Aleksandr, zdes
http://sevenko.ucoz.ru/photo/nikolaj_sevenko_1917/2-0-1
vy pishete:
...в дальнейшем в составе боевых авиачастей на Западном фронте. Погиб в небе над Францией...
Est li kakie libo podtverzdenija? Dogadki?
Istochnik foto: ancestry.co.uk
Да, только догадки, к сожалению, сведений нет. Поправил на "предположительно", источник фото указал, спасибо за подсказку.
Нашел в книге Р.М.Мельникова "Крейсер "Варяг" (Л., "Судостроение", 1975. - 272 с.) сведения о летчиках и о жизни на корабле:
стр. 239:
"Неуютно выглядел в эти зимние месяцы мурманский рейд: заснеженные сопки, холодный туман над водой, обмерзшие борта кораблей, иней и снег на палубе и надстройках. Монотонность рейдовой жизни скрашивали матросские спектакли. В числе активных актеров были писарь Чуносов, радист Воробьев, электрик Марков. На спектаклях присутствовали офицеры корабля и местное военное начальство. Унтер-офицер Яков Чирков вспоминал, как один из гостей, армейский полковник, был крайне удивлен и даже возмущен свободными манерами и вольностью артистов в присутствии "господ офицеров". У командира Дена это вызвало лишь неопределенную улыбку; возможно, он уже чувствовал неизбежность грядущих перемен. Матросы замечали, что офицеры стали менее придирчивы и, случалось, проступки, за которые раньше сурово наказывали, теперь сходили с рук."
Стр. 241:
В 11 часов 30 минут 25 февраля 1917 г. "Варяг" снялся с якоря и покинул Кольский залив. На палубе крейсера громоздились мешки с углем - его запас должен был обеспечить поход в Англию без пополнения в пути. В числе пассажиров корабля, как рассказывали участники похода, были русские летчики, направлявшиеся на стажировку к союзникам, английские и французские офицеры и генерал от инфантерии А.Н.Меллер-Закомельский, который, по слухам, вез царский орден французскому президенту (как вспоминает бывший электрик "Варяга" Алексей Гаврилович Сатрапинский, пребывание на корабле кровавого душителя революции 1905 г. держалось от команды в тайне). Злую шутку сыграла история с посланцем - пока он был в пути, Россия перестала быть монархией.
Первым о революции узнал на "Варяге" радиотелеграфист Мартин Козеровский, поймавший отрывочные сообщения немецкого радио. Той же ночью, как вспоминает Арсений Малахов, у него в подшкиперской ошеломляющую новость обсудили М.Казеровский, боцман Г.Летунович и машинист П.Броневицкий, которые пользовались большим авторитетом у команды. Решили пока сохранить в тайне полученное известие, а из надежных матросов организовать наблюдение за офицерами и погребами боеприпаса.
Узнав от вахтенного начальника о сообщении немецкого радио, командир Ден потребовал к себе телеграфиста и, пригрозив суровым наказанием, приказал держать язык за зубами. Наутро, как вспоминает Дмитрий Никонов, крейсер повернул к Шетландским островам, офицеры не расставались с револьверами, а у караула отобрали патроны и штыки от винтовок.
В гавани на берег съехали почти все офицеры, оставив вахтенными гардемаринов. Позднее команда узнала, что на совещании офицеров было решено в случае революционного выступления команды взорвать крейсер. Поручалось это минеру лейтенанту Вуичу.
Уже на подходе к шотландским берегам, на исходе ночи 3 марта, крейсер на полном ходу едва не протаранил в темноте неизвестную подводную лодку, неожиданно оказавшуюся под бортом всего в нескольких метрах. С лодки, оставшейся за кормой, передавали какие-то сигналы, но сигнальщики "Варяга" не смогли их разобрать, и крейсер, не убавляя скорости, продолжал идти прежним курсом. (далее: стр. 242) Утром, приняв лоцмана, вошли в окруженную скалами бухту, где находились несколько тральщиков и торговых судов.
Здесь сошли на берег британские и французские офицеры, которые предпочли дальнейший путь проделать по суше. Во второй половине дня пришли два английских эсминца и "Варяг" под их охраной взял курс в Ирландское море. Полным ходом, заставив англичан удивляться молодости старого крейсера, миновали проливы и к вечеру 4 марта (17-го по новому стилю), точно в назначенный срок, пришли в Ливерпуль.
Наутро, после подъема флага, команда и летчики были вызваны наверх по большому сбору и здесь командир объявил об отречении Николая II, об отказе от престола его брата Михаила, о формировании Государственной думой временного правительства. Командир Ден призвал матросов к спокойствию и выдержке, напомнив, что они находятся на территории дружественной державы, союзницы в войне с Германией, а потому надо соблюдать дисциплину, набраться терпения и ждать сообщений с Родины. Сейчас он едет в Лондон в посольство и, вернувшись, расскажет обо всем, что узнает. Старшему офицеру командир приказал никого из команды на берег не увольнять. Вскоре летчики, командир Ден и генерал Меллер-Закомельский покинули крейсер.