Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: В Балтийском море обнаружена подлодка, "С-4"  (Прочитано 4587 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 557
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
История боевых действий ПЛ С-4
(1941-январь 1945)

Утром 23 июня лодка (командир — капитан-лейтенант Д.С.Абросимов) вышла из Усть-Двинска для занятия позиции в районе Мемеля (Клайпеда). В отличие от пустынных районов в южной части моря, здесь можно было встретить корабли противника — многочисленные тральщики и сторожевики. Однако, имея указания нападать только на крупные цели, Абросимов дважды отказывался от атаки. Лодка вернулась в Триги 10 июля, затем перешла в Кронштадт для планового ремонта, а в начале августа — в Таллин. 6-го числа вновь вышла на позицию у Мемеля.
На этот раз долго ждать достойной цели не пришлось. Днем 10-го в районе маяка Паппензее (30 миль южнее Либавы) Абросимов обнаружил направлявшийся на юг конвой в составе 1500-тонного вспомогательного судна и нескольких сторожевых катеров. Две торпеды были выпущены в 13.39 с небольшой дистанции (В нашей литературе до сих пор утверждается, что жертвой субмарины стал танкер «Кайя» (3223 брт). Реально же латвийский пароход «Кайя» (244 брт) погиб 2.10.1941 г. на минах у Мемеля. В дальнейшем, в связи с ограниченным объемом настоящего выпуска, мы не будем рассматривать все версии побед наших подводников, опубликованные в отечественных исследованиях, сосредоточив свое внимание лишь на наиболее правдоподобных, полученных на основе сопоставления российских и зарубежных источников). Лодка, мгновенно приобретя положительную плавучесть, вынырнула на поверхность, показав носовую оконечность и ограждение рубки. Поскольку в момент залпа был принят дополнительный балласт, спустя несколько мгновений она устремилась вниз, и на 18-метровой глубине ударилась о грунт. Абросимов принял решение переждать контратаку на дне, что чуть было не стоило С-4 «жизни».
Немцы бомбили лодку на протяжении нескольких часов. От сильных взрывов «эску» било о грунт. Повреждения получили прочный корпус, переборки, шпангоуты, механизмы и приборы. К полуночи охотники израсходовали весь запас глубинных бомб и покинули район. Тем временем Абросимов решил всплыть и принять артиллерийский бой. Однако на месте своего погружения подводники обнаружили лишь два светящихся буя. С огромным трудом 17 августа лодка добралась до Триги.
28 - 29 августа С-4 в составе главных сил КБФ приняла участие в Таллинском переходе, после которого последовал без малого двухмесячный ремонт. Вновь она вышла в море 19 октября на позицию у острова Гогланд и оставалась там до 17 ноября. Увы, прорывающиеся к Ленинграду крупные корабли кригсмарине в этом районе так и не появились. До конца года лодка в море не выходила.
В 1942-м С-4 была включена в состав первого эшелона субмарин, разворачиваемых на коммуникациях противника. Ей отводилась весьма ответственная позиция на подходах к Данцигской бухте. 14 июня она вышла из Кронштадта и спустя три дня начала прорыв. В ночь на 19-е ее обнаружили финские сторожевые катера. Несколько точно сброшенных глубинных бомб вывели из строя часть аккумуляторной батареи и рулевое управление. Нарушилась герметичность баллонов со сжатым воздухом и топливной цистерны № 3. На следующий день прорыв был завершен, но еще четверо суток потребовалось для устранения повреждений.
На позицию «эска» прибыла только 28 июня и в этот же день пыталась атаковать из кормовых аппаратов одиночный транспорт «Фриц Шуп». Но первая торпеда сразу затонула, вторая просто не вышла — из-за заклиненной в результате взрывов глубинных бомб крышки. Потопить пароход артиллерией у берегов рейха Абросимов не решился. Дальнейшее пребывание на позиции (сначала — у Данцигской бухты, а с 14 июля — между Карлскроной и Эландом) никаких результатов не дало. Лишь 24 июля лодка произвела двухторпедный залп по конвою у мыса Пакри (Эстония): первая торпеда не попала, а вторая опять-таки не вышла из торпедного аппарата (не сработал автомат-коробка стрельбы, ни разу не проверявшийся за все время похода). 26 июля С-4 прибыла на Лавенсари, а спустя два дня перешла в Кронштадт.
 После мелкого ремонта и докования С-4 решили перевести в Ленинград.
 В ночь на 15 августа при входе в Морской канал на расстоянии 50 м от правого борта лодки взорвалась неконтактная мина. Выброшенный с мостика взрывной волной погиб командир лодки Д.С.Абросимов. Легкий корпус, устройства и механизмы получили серьезные повреждения. Лодку выбросило на мель, откуда ее вскоре сняли буксиры. Новым С-4 командиром назначили капитана 3 ранга А.А. Бащенко.
Аварийный ремонт субмарины завершился примерно в середине февраля следующего года. Два месяца отводилось для подготовки к выходу в море. Вечером 30 апреля, после зарядки аккумуляторов на С-4 произошел взрыв батареи. Корпус, приборы и механизмы получили значительные повреждения. Потребовался новый ремонт.
Лодка покинула Кронштадт только 4 октября 1944 года, уже с новым командиром -капитан-лейтенантом А.А. Клюшкиным (ранее командовал М-79). На следующий день она перешла к Лавенсари и уже 8-го вышла из Финского залива. Для действий ей был определен район у маяка Штольпемюнде.
Утром 12 октября С-4 обнаружила цель- «одиночный 6000-тонный транспорт», в действительности оказавшийся рыболовным траулером «Таунус» (218 брт). Он был потоплен. Чуть позже был замечен второй траулер, но уничтожить его не удалось — крышка одного торпедного аппарата не открылась, а вышедшая из второго торпеда с неконтактным взрывателем взорвалась на безопасном от траулера расстоянии. Через полчаса Клюшкин попытался торпедировать транспорт несколько большего водоизмещения, но тот сумел уклониться. Не зная (траулеры не имели радиостанций), что в районе действует советская субмарина, немцы продолжали посылать одиночные суда.
 В ночь на 13-е из надводного положения С-4 потопила танкер «Терра» (1533 брт). Затем трое суток Клюшкин крейсерство-вал у навигационного буя, пока не обнаружил очередную цель. Ее преследовали 4,5 часа, почти до входа в Данцигскую бухту. Но когда С-4 заняла позицию для атаки, торпедисты, не дожидаясь команды «Пли», выпустили три торпеды по команде «Товсь». Разумеется, вражеское судно осталось невредимым.
 Наконец, в ночь на 20 октября был обнаружен очередной «8000-тонный» транспорт, который был потоплен двумя последними торпедами. Хотя германские историки до сих пор отрицают факт гибели транспорта, многие обстоятельства указывают на то, что судно действительно затонуло. Два дня спустя лодка прибыла во временную базу в Ханко и позже перешла в Хельсинки, где прошла послепоходовый осмотр.
24 ноября С-4 отправилась на позицию юго-западнее Виндавы. За первые три недели лодке ни разу ни удалось выйти в атаку, и лишь 14 декабря С-4 дважды неудачно попыталась торпедировать транспорт (возможно, прерыватель минных заграждений «Аммерланд»), входивший в состав конвоя. Хотя Клюшкин донес о повреждении судна, противник не заметил атаки.
 Тем же вечером лодка получила приказ перейти на позицию севернее Данцигской бухты. На переходе ее пыталась атаковать германская подлодка. По всей видимости, местонахождение «эски» стало известно немцам. До конца месяца С-4 не смогла выйти ни в одну атаку, зато сама еще дважды становилась целью для вражеских «у-ботов».
1 января 1945 года С-4 последний раз вышла в эфир. С позиции она не вернулась.
Зарубежные исследователи считают, что в ночь на 4 января «эска» стала жертвой таранного удара и глубинных бомб миноносца Т-3. Однако приемный центр в Кронштадте принял неразборчивую радиограмму, исходившую якобы от С-4 в ночь на 6-е.
Загадку частично раскрывает запись, обнаруженная в журнале боевых действий немецкой группы армий «Север» за 6 января. В соответствии с ней, западнее Брюстерорта миноносец Т-33 таранил и потопил советскую субмарину.
 Вероятнее всего, это была С-4. Ее экипаж состоял из 48 человек.
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 557
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 557
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 557
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 557
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »