Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Краснодарская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 35544 раз)

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335



КРАСНОДАРСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ (имени Леваневского?)
Войсковая часть полевая почта № 21960
Вхождение в состав действующей армии (Директива ГенШтаба №8 от02.04.1998г.):
- 21.10.1941г.- 03.01.1942г.
- 25.05.1942г. - 27.05.1942г.

Существовала, по крайней мере, с 30 января 1941 г.(вероятнее всего – с конца 1940-го).
Предположительно сформирована в соответствии с приказом НКО СССР от 6 ноября 1940 г.

Из мемуаров.
Герой Советского Союза Григорий Максимович Рябушко: «Осенью 1940 года мы получили удостоверения об окончании аэроклуба. В это время я уже учился в 10-м классе. После окончания аэроклуба, я решил дерзнуть и послал заявление на поступление в военную авиационную школу летчиков-истребителей, в город Краснодар (ее тогда только-только там организовали). О том, что такая там есть, я узнал в аэроклубе.»
Из мемуаров.
Никита Саатчиян вместе со своим другом Игорем Черкашиным 30 января 1941 г. был зачислен в числе прочих в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов (КВАШП) учиться на истребителя.
Весной 1942 г. КВАШП было приказано перебазироваться в город Пугачев Саратовской области. Самолеты, пилотируемые инструкторами, полетели своим ходом, а курсантов погрузили в железнодорожный эшелон. Ехали медленно, пропуская встречные составы, и путь занял больше месяца.

Приложение к постановлению ГОКО № 4404сс от 23 октября 1943 года.
ПЛАН ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ
Краснодарская военная авиационная школа пилотов
Из г.Пугачев (ПРИВО) в г.Краснодар (СКВО)
Эскадрилий – 4
Самолетов – 248
Пост. Состава – 829
Перем. Состава – 1349
Начало перебаз-я - 1.11.43 г.
Окончание перебаз-я 1.12.1943 г.
« Последнее редактирование: 06 Декабря 2018, 19:58:12 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Фонд 60356 - Краснодарская военная авиационная школа пилотов 1940-1941г.г.
Опись 35777
Опись 35778
Опись 35851
Опись 36259




Краснодарская ВАШП предположительно была расформирована в сентябре 1945 года. По крайней мере, часть курсантов из нее, в результате реорганизации (так написано в автобиографии)  КВАШП, была переведена в сентябре 1945-го в Черниговскую ВАШП (позднее Черниговское ВАУЛ), которая, в свою очередь, была расформирована в июле 1946 года.
« Последнее редактирование: 14 Июня 2016, 12:10:23 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
По крайней мере одна из учебных эскадрилий КВАШП с началом Великой Отечественной выполняла полеты с Кореновского аэродрома.

"Дмитрий Андреевич Калинин родился 28 мая 1922 года на хуторе Латышевском Боковского района Ростовской области. В 1939 году в возрасте семнадцати лет он отправляется в город Шахты той же области, где работает разнорабочим на шахте и заканчивает десятый класс в вечерней школе. В конце того же года он поступает в кулинарное училище и параллельно – в местный аэроклуб, который заканчивает осенью 1940-го, налетав на У-2 около двадцати часов. Стать поваром Дмитрию так и не довелось. По окончании училища в апреле 1941 года он в числе других учащихся, имеющих летную подготовку, был призван в РККА и по разнарядке военкомата направлен в Краснодарскую школу пилотов. После двадцатичасовой программы на УТ-2 курсанты приступили к освоению УТИ-4 и И-16 тип 5, имевшихся в училище.. С началом войны эскадрилья, в которой служил Дмитрий, перебазировалась на аэродром, расположенный севернее Краснодара близ станицы Кореновской, где полеты продолжались. Осенью эскадрильей был получен один Як-1, с которым начали знакомиться инструкторы и руководящий состав. Замаячила перспектива переучивания на более современный самолет, но снег, обильно выпавший в ноябре и пролежавший до марта, перечеркнул все планы. Полеты прекратились, и вскоре основной задачей курсантов стала очистка летного поля от снега, поскольку с аэродрома начали боевую работу перелетевшие сюда ДБ-3 и ДБ-ЗФ.

К весне 1942 года с улучшением * погодных условий полеты на И-16 возобновились. В мае обучение было закончено, и после выпускного экзамена Дмитрий, имея 48 часов налета на И-16 и УТИ-4 и звание сержанта, в составе группы из двадцати человек был направлен в Москву. Однако на месте назначения, в аэропорту Быково, выяснилось, что прибывшее пополнение никто не ждет: самолетов не хватало, на них по очереди летали более опытные пилоты, имевшие не одну сотню часов налета на Яках и МиГах. В связи с этим группа вновь погрузилась в вагон, и в июне 1942 года оказалась в Иванове, где на Северном аэродроме ей предстояло пройти обучение в 22-м ЗАП, который переучивал на иностранную авиатехнику."
http://coollib.net/b/249811/read

 "Здесь же, в Кореновской,  проходили обучение и  будущие летчики- курсанты  Краснодарской военной авиашколы пилотов, которую кореновцы назвали «наша  летная школа».
Недавно я получила письмо от родственников  одного из инструкторов нашей авиашколы. Вот что мне написал брат погибшего в небе над Кореновской инструктора Балакина Александра Петровича,  полковник в отставке Виктор Петрович Балакин: «Мой  брат,  Балакин  Александр  Петрович,  родился  25   апреля в 1921  году,  проживал  в  городе Медногорске Чкаловской области,  где  окончил среднюю  школу и прошел  одновременно  летную подготовку в  аэроклубе. В 1939-40 годах продолжил обучение в Чкаловском военно-авиационном училище.
После  окончания  училища  для  прохождения  службы, Александр  был  направлен в  Краснодарскую  военную  авиашколу   пилотов.
Перед  началом войны Балакин А.П. проходил службу в должности летчика-инструктора  в  Краснодарской военной  авиашколе пилотов.
Сохранилась  фотография, которая  была  сделана  в первые  месяцы  войны.
В 1942-43  годах  письма  приходили  из  разных  мест, но   по   почте  военного времени  определить,  откуда  они  приходили,  нельзя, главное  в то время  было  узнать, что  жив  и  здоров  ваш  брат  или  отец.
В  1944  году  Саша  после  аварийного  полета, госпиталя, санаторного  лечения  приехал  к  нам  на  несколько  дней  в  город  Медногорск  в отпуск. В это время Саша продолжал   служить   в   Краснодарской   военной   авиашколе   пилотов   в   станице Кореновской.
  При  учебном  полете  с  курсантом  в  двигателе  самолета  произошло  возгорание,  курсант  покинул  самолет  с парашютом, а горящий самолет Саша посадил на аэродром, сбив пламя скоростью  после  высадки  курсанта.  При  посадке самолета Саша получил  травмы  и  ожоги.
В 1945 году, 30 апреля, при учебном полете произошел аналогичный случай, как и   в  аварийном  полете 1944 года.  Саша  курсанта  высадил  с  парашютом, а  сам  пытался посадить  горящий  самолет, но  это  сделать не смог,  пламя скоростью не сбил, команду покинуть самолет не выполнил, и, не дотянув  до  аэродрома  двух  километров, самолет упал  на  сопку, при  этом  Саша  погиб.  Это  произошло  в  станице  Кореновской. Житель Кореновска, воентехник Егоров,  рассказывал, что  1944  году  прибыли  в  часть  после  ремонта  семь  самолетов  для  обучения  курсантов. Все  самолеты  использовались  в  учебных  полетах,  и  каждый  самолет  в  1944-45  годах  имел  аварийный  полет, при  этом  погибло  несколько  летчиков."

На снимке: сидят слева на право Бойко Василий,Супрун Иван,Дьяконов Виктор,Яковенко Григорий,
Стоят слева направо:Киржацкий Геннадий,Гиреев Дмитрий,Балакин Александр,Стишков Владимир. Друзья вместе учились в Чкалове и вместе служили в Краснодаре(Кореновске).

http://syncha-svetlana.livejournal.com/42922.html
« Последнее редактирование: 15 Июня 2016, 23:43:35 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
За годы войны Краснодарской ВАШП подготовлено более 2000 пилотов (И-16, Як-1, Як-3).

См. таблицу  Подготовка кадров летными военно-учебными заведениями ВВС.
Состав военно-учебных заведений ВВС и подготовка летных и командных кадров

http://stsokol.ru/vvs_tsifra/gl_5/5.198.html

Как минимум 15 (скорее всего больше) выпускников Краснодарской ВАШП стали Героями Советского Союза.
Первый (документально зафиксированный) побег из немецкого плена на самолете совершил выпускник Краснодарской ВАШП
 гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков.
Однако вместо почестей и наград военный летчик заслужил… срок в Воркутлаге.
 http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?p=471774
« Последнее редактирование: 08 Июля 2016, 07:48:31 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Краснодар. Рота связи Краснодарской школы пилотов, 1940 год.



http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/cards/krasnodar-rota-svyazi-krasnodarskoiy-shkoly-pilotov-1940-god/
Записан

картограф

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 917
  • Иван Юрьевич
Краснодар. Рота связи Краснодарской школы пилотов, 1940 год.



http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/cards/krasnodar-rota-svyazi-krasnodarskoiy-shkoly-pilotov-1940-god/
Фотография сделана не ранее  1932 г.,  но не позднее 1934 г.
« Последнее редактирование: 11 Октября 2016, 11:44:38 от картограф »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Начальник школы полковник Душутин Николай Иванович.
Командует школой с ноября 1940-го года, т.е. с момента ея (так в оригинале) формирования.
« Последнее редактирование: 25 Июня 2016, 12:26:52 от Егор72 »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335

https://obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=72137316&id1=e46c8a9ba9f8a3cd68ac3a88ded22dde&path=Z/011/058-0000025-0004/00000475.jpg

От Пластуновской до Кореновска по прямой чуть больше 20 км.
Интересно, это два разных аэродрома Краснодарской ВАШП или один и тот же?
« Последнее редактирование: 08 Июля 2016, 07:22:18 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
20 декабря 1940 года в Краснодаре начато формирование Краснодарской ВАШП в составе пяти эскадрилий.
В период с 20 сентября по 4 октября 1945 года Краснодарская ВАШП расформирована.

Отношение (сопр. записка?)

"В Центральный Музей Красной Армии.
В соответствии с приказом НКО за №296 от 9 октября 1943 года
направляю Грамоту Президиума ВС СССР и Боевое Красное Знамя
с исторической справкой Краснодарской ВАШП в связи с расформированием."
Начальник Краснодарской ВАШП полковник Душутин
НШ Краснодарской ВАШП подполковник Соколов

"28 сентября 1945 года Центральным Музеем Красной Армии на основании
 отношения Краснодарской ВАШП за №01012 от 21 сентября 1945 года
от капитана Дрожина М.К. принято:
1. Красное Знамя Краснодарской ВАШП
2. Грамота Президиума ВС СССР
3. Историческая справка"
Секретарь Центрального Музея Красной Армии          (ИЗБЕРА)
« Последнее редактирование: 06 Октября 2016, 10:40:59 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Упоминаемые  в  делах фонда Краснодарской ВАШП (ф. 60356) адреса, явки, авиагарнизоны, аэродромы и пр. Краснодарской ВАШП.
Авиагарнизоны и аэродромы:
Васюринский
Пашковский
Пластуновский
Козырьковский
Кореновский.
Краснодар, Тельмана 4 - штаб школы, Кузнечная 15 - авиамастерские, Леваневского 2.
Ст. Васюринская - колхоз "Ивко"
Ст. Кореновская - Красная 66 - штаб, столовая, кухня, казарма, санчасть, общежитие начсостава, квартиры н/состава. Красная 53 - казарма.
Ст. Пластуновская - в/городок №1

Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
В соответствии с директивой ГШ КА № орг/1/85820сс от 25 июля 1945 года и директивой ГУ ВВС КА № 982 от 17 августа 1945 года командующий войсками Кубанского ВО приказал:
Краснодарскую ВАШП расформировать.
Самолеты, имущество и аэродромы Кореновская и Козырьки передать Черниговской ВАШП.
300 человек курсантов - в Одесскую авиашколу г.Фрунзе.
Остальных курсантов (в том числе югославов) - в Черниговскую ВАШП.
Книги учета личного состава сдать в ВВС Кубанского ВО, остальные дела и документы - в архив НКО  г.Бузулук.
Красные Знамена сдать в Исторический Музей КА.
« Последнее редактирование: 11 Октября 2016, 11:08:32 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
В 1944-45 г.г. в Краснодарской ВАШП обучались югославские курсанты.
На 1 ноября 1944 года в школе числилось югославов (штат/список):
офицеров  - 64/49
сержантов - 124/107
рядовых    - 3/1
После обучения из них был сформирован
1-й Югославский истребительный авиационный полк.

Вот здесь кое-что о нем (перевод похоже машинный)
http://ru.knowledgr.com/10450511/83%D0%B9%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0
83-й Полк Авиации Борца (сербохорватский язык: 83. lovački avijacijski puk / 83. ловачки авијацијски пук), был полк авиации, установленный в 1944 как 1-й югославский Полк Борца (сербохорватский язык:1. јugoslovenski vazduhoplovni lovački puk / 1. југословенски ваздухопловни ловачки пук, русский язык: 1-й Югославский истребительный авиационный полк), сформировался от югославских пристрастных летчиков на обучении в Советском Союзе.

История
1-й югославский Полк Борца был сформирован в 14 октября 1944 в Краснодаре, СССР, от югославских пристрастных летчиков, посланных на обучении к октябрю 1944. Это состояло из трех подразделений, снабженных новым Яком 3 самолета-истребителя. У этого было 180 персоналов, которые от пять были чиновниками штата, 37 пилотами, 37 механикой и другими. К концу обучения и вооружающийся полком Яка стал готовым к эксплуатации к 1 мая 1945. Это переместилось из СССР, взлетающего к 7 сентября 1945 и земли в Югославии к 14 сентября в аэропорту Zemun. Два дня спустя это было переименовано в 254-му Полку Авиации Борца.
Командующим полка был Petar Radević, и комиссаром был Виктор Бубэндж.

254-й полк авиации борца
254-й Полк Авиации Борца был сформирован в 16 сентября 1945, переименовав 1-го югославского Полка Борца в аэропорту Zemun. Это была часть 3-го Воздушного Подразделения Истребителя.
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335

http://derkrieg.com/adverts/index.php?COUNT=60&PAGEN_1=2&PAGEN_2=20

"жетон выполнен на железной, тонкой пластинке чеканным
способом. На жетоне написано 317 4 КВАШП. Предполагаю
надпись расшифровывается как Краснодарская военная
авиационная школа пилотов. ...
 Найден жетон в окрестностях г. Кореновск Краснодарский край."

Предположительно личный (увольнительный?) жетон №317 4-й эскадрильи?
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Выпускники Краснодарской ВАШП - Герои Советского Союза

Алексенко Владимир Аврамович

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Родился 27 января 1923 года в селе Киевское Крымского района Краснодарского края в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1943 года. В 1940 году окончил среднюю школу и аэроклуб. В Советской Армии с мая 1941 года.
Окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 года. Штурмовал вражеские батареи, обстреливавшие Ленинград, громил врага на Карельском перешейке, в Прибалтике и в Восточной Пруссии.

Звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (227-я штурмовой авиационной дивизии, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитану Алексенко Владимиру Аврамовичу присвоено 19 апреля 1945 года за 230 успешных боевых вылетов на штурмовые удары по скоплениям войск и техники противника, за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий.

Второй медали «Золотая Звезда» командира (наверное заместитель командира) 15-го штурмового авиационного полка гвардии майор Алексенко удостоен 29 июня 1945 года за 292 боевых вылета на штурмовку вражеских укреплений, аэродромов и уничтожение живой силы противника.

Всего в годы войны лётчик штурмовой авиации Алексенко совершил 292 успешных боевых вылета. На его счету десятки сбитых и уничтоженных на аэродромах самолётов, 33 танка, 118 автомашин, 53 железнодорожных вагона, 85 повозок, 15 бронетранспортёров, 10 складов с боеприпасами, 27 артиллерийских орудий, 54 зенитных орудия, 12 миномётов и сотни уничтоженных солдат и офицеров противника.

После войны продолжал службу в армии. В 1954 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1962 году — Военную академию Генерального Штаба. Генерал-лейтенант авиации (1968). Депутат Верховного Совета УССР 5-го, 8-го созыва. С 1978 года в отставке жил в Одессе.
Умер 16 июня 1995 года.
-------------------------------------------------------------------
Когда  знакомишься  с  биографией  В.А.  Алексенко,  то  кажется  просто    невероятным,    чтобы    человек    в  двадцать  два  года  стал  дважды  Героем    Советского    Союза,    майором   и   заместителем   командира   штурмового  авиационного  полка. 
И при  этом  он  вступил  в  войну  только  в  феврале  1943  года  в  воинском  звании  сержант.
http://orientir.milportal.ru/wp-content/uploads/2015/12/block.pdf
« Последнее редактирование: 25 Октября 2016, 15:00:20 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Приказ командующего войсками Кубанского ВО о расформировании Краснодарской ВАШП.

« Последнее редактирование: 22 Апреля 2020, 21:21:13 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Приказ командующего войсками Кубанского ВО о расформировании Краснодарской ВАШП.
Продолжение.

Записан
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 9   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »