Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Седьмая симфония  (Прочитано 1212 раз)

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 467
Седьмая симфония
« : 14 Ноября 2021, 14:20:39 »
Ленинградцам и защитникам г. Ленинграда посвящается.

Премьера российского художественного телесериала «Седьмая симфония» режиссёра Александра Котта состоялась 8 ноября 2021 года на телеканале «Россия».
Фильм выложен здесь - https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=6134038

«Известия» №036 от 13 февраля 1942 г.



Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года во время Великой Отечественной войны, когда город Ленинград находился в блокаде немецких войск.

Дирижёр оркестра — Карл Элиасберг.


https://glinka-iss.kamiscloud.ru



https://glinka-iss.kamiscloud.ru


Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича : сочинение 60 (в 1-й раз) : программа.








https://vivaldi.nlr.ru/al000000258/view/#page=


Щусев А.В.
"7-я симфония" Интерьер колонного зала. 1942 г.


https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30335426


"Комсомольская правда" № 194 (5289) от 19 августа 1942 г.
Очерк Ольги Бергольц и Георгия Макагоненко.




Телеграмма К. И. Элиасбергу в г. Ленинград от Д. Д. Шостаковича из г. Серноводска - благодарность ему и всем артистам оркестра за исполнение 7-ой симфонии.
16.08.1942 г. (по почтовому штемпелю).


https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30989360


Газета "Правда", отрывок из статьи "Есть ли предел стойкости".



Командиры артиллеристы:
гв. подполковник Витте Николай Петрович - командир 14 гвардейского артиллерийского полка.
подполковник Жданов Николай Николаевич - командир 101 гаубичного артиллерийского полка (1ф) (12 гвардейского артиллерийского полка).


Жданов. "Огневой щит Ленинграда".




На следующий день 10 августа 1942 г. Вашингтон.
Информационный бюллетень (специальный выпуск) посольства СССР в США.



https://glinka-iss.kamiscloud.ru


18 июля 1942 г. Вашингтон. 
Информационный бюллетень №86 посольства СССР в США. 
Статьи  о 7-ой  симфонии Д. Шостаковича, как о вдохновенном произведении советского композитора, посвященное Победе.


https://glinka-iss.kamiscloud.ru


Здесь можно почитать статьи - "Литература и искусство" № 14 от 4 апреля 1942 г.
https://vivaldi.nlr.ru/pn000011437/view#page=


Дирижерская палочка К.И.Элиасберга (с футляром).
1937 - 1978 г.г.


https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=6165338
« Последнее редактирование: 09 Июня 2022, 21:46:53 от Лана »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 097
  • Владимир Владимирович Байбаков
Re: Седьмая симфония
« Reply #1 : 14 Ноября 2021, 17:01:44 »
Отсюда: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23736396

Репетиция симфонического оркестра. VII симфония Шостаковича Д. Д. Август 1942 г.

Отсюда: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9201059

Седьмая симфония. У дирижерского пульта - К.Элиасберг.
Фото: Б. Кудояров, Ленинград, 1942 год.

Отсюда: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9201217

Исполнение Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии.
Фото: Б. Кудояров, Ленинград, 1942 год.
« Последнее редактирование: 15 Июня 2022, 20:04:31 от 444 иптап »
Записан

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 467
Re: Седьмая симфония
« Reply #2 : 05 Декабря 2021, 15:05:09 »
Итервью с Элиасбергом накануне премьеры.
"Ленинградская правда", № 186 (8292) 7 августа 1942 г.




Цитировать
Вспоминает Ксения Маркьяновна Матус, участница легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде, последняя из «могикан» — постоянных музыкантов оркестра, созданного в 1942 году К. И. Элиасбергом.
…Из Ленинграда консерваторцев часто посылали рыть окопы, а когда наступила зима, мы убирали снег… И вот однажды по радио — оповещение: всех музыкантов, оставшихся в городе, просят явиться в Дом радио на регистрацию, собирается оркестр. Я хватаю инструмент, а он весь позеленел, дую — не играет… Бегом к мастеру. Вхожу в комнату (двери тогда почти всюду были открыты) — он сидит за столом, весь закутанный. Сбоку — кресло, а на нем какой-то мех, то ли муфта, то ли шапка…
 — У меня гобой не играет, — говорю.
 — Ну, давай, посмотрю. Завтра приходи, я тебе все сделаю.
 — Сколько я вам должна? — спрашиваю.
 — Миленькая, — говорит, — мне ничего не надо. Принеси мне только… кошечку. Это лучше куриного мяса.
Да где ж было ее взять? Ни кошек, ни птиц, ни собак в городе не осталось. Все было съедено.
Когда я пришла на радио, мне в первую минуту стало страшно. Я увидела людей, музыкантов, которых хорошо знала… Кто в саже, кто совершенно истощен, неизвестно во что одет… Не узнала людей. Чуть поздоровее были те, кого вызывали с фронта, они все-таки получали какие-то пайки.
На первую репетицию оркестр целиком еще не мог собраться. Многим просто не под силу было подняться на четвертый этаж, где находилась студия. Те, у кого сил было побольше или характер покрепче, брали остальных под мышки и несли наверх. Репетировали сперва всего 15 минут. И я должна сказать сразу: если бы не Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, таким же голодным, как и мы, его из «Астории» на репетиции привозили на саночках. Помню, как на первой репетиции он сказал: «Ну, давайте…», поднял руки, а они — дрожат… Так у меня и остался на всю жизнь перед глазами этот образ, эта подстреленная птица, эти крылья, которые вот-вот упадут, и он упадет…
Вот так мы начинали работать. Понемножку набирались силенок.
*   *   *
Пошли настоящие репетиции, нам даже дали дополнительное питание, и вдруг — известие, что на самолете, под бомбежками, к нам летит партитура Седьмой симфонии Шостаковича. Организовали все моментально: партии расписали, набрали еще музыкантов из военных оркестров. И вот, наконец, партии у нас на пультах и мы начинаем заниматься. Конечно, у кого-то что-то не получалось, люди обессилены, руки отморожены… Наши мужчины работали в перчатках с отрезанными пальчиками… И вот так, репетиция за репетицией… Мы брали партии домой, чтобы выучить. Чтоб все было безукоризненно. К нам приходили из Комитета по делам искусства, какие-то комиссии постоянно нас слушали. А работали мы очень много, параллельно ведь приходилось учить и другие программы...
*   *   *
…Наконец подходит 9 августа, день концерта... В общем, в зале оказалось довольно много народа, а мы ощущали невероятный подъем, потому что понимали, что сегодня держим большой экзамен.
Перед концертом (зал-то не отапливался всю зиму, был ледяной) наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было  так удивительно!.. (Можете ли вы представить себе свежие садовые цветы во время блокады? Это было невыносимо радостно (доп. из ин. прессы))". За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо...
Извините все ссылки не работающие. Источник вероятно - Санкт-Петербургский музыкальный вестник


Вероятно Ксения Матус на фотографии...





"Когда наступила тишина, вспоминали очевидцы, из первых рядов выбежала девочка Люба Жакова с огромным букетом цветов и вручила его взволнованному дирижеру Карлу Элиасбергу".








"Эта музыка выражает мощь России", - писали газеты всего мира, - "Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой и внушением разговаривать с массами... Какой дьявол может победить народ способный создавать музыку подобную этой"...


Партитура. Датировка - 27 декабря 1941 г.


https://glinka-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT/548026?query=7%20симфонии&index=24


Встреча в зале Ленинградской филармонии оставшихся в живых слушателей и исполнителей 7-й симфонии 25 лет спустя. К сожалению музыка удалена по требованию правообладателя (( ...




https://www.youtube.com/watch?v=TUeM9n06vtw


Вероятно это Ксения Матус.




« Последнее редактирование: 09 Июня 2022, 23:04:34 от Лана »
Записан

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 467
Re: Седьмая симфония
« Reply #3 : 15 Июня 2022, 18:03:32 »
Цитировать
"Когда наступила тишина, вспоминали очевидцы, из первых рядов выбежала девочка Люба Жакова с огромным букетом цветов и вручила его взволнованному дирижеру Карлу Элиасбергу".




Из одного письма Левы с фронта Любе -



Жму крепко руку, а если цензор отвернется, то и целую.
Твой Левка
    27.VII.43 г.
Целуйтесь я не смущаюсь. Воен. ценз.



https://fr.slideserve.com/moke/5250187


Фильм "Во имя жизни и любви".
https://www.youtube.com/watch?v=tCX23LFXQ_Q


Есть х/ф "Ленинградская симфония", 1957 г.


https://rutracker-org.appspot.com/forum/viewtopic.php?t=5922211
« Последнее редактирование: 16 Июня 2022, 08:16:28 от Лана »
Записан

Aўгiння

  • Евгения Михайловна
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 571
Re: Седьмая симфония
« Reply #4 : 15 Июня 2022, 18:20:40 »
ОТСЮДА:

Торжество жизни: как работала филармония во время блокады в Ленинграде

https://topspb.tv/news/2022/01/29/torzhestvo-zhizni-kak-rabotala-filarmoniya-vo-vremya-blokady-v-leningrade/

Один из незыблемых символов Ленинградской победы – Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
Эта музыка – плоть необъятной боли ленинградцев и их несгибаемой веры в будущую победу. Сокрушительный и вдохновляющий гимн. 9 августа исполнится ровно 80 лет с того момента, как он прозвучал в стенах ленинградской филармонии.
Сам факт того, что в изможденном, умирающем городе звучала музыка – не перестает поражать и восхищать. Блокадные филармонические сезоны – какими они были?
Уму не постижимо, как город, который хотели взять измором и бомбежками, который голодал и замерзал суровыми зимами, показал не только, что он способен выжить – он еще и способен жить. В нечеловеческих условиях. Ленинградцы умирали, мизерный паек и постоянные атаки фашистов. Победа, тоже, ковалась в тылу и работа филармонии, кажется, особый вклад в торжество мира. 
Все четыре военных сезона филармония не прекращала своей работы. Только в годы блокады Ленинграда тут дали больше ста концертов. Публике в здании без света и обогрева  разрешали находиться в верхней одежде. Ко встрече с прекрасным ленинградцы готовились. И стремились сюда. Аншлаг был почти на каждом концерте. Ведь там за дверью филармонии оставались война и блокада, а здесь звучала классика, словно эхо, той мирной жизни.
Правда еще в августе 41-го оркестр под управлением Мравинского отправляют в эвакуацию в Новосибирск. В Ленинграде остаются музыканты оркестра Радиокомитета, они и будут играть для жителей осажденного города. 
«Артисты, как и другие жители блокадного Ленинграда, жили на минимальных пайках, есть было совершенно нечего. Зима 42-го – это самый страшный голод и самое большое количество смертей. Поэтому, по естественным причинам, ничего не происходило», – рассказала автор электронной летописи по истории филармонии Ирина Радионова.
Зазвучит музыка в филармонии не сразу, вот тетрадь с записями о концертах. После вынужденного перерыва собрать оркестр было поручено дирижеру Карлу Элиасбергу. Самого маэстро в тот момент спасали от дистрофии, многие из музыкантов уже умерли от голода. Первые репетиции длились 15 минут, артисты не то что играть не могли, в руках инструменты с трудом держали. Но именно им выпало сыграть ту самую «Ленинградскую симфонию».
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, я посвящаю это сочинение», – сказал когда-то Дмитрий Шостакович.
Саму симфонию композитор начал писать еще в Ленинграде, но дописывал в эвакуации, в Куйбышеве. Ее спецбортом доставили в город на Неве. Партитура Дмитрия Шостаковича повергла в ужас дирижера. Произведение написано для двойного состава медных инструментов и увеличенного – деревянных и духовых. 
Такого количества музыкантов просто не было. Их командировали с фронта. Премьеру несколько раз переносили, в итоге в Ленинграде Седьмая симфония прозвучала 9 августа 1942 года.
Сыграть «Ленинградку», так симфонию назовет Анна Ахматова, было вопросом принципиальным, кажется для всех. Свидетельства в музее «А музы не молчали» при школе №235 имени Дмитрия Шостаковича. На почетном месте фрак дирижера, в нем Карл Элиасберг проработал всю жизнь. Но к тому вечеру он особенно готовился.
Жена Надежда Бронникова использует последнюю картошку не для того чтобы накормить, а для того чтобы накрахмалить воротничок.
В музее сейчас хранятся инструменты музыкантов, они сами отдали их в экспозицию. Тех, кто был на струнных, ударных или духовых – тут перечислили поименно. Симфония прозвучала не только на весь город, но и на весь мир. У немцев в тот самый вечер были совсем другие планы.
«На 9 августа 1942 года фашисты печатают пригласительные билеты на банкет по случаю взятия Ленинграда. Мы создали такие условия, что ласточка не пролетит в этот город, а они собрали оркестр и играют сложнейшее произведение», – сказала педагог-организатор школы №235 Виктория Крылова.
Тут все кажется неслучайно, произведение пишет композитор, что плоть от плоти города. Ее после сыграют в странах антигитлеровской коалиции. А Шостаковича поместят на обложку журнала Time. Во время премьеры в Ленинграде –  город все еще в блокаде – прервать концерт могли в любое время. Историк Юлия Кантор собрала воспоминания музыкантов. 
«Ксения Матус в интервью мне сказала: был какой-то страшный грохот, когда мы заиграли первую часть, загремели люстры. Мы поняли что это бомбежки или арт-обстрел, мы боялись, что нам не дадут доиграть. И меня пронзила эта мысль, они не боялись, что их убьют, они  боялись, что им не дадут доиграть», – рассказала Юлия Кантор
Симфонию доиграли, после она еще не раз прозвучит в стенах филармонии. В месте, что давало надежду на жизнь всем блокадникам, где они, хоть и ненадолго, могли отвлечься от ужасов войны.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Записан

Aўгiння

  • Евгения Михайловна
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 571
Re: Седьмая симфония
« Reply #5 : 15 Июня 2022, 18:44:35 »
ОТСЮДА:
https://medal.spbarchives.ru/person?docId=417397

Матус Ксения Маркиановна (1916–2001)

Матус Ксения Маркиановна
1916 г. р.
Место работы:
Ленинградский комитет по радиофикации и радиовещанию при Леноблсовете (Ленинградский радиокомитет)
Серия и номер удостоверения:
И-40490
Номер решения о награждении:
№92 п. 30
Дата решения о награждении:
03.06.1943
Место вручения:
Ленинград

Архивные документы о награждении
Матус Ксения Маркиановна — Решения исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся о вручении медали «За оборону Ленинграда»
ЦГА СПб ф.Р-7384 оп.38 д.1
Решения исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся о вручении медали «За оборону Ленинграда»
Матус Ксения Маркиановна — Списки трудящихся Куйбышевского района, представленных к награде медалью «За оборону Ленинграда», Т. 2
ЦГА СПб ф.Р-7384 оп.38 д.253
Списки трудящихся Куйбышевского района, представленных к награде медалью «За оборону Ленинграда», Т. 2
Матус Ксения Маркиановна — Акты вручения медали «За оборону Ленинграда» рабочим и служащим предприятий и учреждений Куйбышевского района
ЦГА СПб ф.Р-7384 оп.38 д.890-1
Акты вручения медали «За оборону Ленинграда» рабочим и служащим предприятий и учреждений Куйбышевского района
Матус Ксения Маркиановна — представляемого к вручению медали «За оборону Ленинграда»
Личная карточка
представляемого к вручению медали «За оборону Ленинграда»

« Последнее редактирование: 15 Июня 2022, 18:54:20 от Aўгiння »
Записан

Aўгiння

  • Евгения Михайловна
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 571
Re: Седьмая симфония
« Reply #6 : 15 Июня 2022, 19:15:05 »
ОТСЮДА:

Дарья Хуторецкая

https://www.facebook.com/groups/artcollege35/posts/3074233966152266/

А вот как выглядит ГРУППА ГОБОЕВ, которая исполняла "Седьмую" 9 августа 1942 года. Информацию взяла из книги Евгения Линда "Седьмая..."
 Шах Евсей Леонтьевич (гобой, солист)
 Ксения Маркиановна Матус (гобой)
 Вера Константиновна Петрова (Чернецкая) (английский рожок, солист)
На фотографиях послевоенные встречи легендарного состава.
- май 1971 года сидят за столом слева направо Ксения Матус и Вера Петрова
- 1984 год на диване сидят слева направо Вера Петрова, Евгений Алексеевич Линд (автор книги и создатель музея "А музы не молчали...."),Ксения Матус









« Последнее редактирование: 15 Июня 2022, 19:26:24 от Aўгiння »
Записан

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 467
Re: Седьмая симфония
« Reply #7 : 17 Июля 2022, 14:30:40 »
Об одной блокадной реликвии (может успеете посмотреть, а то уже претензии об авт. правах, наверно удалят)...
https://www.youtube.com/watch?v=l8CrRdABzH0

Ссылку удалила. Смотрите по этой ссылке, время установлено с нужного момента. Если что, смотрите со времени 12:26 (фрагмент длится где-то 2,5 минуты)
https://youtu.be/JliUWDEkHUU?t=746
« Последнее редактирование: 18 Июля 2022, 02:35:20 от Лана »
Записан

Aўгiння

  • Евгения Михайловна
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 571
Re: Седьмая симфония
« Reply #8 : 17 Июля 2022, 14:45:42 »
Об одной блокадной реликвии (может успеете посмотреть, а то уже претензии об авт. правах, наверно удалят)...
https://www.youtube.com/watch?v=l8CrRdABzH0

Спасибо!
Интересная находка!
Хорошо, что внук так к ней относится: ПАМЯТЬ НЕ ПРОДАЁТСЯ!
А я и не слышала о сахарной голове.

Сахарная голова – оригинальный продукт из сахара

http://5oclocktea.com.ua/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0/283-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%E2%80%93-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0.html
« Последнее редактирование: 17 Июля 2022, 16:04:25 от Aўгiння »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »