История и вопросы строительства Вооружённых Сил > Обыкновенная боевая работа лётчиков

Обсуждение потерь заявленных польскими исследованиями

(1/6) > >>

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемый Алексей Юрьевич!
Спасибо Вам за участие в этой теме! Знаю, что авиация для Вас - не "чужое дело" :)

А теперь - про книгу, которую упоминает наш польский коллега.
Полностью она называется так: Mirosław Wawrzyński "Czerwone gwiazdy - sojusznik czarnych krzyży nad Polską: Lotnictwo sowieckie nad Kresami: Wrześeń-październik 1939" (Мирослав Вавжиньски "Красные звёзды - союзник чёрных крестов над Польшей: Советская авиация над Крэсами: Сентябрь - октябрь 1939 года)". (Крэсы, илим Крэсы Всходни - это восточные территории 2-й Речи Посполитой (1918 - 1939 годы), то, что по-русски собирательно называется Западной Украиной и Западной Белоруссией.)
Эта книга объёмом 196 страниц вышла в свет в польском издательстве "Cinderella" ( :) ) в 2008 году. Вот рисунок её обложки:

 

Вот какая аннотация на неё была опубликована здесь - https://www.poczytaj.pl/ksiazka/czerwone-gwiazdy-sojusznik-czarnych-krzyzy-nad-polska-miroslaw-wawrzynski,78725 :

"Książka Czerwone gwiazdy - sojusznik czarnych krzyży nad Polską jest pierwszą publikacją popularnonaukową poświęconą działaniom lotnictwa sowieckiego nad Polską we wrześniu-październiku 1939 roku. Autor wykorzystał w niej wiele nieznanych wcześniej relacji i dokumentów. Dzieło jest kontynuacją jego wcześniejszych publikacji, stanowiąc podsumowanie badań nad historią lotnictwa sowieckiego w latach 1936-1941. Cennym uzupełnieniem teksu jest kilkadziesiąt dotąd nieznanych zdjęć archiwalnych oraz sylwetki barwne samolotów polskich i sowieckich.
Mirosław Wawrzyński (dr nauk humanistycznych Uniwersytetu Warszawskiego) interesuje się od wielu lat lotnictwem wojskowym i kampaniami powietrznymi w XX wieku. Na ten temat opublikował kilkadziesiąt artykułów, m.in. w czasopismach "Aerofan" (Włochy), "Air Magazine" (Francja), "Small Air Force Observer" (USA), "Lotnictwo Wojskowe"/"Lotnictwo", "Mars", "Militaria i Fakty", "Militaria XX wieku", "Strzał". Jest także autorem lub współautorem czterech książek poświęconych historii lotnictwa wojskowego: Regia Aeronautica 1935-1943 (1998), Hurricane w obcej służbie (2001), Ju 87 in Foreign Service (2005), Captured Me 109s (2007)".

Перевод на русский язык:
"Книга "Красные звёзды - союзник чёрных крестов над Польшей" - это первая научно-популярная публикация, посвящённая деятельности советской авиацией над Польшей в сентябре - октябре 1939 года. Автор использовал в ней много неизвестных ранее сообщений и документов. Эта работа является продолжением его предыдущих публикаций, представляющих собой итог исследований истории советской авиации 1936 - 1941 годов. Ценным дополнением к тексту являются несколько десятков ранее неизвестных архивных снимков, а так же цветные рисунки польских и советских самолётов.
Мирослав Вавжиньски (доктор гуманитарных наук Варшавского университета) много лет интересуется военной авиацией и воздушными кампаниями ХХ века. На эту тему он опубликовал несколько десятков статей, в том числе - в журналах "Aerofan" (Италия), "Air Magazine" (Франция), "Small Air Force Observer" (США), "Lotnictwo Wojskowe"/"Lotnictwo", "Mars", "Militaria i Fakty", "Militaria XX wieku", "Strzał" (все - Польша). Он так же является автором или соавтором 4 книг, посвящённых истории военной авиации: "Regia Aeronautica 1935-1943" (1998; Королевские ВВС Италии), "Hurricane w obcej służbie" (2001; "Харрикейны" на иностранной службе), "Ju 87 in Foreign Service" (2005; "Юнкерс Ю-87" на иностранной службе), "Captured Me 109s" (2007; Захваченные "Мессершмитт Бф-109)".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Rafał Czarniecki:
Уважаемые коллеги!

Я не знаю, какие данные или документы использовал автор книги. Может, только из Интернета? И поэтому он привел такие данные о погибших советских летчиках.

Еще одна интересная вещь. В списке потерь Белорусского фронта Константина Борисовича есть запись:

"Селин Яков Иванович – как младший командир стрелок-радист скоростного бомбардировщика СБ 54-го бомбардировочного авиационного полка 16-й скоростной авиационной бригады Военно-Воздушных Сил Белорусского фронта 17.09.1939 «погиб в воздушном бою» (так в документах)"

Что с ним? Польских истребителей на белорусском фронте не было (все они уже отведены к границе с Румынией). Так что, думаю, самолет мог попасть под огонь с земли (например, около 10 часов утра 17 сентября польский бронепоезд № 51 должен был сбить один бомбардировщик при бомбардировке ж / д станции Са́рны)

С уважением - Rafał Czarniecki

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемый Рафал!
Я знаю, что довольно много польских историков в 1990-х годах изучало в РГВА в Москве советские военные документы осени 1939 года, но лично мне не известно, чтобы среди них был пан Мирослав Вавжиньски - лично я этой фамилии в "Листах использования" в архивных делах не помню...
Относительно гибели Я.И.Севина: я сам интересовался этим фактом - ведь он стал первым советским воздушным стрелком-радистом самолёта, погибшим в период Второй Мировой войны в Европе. Но, как я писал выше - цитирую:
" ... Ещё более непонятной является гибель в тот же самый день, 17 сентября 1939 года другого лётчика – Селина Якова Ивановича. В отличие от лейтенанта Куляко он относился к младшему командному составу (его точное воинское звание в единственном архивном источнике не указано) и был не пилотом самолёта, а стрелком-радистом скоростного бомбардировщика СБ из состава 54-го бомбардировочного авиационного полка 16-й скоростной авиационной бригады ВВС Белорусского фронта. «Погиб в воздушном бою», – так же указано в его персональной карточке всё в той же в «Картотеке безвозвратных потерь РККА в освободительном походе на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии», и всё… ".
ВСЁ - больше НИКАКОЙ информации по нему нет вообще! Официальная формулировка "Погиб в воздушном бою" подразумевает только гибель от огня с самолёта противника. Если бы он был убит на борту своего самолёта, в своей кабинете огнём польских зенитчиков, то в отношении него была бы применена другая формулировка - типа "Убит в самолёте огнём с земли", но никак не "Убит в воздушном бою". К тому же Сарны, где якобы отличились 17.09.1939 зенитчики с бронепоезда № 51 "Pierwszy Marszalek" - это зона ответственности ВВС Украинского фронта, а погибший воздушный стрелок-радист Севин служил в ВВС Белорусского фронта.
Вы пишете: "Польских истребителей на белорусском фронте не было (все они уже отведены к границе с Румынией)". Но, по крайней мере, один воздушный бой советского и польского самолётов над Западной Белоруссией был. Привожу его обстоятельства по памяти (прямую цитату из документа с кратким описанием советским лётчиком этого боя мне надо будет долго искать в своих архивных тетрадях :( ): советский лётчик, летевший с востока, от советско-польской границы, обнаружил над территорией Западной Белоруссии польский самолёт, летевший навстречу, издалека сблизился с ним, увидел на нём польские опознавательные знаки ("шаховницы") и атаковал его своим бортовым оружием, польский самолёт был сбит, упал в озеро и утонул. Советский лётчик не смог опознать тип этого польского самолёта, так как не знал именно такого, но доложил, что это был моноплан и - главная отличительная черта - у "поляка" было хвостовое оперение с двумя килями.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Rafał Czarniecki:
Уважаемый Константин!

Я не знал такого события. Единственными польскими самолетами с двухкилевым оперением были бомбардировщик PZL-37 Łoś и легкий бомбардировщик PZL-46 Sum. При этом на вооружение поступил только 1 PZL-46 (прототип), который 17 сентября долетел до Румынии (второй прототип был уничтожен немцами при бомбардировке авиазавода PZL).
Так что этот самолет мог быть только бомбардировщиком PZL-37 (хотя я не знаю полетов этого типа в этом районе - польская бомбардировочная бригада также была 17 сентября над румынской границей).
Может быть, какой-то истребитель тоже случайно оказался на территории Западной Беларуси? Это вопрос к историкам авиации.

С уважением - Rafał Czarniecki

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемый Рафал!
В том то и дело, что советские лётчики к сентябрю 1939-го "знали" польский бомбардировщик "Лось", но тот пилот не опознал сбитый им самолёт именно как "Лося"... В общем, весьма непонятный эпизод, о котором в советских документах в РГВА осталось только несколько строчек... Озеро, куда упал сбитый им польский самолёт, советский лётчик назвать, естественно, не мог, а район боя он назвал применительно к ближайшему крупному городу. А в Белоруссии - свыше 11 тысяч озёр...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница