IV-Судьбы солдатские > 06п-Успешные побеги военнопленных

К своим - на крыльях врага

<< < (2/12) > >>

Платунов Евгений:
Цитата: Дунаев от 04 Августа 2011, 10:28:46>>>>Летчик Алексей Дмитриевич Инкин
<<<<
Данных на Инкина Алексея Дмитриевича нет не только в строках документов военной поры в ОБД, но даже в Книге Памяти Республики Мордовии (на на "пропавшего без вести", ни на "погибшего в 1945")...

Дунаев:
Евгений Владимирович!

Большое спасибо!

Надеюсь, что историю побега Инкина помогут (в какой-то мере) прояснить челябинцы.

Дунаев:
Групповой воздушный побег военнопленных концлагеря на Темводе (г. Николаев, Украина) в сентябре 1941 года

«Из воспоминаний В.В. Ковалева, рядового 600-го стрелкового полка 147-й стрелковой дивизии, участника боев за г. Киев:

"...После освобождения у каждого из нас сложилась своя военная судьба, но память о времени совместного пребывания в лагере, о совместной борьбе с фашизмом объединяет нас до сих пор. Наша боевая дружба зародилась в концлагере на Темводе, и это чувство взаимного доверия и уважения мы пронесли в своих сердцах до настоящих дней.
...
От майора Устинова Михаила Александровича, уже "старого" узника лагеря, мы узнали о таком случае: где-то в начале сентября 1941 г. фашисты в лагере набрали большую команду для работы по очистке аэродрома. В эту команду попали несколько человек офицеров-летчиков. Один из них сумел попасть в кабину управления боевого фашистского самолета, взять с собой нескольких человек из узников, поднять самолет и улететь на Восток, к своим.
... После этого случая, по рассказам Устинова, немцы вообще всех советских офицеров выделили в отдельные корпуса и на работы не выводили, а на гимнастерках и шинелях рисовали белой масляной краской букву "О". Таким узникам дорога в рабочие городские команды была закрыта"...».

http://memory.dag.com.ua/browse?2101
http://forum.bazar.nikolaev.ua/index.php?showtopic=1313
= =

Быть может,  кому-нибудь известны другие подробности этого побега (возможно, самого первого в дни Великой Отечественной войны).

Каких-либо подробностей и зацепок, в том числе, касающихся  рядового В.В. Ковалева и майора М.А. Устинова, найти не удалось.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 


Побег неизвестного летчика на немецком самолете-бомбардировщике в январе 1942 года

Из воспоминаний фронтовика Народного писателя Северной Осетии Кайтукова Азамата Беслановича, дополненных его рассказом, который был записан Тимуром  Кардановым – учителем истории средней школы № 1 г. Дигоры (Республика Северная Осетия – Алания).

В один из январских дней 1942-го года 100-150 военнопленных из лагеря, размещенного в  г. Сталино (ныне г. Донецк, Украина), вывели очистки взлетной полосы аэродрома от выпавшего ночью снега, не позволившего взлететь немецким бомбардировщикам. В эту группу были включены военнопленные Азамат Кайтуков и Николай Зангиев. Среди военнопленных, выведенных на расчистку взлетно-посадочной полосы, оказался советский летчик, которого кто-то спрятал в снежном сугробе. В полдень, когда немцы увели с ВПП всех пленных, а сами пошли обедать, летчик выбрался из укрытия и проник в один из бомбардировщиков (который уже был нагружен бомбами). Взлетев, он дважды облетел аэродром – как оказалось, выбирая цель для бомбардировки. Охранники ничего не заподозрили, посчитав, что взлет произвел немецкий экипаж. Выполняя третий заход, самолет неожиданно для всех начал бомбить аэродром, повредив несколько самолетов и взлетно-посадочную полосу. Немецкие зенитчики открыли огонь по самолету, но с опозданием. Самолет улетел в сторону г. Ростову-на-Дону, где находились позиции наших войск. Гитлеровцы подняли в воздух истребители, но погоня не дала никаких результатов.

Охранники выявили исчезновение одного из военнопленных и сделали вывод о том, что к бомбардировке аэродрома причастен отсутствующий, а также кто-то из оставшихся пленных, помогавших при подготовке к побегу. Предложив сознаться либо выдать лиц, причастных к побегу, но, так и не дождавшись признания, фашисты начали выборочно расстреливать пленных. В данной ситуации, после расстрела первых двадцати пяти человек, Зангиев, несмотря на свою непричастность к угону самолета, заявил о том, что это якобы он помог летчику осуществить побег. Тем самым был предотвращен расстрел остальных двадцати четырех узников из второй группы, в которую гитлеровцы включили Зангиева и Кайтукова.

Примерно через неделю ночью прилетел неизвестный самолет и, разбомбив немецкую комендатуру, улетел обратно.

http://www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=270:---9--2010&catid=38:-9--2010&Itemid=39

Азамату Беслановичу Кайтукову – очевидцу побега неизвестного летчика и подвига Николая Казгериевича Зангиева, впоследствии все же удалось бежать из плена. В дальнейшем, пройдя проверку в фильтрационном лагере, он воевал в составе 6-й гвардейской армии, после тяжелого ранения вернулся с войны инвалидом второй группы, награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За оборону Киева", "За победу над Германией".

http://toma-bigaeva.livejournal.com/1471.html
http://www.wwii-soldat.narod.ru/GALER/ARTICLES/k.htm
= =

Возможно, у кого-то сохранились воспоминания других военнопленных упомянутого лагеря об этом побеге?
= =

Платунову:

Евгений Владимирович!

Нет ли у Вас возможности и в этих случаях прояснить судьбу упомянутых выше военнопленных (а также другие обстоятельства, касающиеся указанных концлагерей, что могло бы послужить подсказкой/зацепкой для дальнейших поисков)?

И еще. Ц.И. Зильберг просила передать Вам слова благодарности за помощь, оказанную по запросу о Кострове и Инкине.
 = =

С уважением, Юрий Дунаев.

Платунов Евгений:
Нет, это Вам спасибо, уважаемый Юрий, - за интересное продолжение темы!

Дунаев:
Из воспоминаний бывшего летчика 527-го бомбардировочного авиаполка командира самолета Пе-2 Фролова Петра Дмитриевича, который в период с октября 1943 года по февраль 1944 года проходил проверку в фильтрационном лагере в связи с тем, что 29.01.1943 г. был сбит и попал в плен (в августе бежал к партизанам; в конце октября 1943 года эвакуирован самолетом).

Рассказывая иркутскому корреспонденту Елене Вторушиной о спецпроверке, проводившейся после возвращения из-за линии фронта, Петр Дмитриевич сообщил следующее: «Держали нас в бывшем здании техникума. Вроде и не тюрьма, но было страшно. Страшно и обидно, что тебе, выжившему в смертельном бою, перенесшему плен, побег, воевавшему в партизанском отряде, не верят... Трудно представить, но одного летчика, который бежал из плена, угнав фашистский самолет, проверяли таким образом около года! ...».

http://pressa.irk.ru/kopeika/2010/07/005001.html
http://www.baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=article&id=8809&archiveYear=11&archiveMonth=04
 http://www.vsp.ru/veteran/2009/11/28/466050
http://www.moi-goda.ru/knigi/michail-deniskin--irkutsk-krilatiy-liudi-i-samoleti-voyni--chast-3-v-nebe-grozovom

Проверка Фролова, длившаяся четыре месяца, началась в конце октября 1943 года, и если он застал угонщика в подольском фильтрационном лагере, то это значит, что упомянутый побег с угоном самолета произошел в период с ноября 1942 года по февраль 1943 года. Если же проверка угонщика завершилась до прибытия Фролова в Подольск и вновь прибывшему об этом случае рассказали «старожилы», то упомянутый воздушный побег мог состояться с января по октябрь 1942 года (а, быть может, и раньше).

Все задокументированные факты побегов-перелетов из гитлеровского плена датируются более поздними сроками:
11.08.1943 г. – Н.К. Лошаков (на Fi-156C Storch) вместе с И.А. Денисюком;
04.10.1943 г. – А.М. Ковязин (также на «Шторьхе») вместе с В.М. Крупским;
11.10.1943 г. – Н.П. Печенкин и С.М. Пикулькин (на двух По-2) с шестью «пассажирами»;
03.07.1944 г. – В.С. Москалец, П.В. Чкуасели и А.С. Карапетян (на Ar-145A, Arado-66C и Gotha-145A) с четырьмя «пассажирами»;
30.08.1944 г. – В.И. Муратов с двумя «пассажирами», включая И.В. Клевцова (ГСС / 15.05.1946 г.);
лето-осень 1944 года – А.И. Костров (на Arado Ar 96) с одним «пассажиром»;
08.02.1945 г. – М.П. Девятаев (на Heinkel He 111 H-22) с девятью «пассажирами».

Возможно, иркутским поисковикам удастся выяснить подробности неизвестного побега и имя летчика, упомянутого в рассказе Петра Дмитриевича Фролова.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница