Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ПУШКАРНЫЙ Илья Сергеевич (1915-1945)  (Прочитано 878 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
ПУШКАРНЫЙ Илья Сергеевич (1915-1945)
« : 30 Октября 2012, 16:13:35 »
ПУШКАРНЫЙ Илья Сергеевич (1915-1945), начальник автомобильной службы 149-й стрелковой Новоград-Волынской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии (2-го формирования) 120-го стрелкового ордена Суворова корпуса 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, капитан.
Родился: по утверждению отца, – в 1914 году в некоем Сальском районе Алтайского края, а, по официальным данным, – в 1915 году в административном центре Панфиловского района Алматинской области Республики Казахстан городе Жаркенте. Русский. Из рабочих. Партийность: по состоянию на 1939 года – член ВЛКСМ, по состоянию на март 1941 года – кандидат в члены ВКП(б), а по состоянию на вторую половину 1941 года – уже член ВКП(б).
Был женат; супруга Догатенко Клавдия Аксентьевна; в годы Великой Отечественной войны проживала в доме № 1 по улице Советская узбекского областного города Фергана; по состоянию на первую половину 1941 года являлась активисткой женсовета 23-го отдельного бронетанкового дивизиона.
Родственники по состоянию на весну 1949 года: отец – Пушкарный Сергей Иванович; проживал в селе Александровка бывших Энбекши-Казахстанского района Алма-Атинской области Казахской ССР, а ныне современных Енбекшиказахского района Алматинской области Республики Казахстан.
В армию призван 5 ноября 1936 года Фрунзенским (ныне – Бишкекский) ГВК Киргизской ССР (ныне – Республика Кыргызстан).
По состоянию на лето-осень 1939 года – командир лучшего экипажа средней бронемашины 6-го отдельного бронеэскадрона (Ферганский военный гарнизон) 21-й горнокавалерийской Туркестанской дивизии Среднеазиатского военного округа, старшина по воинскому званию.
С осени 1939 года – в статусе сверхсрочника, при этом имя старшины сверхсрочной службы И.С. Пушкарного как передовика боевой и политической подготовки в 1939-1941 гг. неоднократно озвучивалась со страниц военной прессы Среднеазиатского военного округа. Вот, в частности, зарисовка «Экипаж Пушкарного», опубликованная 12 октября 1939 года в ежедневной красноармейской газете САВО «Фрунзевец» и подписанная младшим лейтенантом П. Норкиным как секретарём бюро ВЛКСМ части: «Комсомольский экипаж тов. Пушкарного соревнуется с орудийным комсомольским расчётом тов. Степанова из другой части.
Соревнование явилось решающим стимулом во всей учёбе экипажа боевой машины. Члены экипажа горячо взялись за изучение материальной части, учились отлично водить грозную боевую машину, стрелять из орудия с места и с хода. Весь экипаж хорошо овладел политической подготовкой.
Приближалась инспекторская проверка боевой подготовки.
- Наш экипаж, – заявил на собрании комсомольского актива тов. Пушкарный, – добьётся на проверке отличных результатов. Будем бороться за переходящее знамя соединения, за первое место в части.
…Солнце едва поднялось из-за румяного горизонта, а машина тов. Пушкарного была уже на стрельбище. Начиналась инспекторская проверка боевой подготовки. Командир машины докладывает инспектирующему о готовности экипажа выполнить боевую задачу.
Раздаётся команда. Экипаж мгновенно занимает свои места.
Командир с нетерпением следит за красным флажком на вышке. Наконец флаг поднялся.
- Вперёд! – подаёт команду тов. Пушкарный. – Скорость 18-20 километров. Направление на отдельное дерево. Башенный стрелок, заряжай! Наблюдение вправо. Обо всём замеченном докладывать мне. Корректировать моим огнём.
Башенный стрелок тов. Щуплов чётко повторяет команду.
Товарищ Пушкарный отдаёт команду водителю – наблюдать влево и также докладывать командиру.
Машина тронулась и пошла на линию огня. Вдруг башенный стрелок доложил о замеченных целях. Товарищ Пушкарный ставит прицел. Прогремели короткие очереди. Пули легли точно в цель.
Огонь переносится на новую цель – пушка «противника». Тремя прямыми попаданиями поражена и эта цель.
Один за одним весь экипаж выполняет задачу.
Экипаж выходит из машины, выстраивается.
Проверяющий объявляет, что экипаж стрелял сверхотлично и благодарит тов. Пушкарного.
Инспекторскую проверку политических занятий комсомольский экипаж сдал на «отлично». На тактических учениях машина тов. Пушкарного работала прекрасно. В соревновании с орудийным расчётом комсомольский экипаж вышел победителем».
Как минимум, в декабре 1939-июне 1941 гг. – Врид командира учебного взвода бронеэскадрона 23-го отдельного бронетанкового дивизиона (бывший 6-й отдельный бронеэскадрон) 21-й горнокавалерийской дивизии.
Неоднократно как Врид командира взвода представлялся командованием части к присвоению воинского звания «младший лейтенант», в том числе в 1941 года, как минимум, трижды – 17 января, 31 марта и 5 мая, но всякий раз эти ходатайства почему-то оставались без удовлетворялись на уровне вышестоящих штабов. Источники – РГВА: ф. 35546, оп. 1, д. 18, лл. 12, 38 и 72.
5 апреля 1941 года взвод, возглавляемый сверхсрочником С.И. Пушкарным, был официально признан штадивом-21 лучшим в танковом эскадроне 23-го отдельного бронетанкового дивизиона за второй период обучения. Источник – ГВА: ф. 3546, оп. 1, д. 16, л. 51.
10 июня 1941 года штабом 23-го отдельного бронетанкового дивизиона были поданы документы на оформление сверхсрочнику С.И. Пушкарному удостоверения внештатного инспектора технического надзора. Источник – РГВА: ф. 35546, оп. 1, д. 18, л. 115.
28 мая 1941 года по недосмотру со стороны сверхсрочника С.И. Пушкарного как командира взвода «в результате плохой и безответственной чистки оружия» был выведен из строя («стал не боеспособен») ствол башенного пулемёта ДТ-29 с заводским номером «257». Источник – РГВА: ф. 35546, оп. 1, д. 13, л. 31.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 22 июля 1941 года.
Боевое крещение принял 2 августа 1941 года в рядах однополчан в бою, разгоревшемся в треугольнике деревень Гневково – Пустосёл – Криволес Шумячского района Смоленской области. В этом бою получил лёгкое ранение, повлёкшее эвакуацию в тыловые госпитали.
К весне 1942 года – уже воентехник 2 ранга (условно равно лейтенанту) по воинскому званию.
С 13 марта 1942 года – командир 106-й отдельной автомобильной роты подвоза 149-й стрелковой (впоследствии – Новоград-Волынская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова) дивизии (2-го формирования) 61-й армии Западного фронта.
Как военнослужащий озвученного выше соединения письма отцу отправлял через Полевую почтовую станцию № 1720. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977522, д. 102, л. 119.
К началу марта 1943 года – в прежней должности, но по состоянию на 14 числу – уже воентехник 1 ранга (условно равно старшему лейтенанту) по воинскому званию.
В первой половине марта (но не позднее 13-го числа) 1943 года заместителем комдива-149 по тылу подполковником интендантской службы Леоновым был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги»: «В/техник 2 ранга Пушкарный находится в 149 стр. дивизии с 13 марта 1942 г. в должности командира 106 отдельной автороты подвоза.
За время своей работы все порученные ему задания выполнялись своевременно и точно.
Является волевым, инициативным, требовательным командиром – к себе и своим подчинённым.
Порученные ему задания по обеспечению дивизии боеприпасами и продфуражом во время боевых действий под Вязьмой, Анино, Коболой и [в ходе] августовских боёв, и эвакуации раненых проходило бесперебойно, что обеспечило выполнение заданий, поставленных командованием.
Товарищ Пушкарный проявил инициативу в практическом применении на автомашинах, которые работают при [правильно – в] боевых условиях, [смеси]; во время работы автомашин на смеси, независимо от обстановки, имеет экономию «по» смеси на транспортных машинах при боевых операциях.
Товарищ Пушкарный предан партии Ленина-Сталина». Источник – Ц АМО: ф. 33, оп. 682526. д. 465, л. 120.
Данное представление получило реализацию в строках приказа комдива-149 № 2/н от 14 марта 1943 года: от имени Родины удостоился своей первой по счёту государственной награды – медали «За боевые заслуги». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526. д. 465, лл. 107 и 107об.
К середине августа 1943 года – в прежней должности комроты-106, но уже капитан по воинскому званию.
14 августа 1943 года заместителем комдива-149 по тылу подполковником интендантской службы Леоновым был представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Тов. Пушкарный И.С. работает в должности командира автороты подвоза 149 стрелковой Новоград-Волынской Краснознамённой дивизии; благодаря энергичному, умелому руководству в короткий срок обеспечил роту (с риском для собственной жизни во время последних боёв под Бродами [ныне – районный город Львовской области Украины]) запасными частями и деталями, что позволило привести все автомашины роты в хорошее техническое состояние.
Использовав в [правильно – с толком] период формирования дивизии (май-июнь 1944 года), тов. Пушкарный одновременно с повседневной работой произвёл большую работу по ремонту автопарка. В результате в период наступательных боёв с 13.07.44 г. авторота полностью обеспечила подвоз продуктов питания, боеприпасов и обеспечила своевременное подтягивание тылов дивизии.
За отличную работу по приведению автотранспорта в хорошее состояние, за своевременный и бесперебойный подвоз необходимого частям дивизии, ведущим бои, тов. Пушкарный достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – ордена Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 2589. л. 236.
Данное преставление получило реализацию в строках приказакомдива-149 № 31/н от 16 августа 1943 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту боевой награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 2589. лл. 215 и 215об.
К 1945 году – начальник автомобильной службы 149-й стрелковой Новоград-Волынской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии (2-го формирования) 120-го стрелкового ордена Суворова корпуса 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, по-прежнему капитан по воинскому званию. На руках имел служебное удостоверение за номером – «НФ 000001 № 107118».
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 815, л. 230), погиб в бою 21 января 1945 года.
Известны некоторые подробности: «Тов. Пушкарный погиб смертью храбрых в ночь на 21 января 1945 г. при выполнении служебных обязанностей во время налёта немцев в м. Бялачув». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 625, л. 72. В качестве справки: ныне Бялачув – гмина Опочненского повята Лодзинского воеводства Республики Польша.
Похоронен был: «Севернее города [правильно – посёлок] Бялачув 2 км, в лесу у развилки дорог».
7 марта 1945 года заместителем комдива-149 по тылу полковником интендантской службы Леоновым посмертно был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени: «Капитан Пушкарный в дивизии с апреля 1942 г.: сначала в должности командира автороты подвоза, затем – начальника автомобильной службы дивизии.
В период своей работы в дивизии капитан Пушкарный отдавал все свои знания и опыт любимому делу.
Благодаря умелому руководству и знанию дела, добился высокого коэффициента использования автомашин, который [коэффициент использования] в целом по дивизии составлял 96-97%.
Аварии машин были сведены на нет и автопарк дивизии работал бесперебойно, что обеспечило дивизию всеми материальными средствами во время наступательных операций.
Тов. Пушкарный погиб смертью храбрых в ночь на 21 января 1945 г. при выполнении служебных обязанностей во время налёта немцев в м. Бялачув». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 625, л. 72.
Данное представление получило реализацию в строках приказа № 79/н от 8 апреля 1945 года по войскам 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта: от имени Родины посмертно удостоился своей третьей по счёту боевой награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 625, л. 64.
Из списков Красной Армии приказами ГУК НКО СССР исключён дважды:
- № 0854/пог. от 12 июля 1945 года, но как якобы начальник военно-технической, а не автомобильной службы. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 655, л. 268об;
- № 02835 от 24 сентября 1945 года, но как якобы «состоявший в распоряжении командира 149 стрелковой дивизии», а не начальник автомобильной службы данного соединения. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 670, л. 72.
8 марта 1949 года на основании материалов подворового опроса, представленных Энбекши-Казахстанским райвоенкомом бывших Алма-Атинской области Казахской ССР, а ныне современных Алматинской области Республики Казахстан за Исходящим № 2/064 от 1 марта 1949 года, официально, но явно что ошибочно учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в декабре 1941 года и при этом с тремя искажениями: 1) как якобы призванным Фрунзенским (ныне – Бишкекский) ГВК Киргизской ССР (ныне – Республика Кыргызстан) в августе 1941-го, а не в ноябре 1936 года; 2) как якобы рядовой солдат, а не офицер в звании капитана по служебному статусу; и 2) как якобы беспартийный, а не член ВКП(б). Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977522, д. 102, л. 119.
В Книгах Памяти Алтайского края и Республики Кыргызстан не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »