Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: УТ-2 разбился 13.08.1941 в районе станции Балашиха Московской области  (Прочитано 1262 раз)

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
Из документов танкового полка ОМСДОН НКВД им. Ф.Э. Дзержинского.
18 час 45 мин. 13 августа 1941 года выставленные в лесном массиве наблюдатели сержанты Клюев и Армянинов доложили, что в 1-1.5 км от леса в районе дислокации лагеря потерпел катастрофу самолет, один из членов экипажа выпрыгнул на парашюте. Высланной дежурным по танковому полку оперативной группой на месте крушения самолета УТ-2 был обнаружен труп одного из члена экипажа и майор Полуэктов, приземлившийся в данном районе на парашюте. На месте падения самолета были разбросаны оперативные документы. Из состава охраны завода №219 и местного истребительного батальона НКВД было выставлено оцепление. Вскоре прибыл представитель штаба ВВС полковник Грачев. С его санкции были собраны на месте катастрофы оперативные документы, которые по заданию штаба ВВС майор Полуэктов должен был доставить в г. Калинин. Последний, при опросе показал, что вылетел из Москвы в Калинин с оперативным заданием начальника ВВС КА. Пилот самолета УТ-2 сержант Смоляк в условиях ночного полета и в связи с ухудшением погодных условий на маршруте перелета потерял сбился с курса, было принято решение возвратится на свой аэродром и над Балашихой он пытался совершить аварийную посадку. При ударе о землю пилот самолета Смоляк погиб. Майор Полуэктов выпрыгнул на парашюте в районе падения самолета. Тело пилота отправлено в госпиталь г. Москвы. (Документ №00128).
Установлено, что действительно в районе станции Балашиха Московской области в 6 час. 50 минут 13 августа 1941 года разбился самолет УТ-2 из состава Отдельного авиационного полка особого назначения ГК ВВС РККА, пилотируемый сержантом Смоляк Николаем Корнеевичем 08 мая 1916 года рождения, уроженца г. Орша, Межевский сельский Совет, д. Шемберово. Холост. Мать проживает по месту рождения. (ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 933, л. 2).
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
Грачёв Виктор Георгиевич (14.12.1907-15.11.1991), советский военный деятель, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (18.8.1945).
   Родился 14 декабря 1907 года в Москве. Общее образование: в 1925 году окончил девять классов школы. Трудовую деятельность начал электромонтёром на заводе. В РККА с 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую школу лётчиков, в 1929 году — Борисоглебское военно-авиационное училище.  Член ВКП(б) с 1931 года. Служил в частях транспортной авиации ВВС. В 1937-1938 гг.  Монголии и Китае, перевозил  лётчиков, перегонял истребители «И-16» и «И-153». Участвовал в боях на р. Халхин-Гол в 1939 году  и в 1939-1904 советско-финляндской войне. Неоднократно совершал вылеты в тёмное время суток, в сложных погодных условиях, под вражеским огнём. Занимался перевозками раненых и грузов. При подготовке к первомайскому параду 1941 года самолёт  ПЕ-2 под командованием тов. Грачёва, взлетевший с Тушинского аэродрома, загорелся в небе над Москвой. Экипаж сумел посадить машину и потушить пожар. Участник Великой Отечественной войны с 22.6.1941 года в должности заместителя командира, затем командира авиаполка особого назначения ГК ВВС. 22 июня 1941 года в качестве командира  самолета ПЕ-2 совершил полёт в Минск с начальником Генерального штаба  на борту, затем со специальными заданиями совершил вылеты в Архангельск, Куйбышев и Харьков. Зачастую без истребительного прикрытия, как например,  совершил полёт в Керчь на борту с Маршалом Советского Союза С. Будённым и Генералом Кузнецовым, низко над водой, что позволило не допустить обнаружения противником, доставил военачальников в пункт назначения. С октября 1942 года полковник В.Г. Грачёв назначен командиром 2-й авиадивизии особого назначения. Выполнял ответственные задания Советского правительства и Ставки Верховного Главнокомандующего.
   За 1943 год части дивизии перебросили на фронт 122761 военнослужащих и 11057 тн военных грузов. Общий налет дивизии 56 000 часов, преодолено маршрутов общей протяженностью 11 млн клм. При этом, допущено только 5 летных происшествий, 9 аварий. Налет на одну катастрофу 8895 час. В дивизии было подготовлено 132 командира самолета, 158 штурманов, 87 радистов и 157 чел. технического состава.
   Дивизия выполняла боевые задания по перебазированию частей и соединений ВВС КА, только в июле дивизия выполнила задачи по оперативному сосредоточению:
   а) четырех авиакорпусов и трех авиадивизий, перевезено 4756 военнослужащих и 182 тн грузов;
   б) двух авиакорпусов и одной авиадивизии, перевезено 3396 чел. И 618 тн грузов.
   Дивизия выполняла задания по выброске парашютного десанта и парашютистов в глубокий тыл противника со специальными заданиями, по доставке боеприпасов партизанам, перевозке на все фронты грузов различного назначения: боеприпасов, горючего, авиатехимущества, консервированной крови, медикаментов и имущества  связи.
   Во главе девятки экипажей дивизии назначается для обслуживания работы Крымской конференции руководителей трех Союзнических держав с задачей независимо от условий погоды и времени суток строго по расписанию совершать полету по обслуживанию работ конференции. Группа экипажей, возглавляемая командиром дивизии тов. В.Г. Грачевым в период с 29 января по 15 февраля было выполнено 63 рейса с налетом 316 часов, из них 133 часа полетов в тумане и облаках. Маршрут полетов составил более 1200 клм. Генерал Грачев лично выполнил два ответственных рейса по маршруту с налетом 14 час 35 минут, из них 4 часа 20 минут налета в слепую и доставил на борту самолета заместителя Председателя СНК СССР и Наркома иностранных Союза ССР тов. В.М. Молотова, а также ответственных работников НКИД и НКВД СССР.
   За период войны дивизия совершила 3408 особо-важных самолета-вылета без летных происшествий. Всего самолето-вылетов 111048 с налетом 1612227 час. Перевезли членов Правительства, Маршалов, генералов, офицеров и др. пассажиров – 404362 чел и 34019 тн. С 1.10.1942 года по 9.5.1945 в дивизии подготовлено: командиров кораблей 293 чел., штурманов – 344, радистов 119, борттехников 121, бортмехаников 105. 50% личного состава соединения награждены государственными наградами.
   За время войны Генерал Г.В. Грачев лично совершил 463 особо важных вылета, в том числе в декабре 1943 года пилотируемый им самолет перевез тов. Сталина, Молотова, Ворошилова, Берия на Тегеранскую конференцию.
   28.7.1944 г. по заданию Советского Правительства из Москвы в Холм самолет под командованием генерала Грачева произвел перелет с Польским Комитетом Национального Освобождения.
   В январе-феврале 1945 года выполнил в сложных метеоусловиях специальное задание Правительства в связи с проведением Крымской Конференции руководителей трех Союзных держав. В это время лично произвел перелет с тов. В.М. Молотовым.
   В апреле-мае 1945 года группа самолетов под командование Генерала тов. Грачева успешно совершила перелет из Москвы в Сан-Франциско с советской делегацией на ассамблею Организации Объединённых Наций.
Генерал-майор авиации Г.В. Грачев за время войны налетал в общей сложности 11 104 часа, совершил 17 826 посадок. Летал на 54 типах самолётов.
   Неоднократно производил перелеты с тов. Молотовым, Ворошиловым, Берия, Маленковым, Булганиным, Маленковым, Маршалами Советского Союза Жуковым, Василевским, Шапашниковым, Буденным, Тиомшенко, Главным маршалом авиации Новиковым, Главным маршалом артиллерии Вороновым и др. членами Правительства и представителями Савки Верховного ГК.
   После окончания войны Грачёв продолжил службу в Советской Армии. В 1969-1970 гг.  начальник родного Балашовского Высшего военно-авиационного училища (ВВАУЛ), затем командовал Воздушной армией и работал заместителем  Начальника ВВА им. Ю.А. Гагарина, начальником Музея ВВС в Монино и преподавал в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Скончался 15 ноября 1991 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (18.8.1945), четыре ордена Ленина (6.1936, ???), четыре ордена Красного Знамени (11.1939, 10.1941, ??), два ордена Суворова I-й (27.3.1944) и II-й степеней (2.1943), Кутузова I-й степени (22.2.1945), двумя орденами Отечественной войны I-й степени (15.8.1944, 6.4.1944), тремя орденами Красной Звезды (3.11.1944, ??), медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа» и др.

род. 14.12.1907 в Москве в семье служащего.
       
генерал-майор авиации. В 1969-1970 гг. был начальником Балашовского ВВАУЛ. Позже командовал воздушной армией, был зам. начальника ВВА им. Ю.А. Гагарина, начальником музея ВВС в Монино.
« Последнее редактирование: 27 Декабря 2014, 04:09:50 от Александр Слободянюк »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »