VIII-Спецслужбы - досье > 401-Пограничники

Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.

<< < (2/2)

Александр Слободянюк:
Группа судов 78-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (с. Кумара). Командир группы капитан-лейтенант Перекрестов Иван Савельевич. Группа состояла из пяти боевых катеров типа «КМ» (К-84, К-107, К-112, К-113, К-114) и 19 вспомогательных (4 типа «КА-ЗиС-5», 13 типа «КА-ГАЗ», 2 посыльных судна). Командиры бронекатеров - «К-63» старший лейтенант Шавлак Георгий Васильевич, мичман Дубровский Александр Емельянович, «КМ-114» главстаршина Белов Андрей Алексеевич, старшина 2 статьи Тарасенко Григорий Абрамович, командир катера РБК старшина 1 статьи Молчан Александр Иванович. В выброске десантных групп на сопредельную сторону большую роль сыграла группа катеров под командованием капитан-лейтенанта Перекрестова И.С.  в составе катеров КМ-5, ЗИС-З и ГАЗ-7. Только за 9 августа катерами было переброшено на маньчжурский берег и обратно 2200 человек, доставлено 90 военнопленных и 19 тонн различного груза. Бронекатер «К-63» 9.08.45 г. задержал пассажирский японо-маньчжурский пароход, на котором находились японские солдаты и офицеры. Несмотря на вооруженное сопротивление пароход был отбуксирован и задержан. Командир катера мичман Дубровский А.Е. в бою по ликвидации японского поста японо-маньчжур командовал катером по высадке пограничников на берег, успешно выполнил поставленную задачу. Командир катера КМ-114 главстаршина Белов А.А.  09.08.1941 г. командовал катером под огнем противника произвел высадку десанта, решительными и умелыми действиями обеспечил поддержку десанта на берегу. Метким огнем уничтожил несколько огневых точек противника, чем обеспечил выполнение поставленной боевой задачи. Старшина Тарасенко Г.А. являясь командира катера успешно выполнил боевой задачи по поддержке оперативной группы и частей Красной армии, действовавших на маньчжурской территории. Командир катера «РБК» старшина 1 статьи Молчан А.И. в ходе операции по ликвидации японского пикета скрытно произвел посадку десанта, доставил его и высадил на берег без потерь, огнем своих пулеметов поддержал атаку огнем. Умело управляя огнем катера, дополнительно высадил группу краснофлотцев подкрепления в помощь основной группе десанта. Во взаимодействии с пограничной заставы японский пикет был разгромлен без потерь с нашей стороны.

Отдельный дивизион пограничных судов. В Хабаровском пограничном порту (Владивостокский, Петропавловский и Хабаровский пограничные порты переданы Тихоокеанскому флоту) базировались: 2 речных судна («Красин», «Сахалинец») и 7 вспомогательных судов (2 катера типа «КА-ЗиС-5», 3 посыльных судна, 2 баржи) в составе Отдельного дивизиона КПВ НКВД Хабаровского округа. Командир дивизиона капитан-лейтенант Блинов Василий Иванович. 
60-й Камчатский морской пограничный отряд ПВ Приморского округа, заместитель начальника пограничного отряда по морской части капитан 3-го ранга Маслий Петр Данилович. Пограничный отряд имел в составе 3 дивизиона и два СКР - «Киров» под командованием капитана 3-го ранга Сизова Ивана Дмитриевича (ранее командиры корабля капитан 3 ранга Иванов Николай Федорович зачислен слушателем ВМА РКВМФ им. К.Е. Ворошилова (приказ НКВД СССР от 03.02.1940 г. №151. Основание: приказ НКВМФ СССР от 08.01.1940 г. №071), капитан-лейтенант Кулинич Е.Д., назначен командиром 3-го дивизиона 62-го морпогранотряда, капитан 3 ранга Маслий Петр Данилович назначается заместителем по морчасти начальника того же пограничного отряда) и СКР «Дзержинский» под командованием капитан-лейтенанта Гончарова Матвея Алексеевича. Третий пограничный сторожевой корабль II ранга «Воровский» в период с 1944 по 1948 гг. находится на капитальном ремонте в г. Владивостоке (ранее командир капитан 2-го ранга Антонов Неон Васильевич зачислен слушателем ВМА РКВМФ им. К.Е. Ворошилова (приказ НКВД СССР от 03.02.1940 №151. Основание: приказ НКВМФ СССР от 08.01.1940 г. №071) 1-й дивизион ПСК, 2-й дивизион капитана 3 ранга Бойко Никифор Игнатьевич погиб 06.08.1945 г. в бою с иностранными самолетами, врид командира капитан Эдельман Яков Соломонович, 3-й дивизион «К» капитан 3 ранга Скиба Иван Максимович. Пограничный катер «МО-II» (корабль IV ранга) - «ПК-7» старшего лейтенанта Овсянникова Василия Федоровича ранен 06.08.1945 г. в бою с иностранными самолетами, «ПК-8» под командованием капитан-лейтенанта Федченко Николая Тихоновича, погиб 18.08.1945 г. при высадке десанта на остров Шумшу; «ПК-9» капитан-лейтенанта Крикунов Василий Кириллович,  «ПК-10» старшего лейтенанта Мариловцева Семена Васильевича тяжело ранен 06.08.1945 г. в бою с иностранными самолетами, «ПК-11» старший лейтенант Гуляй Федор Федорович, «ПК-12» лейтенант Остистый Григорий Васильевич, «К-19» старший лейтенант Кочетов Антон Павлович, «К-21», «К-22» старший лейтенант Старшов Владимир Кондратьевич, «К-24» лейтенант Кудлай Александр Константинович.
В составе морских сил десанта первого броска на Шумшу участвовали из 60-го морпогранотряда катера «К-17», «К-19», «К-21», «К-22», «К-24», «ПК-8», «ПК-9», «ПК-11» и «ПК-12». ПК-9 до Шумшу не дошел. Во время перехода к острову в темноте его протаранило десантное судно ДС-43. На обратном пути в Петропавловск катер затонул.
По оценке командира высадки десанта капитана 1 ранга Пономарева Д.Г.,* поставленную Командующим Тихоокеанским флотом боевую задачу Петропавловская ВМБ выполнила успешно. Особо отличившимися являются ЭМ «Охотск», СКР «Киров» и СКР «Дзержинский» (оба 60-й МПО НКВД) отлично выполнившие задачу по поддержке огнем десанта при высадке на берег. Противник совершенно не ожидал высадки Камчатских войск на островах Курильской гряды, а готовился к отражению американского десанта. По показанию командира 91 пехотной дивизии генерал-лейтенанта Фусаи Цуцуми 18 августа для него является «черным днем».   
Примечание: Пономарев Дмитрий Григорьевич (03.11.1908-?), капитан 1 ранга. Родился 3 ноября 1908 г. Уроженец г. Архангельск. Окончил Архангельское мореходное училище в 1929 г. В РК ВМФ с 1931 г. В 1935 г. окончил Учебный отряд подводного плавания. Участник советско-японской войны с 09.08.1945 г. Во время Курильской десантной операции командир Петропавловской ВМБ капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев в сложных погодных условиях в короткие сроки подготовил и осуществил переход морем, произвел высадку десанта на сильно укрепленные противником о-ва Шумшу и Парамушир, организовал подавление вражеских опорных пунктов и огневых точек. Звание Герой Советского Союза присвоено 14 сентября 1945 г.  После войны продолжал службу в ВМФ. В 1948 г. окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С 1954 г. капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев в запасе. Жил в Ленинграде.
Успех в поведении десантной операции был обеспечен правильным выбором района высадки, скрытностью операции на всех этапах подготовки и перехода десанта морем, внезапностью и быстротой действий десанта первого броска, прорвавшегося в глубину обороны противника (захват выс. 171). Благодаря исключительному героизму моряков, в том числе из состава ордена Ленина 60-го Камчатского морского пограничного отряда, противник был дезорганизован в силах десанта, а в свою очередь быстрые и решительные  действия сил десанта первого броска, принудили японцев к капитуляции. 
Большая группа пограничников по итогам Курильской операции была награждена государственными наградами. Командиры СКР «Киров» и СКР «Дзержинский» награждены орденами Красного Знамени. 60-й ордена Ленина Камчатский морской пограничный отряд получил почетное наименование «Курильский». СКР «Дзержинский» награжден орденом Красного Знамени.

61-й морской пограничный отряд ПВ Приморского округа Командир дивизиона капитан 3 ранга Ядревский Антон Васильевич, в 1944 г. сменил  Дивизион имел в составе катера ПК-20, ПК-21, ПК-23, ПК-24. Командиры катеров – «ПК-20» капитан-лейтенант Злобин Петр Терентьевич, «ПК-22» капитан-лейтенант Евдокимов Леонид Алексеевич.
В период боевых действий с Японией в суровых условиях плавания в Охотском море на катера дивизиона 61-го морпогранотряда «ПК-20», «ПК-22» и др. была возложена ответственная задача по охране 27 транспортов с грузами и боеприпасами, находившихся Нагаево, а также выполнения заданий по несению службы ближнего и дальнего дозора, транспортировке и высадке десанта.

Александр Слободянюк:
62-й морской пограничный отряд ПВ Приморского округа. Заместитель начальника 62-го пограничного отряда по морчасти Алексеев Вячеслав Николаевич. В составе 5 дивизионов под командованием: 1-го дивизиона «К» капитан-лейтенант Кабанов Андрей Васильевич, 2-го капитан-лейтенант Лукьянчиков Николай Алексеевич, 3-го капитан 3 ранга Кулинич Евлампий Демьянович, 4-го капитан-лейтенант Костиков Сергей Владимирович и 5-го капитан-лейтенант Сторчеус Михаил Степанович. В составе следующие катера: ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, К-31, К-32, К-33, К-34, ПК-37, ПК-39, ПК-40, ПК-41, ПК-42, ПК-43. Командиры катеров – ПК-13 капитан-лейтенанта Кострубина Николая Филипповича, «ПК-16» лейтенант Митрошина Александра Матвеевича, «ПК-17» старший лейтенант Антоненко Александр Петрович, «ПК-18» старший лейтенант Постриган Михаил Федорович, «ПК-25» лейтенант Балалаев Данил Семенович, «ПК-26» лейтенант Погорелов Андрей Ермолаевич, «ПК-27» старший лейтенант Кацура Борис Васильевич, «ПК-28» старший лейтенант Литвинов Григорий Михайлович, «ПК-29» старший лейтенант Сокуренко Гурий Яковлевич, «ПК-30» старшего лейтенанта Алдошина Михаила Андреевича, «ПК-31» старший лейтенант Ветров Дмитрий Алексеевич, «К-31» старший лейтенант Пичугин Константин Александрович, «ПК-32» старшего лейтенанта Антощенко Александра Алексеевича, «К-32» лейтенант Мищенко Ивана Лукича, ПК-33 лейтенант Мумин Сергей Алексеевич, «К-33» мл. лейтенант Бородина Михаила Семеновича, ПК-34 старший лейтенант Бабаев Дадаш-Ага Наги-Оглы, «К-34» лейтенанта Тимофеева Алексея Яковлевича, ПК-35 капитан-лейтенант Александров Петр Сергеевич, «ПК-37» старший лейтенант Крымский Олег Михайлович, ПК-39 старший лейтенант Караваев Павел Дмитриевич,  ПК-40  старший лейтенант Олейник Владимир Федорович, «ПК-42» капитан-лейтенант Милошенко Петр Иванович, «ПК-43» капитан-лейтенант Кострубин Николай Филиппович.
С началом боевых действий 1-й дивизион 62-го морпогранотряда обеспечил проводку 12 транспортов из Владивостока в Совгавань. Командир ПК-17 старший лейтенант Атоненко А.П., совместно с катерами «МО-4» 9-12 августа 1945 г. обеспечивал безопасность конвоя транспортов в порт Юки. При занятии порта первым ворвался в порт с другими кораблями. ПК-31 под огнем противника обеспечивал огневую поддержку высадки десанта первого броска в Маоко, затем забрав с транспорта 60 чел. высадил десант второго броска в порт. ПК-33 13.8.45 г. по заданию командования СТОФ выполнял дневную операцию по разведке побережья противника на острове Сахалин район Торо (Шахтерск-Эсуторо /обстрел побережья с целью выявления огневых точек противника/ задача выполнена успешно, обнаружено две огневых точки противника и разведаны районы удобные для высадки десанта. С 15 по 18.8.45 успешно провел пароход «Арпа» из Совгавань в Александровск на Сахалине. ПК-35 11-13.8.45 г. в составе МО-29, ПК-34, осуществил проводку трех судов из Совгавани в Де-Кастри и из Де-Кастри в Совгавань двух судов. 11 на 12.8.45 г. по заданию командования СТОФ выполнял разведывательную операцию по разведке побережья противника на острове Сахалин в составе отряда катеров: МО-35, ТКА-643, 644 в районе Эсутору-Тору. 13.8.1945 г. по заданию командования СТОФ дивизион выполнил дневную разведку побережья противника на острове Сахалин в районе Торо и Эсуторо /обстрел побережья с целью выявления огневых точек противника/. Поставленная задача выполнена успешно, обнаружены две огневые точки противника и разведаны удобные районы для высадки десанта. 15.-16.8.45 г. первым десантным отрядом по захвату плацдарма районе селения Торо в составе отряда: ПК-27, ПК-29, ПК-33 и ПК-34 под командованием командира 3-го дивизиона 62-го пограничного отряда капитан-лейтенанта Кулинича Е.Д. ПК-35 получил прямое попадание 76-мм фугасного снаряда, взрывом была повреждена бензосистема, на борту возникло четыре пожара, командир и три члена экипажа получили ранение. Катер из боя не вышел, командир умелым маневром катера вывел его из под огня противника, и приступил к выполнению следующей задачи. Взял с транспорта 140 чел. десанта второго броска и высадил в Маоко (ныне Холмск). Задача «произвести высадку разведывательного отряда 365-я батальона морской пехоты (командир десанта захватившего Торо и Эсуторо подполковник Тавхутдинов Карам Петрович) в районе поселка Торо и поддержать огнем продвижение разведывательного отряда на берегу, выполнена успешно. Потерь не имел. Действовал решительно и умело чем обеспечил высадку десанта последующих отрядов. (командир Охраны Водного Района Совгаваньской Военно-Морской Базы капитан 3-го ранга А. Цыпник» 
С 12 августа 1945 г. группа катеров 4-го дивизиона в условиях штормовой погоды и плохой видимости обеспечивали переход транспортов из порта Владивосток в порт Советская Гавань. В ходе проведения второго конвоя из Владивостока в порт Юки один из транспортов в районе Фуругольмм в условиях плохой видимости из-за тумана оторвался от основного состава конвоя. В течении трех часов катера дивизиона вели поиск транспорта в ночных условиях, сумели его найти и поставить в кильватер конвоя. При подходе к порту Юки командир дивизиона капитан 3 ранга Костин получил приказание полным ходом пройти по фарватеру и сбросить несколько глубинных бомб, в результате были инициированы подрывы двух донных мины с акустическими взрывателями.  Охраняемый коновой прибыл в порт назначения благополучно. 17 августа 1945 г. группа катеров 4-го дивизиона обеспечивала переход каравана транспортов из бухты Преображение в порт Владивосток. В районе мыса Лихачева был обнаружен перископ подводной лодки противника. Незамедлительно в этот район бросился ПК-39 и забросал глубинными бомбами. Лодка была загнана на глубину и караван продолжил движение в пункт назначения. Катер «ПК-40» при конвоировании транспорта из Владивостока в корейский порт Сейсин в течении суток в условиях штормовой погоды, затем нес дозорную службу по охране порта Сейсин.
11 - 12 августа 1945 г. ПК-35 (командир - капитан-лейтенант Александров П.С.) совместно с ПК-29 и ПК-34, осуществили успешную проводку трех грузовых судов из порта Советская Гавань в порт Де-Кастри, а также двух других судов из порта Де-Кастри в порт Советская Гавань.
18 августа 1945 г. ПК-31 (командир – старший лейтенант Ветров Д.А.) под огнем противника обеспечил огневую поддержку высадки десанта первого броска в порту Маоко, затем забрав с транспорта 60 чел. осуществил высадку десанта второго броска в этом порту.
с 11 на 12.8.45 г. ПК-33 (командир - лейтенант Мунин С.А.) по заданию командования СТОФ выполнял разведывательную операцию в районе побережья противника на острове Сахалин в составе сводного отряда катеров: ПК-35, флотских ТКА-643, 644 в районе Эсутору-Тору. 12-13.8.45 г. совместно с ПК-34 и ПК-29, осуществил проводку трех судов из Совгавани в Де-Кастри и из Де-Кастри в Совгавань двух судов.13.08.1945 г. по заданию командования СТОФ выполнял разведывательную операцию по разведке побережья противника на острове Сахалин в составе сводного отряда катеров: ПК-35, флотских ТКА-643, 644 в районе Эсутору-Тору. провел разведку побережья острова Сахалин в районе Торо (Шахтерск-Эсуторо) и произвел обстрел побережья. В результате моряками были обнаружены две новые огневых точки противника и разведаны районы удобные для высадки десанта. С 15.08.1945 г. успешно провел пароход «Арпа» из Совгавань в Александровск на Сахалине.
15.-16.8.45 г. ПК-35 (командира - капитан-лейтенант Александров П.С.) с первым десантным отрядом по захвату плацдарма районе селения Торо в составе отряда: ПК-27, ПК-29, ПК-33 и ПК-34 под командованием командира 3-го дивизиона 62-го пограничного отряда капитан-лейтенанта Кулинича Е.Д. ПК-35 получил прямое попадание 76-мм фугасного снаряда, взрывом была повреждена бензосистема, на борту возникло четыре пожара и командир и три члена экипажа получили ранение. Катер из боя не вышел, командир умелым маневром катера вывел его из под огня противника, и приступил к выполнению следующей задачи. Взял с транспорта 140 чел. десанта второго броска и высадил в Маоко. Задача «произвести высадку разведывательного отряда 365-я батальона морской пехоты (командир десанта захватившего Торо и Эсуторо подполковник Тавхутдинов Карам Петрович) в районе поселка Торо и поддержать огнем продвижение разведывательного отряда на берегу, выполнена успешно. Потерь не имел. Действовал решительно и умело чем обеспечил высадку десанта последующих отрядов. (командир Охраны Водного Района Совгаваньской Военно-Морской Базы капитан 3-го ранга А. Цыпник»
Пограничный катер «ПК-44» получил повреждения в результате подрыва на американской авиационной неконтактной мине в Расине и во избежание гибели выбросился на берег острова Масеми.
9-12 августа 1945 г. катерам 5-го дивизиона в составе катеров ПК-14, ПК-17 была поставлена боевая задача по обеспечению безопасности при переходе эшелона с десантом советских войск в порт Юки. Караван точно и в срок был выведен в район десантирования, несмотря на штормовую погоду. При подрыве танкера «Камчатнефть» экипажем катера ПК-14 умело организовано спасение личного состава танкера. 18 августа 1945 г. дивизион выполнял боевую задачу по охране конвоя транспортов «Ломоносов», «Лозовский», «Ташкент» и «Хабаровск» с личным составом и боевой техникой одной дивизии из порта Владивосток в корейский порт Сейсин. В крайне тяжелых условиях сплошного тумана на всем переходе группа катеров под командованием начальника штаба дивизиона катеров капитан-лейтенанта Аршинова обеспечила выполнение поставленной задачи. Перед заходом катерами был обследован порт на предмет наличия мин, что дало возможность подойти к причалам на разгрузку войск без потерь. Катер «ПК-13» с первых дней боевых действий нес дозорную службу, конвоировал транспорты из бухты Преображения в порт Владивосток и затем в корейский порт Сейсин. Катера ПК-15, ПК-16 и ПК-19 в ночь на 19 августа 1945 г.  в условиях тумана и шторма конвоировали транспорты «Плеханов» и «Менделеев» из бухты Преображения в порт Владивосток и  провели транспорт «Работница» из порта Владивосток в корейский порты Райсин-Сейсин. ПК-17 (командир - старший лейтенант Антоненко А.П.), совместно с катерами дивизиона и «МО» ТОФ обеспечивал безопасность конвоя транспортов в порт Юки. При атаке порта, катер вместе с другими кораблями одним из первых ворвался в порт Юки.
В августе 1945 г. 62-й морской пограничный отряд обеспечил проводку караванов общим числом - 199 кораблей и транспортов.

Дивизион судов 65-го морского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Николаевск на Амуре). Командир дивизиона капитан-лейтенант Кудрявцев Александр Иванович. Дивизион состоял из 7 боевых (К-80, К-81, К-82, К-84, К-84) и 6 вспомогательных катеров. Командиры катеров: «К-80» капитан-лейтенант Соценко Сергей Прокофьевич, «К-81» капитан-лейтенанта Макеева Николая Ивановича, «К-82» старшего лейтенанта Хаустова Ивана Ивановича.
Катера дивизиона обеспечили выполнение боевой операции по минированию Татарского пролива. Дивизион организовал дозорную операцию в Сахалинском заливе, обеспечивая безопасность плавания в районе работы минных заградителей. В ходе боевого траления добился в результате умелого применения 4 пограничных катеров дивизиона вытраливания 39 морских мины, 4 мины расстреляны на море. Пограничный катер К-80 под командованием капитан-лейтенант Соценко С.П. в течении 8 суток охранял тыл армии и его коммуникации, несмотря на тяжелые метеорологические условия и шторм на море 6-7 баллов, оборонял подступы к базе. Пограничный катер К-82 находясь в дозоре по охране коммуникаций 16-й армии провел 18 кораблей, не допустив их на минное поле. Во время боевого траления имеет 13 вытраленных мин. Когда одна из мин, взорвалась вблизи катера, командир катера старший лейтенант Хаустов И.И., действовал умело и спас личный экипаж катера. С первых дней войны пограничный катер под командованием капитан-лейтенанта Макеева Н.И. признан флагманским, охранял подступы к Николаевской-на-Амуре Военно-Морской Базе Северной Тихоокеанской флотилии. Катер в трудных условиях штормового моря нес службу по охране минного поля, тем самым спас много сотен человеческих жизней и ценности государства. Катер вытралил 9 морских мин. Все время также нес службу по охране государственной границы.

Александр Слободянюк:
Отдельный дивизион речных катеров ПВ НКВД Забайкальского округа. Командир дивизиона капитан-лейтенант Миненко Петр Капитонович. Дивизион был сформирован 15 мая 1941 года в составе двух групп катеров 55-го Джалиндского пограничного отряда и 74-го Шилкинского пограничного отряда. Пункт дислокации в с. Джалинда, Сковородинского района, Читинской области. Дивизион речных катеров, как отдельная часть вошел в подчинение начальника ПВ НКВД Забайкальского округа с одновременным оперативным подчинением обеих групп катеров начальникам 55 и 74 погранотрядов. Штатными судовыми единицами было всего семь единиц с бортовыми номерами от К-131 до К-137, а также катера «ГАЗ»  Командиры катеров – «РБК-135» старшина 1-й статьи Молчан Александр Иванович, главстаршина Смирнов Сергей Павлович, старший краснофлотец Гетьман Василий Павлович. Вошедшие в состав дивизиона катера типа «РБК» были построены на эллинге Хабаровского пограничного порта. В период боевых действий катера дивизиона оказали большую помощь 55-му и 74-му пограничным отрядам округа в форсировании реки Амур, в доставке боеприпасов и эвакуации раненных. Личный состав совместно с подразделениями пограничных отрядов приял непосредственное участие в операциях по ликвидации японских пограничных кордонов, в захвате японо-маньчжурских пароходов и барж с грузами, чем способствовал выполнению поставленных перед пограничниками боевых задач.
Группа катеров 55-го Джалиндинского пограничного отряда из состава отдельного дивизиона катеров ПВ НКВД Забайкальского округа. Участок государственной границы проходит по реке Амур. В ночь на 10.8 сводная группа подразделений 55 ПО численностью 100 человек [под] командой зам. начотряда по разведке майора Гпмнорьева [на] трех катерах форсировала р. Амур и [в] 3.00 10.8 сосредоточилась [на] северо-восточном берегу острова № 79, откуда [с] мерами разведки [и| охранения [в] предбоевых порядках выступила [в] направлении кордона двумя группами. Не встречая сопротивления, группы [в] 4.00 полностью окружили кордон и поселок Амурхэяця. [При] попытке разведки проникнуть [во] двор кордона она была обстреляна часовым [с] вышки кордона, одновременно по группе был открыт ружейно-пулеметный огонь из окон зданий. [В] результате боя противник потерял убитыми 9 человек, [в] том числе 4 японца: начальник РППО, начальник службы, его заместитель и радист. Кроме того, были убиты 3 жены офицеров, взято [ в] плен 12 человек, захвачено японское знамя, 18 винтовок, рация, сейф [с] шифром и секретными документами. Наши потери: убито 2 человека, тяжело ранено 3, легко ранено без выхода из строя 12 человек. 
С началом боевых действий для ликвидации японского погранополицейского кордона Лянь-Инь (против с. Джалинда 55 ПО) на высоком берегу р. Амур. Оперативная группа 55 ПО [в] составе 24 человек [под] командой ст. лейтенанта ВЛАДИМИРУКА 10.8.45 г. [в] 3.00 на двух катерах самосплавом (не заводя мотора) форсировала р. Амур. В результате боя потери противника составили убитыми 6 человек, [в] том числе сгорел начкордона  японец, взято [в] плен 8 человек, из них 2 офицера, захвачено все вооружение [и] имущество кордона. С нашей стороны потерь нет. 
Группа катеров 74-го Шилкинского пограничного отряда из состава отдельного дивизиона катеров ПВ Забайкальского округа (с. Покровское). Речной участок госграницы, протяженностью 311 км. пролегал от р. Яровичная (10 км зап. пос. Лубинский) до р. Ольдой. Участок государственной границы проходил фарватеру рр. Аргунь и Амур от начала Амура по направлению поселка Джалинда. Также в задачу группы катеров входило взаимодействие отрядом 1-м бронекатеров Сретенского отдельного дивизиона речных катеров (СОДРК) совместно с погранотрядом прикрыть это направление. На случай боевых действий в верховьях Амура отрабатывалось взаимодействие.
Захват г. Мохэ. На участке Покровка-Мохэ все погран-полицейские посты были уничтожены опергруппами 74 пограничного отряда, во взаимодействие с Сретинским отдельным дивизионом речных катеров (СОДРК). Атаку поддержать штурмовым ударом 3-х самолетов 8-го пограничного авиполка, приданных 74 пограничному отряду (два «ПО» и один «ПР-5»). К 11.00 11.08.1945 г. корабли с десантом пограничников сосредоточились 10 км выше г. Мохэ. В 14.00 1 ОБКА, ПК-5 выше 3 км г. Мохэ высадили десант пограничников – 220 чел. с двумя станковыми пулеметами и 15 ручными пулеметами. После высадки, корабли отошли к левому берегу, высаженный десант начал успешно продвигаться в обход г. Мохэ. В 15.00 три самолета пограничной авиации нанесли бомбовый удар по Мохэ, в 15.30 1 и 2 ОБКА открыли огонь по военному городку и полицейскому участку г. Мохэ. Под прикрытием бронекатеров Амурской Краснознаменной флотилии подразделения 368-го горнострелкового полка  были посажены на плавбазу ПБ-4 и малые пограничные катера начали высадку на берег непосредственно в Мохэ. В 15.00 «ПБ-4» и п/х «Пограничник» высадили десант (батальон 368 ОГСП) в 1 км выше г. Мохэ. Бронекатера 1-го отряда ОСДРК дали два-три залпа по штабу и казармам японцев. Ударом с флангов и тыла, с одновременной высадкой десанта – взвода автоматчиков с 1 ОБКА непосредственно в районе городской пристани к 17.00 11.8.1945 г.  г. Мохэ был занят. Подразделения горнострелкового полка и пограничников вошли в город и стали продвигаться в глубину. Не прошло и часа, как на зданиях города появились белые флаги, а мирные жители направились к порту также с белыми флагами в руках. Артиллерийский огонь с бронекатеров был прекращен. Тем временем солдаты японского гарнизона подожгли склады с оружием и продовольствием, вместе с семьями ушли таежными тропами в горы. В Мохэ были захвачены трофеи: два склада с вооружением и боеприпасами, четыре склада с продовольствием, склад связи и две радиостанции. В Мохэ и других захваченных опорных пунктах японцев остались подразделения 74-го погранотряда.
В связи с плохой организацией, [из-за] низкой требовательности и контроля за ходом переправы личного состава через реку Амур со стороны майора КОЗИНА и частичной растерянности отдельных бойцов в момент переправы на перегруженной обывательской лодке утонуло 4 человека личного состава погранзаставы № 16. Всего по округу в ходе операции утонули 15 пограничников. Начальник штаба ПК-1 старший лейтенант ЛЕВЧЕНКО с выходом на правый берег реки Аргунь поставленную задачу по организации и руководству  группой по ликвидации кордона «КУТИКАН» переложил на начальника заставы № 1 лейтенанта Чубукина А.И. , а сам лично остался на катере в районе переправы в 3-х км от кордона «КУТИКАН», тем самым со стороны старшего лейтенанта Левченко проявлена трусость. 
Всего в боевых действиях принимало участие только в составе Краснознаменных пограничных войск Хабаровского округа - 205 пограничных судов различных классов и категорий. Во взаимодействии с сухопутными войсками пограничные корабли участвовали в занятии 104 населенных пунктов, расположенных по берегам Амура и Уссури и Татарского пролива. Количество подразделений морпогранчастей: отдельных дивизионов -1, не отдельных дивизионов в составе пограничных отрядов -26, групп катеров – 4.
В ходе боевых операций погранкораблями захвачено 7 пароходов и 15 других плавединиц противника. Потоплены 2 катера морского типа и шаланда.
Потерь с нашей стороны не было.
Справка. Корабли и катера дивизионов из состава погранотрядов переправили только через Амур и Уссури около 27 тысяч солдат и офицеров армейских соединений, 152 орудия, 652 тонны боеприпасов и продовольствия, 384 автомашины, 80 тракторов, 504 лошади, 312 повозок и т.д.

А.А. Слободянюк, Член общества изучения истории отечественных спецслужб. На правах рукописи, рабочая версия, возможны незначительные уточнения и дополнения.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница