Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Омская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 1235 раз)

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Начальники школы
Звание   Имя   Период   Примечание
полковник   Евгений Степанович Пристром   31.03.40 - 06.01.42   
полковник   Ф.С.Чумак   06.01.42 - 01.04.42   ВрИД
полковник   Л.Я.Ошурков   01.04.42 - 15.10.44   
полковник   Иван Григорьевич Куриленко   15.10.44 - 06.07.46   

01.05.1940 г. в Омске была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов». Она начала свое формирование 15.04.40 г. Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска.
Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.
Общее количество лично состава было определено следующее:
1. начальствующего состава – 280 человек;
2. младшего начальствующего состава – 157 человек;
3. рядового состава – 166 человек;
4. курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.

Основой для формирования являлись:
- по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
- по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
- по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
Начальником авиашколы был назначен полковник Е.С.Пристром, военным комиссаром – бригадный комиссар И.Кобякин, начальником штаба – полковник А.П.Лонский, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Г.П.Добровольский.
От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5.
В марте 1940 г. распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова, командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
Из состава бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров.
12.04.40 г. в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С.Пристром.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков - радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй - на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
17.05.40 г. авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов. День годового праздника был установлен 1 мая.
Для комплектования авиационной эскадрильи за период с 06.12.40 по 01.02.41 г. прибыло 178 человек. Из них было отчислено медицинской комиссией – 16 человек, мандатной комиссией – 24 человека, зачислено в школу – 138 человек. Зачисленные курсанты имели уровень образования в объеме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек. Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные комиссариаты. Возраст поступающих был от 16-ти до 25-ти лет. По национальности большая часть – 127 человек – были русские, 3 человека – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека – татары и 1 – хакас. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах.
В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 г. в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек.
В период с 1 мая по 20 мая 1941 г. прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек.
С 22 мая по 2 июня 1941 г. прибыло еще 110 человек, из которых зачислено было 103 человека.
Период становления Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным. В наличии имелись самолеты СБ - 32, из них 16 исправных, Р-5 - 47, из них 42 исправных, У-2 - 47, из них 37 исправных, УТ-1 - 8, из них 1 исправный. Исправных самолетов было всего 71% от общего числа всех самолетов школы. При этом, если учебных У-2 было 89% исправных, то самолетов боевых (СБ), более сложных в пилотировании, – всего 50%. К тому же у исправной техники на момент проверки был серьезно выработан технический ресурс. При этом серьезные замечания были и по ее техническому состоянию: «почти на всех самолетах разбиты фонари кабины, неточно отрегулированы троса триммеров и нет отметок центрального положения триммеров, на целом ряде самолетов в местах крепления капотов отсутствуют шурупы» и т.п. Большое количество неисправных самолетов объяснялось отсутствием запасных деталей к самолетам и моторам. Также на исправность техники влияла работа технического состава, который медленно осваивал полевой ремонт.
Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Выпуск планировался к 1 января 1941 года.
Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки.
Уже в конце мая 1940 г. первые курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2.
Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты переходили к освоению более сложной техники – скоростного бомбардировщика марки СБ.
Выполнению графика летной подготовки мешала сибирская погода. Например, за декабрь 1940 г.было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов,а иногда по нескольку дней приходилось очищать летную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.
Несмотря на все трудности, 28.02.41 г. Военно-воздушные силы получили молодых пилотов – выпускников Омской ВАШП.
Весной 1941 г. из боевых частей стали поступать положительные отзывы о летчиках первого выпуска.
К июню 1941 г. школа выпустила несколько десятков авиационных специалистов для нужд ВВС.
Чтобы понять, какие качества и умения особенно требуются летчику на войне, офицеры школы часто отправлялись на стажировку в действующие части. Многие привозили оттуда боевые награды. И потом передавали полученный боевой опыт курсантам.
За 1941 год школа подготовила и послала на фронт тысячу сто шестьдесят два пилота. А всего за годы войны более двух тысяч пятисот летчиков на самолеты СБ, Пе-2, Ту-2. Из них 35 за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза.
На базе школы сформированы и отправлены на фронт 671, 677, 680, 683 авиационные полки, 12 экипажей самолета Р-5, проходили переучивание 12, 13, 132 авиационные полки.
До того времени как была сформирована авиакомендатура, школа обеспечила оперативный перелет на запад 720 самолетов.
09.10.45 г. школа переименована в Омское военное авиационное училище летчиков ВВС КА. В послевоенные годы Омское училище готовило летчиков на самолетах Пе-2, а с 1951 г. на ИЛ-28.
Училище расформировано 01.12.1960 г.
http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashomsk.php
« Последнее редактирование: 08 Сентября 2018, 22:45:06 от Егор72 »
Записан

Особист

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 506
  • БЕЛЯЕВ Александр Андреевич
Re: Омская военная авиационная школа пилотов
« Reply #1 : 05 Сентября 2018, 03:49:43 »

Основой для формирования являлись:
- по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;

http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashomsk.php

В 1940 году не могло быть аэроклубов Тюменской области, так как не было в наличие самой Тюменской области. Тюменская область была образована только 14 августа 1944 года путём выделения ряда районов из Омской и Курганской областей. Преимущественно из Омской.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Re: Омская военная авиационная школа пилотов
« Reply #2 : 08 Сентября 2018, 21:41:47 »
Начальник школы (точнее, уже училища) - генерал-майор авиации Пристром Евгений Степанович. (6.07.1946 г. - 20 02.1954 г.).

Летали по две смены
    Петр Трушин - один из непосредственных участников тех событий. В 1941 году после окончания летного училища он приехал в Омскую авиационную школу в качестве пилота-инструктора. И прослужил здесь вплоть до ее расформирования в 1960 году. Затем еще долго работал в училище гражданской авиации. На фронт его не отпустили, несмотря на многочисленные рапорты от отправке на передовую.
«Ваше дело - учить летать молодежь»,- говорило командование инструкторам, рвавшимся в бой.
    - Фронту нужны были летчики, - пишет ветеран. - Поэтому в школе не считались со временем и санитарными нормами. Летали по две смены. Зимой и летом - на открытом воздухе. Кабины самолетов не были закрыты, и от ледяного ветра летчик был защищен лишь плексигласовым козырьком. В случае отработки мотороресурса двигателей их смена производилась экипажем после полета, ночью. А наутро - снова в воздух. Особенно сложными были ночные вылеты.
    Как вспоминает Петр Трушин, оснащение ночного старта было очень скудное, примитивное. Чтобы экипаж правильно держал направление при взлете и пробеге, вдоль полосы выставлялись переносные фонари «летучая мышь».
    А ориентиром при заходе на посадку служили жаровни, на которых разжигалась смесь бензина и масла.
Радиосвязи между командным пунктом и экипажами в зоне полетов не было. Общались жестами, условными сигналами. Например, покачивание крыльев означало: «Иду на посадку».

«Стажировка» на передовой
    Чтобы понять, какие качества и умения особенно требуются летчику на войне, офицеры школы часто отправлялись на стажировку в действующие части. Многие привозили оттуда боевые награды. И потом передавали полученный боевой опыт курсантам.
    Но не всем суждено было вернуться. Во время стажировки на фронте погиб офицер Григорий Шишов. Мужественный летчик, получив ранение, сумел долететь до своего аэродрома, совершил посадку и умер уже на земле, после остановки самолета. Григорий Шишов посмертно награжден орденом Красного Знамени.
    Самыми разными боевыми наградами отмечены и многие выпускники школы. Высшей награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза удостоен выпускник 1942 года, омич Николай Кузнецов. В бою над осажденным Берлином 14 апреля 1945 года Ил-2 старшего лейтенанта Кузнецова был подбит огнем зенитных батарей. Отважный летчик, именем которого после войны названа одна из омских улиц, последним усилием направил горящий штурмовик на вражескую батарею, нанеся противнику серьезный урон. При этом он сам и его бортстрелок погибли.

Александр Ильич Миронов войну встретил солдатом Красной Армии, в ряды которой был призван в декабре 1940 г., по декабрь 1941 г. являлся курсантом Таганрогской авиационной школы, позже — пилотом-инструктором Таганрогской и Омской военных авиашкол.
С января 1943 г. — в составе 826-го ШАП. Прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи.
23 февраля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза. К маю 1945 г. выполнил 135 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, провёл 4 воздушных боя. Лично уничтожил и повредил: до 3 танков, более 15 автомашин, до 6 полевых орудий, создал 3 очага пожара, подавил огонь 10 огневых точек, взорвал 1 самоходную баржу, 3 склада с боеприпасами, расстрелял до 30 солдат и офицеров.


Командир эскадрильи 826-го ШАП Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Ильич Миронов.
https://stariy-voin.livejournal.com/13014.html
« Последнее редактирование: 25 Января 2020, 20:53:02 от Егор72 »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »