"2016 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)
АСН № 5 – аэродром в подмосковном Остафьево в годы Великой Отечественной войны
История военного аэродрома Остафьево начинается, якобы (по неподтверждённым архивными документами данным), ещё в 1934 году, когда здесь силами своего Строительного управления начал создаваться некий «аэродром НКВД». Очевидно, что к началу Великой Отечественной войны какой-то аэродром в Остафьеве действительно уже существовал, но явно – небольшой, только грунтовый и малоиспользуемый.
Первое документально зафиксированное упоминание словосочетания «аэродром Остафьево» относится только к 9 (ошибочно – к 12) февраля 1942 года. В этот день директивой Заместителя Народного Комиссара Обороны Союза ССР за №338643 в «Остафьевский аэродром специального назначения Главного Управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии» (полное официальное наименование) был переформирован 783-й батальон аэродромного обслуживания 6-го авиационного корпуса Военно-Воздушных Сил Московского военного округа.
Сам 783 БАО ведёт свою историю с первых дней Великой Отечественной войны. С объявлением 23 июня 1941 года мобилизации, в рамках введения в действие «Плана организационного развертывания соединений и частей Военно-Воздушных Сил Московского Военного округа на военное время» в селе Остафьево было начато формирование 783-го отдельного батальона аэродромного обслуживания по штату № 015/110, на что был обращен приписной состав военнообязанных, призываемых из запаса, и командно-начальствующий начсостав ВВС МВО. В полном объёме формирование 783 ОБАО было завершено к 19 июля 1941 года. Спустя месяц, 14 августа 1941 года 783 БАО приказом за № 003 по 81-му району авиационного базирования 153-й авиационной базы 6-го Авиационного корпуса ВВС МВО был включён в его состав. В следующем месяце, 8 сентября 1941 года 783 БАО приказом по ВВС МВО за №00131 был включен в состав 84-го района авиационного базирования и переведён на новый штат - № 015/138. Окончательно переформированный из 783 БАО в аэродром, он остался организационно в составе того же, 84 РАБ, но вновь на новом штате - № 015/189.
Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР за № 00200 от 13 сентября 1942 года (и отданным на его основании 2 октября приказом по ВВС МВО за № 0186) Остафьевский аэродром специального назначения был передан в состав 17-й авиационной дивизии дальнего действия. 6 октября того же года он был официально включён в состав Действующей Красной Армии.
К этому времени в Остафьево уже существовал полноценный военный аэродром с двумя взлётно-посадочными полосами и рулёжными дорожками с твёрдым покрытием, имевший необходимую для его боевой эксплуатации инфраструктуру. Документально это подтверждается хорошо читаемыми немецкими аэрофотоснимками, сделанными немецким высотным фоторазведчиком около полудня 4 сентября 1942 года.
Директивой штаба ВВС Красной Армии за № 512043 от 27 февраля 1943 года (и отданного 1 марта на её основании приказа по АДД) Остафьевский аэродром специального назначения был переименован в «Аэродром специального назначения № 5» (АСН № 5), каковым продолжал официально именоваться в течении двух последующих десятилетий, до 29 января 1964 года. В тоже время АСН № 5 получил и условное обозначение «Войсковая часть – полевая почта № 10275» (В/Ч 10275).
Кроме уже упомянутой выше 17 АДДД (с 26 марта 1943 года – 2-я гвардейская авиационная дивизия ДД), на остафьевский АСН № 5 в годы войны базировались другие части и соединений Авиации Дальнего Действия – в частности, 1-я, 5-я гвардейская, 73-я вспомогательная авиационные дивизии, а так же Лётный центр АДД. На аэродром базировались исключительно тяжёлые многоместные машины – бомбардировщики Ил-4, Ер-2 и др. и – традиционно – транспортные самолёты Ли-2.
Находясь в советском тылу, но длительное время – в пределах досягаемости авиации противника, Остафьевский аэродром повергался её ударам. Очевидно, последний из них последовал в ночь с 18 на 19 сентября 1943 года. Свидетельством таких бомбовых ударов стало обнаружение летом 1985 года, в ходе проведения работ по укреплению и продлению взлётно-посадочной полосы Остафьевского военного аэродрома неразорвавшейся немецкой авиационной бомбы времён войны, вывезенной отсюда специалистами по разминированию на полигон для последующего её подрыва (данному происшествию на Остафьевском аэродроме тогда был личным свидетелем автор этих строк).
Фактически АСН № 5 использовался в течение всей Великой Отечественной войны для воздушного обеспечения всех стратегических операций Красной Армии – от Битвы за Москву до взятия Берлина. Однако, несмотря на то, что АСН № 5 обеспечивал базирование и боевую деятельность советской военной авиации вплоть до самого конца Великой Отечественной, из списков частей Действующей Красной Армии он был официально исключён ещё за два года до этого – 29 апреля 1943-го.
Согласно официальным данным, «командирами АБ «Остафьево» в период Великой Отечественной войны числятся подполковники Д.А.Петров (в 1942 – 1944 годах), В.Н.Васильев (в 1944 году) и И.А.Афанасьев (с 1944 года).
Из первых командиров, служивших на Остафьевском аэродроме, известен капитан Франц Людвигович Валерко, по состоянию на 18 августа 1942 года являвшийся его начальником штаба. В августе 1943 году его сменил майор Яков Наумович Симановский. Так же в годы войны эту должность занимал инженер-майор Григорий Иванович Владимиров.
Начальником АСН № 5 приказом Командующего АДД за № 06 от 2 января 1943 года был назначен подполковник (затем – полковник) Андрей Вахтович Любогошев – наиболее известная фигура, оставившая свой след в истории Остафьевского аэродрома в период Великой Отечественной. Как говориться в наградных документах на него, он «привёл в культурный вид гарнизон Остафьево. Проявил большую заботу по обеспечению культурного отдыха личного состава и [по] улучшению питания. … За прошедший 1943 г. … сумел построить у себя в АСН хороший ДК [Дом культуры], две казармы для личного состава АСН, овощехранилище, гараж на 18 спецавтомашин и капитальную водомаслогрейку с регенерационной установкой по переработке масел». В аналогичных документах на уже поименованного выше его начальника штаба Симановского так же упоминаются построенные в те годы в гарнизоне Остафьево «тёплый гараж, водомаслогрейка, регенерационная станция, ДКА [Дом Красной Армии], общежития», и ещё «ремонт аэродрома и подъездных путей [Курской железной дороги от станции Щербинка до гарнизона Остафьево и самого АСН № 5]».
Но, главное, из тех же наградных листов можно узнать масштаб «боевой работы», произведённой частями АДД, базировавшимися на АСН № 5:
«…с марта 1944 года [произведено] 6917 самолёто-вылетов … С марта 1944 г. по апрель 1945 г. – 12007 самолёто-вылетов. …
С августа 1943 года подвезено к самолётам 6676 тонн горючего, подвезено 9490 тонн авиабомб, разгружено свыше 14 тысяч тонн боеприпасов… За тот же период … подвезено и заправлено в самолёты авиа-ГСМ 4870 тонн и в авто-машины авто-ГСМ 1192 тонны. Получено и отгружено в действующие авиачасти авиабомб 4357 тонн и боеприпасов 12498 тонн. Кроме того, подано авиачастям сжатого воздуха 9931 баллон».
Известно, что только части 2-й гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия, базировавшиеся на АСН № 5 с мая 1943 года по март 1945-го (с 26 декабря 1944-го – 2-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия), совершили из Остафьева 7.051 боевой вылет с общим налетом 30.362 часа, за которые сбросили на объекты в тылу противника свыше 8.300 тонн авиационных бомб.
Так же в наградном листе на начальника лазарета АСН № 5 майора медицинской службы Ивана Даниловича Назаркина отмечается, что за время его руководства с 1 марта 1943 года «лазарет превращён в небольшой госпиталь … с отличным американским оборудованием (рентген-кабинет, хирургический кабинет, лаборатория и др.)». Там же упоминаются цифры, указывающие на цену «боевой работы» лётчиков АДД, действующих с АСН № 5: «За это время пропущено через лазарет 245 человек больных, из них 75% хирургических. …после тяжёлых ожогов введено в строй и сейчас летают» 9 экипажей самолётов АДД".
Продолжение следует!