Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Михеев Григорий Яковлевич, 07.01.1920 - 05.02.1945 г. Герой Советского Союза  (Прочитано 6385 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Тринадцатый в воздухе
http://www.sevsk32.ru/gpw/7/109/
В 2003 год Брянское издательство ЗАО «Читай – город» выступило 12 – й том Книги памяти. В книге есть раздел «Брянцы, удостоенные звания Героя Советского Союза, и полные кавалеры ордена Славы». В книге приводится краткие информации о 187 –х уроженцах Брянской области – Героя Советского Союза и 29 Героях, живших или учившихся в Брянской области до войны или после войны.
В 2008 – м году это же издательство выпустило 11 – й дополнительный том Книги Памяти. В этом томе приводится данные на Героев Советского Союза, уроженцев Брянской области В.М. Афанасьеве В.С. Болмате, Д. И. Часове, Н.Ф. Баланове, А.И. Белове, П. Ф. Шевелеве, живших после войны в Брянске. Герой Советского Союза С.А. Свидерский родился в деревне Деньгубка Крупского района Минской области, а не в Дубровском районе село Деньгубовка, как указано в 11 – м томе.
Непонятно, почему составители не стали считать брянцем Героя Советского Союза майора Михеева Григория Яковлевича? Что это за память?

фото
Я переписывался с однополчанином Михеева - Героем Советского Союза майором Кибалко Василием Васильевичем, сестрой Григория Яковлевича, Анной, проживающей в Брянске (Бежица, улица Болховская д.17.кв. 1.)
Анна Яковлева писала мне: «Наш отец, Михеев Яков Николаевич 1882 г. рождения уроженец д. Еловка Людиновского района Калужской губернии, служил в железнодорожных войсках, в начале в Закавказье, потом был переведен в Петропавловск Акмолинской области (ныне Северо – Казахстанская область) наш брат Григорий 25. XII. 1919 г.р. – по старому стилю или 7.1.1920 г. по новому стилю.
В 1924 году в сентябре месяце вся семья переехала в г. Бежицу Брянской губернии, где и окончил брат 10 классов в средней школе № 2. Он с группой ребят поехал в г. Смоленск, где после прохождении медицинской комиссии был зачислен в летное училище на штурманское отделение в г. Краснодаре, он его окончил в 1939 – м году и служил в Прибалтике до начала войны. Участвовал в присоединении Литвы, Латвии и Эстонии к СССР.
В бомбодировочном авиаполку вместе с Григорием служил лейтенант Василий Васильевич Кибалко. Полк дислоцировался под Вильнюсом. Здесь и застала их война.
В.В. Кибалко писал в 1985 году: «Мы летали вместе на боевые задания, я – летчиком, а Григорий – штурманом. Хотя знаю, что в Брянском аэроклубе он сам летал. Мы затем участвовали в битве за Москву, где совершали боевые вылеты. По уничтожению вражеских танков, артиллерии и пехоты севернее Москвы в декабре 1941 года. Затем в районах Солнечногорска, Волоколамска, Можайска и далее на Запад…
Сестра Григория Михеева ещё написала, что брат с детства был приучен к труду: «Отец постоянно работал котельщиком, клепал котлы паровозов на заводе «Красный профинтерн» и в Брянском депо. Семья наша была большая, а поэтому, чтобы легче прожить, отец уже с 8 класса на летних каникулах привлекал Гришу к работе по ремонту котлов. В школе хорошо учился, очень много читал, любил музыку, хорошо пел сам, хорошо знал математику, физику, имел хороших друзей в школе, по работе – в частности в Москве проживал его друг тоже Герой Советского Союза Каширкин Виктор Александрович, тоже лётчик. Они вместе сидели за одной партой.
В мае 1942 года В.В. Кибалко и Г.Я. Михеев прибыли на Западный фронт, в 10 – й отдельный авиационный полк дальней разведки.
Командованию Западного фронта, генеральному штабу нужны были объективные свидетельства воздушных разведчиков. И они летали делая по три – четыре вылета в день.
Аэрофотосъёмки – одна из труднейших и опаснейших задач воздушной разведки. Его выполняла группа из двух – трёх самолётов. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, самолёты должны были вести полёт по прямой без маневра по высоте и направлению, с постоянной скоростью, строго выдерживая заданные интервалы и дистанции. Если самолет немного отклоняется от курса, на планшетах оборонительных полос появлялись «белые пятна» - разрывы. Тогда надо было проводить дополнительные полёты, расходовать лишние силы и средства, при этом неизбежно ухудшалось качество планшетов, так как менялась освещенность объектов.
Экипаж Кибалко – Михеев летал смело на разведку и бомбометание.
В.В. Кибалко: «Мы выполняли боевые задания по ведению воздушной разведки в тылу противника. Это требовало мужество и высокого профессионализма. Гриша Михеев был бесстрашным. Во всех случаях он был «на высоте».
Его мужество, самообладание и высокая профессиональная подготовка в качестве штурмана (он ещё выполнял функции стрелка и радиста) позволяли нам успешно решать сложные боевые задачи. При этом часто наш самолёт горел или получил много пробоин от снарядов. Я, будучи уже командиром эскадрильи, много летал с молодыми лётчиками. Это практиковалось очень часто для того, чтобы быстро вводить в бой молодые экипажи…»
В.В. Кибалко и Г.Я. Михеев разведали ставку Гитлера под Смоленском, расположение танковой дивизии «Герман Генрих». На их самолёте ПЕ – 2, которые на фронте называли «пешкой», полковые художники нарисовали кота, мирно и дружелюбно выглядывающего из - за красной звезды на руле поворота. Кот изящным изгибом показывал на бортовой номер – 13. «Тринадцатый в воздухе!» - оповещали фашисты своих лётчиков и приказывали его изловить, посадить во чтобы то ни стало. Они давно следили за «тринадцатым», знали высокую результативность его полётов: после каждого его вылета в том же направлении шли советские бомбардировщики… Немецкие асы подкарауливали неуловимую пешку», ждали на маршруте, сопровождали до аэродрома. Но сбить, ни тем более посадить не могли. Самолёт Кибалко – Михеева можно было видеть в небе Смоленска, и Брянска, Орла, Навли, Бытоши, Рославля, Орши, Могилёва.
И чтобы провести успешное фотографирование вражеских позиций, Кибалко и Михееву приходилось ходить вдоль линии фронта на реющем полёте. Фашисты или не успевали открыть огонь, или напуганные прятались в окопах.
Однажды, когда темна была заночёвка и нужно было уходить, самолёт сильно тряхнуло – моторы работали, явных признаков повреждения не было. По совету Михеева лётчик повёл ПЕ – 2 на аэродром. Но посадить самолёт не удалось: из перебитых гидрошлангов вытекла смесь, шасси не выходило.
Пришлось набрать высоту и ввести самолёт при выходе из пике инерционные силы выбросили шасси. Самолёт сел.
В мае 1943 г. 10 – му авиаполку было присвоено наименование «Московский», а экипаж «тринадцатого» стал геройским: лётчику В.В. Кибалко и штурману Г. Я. Михееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Кибалко и Михеев делали аэросъёмки после освобождения Брянщины в Белоруссии, Литве, Польше, в Восточной Пруссии.
В.В. Кибалко был командиром эскадрильи, а Г.Я. Михеев штурманом эскадрильи. 5 февраля 1945 г. Михеев полетел на задание с молодым лётчиком Иваном Илларионовичем Каминским. При возвращении самолёт был подбит, Михеев смертельно ранен. Но Каминскому удалось выпрыгнуть с парашютом. Г.Я. Михеев погиб. Кибалко вылетел на место гибели нашего земляка, но останков Героя не нашёл.
В начале предполагали, что Г.Я.Михеев похоронен в Польше, но Калининградский облвоенкомат ответил, что он похоронен в. г. Калининграде по улице Нарвской.
Для Кибалко война закончилась благополучно. В 1949 году окончил военно-воздушную академию. Командовал полком и был командиром авиационной дивизии, затем старшим преподавателем в Военной академии имени Фрунзе.
Лётчик старший лейтенант И. Л. Каминский, который был свидетелем гибели Г.Я. Михеева закончил войну на Земландском полуострове. 29 июня 1945 года ему присвоено Звание Героя Советского Союза.
P.S. В г. Ивантеевке Московской области жила его ещё одна сестра Г.Я. Михеева Ольга Андреевна.
Вячеслав Даниленко
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:

Здравствуйте, Александр Валерьевич!

В дополнение к ранее высланному материалу – статье В. Даниленко «Тринадцатый в воздухе», которую Вы здесь поместили, сообщаю, что ее автор совсем недавно умер в г. Севске на Брянщине.

К сожалению, я опоздал с тем, чтобы познакомиться с ним и выяснить возможно известные ему данные, хотя бы крупицы информации, о месте гибели 5 февраля 1945 года его брянского земляка штурмана самолета ПЕ-2 Героя Советского Союза майора Михеева Григория Яковлевича, имя которого значится на мемориале по ул. Нарвской в г. Калининграде. Как видно из статьи, в 80-х гг. В. Даниленко имел переписку с летчиком, воевавшим вместе с Героем.

Поиском места гибели и возможного захоронения Михеева я занимаюсь около года. Инициатива в его проведении принадлежит жителю Калининграда, автору нескольких книг и публикаций по истории боевых действий в Восточной Пруссии Сергею Гольчикову, который оказывает мне и немалую помощь.
Прошлым летом в ЦАМО я ознакомился с личным делом Михеева. Сведения в нем оканчиваются 1944 годом. В деле есть фотография 9х12 – Михеев  с погонами капитана (звание майора ему было присвоено через три дня после гибели, 8 февраля).

В Интернете есть разные материалы о Михееве, в том числе содержащие его фото.
По крайней мере, одно из них вызывает сомнение в подлинности: снимок капитана со «шпалами» в петлицах и со звездой Героя.
Известно, что Указ ПВС о присвоении этого звания штурману 10-го орап 1-й ВА капитану Михееву Г.Я. состоялся 24 мая 1943 г., когда Красная Армия уже несколько месяцев носила погоны.

В конце 2013 г. удалось разыскать в Брянске его родственников – двух племянниц Наталью и Ираиду, которые являются дочерьми родной сестры Григория Яковлевича Марии, умершей в 2005 г. У него еще были брат Владимир, сестры Анна, Татьяна и Ольга, никого сейчас нет в живых.
Племянницы не знают о месте гибели своего дяди. Информация, которой располагают, сильно смахивает на семейную легенду. В частности о приезде к родителям вскоре после войны стрелка-радиста самолета, в котором был сбит и погиб.
Воздушный стрелок-радист Варягин С.И., по данным ОБД, также не вернулся в тот день с боевого задания.

Пока можно уверенно говорить о том, что на улице Нарвской лишь увековечено имя Героя (причем даже не указано это его звание), сам он не может быть там похороненным. Такой вывод вполне соответствует общей ситуации с увековечением имен погибших в Калининградской области, в которую я оказался поневоле посвящен в последние уже много лет, с тех пор, как стал выяснять место гибели и захоронения моего родственника капитана пехоты Каплина А.И.

Александр Валерьевич, высылаю фотографию Михеева Григория Яковлевича, полученную мной из Брянского областного краеведческого музея (копия той, что имеется в личном деле в ЦАМО), и мемориальной плиты с его именем на ул. Нарвской (снимок С. Гольчикова).
Также направляю (в сокращении) некролог по поводу смерти В.И.Даниленко, который подготовил и опубликовал на сайте «Севский край» его соратник, поисковик из Брянска Абашкин Вячеслав Николаевич, в прошлом офицер военно-морской авиации.

С уважением, Геннадий Полубедов.
Пятигорск.
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...

Александр Валерьевич, высылаю фотографию Михеева Григория Яковлевича, полученную мной из Брянского областного краеведческого музея (копия той, что имеется в личном деле в ЦАМО), и мемориальной плиты с его именем на ул. Нарвской (снимок С. Гольчикова).
...

С уважением, Геннадий Полубедов.
Пятигорск.



« Последнее редактирование: 31 Января 2014, 13:46:49 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...
Также направляю (в сокращении) некролог по поводу смерти В.И.Даниленко, который подготовил и опубликовал на сайте «Севский край» его соратник, поисковик из Брянска Абашкин Вячеслав Николаевич, в прошлом офицер военно-морской авиации.

...

http://sevsk32.ru/phpbb3/viewtopic.php?f=10&t=29&start=300
Севские новости
9 января 2014 года ушёл из жизни Даниленко Вячеслав Иванович – севский историк и краевед.
Родившись в мае 1938 года в городе Новгороде-Северском Черниговской области Украины, он всю свою жизнь посвятил изучению истории Севской земли.
Получив педагогическое образование, работал учителем в школах Севского района, был директором Шведчиковской школы, Севской вечерней школы, до выхода на пенсию работал журналистом газеты «Севская правда».
Человек удивительной работоспособности, энциклопедической памяти, всегда принципиально отстаивающий историческую достоверность и справедливость, никогда не шедший на сделку с совестью в угоду сложившейся политической конъюнктуре, Даниленко Вячеслав Иванович являлся объективным современным летописцем.
Сотни статей в советских и российских изданиях, очерки и рассказы, книга о Славяниной Ольге Андреевне – таково творческое наследие Вячеслава Ивановича.
Патриот своей новой родины, он много сил и времени уделял изучению истории Великой Отечественной войны на территории Севского района. Сотни имен неизвестных героев и их подвиги возвращены его трудами из небытия. …
… В.И. Даниленко – историк, краевед, подвижник. На таких «земля держится», такие в народе зовутся «солью земли Русской».
В.Н. Абашкин.
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:
Цитировать
На форум - Еще статья
От кого:   Геннадий Полубедов <*.ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
1 февраля, 21:501 файл

Александр Валерьевич!

Направляю еще одну статью Вячеслава Ивановича Даниленко о Михееве Г.Я. которую он написал давно. Опубликована в газете "Брянский комсомолец" 17 августа 1986 года.
Эту статью несколько дней назад мне любезно предоставили сотрудники Брянского областного краеведческого музея.
Как видно из данного материала, и в то время, и при подготовке статьи "Тринадцатый в воздухе" Даниленко не было известно никаких существенных сведений о месте падения самолета, в котором вместе с Михеевым находились летчик Каминский и воздушный стрелок-радист Варягин.
Даниленко даже предположил: не в Польше ли находится место гибели нашего Михеева?

Предположение это не лишено оснований.
Во-первых, граница Польши, которой после той кровопролитной для советских людей войны отдали две трети территории Восточной Пруссии, прошла в каких-то 30 километрах южнее Кенигсберга.

Во-вторых, здесь, в этом самом районе, для воздушной разведки в те дни начала февраля 1945 года было немало работы по разведке немецких войск, окруженных на не такой уж большой территории.
Немного подробностей.

Нашими войсками как раз в те дни, в самом конце января, уже был окружен Кенигсберг (позже немцы смогли пробить из города коридор на запад к морскому порту Пиллау).
К слову сказать, мой дядя капитан Каплин А.И. со своим 95-м гв. сп 31-й гв. сд 11-й гв. армии 28-29 января вышел к берегу залива Фришес-Хафф у юго-западной границы Кенигсберга - у Вальдбург, нынешнего Прибрежного. Это был клин советских войск между Кенигсбергским котлом и еще одним, образовавшимся южнее, - так называемым "хейльсбергским".
"Хейльсбергская" группировка в составе около 20 немецких дивизий, названная, по видимому, по имени далековато отстоящего на восток городка Хейльсберга (Хайльсберга), уже оставшегося в нашем тылу, к началу февраля сохраняла то же название, но сильно "похудела" и была прижата к упомянутому заливу, находясь приблизительно в границах Бранденбург (Ушаково) - южнее Хайлигенбайль (Мамоново) - восточнее Кройцбург (Славское).
Кройцбург был взят нашими войсками 8 февраля. Отсюда до залива - по линии на Бальгу, вдоль которой развивалось наступление, - оставалось 25 км.
Таким образом, котел, в который попали немецкие дивизии (включая 2-ю танково-парашютную "Герман Геринг" и "Великую Германию"), был не таким уж большим по территории.
В этом районе, а его территория потом оказалась преимущественного в Калининградской области и меньшим участком - в Польше, как мне представляется, вполне мог быть сбит самолет Михеева.

Вероятно, те же или основанные на большей информации соображения имелись у В.И. Даниленко, не исключившем Польшу как место гибели Героя.
Ответ могли бы дать документы ЦАМО, но пока у меня нет возможности их поднять.

С уважением, Г. Полубедов.


Ссылка: https://fbcdn-sphotos-e-a.akamaihd.net/hphotos-ak-prn1/t1/1014392_516082525179569_1811724743_n.jpg
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Еще:
Цитировать
2-е за сегодня - также в тему Михеева 10 орап
От кого:   Геннадий Полубедов <*ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
1 февраля, 23:07

Хочу обратить внимание на фотографию в статье "Тринадцатый в воздухе".

Я уже отмечал, что вызывает сомнение фотография капитана со "шпалами" (надо понимать - Михеева Г.Я.), в другой статье о нем:
http://pavelskaz.ru/271.html

Михеев ли на ней?
На груди этого капитана - только Золотая Звезда с сопутствующим ей орденом Ленина (звание Героя Михееву присвоено 24.05.1943 г.).
Но ведь у Григория Яковлевича ко времени присвоения ему этого звания уже имелись орден Красного Знамени (июль 1942 г.) и орден Красной Звезды (октябрь 1942 г.).

А с фото (или это рисунок?) в "Тринадцатом ..." - тоже пока сомнительная для меня история.
Здесь капитан-Герой с Золотой Звездой и орденом Ленина почему-то имеет два ордена Красного Знамени, но не видно ордена Красной Звезды, а ведь Михеев, как отмечено выше, получил его еще в октябре 1942 г.
Григорий Яковлевич, как видно по "Подвигу народа", за войну был награжден только одним таким орденом (июль 1942 г.).
Ко второму он представлялся в июле 1944 г., но вместо него получил Отечественной войны II степени. И к тому моменту у него уже был орден Отечественной войны I степени (август 1943 г.).

То есть возникает вопрос, а на этом фото - Михеев ли Григорий Яковлевич?
Фото в статье "Брянский комсомолец" такого вопроса не вызывает.
Здесь награды на груди у Михеева, в своей совокупности, свидетельствуют о том, что этот снимок сделан в период между маем и августом 1943 года. т.е. до награждения орденом Отечественной войны I степени.
Кстати, интересно исполнение этого ордена. О нем - встретил здесь:
http://aw-o.com/item.php?pid=14
Т.е. это был первый его тип, с подвеской на колодке, довольно редкий, таким было произведено всего около 450 награждений.

Фото из музея г. Брянска, которое в данной теме уже помещено, должно относиться к периоду между августом 1943 г. и июлем 1944 г., когда Михеев был награжден Орденом Отечественной войны II степени. То есть также не вызывает сомнений в том, что это фотография Михеева.

И по портретному сходству мне первые две фотографии представляются подложными.

Г. Полубедов
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:
Цитировать
Без темы
От кого:   Геннадий Полубедов <*.ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
Сегодня, 0:44
4 файла

Уважаемый Александр Валерьевич!
Сегодня, 5 февраля 2014 года, годовщина гибели Михеева Григория Яковлевича.

Прошу Вас поместить этот документ.
Учетно-послужная карточка (УПК) штурмана Михеева из ЦАМО РФ, г. Подольск.
Знакомился и с личным делом.
Выписку из него дам позже, в части прохождения военной службы. Другие биографические пока не вижу смысла давать, т.к. сведения об этом человеке есть достаточно полные в статьях В.И. Даниленко и других, размещенных в Интернете.







Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:
Цитировать
От кого:   Геннадий Полубедов <*.ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
8 февраля, 20:57

Здравствуйте, Александр Валерьевич!
По рассмотрении "польской" версии места гибели Михеева Г.Я. (насколько позволяли мои представления о событиях того времени),  представляю документ из ОБД Мемориал, в котором как раз сообщается  о воздушном бое 5.02.1945 г. экипажа самолета ПЕ-2, в котором Михеев летел штурманом. Пару месяцев назад об этом документе подсказал С. Гольчиков.
Это наградной лист от 29.03.1945 г. - представление  к званию Героя Советского Союза командира звена 10-го орап старшего лейтенанта Каминского Ивана Илларионовича, 1919 г.р., о котором уже есть в предыдущих материалах.

Вот абзац из его текста:
"5.02.45 г. выполняя боевое задание по фотографированию западной стороны окруженной группировки противника в районе Кенигсберга, на половине пройденного маршрута подвергся атакам 7 истребителей противника, ведя неравный воздушный бой не ушел с боевого курса сбив в бою одного истребителя, но остальные шесть беспрерывно продолжали атаки и зажгли самолет КАМИНСКОГО, старший лейтенант КАМИНСКИЙ проявил исключительный героизм и настойчивость, довел горящий самолет до своей территории и только убедившись что вот машина взорвется, покинул самолет. Успев выпрыгнуть, машина взорвалась в воздухе, старший лейтенант КАМИНСКИЙ получил тяжелое ранение и в бессознательном состоянии был подобран нашими передовыми частями и в настоящее время находится в госпитале".

Дает ли это документ представление о месте боя и противоречит ли он версии Даниленко о гибели Михеева на территории Польши, для которой, как я предположил, у него могли быть некие основания?
Полагаю, ни то ни другое.

Что можно понимать под "западной стороной окруженной группировки противника в районе Кенигсберга"?

Возможно, рассуждения мои не вполне верны, но в те дни "в районе Кенигсберга" окруженной можно было считать только Кенигсбергскую группировку немцев (в городе Кенигсберге и несколько западнее).
В начале февраля 39-я армия блокировала Кенигсберг с севера и северо-запада, выйдя своим правым флангом к балтийскому заливу Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив) возле Видиттен (Ижевское) и перерезав дорогу из города на запад в морской порт Пиллау (Балтийск).
Восточнее, южнее и юго-западнее Кенигсберг, по его обводу, блокировался 11-й гвардейской армией. Полоса армии к югу от города была не очень широкой, с десяток километров, до реки Фришинг (Прохладная), а к заливу ее части 29 января пробились на полуторакилометровой полосе и потом вели тяжелые, с переменным успехом, бои с частями Хейльсбергской группировки, которые пытались исправить положение и соединиться с войсками, окруженными в Кенигсберге. Отступив от береговой полосы и проходящему вдоль нее шоссе Кенигсберг - Бранденбург (Ушаково), наши части 3 февраля вновь достигли берега и вновь отступили, а 6-го пробились снова и больше не отошли.

Соседнюю с севера и северо-запада Земландскую группировку окруженной считать было нельзя до самой ее ликвидации в конце апреля. Она все это время, сокращаясь занимаемой территорией, оставалась лишь прижатой к берегу Балтики.

И Хейльсбергская, южнее Кенигсберга, группировка являлась фактически полуокруженной до ликвидации 29-30 марта, т.к. имела в тылу залив Фришес-Хафф. Войскам этой группировки противостояло несколько армий 3-го и 2-го Белорусских фронтов примерно по линии Коббельбуде (Светлое) - Кройцбург (Славское) - Пройсиш-Эйлау (Багратионовск) - Вормдитт (Орнета, Польша) - Фрауэнбург (Фромборк, Польша, на берегу того же залива).

Так что же - фотографировали западную сторону единственной окруженной, т.е. Кенигсбергской, группировки?
И летели где-то западнее и недалеко от города Кенигсберга или же просто над западной частью города вели съемку?
То есть или по линии Кенигсберг - Пиллау или поперек нее?

Тогда Каминский дотянул подбитый самолет до расположения передовых частей 39-й либо 11-й гвардейской армии, а это или западнее (северо-западнее) Кенигсберга, или южнее города.

Однако, примем во внимание, что характер боя описан в подробностях, но район, где он происходил, все же не обозначен.
И, не исключено, могла иметься в виду западная часть как Земландской, так и Хейльсбергской группировки противника.

Пока нет данных о дислокации аэродрома и полетном задании на тот день, и не определить, где случилась "половина пройденного маршрута" полета.

О судьбе других членов экипажа, включая Г.Я. Михеева, в наградном листе также не сообщается.
Учитывая, что самолет горел и взорвался в воздухе, можно быть уверенным, что Михеев погиб еще в воздухе.
И сгорел вместе с самолетом.

Имеет, возможно, какое-то значение дата подписания представления - 29 марта.
29-го практически закончилась ликвидация в районе полуострова Бальга Хейльсбергской группировки.
С 30-го здесь наши войска, оставляя здесь команды для охраны и перевозки своего имущества, ускоренно передислоцировались, одни на Земланд, другие на другие участки советско-германского фронта.
Передышка в боях. Самое время награждать отличившихся.
Малозначительное, видимо, обстоятельство для поиска места падения самолета, но почему бы и его не иметь в виду?

Осенью прошлого года написал в архив в Подольск, ответа пока не получил.
...

С уважением, Г. Полубедов

Внес изменения  по просьбе Геннадия
« Последнее редактирование: 12 Февраля 2014, 08:41:45 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:
Цитировать
...
Это наградной лист от 29.03.1945 г. - представление  к званию Героя Советского Союза командира звена 10-го орап старшего лейтенанта Каминского Ивана Илларионовича, 1919 г.р., о котором уже есть в предыдущих материалах.

Вот абзац из его текста:
"5.02.45 г. выполняя боевое задание по фотографированию западной стороны окруженной группировки противника в районе Кенигсберга, на половине пройденного маршрута подвергся атакам 7 истребителей противника, ведя неравный воздушный бой не ушел с боевого курса сбив в бою одного истребителя, но остальные шесть беспрерывно продолжали атаки и зажгли самолет КАМИНСКОГО, старший лейтенант КАМИНСКИЙ проявил исключительный героизм и настойчивость, довел горящий самолет до своей территории и только убедившись что вот машина взорвется, покинул самолет. Успев выпрыгнуть, машина взорвалась в воздухе, старший лейтенант КАМИНСКИЙ получил тяжелое ранение и в бессознательном состоянии был подобран нашими передовыми частями и в настоящее время находится в госпитале".

...
С уважением, Г. Полубедов

Упомянутые наградные документы с сайта «Подвиг Народа» размещены в теме:

...



...
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:

От кого:   Геннадий Полубедов <*.ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
Вчера, 22:261

Из личного дела офицера, ЦАМО РФ, инв. № 455139.

Цитировать
Капитан  М И Х Е Е В  Григорий Яковлевич

В деле имеется фотография размером 9х12 см, с погонами капитана.
Дата рождения: 7 января 1919 г.
Место рождения: г. Петропавловск Казахской ССР
Капитан – приказ Западного фронта № 0119 от 22.02.1943 г.
Средняя школа, 10 классов в 1937 г., г. Орджоникидзеград.
Краснодарское военное авиационное училище, 1939 г.
Член ВЛКСМ с 1937 г., принят в средней школе, г. Орджоникидзеград.
В Красной Армии по спецнабору Западного обкома ВЛКСМ в 1937 г.
Служба в РККА:
VIII.1937 – ХI.1939 – курсант Краснодарского военного авиаучилища;
23.II.1939       –      принял военную присягу;
ХI.1939 – VI.1940 – младший летнаб 162 рап;
VI.1940 – V.1942 – 54 КСБАП, г. Вильно;
c V.1942        –       10 МКОРАП.

«В V.1942 г. переведен в 10 Московский Краснознаменный отдельный разведывательный авиационный полк 1 Воздушной армии Западного фронта, где и нахожусь по настоящее время в должности штурмана эскадрильи.
С 1941 г. кандидат ВКП(б). В V.1943 г. партийной организацией 10 МКОРАП принят в члены ВКП(б).
Герой Советского Союза капитан (подпись) /МИХЕЕВ/. 15.VIII.43 г.».

РОДСТВЕННИКИ (на 1943 год):
Отец – МИХЕЕВ Яков Николаевич, адрес: Свердловская обл., Дегтярка, Соц. Городок (в эвакуации).
Мать Пелагея Игнатьевна.
Брат Владимир Яковлевич 1924 г.
Сестра Анна 1909 г.
Сестра Ольга 1916 г.
Сестра Мария 1921 г.
Сестра Татьяна 1912 г., замужем.
Дядя по матери Михаил Игнатьевич ЧАНИЧЕВ, проживает с родителями (инвалид).
Тетки по отцу:
АГЕЕВА Александра Николаевна
ЯКУШИНА Мария Николаевна.


Примечание:
1) г. Орджоникидзеград – ныне Бежицкий р-н г. Брянска.
2) последняя БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА в деле – от 27.02.1944 г.
3) документов за 1945 год в деле нет.
« Последнее редактирование: 17 Февраля 2014, 07:59:21 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:

Цитировать
На форум - о Михееве Г.Я.
От кого:   Геннадий Полубедов <*.ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
22 февраля, 21:49


Пришел ответ из ЦАМО, датирован 3-м февраля с.г.

Всё-таки - Польша!
Это был разведывательный полет над хейльсбергской группировкой немецких войск.
Слишком далеко от Калининграда упал горящий ПЕ-2, чтобы хоть с какой-то натяжкой можно было заносить имя Г.Я. Михеева в эпитафии мемориала по ул. Нарвской. Но очень хорошо, что оно на нем увековечено!

Аэродром 10-го орап, с которого вылетали, находился на западном берегу Виштынецкого озера (это там, где теперь сходятся территории Калининградской области, Польши и Литвы).
И не было в экипаже воздушного стрелка-радиста Варягина С.И. Он летел в другом ПЕ-2, который в тот же день потерял авиаполк. Был вместе с Михеевым в этом качестве офицер, который, как можно предварительно судить, перед вылетом подменил другого, значившегося в утвержденном плане полетов.
Срочным образом уведомил родственников Михеева в Брянске.
Пока хочу еще кое в чем разобраться.

С уважением, Г. Полубедов
Записан
С уважением,  Александр

Almer

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 43
Геннадий сейчас с кое-какой уточненной информацией работает по Михееву, я ему кое-что сбросил. Думаю когда закончит примет решение о публикации.
От себя же могу сказать, что на первой фотографии в теме в статье "Тринадцатый в воздухе" Кибалко, а не Михеев.
Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:
Цитировать
В продолжение темы Михеева Г.Я.
От кого:   Геннадий Полубедов <*.ru>
Кому:   Будаев <aleksandr_kd@mail.ru>
22 июня, 18:53

Продолжение - сюда:
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=50719.msg347347#msg347347

...
Здравствуйте Александр Валерьевич!
Хотел бы изложить существо сведений о Г.Я. Михееве, полученных мною из ЦАМО.
Недавно в одной газете опубликована моя статья о судьбе Героя, о месте его гибели. Готовятся еще две публикации. Если выйдут, представлю здесь.
Итак, местом гибели Героя Советского Союза Г.Я. Михеева является территория нынешней Польши!
5 февраля 1945 года самолеты полка совершили 23 вылета с разведзаданиями по разным маршрутам, охватывающим все три названные группировки врага – от Нойкурен (ныне город Пионерский) до Пиллау (Балтийск), от Пиллау до Фрауенбург (польский Фромборк), от Людвигсорт (Ладушкин) до Вормдитт (Орнета, Польша) и многим другим. Пять из них выполнили По-2, восемь – Ил-2 и десять – Пе-2.
Самолет, в котором летели Каминский и Михеев, имел бортовой номер 18, за ним был закреплен механик Комаров. С утра того дня на нем вылетал другой экипаж в составе Полещука, Фурсова, Лаптева, произведя разведсъемку на маршруте от Нойкурен через Пиллау до Браунсберг (польский Бранево).
На «тринадцатом» Пе-2 в этот день совершили вылет Мальцев, Вострокнутов, Капицин. Не вполне прав оказался В.И. Даниленко, «закрепивший» самолет с этим номером за Кибалко и Михеевым. И, вопреки утверждению автора «Бесстрашного штурмана», не мог Михеев, «как старший по званию», отдать приказ экипажу прыгать из подбитого Пе-2: в самолете командиром, независимо от звания, являлся и отдавал приказы пилот. Кстати, в этот день на задание по маршруту Людвигсорт (Ладушкин) – Прейсиш-Эйлау (Багратионовск) Кибалко вылетел на машине с 15-м номером.
Планом воздушной разведки на 5 февраля, утвержденным той же датой командиром полка Родиным, экипажу в составе летчика Каминского, штурмана Михеева, воздушного стрелка-радиста Ашина поставлена задача: в полете по оси маршрута Браунсберг – Вормдитт «произвести фотографирование площади на участке Пассарге – Арнсдорф с целью установления наличия оборонительных сооружений по этому рубежу». Время вылета по плану – 13-30, фактическое – 13-25. Время возвращения на аэродром – 15-00, вместо фактического пробел и рядом – «с задания не вернулся».
Вылетали с аэродрома Гросс-Каллвайтшен. Выяснил, что находился он на северо-западном берегу озера Виштынецкого, которое расположено в юго-восточном уголке нынешней Калининградской области, совсем рядом с границами с Литвой и Польшей.
В отчете о боевой работе полка за февраль сообщается, что 5 февраля при фотографировании площади на высоте 5500 метров в районе Хайлигенбайль (ныне Мамоново, на берегу залива у границы с Польшей) экипаж старшего лейтенанта Каминского был атакован семью истребителями Ме-109Г, которые двумя группами, в 3 и 4 самолета, меняясь положениями, поочередно вели атаки сзади снизу и сверху. В бою один истребитель противника был сбит, но наш самолет получил значительные повреждения: были перебиты элероны, пробит плоскостной бензобак. Загорелась правая плоскость, а штурман и стрелок-радист были ранены в ноги.
«Экипаж Пе-2 на горящем самолете уходил на свою территорию. На высоте 1000 метров самолет стал интенсивно гореть, экипаж решил покинуть его, летчик и стрелок-радист выбросились на парашютах, штурман погиб, самолет сгорел».
В разделе о боевых потерях того же отчета сообщается и о втором Пе-2, который не вернулся 5 февраля с задания. Экипаж из первой эскадрильи в составе летчика старшего лейтенанта Семенова А.К., штурмана старшего лейтенанта Ващенко Г.М. и воздушного стрелка-радиста сержанта Варягина С.И., вылетевший на фотографирование площади в районе Волиттник – Хейльсберг, с боевого задания не вернулся. (Поселок Волиттник, ныне Приморское-Новое, находился у полуострова Бальга, близ Людвигсорта).
Значит, не Варягин летел в одном экипаже с Каминским и Михеевым. Но и не Ашин, указанный в плане разведки. Как сообщается в разделе потерь, в качестве стрелка-радиста с экипажем вылетел старший лейтенант Г.И. Соломонов, начальник связи авиаэскадрильи.
Согласно этой части отчета, после фотографирования площади в районе Браунсберг – Вормдитт по выходе на свою территорию самолет был атакован семью Ме-109Г, на высоте 4500 метров подожжен и сбит. «Старший лейтенант Каминский и Соломонов раненые выпрыгнули на парашютах – находятся в госпитале. Майор Михеев (не выпрыгнул по неизвестной причине) – погиб в самолете. Самолет упал 4 клм. сев. Липштадт, что ю.з. Вормдитт 12 клм. – разбился и полностью сгорел». По предположению С.А. Гольчикова, оба самолета сбили истребители группы III./JG51, базировавшейся на аэродром Нойтиф близ Пиллау, которые могли использовать авиабазу в Хайлигенбайле как аэродром «подскока».
Еще в одном документе сообщается, что бывший за стрелка-радиста старший лейтенант Соломонов Григорий Ильич выбросился из самолета на высоте всего 300 – 400 метров, парашют раскрылся у самой земли, он  получил вывихи и переломы и был отправлен в госпиталь.
19 февраля самолеты Пе-2 № 9/266 и № 7/342 с моторами Вк-105Пф №№ 119-34, 127-42, 42-6122 и 42-6116, не вернувшиеся 5 февраля с боевого задания, были списаны авиаполком в расход как боевые потери.
Итак, разъяснилось.
Григорий Яковлевич Михеев, названный в отчете со званием майора, приказ о присвоении которого (№ 0153 – 3-го Белорусского фронта) был подписан 8 февраля, через три дня после гибели, упал с горящим самолетом в месте, которое сегодня определяется в 4 километрах севернее польского населенного пункта Милаково, находящегося в 12 километрах юго-западнее городка Орнета. Ранее назывались, соответственно, Либштадт (в отчете авиаполка назван неточно) и Вормдитт. Это территория Варминьско-Мазурского воеводства Польши, граничащего с Калининградской областью. Поля и лесной массив, на которые падал Пе-2, – между небольших поселков Глодовко и Павелки.
Взорвался ли самолет в воздухе или упал горящим на землю, хоронить, скорее всего, было нечего, если даже солдаты в передовых частях нашей армии нашли и осмотрели обломки «Пешки». В полученных из архива документах нет подтверждения данным В. Даниленко и сестер Латышевых о том, что друг Михеева Василий Кибалко вылетал на поиск упавшего самолета.
Слишком далеко от Кенигсберга упал горящий самолет Михеева, чтобы считать его похороненным на улице Нарвской в Калининграде.
Но очень хорошо, что имя Героя увековечено!
 
Геннадий ПОЛУБЕДОВ
Г. Пятигорск
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »