановка, светлая спокойная и тёплая, где нет разногласий между родителями, а есть терпеливая, ежедневная, кропотливая работа, есть любовь и справедливость. Своим долгом они считали воспитать у нас уважение к людям, желание оказать им помощь, если они в ней нуждались. В каждом из нас старались развить жажду знаний, стремление к истине, сострадание к людям. Внимательно наблюдали за нами, помогали раскрыть способности и задатки, наклонности, которые были дарованы от природы. Учили нас контролировать себя, проявлять упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Вот в такой атмосфере воспитывался Саша и стал настоящим человеком, считая, что каждый день, как новая жизнь и в живых сердцах оставить свет.
В школе Саша был очень популярным, авторитетным учеником среди ребят. К нему прислушивались, ему подражали, хотели с ним дружить. Он мог разрешить любую проблему, принять меры к устранению конфликта, найти компромисс. И в то же время оставаться простым парнем, доступным, не заносчивым, искренним и очень искренним.
Поэтому в старших классах школы был избран секретарём комитета ВЛКСМ. Обладая большими организаторскими способностями, он создал коллектив единомышленников, который его поддерживал и понимал. Саша умел разговаривать с людьми, умел убеждать и доказывать, если это было на пользу дела. Умел и старался доводить начатое дело до конца.
Когда началась Великая Отечественная Война, мама, Лина и я уехали в деревню Кошелиху, находящуюся во Владимирской области. Там был у нас свой дом, огород, очень хороший вишнёвый сад. Находились и другие фруктовые деревья, груши, сливы, терновники, ягодные кустарники, малина, смородина, чёрная, красная, белая, крыжовник. Росла клубника.
Дом был, крыша над головой была, но, чтобы жить, нужны были дрова, тёплая одежда, продукты и многое другое. Тяжело заболела мама, лежала в лихорадке, с высокой температурой. Что делать, что предпринять? К счастью, на помощь пришли родственники, папина сестра Антонина Ивановна Чернышёва, мамины братья Михаил Александрович, Иван Александрович и Алексей Александрович, а также наша бабушка, папина мама Фекла Николаевна. Без их поддержки мы бы не выжили. Большое им спасибо.
Наступил сентябрь, надо было идти в школу, Лине - в 10ый класс, а мне в 8-ой. Школа находилась в 3-х км от деревни, на станции Гороховец. Я росла, худеньким и слабым ребёнком, и мама посчитала, что один год я могу не учиться, раз попали в такие трудные условия.
Об этом узнал Саша, ему написала мама. И тогда в очередном ответном письме он настаивал, чтобы я пошла в школу. И я отправилась, пропустив целую первую четверть.
Изучив самостоятельно пройденный материал за первую четверть, я догнала ребят, закончив вторую четверть без единой тройки. Хотя было очень трудно и тяжело заниматься дома при лампадке, с трудом разбирая текст учебника без пояснений. Несмотря на трудности, я закончила школу с одной четвёркой по русскому языку.
Вернувшись в 1945 году в Ленинград, поступила учиться на физико – математический факультет в пединститут им. Герцена, закончила его в 1949 году, став учителем математики. К сожалению, об этом Саша не узнал.
Детство наше было радостное, беззаботное и безмятежное. Мама рано вышла замуж, и к 28 годам у неё с папой было уже четверо детей: Саша, 1919 года рождения, Аня – 1921г., Лина – 1923г. и я 1926г.
Мы дружили парами, Аня с Линой, я – с Сашей. Что нас связывало, наверное, схожесть характеров, похожая внешность, отношения к людям и ко всему, что нас окружало. Саша постоянно опекал меня, свою младшую сестрёнку. Если был свободен, встречал меня из школы, помогал готовить уроки, просматривал мои тетради и дневник, играл со мной в шашки, домино, карты, учил кататься на коньках, читал мне книги. Вместе ходили в кино, театр, цирк, подолгу гуляли по улицам Ленинграда. Я постоянно ощущала его поддержку, внимание и заботу.
Счастье у каждого своё. Один из мудрецов сказал, что счастье – это когда человек трудится, а я бы ещё добавила, что трудится увлечённо, творчески и самоотверженно.
Нас, всех детей, приучали к труду с самого раннего детства; убрать свою постель, почистить свою одежду, бережно относиться к вещам, помогать родителям по дому, убрать квартиру, а в деревне наносить с реки, под гору воды, поработать в огороде на грядках, полить, прополоть, убрать урожай. Мы, все, а Саша особенно любил ходить в лес за грибами. Иногда он приносил по 100 и более белых грибов.
К деревне относился тепло и душевно. Она стояла на горе, а внизу протекала река Суворощь, довольно – таки глубокая, полноводная и широкая, а вокруг простирались удивительные леса, каких только деревьев там не было. Примерно, в 10 км находился красивейший сосновый бор. В лесах располагались полянки с луговыми цветами, вокруг летали изумительные бабочки, протекали чистые ручьи, рудники, озёра, вокруг – тишина и покой, нарушаемые только пением птиц.
Мама всегда одна ходила в лес. На плечи и спину набрасывала огромную корзину. В лесу ничего и никого не боялась, знала тайные места, где росло много грибов и ягод. Набирала их полную корзину. С такой непосильной ношей идти, конечно, было тяжело. В таких случаях Саша обязательно встречал маму, помогал нести бокоушу (так в деревне называли подобные корзины).
Саша многое хотел успеть, торопился жить, ничего стоящее не проходило мимо его внимания. Никогда не жаловался на скуку, однообразие, отсутствие интереса. Был настроен на новое, непривычное, неожиданные повороты, старался продвинуть свои появившиеся идеи. Безусловно, были и ошибки,
промахи и просчёты, неверные решения, и непродуманное произносимое слово, о которых он потом здорово жалел, а ошибки исправлял.
Живя летом в деревне, Саша занимался фотографией, делал много снимков, проявлял их в подполье, на кухне. Большинство из этих снимков сохранились до сих пор.
Любил рыбалку, вставал очень рано, и с удочками уходил на реку, в которой водились такие рыбы, как плотва, ерши, караси, окуни. А однажды, не знаю, каким способом, Саша поймал огромную щуку. Я, как раз в это время, была на берегу реки и видела, как Саша, возбуждённый и радостный, прижимал эту рыбину к груди обеими руками, а она, ещё живая, барахталась изо – всех сил, била хвостом, отчаянно пыталась вырваться. Саша принёс щуку домой, показал маме, Ане, Лине и был при этом очень счастливый. Занимался спортом.
Любимой игрой был футбол. Быстро бегал, создавал голевые моменты, иногда сам забивал голы. Однажды, играя, повредил большой палец на ноге. Лечили, стало лучше, думали, что прошло. Будучи на фронте, ушиб дал о себе знать, и тогда Саше сделали операцию, правда, небольшую. Об этом он писал в письме.
Саша в любой момент мог совершить непредсказуемый поступок. До Великой Отечественной войны, мы жили в коммунальной квартире, на Боровой улице, дом 18, кв3. В один из дней, к нам в комнату зашла соседка, мамина подруга Ольга Дмитриевна, поговорить. В это время Саша находился за столом и читал книгу. Сидел тихонько, однако к разговору прислушивался. О.Д. неожиданно подошла к окну, посмотреть на цветы, стоящие на подоконнике, и указала на один из них, сказав, что он ядовитый. Недолго думая, Саша тут же подошёл к окну, и вытащил этот цветок из горшка, а затем понёс его выбрасывать. В данную минуту он больше всего думал о здоровье своих близких.
Саша остро чувствовал чужую беду. В любое мгновение он мог придти на помощь. В деревне, где мы летом жили, случались пожары. Горели дома, сараи, бани, стога сена, какие – то другие постройки. Услышав крики о пожаре, бросал всё, он стремглав мчался тушить огонь. Так и помню его бегущим с огромной скоростью, озабоченным, желанием помочь людям. Пожары тушили, дома отстаивали от огня, и тогда Саша приходил домой мокрый, уставший, чёрный от дыма и копоти, но исключительно довольный.
В начале июня 1941 года Саша окончил 3-е Ленинградское артиллерийское училище, в котором обучался 3 года. В этот период шла война с Финляндией. Родители волновались за Сашу, думая, что его, как и других курсантов могли выпустить раньше положенного срока и отправить на фронт. В некоторых училищах военное руководство так и поступило. Саше и его друзьям доучиться дали.
Когда Саша не мог, на выходные, приехать домою, мы сами езди к нему, в училище, на свидание. Но так, как это не было предусмотрено начальством, встречи проходили на улице, за воротами. С одной стороны стояли мы, с другой – за решёткой Саша. Привозили продукты, сообщали новости. Главное, мы его видели, с ним разговаривали, могли подержаться за руки.
Это и было счастье. Улыбающийся, довольный, в хорошем настроении, был рад нашему приезду.
Примерно неделю, после окончания училища, Саша и несколько его друзей жили у нас дома. Выпуск отметили праздником. Устроили прощание, музыку, танцы. Пригласили девушек, подруг Ани и Лины, одноклассниц Саши. Всё это сопровождалось весельем, шутками, юмором. Саша почему – то танцевал только со мной. А я ещё совсем не взрослая, но уже не ребёнок, маленькая, худенькая была рядом с моим рослым, красивым молодым человеком, моим братом. Гуляли до утра.
А потом, молодые лейтенанты стали уезжать к месту назначения, в том числе и Саша – в Белоруссию. Его провожали 12 июня, за 10 дней до начала войны, я, мама и Лина приехали на Варшавский вокзал, подошёл состав. Прощание, мама плакала. Саша подошёл к вагону, оглянулся с улыбкой и отдал честь.
Поезд тронулся, медленно набирая скорость, уходил всё дальше от перрона.
Тогда мы не думали, что Сашу больше не увидим никогда. Молча стояли и смотрели в след.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, кровопролитная, затяжная и очень жестокая. Вероломно напав на советский союз, немцы сразу, со всех сторон, атаковали наши границы на суше и в воздухе.
Для страны, всего нашего народа, для каждой семьи начались тяжёлые времена: волнения, переживания, боль за близких, ушедших на фронт.
Письма от Саши приходили в течение месяцев до ноября, его конца, вернее, начала декабря 1941 года. Потом – молчание. На запрос, пришёл ответ, что Саша пропал без вести. Кажется, что появилась маленькая надежда. Стали ждать.
До конца своих дней родители ждали Сашу домой. Не дождались, не могли пережить потери своего единственного сына, и ушли из жизни очень рано, папа – в 64 года, а мама – в 62. Так и не узнали ничего о судьбе Саши. А случилось это в Наро – Фоминском районе, под Москвой, в конце ноября 1941 года, как об этом потом выяснили. Я, Аня, Лина и Борис Васильевич, мой муж, ездили в 1984 году в этот район, поклонились братской могиле, возложили цветы, молча постояли. Посетили музей боевой славы.
Утрата наша невосполнимая. Саша должен был жить и, я уверена, он многое бы сделал. Не довелось. Судьба распорядилась иначе.
Эта запись давалась мне трудно. Приходилось откладывать, переводить дух, переживать от нахлынувших воспоминаний, останавливаться, ждать и продолжать всё сначала.
Никто не застрахован от потерь, если они случаются, пережить их без боли, печали и страдания невозможно. Но жизнь остановить нельзя. Мы продолжаем жить, но это уже другая жизнь.
Память о Саше – постоянна в моём сердце и неразрывно связана с такими понятиями, как долг, честь, совесть, порядочность и вера. С сожалением, отмечаю исчезновение этих качеств у некоторой части наших людей и их немало, таких людей.
Бесконечно благодарна моему мужу Немову Борису Васильевичу, начавшему поиск о Саше. Он много и долго писал во все инстанции; в военный архив, в газеты, связывался с однополчанами. Отовсюду были отклики. Однажды, пришло письмо, в котором, как потом оказалось, были достоверные данные о месте гибели Саши.
Поиск продолжил мой старший сын Немов Игорь Борисович. Восстанавливал рукопись о боевом пути своего отца Немова Б.В., изучал документы, вёл розыск, переписывался с однополчанами. Большое, огромное ему спасибо.
Кто – то прочитает эти записки, может быть задумается, сделает для себя какие – то выводы, оставит своё собственное мнение об этом исключительно светлом человеке, 22-летнем старшем лейтенанте Мальтине Александре Андреевиче.