Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Авиаторы системы НКВД ССР в архивных документах  (Прочитано 4388 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/005/058-0977520-0382/00000230.jpg&id=60685944&id=60685944&id1=0fb3aea52c29e4f6cf6c5e27ded5762b – второй сверху: не вернувшейся с войны боец 9-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Забайкальского округа Попов Николай Григорьевич. В Книге Памяти пограничников не значится. http://s50.radikal.ru/i128/1012/64/e9361343283e.jpg

Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=13652.0 – вот здесь тема про воспитанника авиации пограничных войск НКВД СССР Героя Советского Союза гвардии подполковника Николая Куприяновича Дилигея (1911-1945).

Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Куприянович Дилигей. Это единственное фото офицера, которое имеется в семье внука: http://s010.radikal.ru/i311/1012/17/3d20afc56332.jpg


Записан

vetalgve

  • Евгений Петрович фото 1949-1950 г.
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
  • Евгений Петрович
    • WWW
На дружественном вам форуме имеется ветка перекликающая и дополняющая материалы этой темы http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=2962

 АВИАЦИЯ НКВД СССР
тема о реальных героях-летчиках которые относились к авиации НКВД.
Как известно авиация НКВД обьединяла до войны не только экстерриториальное управление(пограничных округов до войны не существовало) пограничных войск НКВД СССР, но и значительный парк
самолетов ГУЛАГ.
Итак-
Серьезные изменения в организационно-штатной структуре пограничных войск произошли в 1939 г. по инициативе началоьника ГУПВ комдива Г.Г.Соколова.Приказом НКО СССР все авиачасти погранвойск были сведены в отдельную авиабригаду в составе 10 отдельных авиаэскадрилий 12-самолетного состава и двух гидрозвеньев по 3 самолета, а также трех окружных авиаремонтных мастерских (Москва, Алма-Ата, Хабаровск).В связи с этим существующие авиаотряды переформированы по новым штатам по прежнему месту дислокации, за исключением авиаотрядов в Киеве, Тбилиси, Грозном, Ростове-на-Дону, Иркутске, Ленинграде, Мурманске и на ст.Белая, которые были расформированы.Расформировано также авиационное отделение в Харьковской объединенной пограничной школе с учебной авиаэскадрильей. Расформирован и авиаотдел ГУ ПВ.
Минская авиаэскадрилья передислоцирована в Коктебель. Определялось "Положение об отдельной бригаде пограничных войск НКВД". Командир авиабригады одновременно являлся помощником начальник ПВ НКВД по авиации, ему подчинялись все морские и сухопутные авиачасти пограничных войск.
Формирование отдельной авиабригады закончилось к осени 1939 г.
Структура:
- штаб
- политотдел
- отделение кадров
- штурманская сдужба
- метерологическая служба
- медицинская служба
- служба связи
- технико-эксплуатационная часть
- подразделения материально-технического обеспечения.
Командиром бригады и помощником начальника ГУПВ по авиации был назначен полковник И.М.Чупров. Начальник штаба бригады - майор А.И.Зиновьев.Военный комиссар - полковой комиссар С.С.Крышан.
Помощник командира бригады по технико-эксплуатационной службе -
военинженер 1 ранга Н.М.Сергеев.Помощник командира по материально-техническому снабжению - полковник Д.П.Филатов.
Штаб авиабригады размещался в Быково, где находился аэродром, закрепленный за ГУ ПВ. Для замены авиапарка по заявке ГУПВ от промышленности стали поступать СБ, скоростные разведчики Р-10, гидросамолеты МБР-2 с двигателем АМ-34, учебные самолеты УТИ-4.
В ноябре 1939 г. для оперативного использования самолетов на участке
Украинского ПО была сформирована 11-я авиаэскадрилья в г.Броды, позднее она передислоцировалась на о.Саарема (имела на вооружении СБ). Командовал эскадрильей майор Н.Н.Петров.

Из книги Чупров И.М., Новиков В.С. "История авиации пограничных войск"
Записан

Александр Осиев

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 159
№ 20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ПОЛИТБЮРО ЦК  ВКП  (б) ОБ АВИАОТРЯДАХ  НКВД
 
29 июля 1939 г.
Утвердить предложение НКВД о проведении следующих  мероприятий:
1. Тбилисский, Грозненский, Киевский авиаотряды расформировать.
2. Остальные авиаотряды и эскадрильи переформировать в авиаэскадрильи 12-самолетного состава, объединив их в авиабригаду пограничных войск НКВД.
3. Минскую авиаэскадрилью перебазировать в Коктебель.
4. Приступить к изысканиям и строительству баз и помещений в Мурманске, Архангельске, Геленджике, Порт-Ильиче, Ногаево, Николаевске-на-Амуре, с тем, чтобы в 1941 г. сформировать 6 новых эскадрилий.
5. Расформировать авиаотдел Харьковского военного училища.
6. Установить численность пограничной авиации на 1939 г.:
-самолетов—115, личного состава-2800 человек;
на 1941 г.:
-самолетов — 245 и личного состава - 4400 человек.
7. Отменить пункт 3 постановления Комитета Обороны при СНК СССР от 13 июня 1937 г. о содержании на летной работе  2500 летчиков резерва ввиду недостаточной материальной базы пограничной авиации.
8. Утвердить постановление президиума Центрального совета Осоавиахима от 22 июня 1939 г. о передаче НКВД Коктебельского аэродрома с жилыми и служебными помещениями.
9. Обязать ВВС РККА принять в строевые части остающийся за штатом летно-технический состав.
10. Обязать Народный комиссариат Военно-Морского Флота СССР и Народный комиссариат обороны, начиная с 1941 г., обеспечивать потребность по заявкам Главного управления  пограничных войск НКВД СССР летно-техническими кадрами.

Секретарь ЦК ВКП (б)
                                                                                                               ЦА  ФСК России
Быков А.П., Ерошин В.П., Краюшкин А.А., Степашин С.В., Тимофеев В.А.,
Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Накануне (ноябрь 1938 г. - декабрь 1940 г.). Сборник документов. Т. 1 Кн. 1
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 301
Управление Пограничных Войск Совершенно секретно
Туркменского округа
11 октября 1941 года №193249
г. Ашхабад НАЧАЛЬНИКУ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК НКВД СССР
НАЧАЛЬНИКУ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ войск НКВД
г. Москва
Согласно телеграфному распоряжению генерал-майора тов. Бадейнова /№1/45038 от 12.9.41 г./, при этом представляются НАГРАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ на особо отличившихся при проведение боевых операций по занятию иранских пограничных постов, резиденций пограничных комиссаров и разоружении гарнизонов иранских войск –
1/ бойцов, командиров и политработников;
2/ местных жителей – членов баз содействия округа.
Ходатайствуем о награждении.
Приложение: /для ГУПВ НКВД СССР, наградные материалы, согласно списков./
Начальник Пограничных войск Военный комиссар
Туркменского округа бригадный комиссар
комбриг Попов Кузнецов
отп. 2 экз
Маш. Гр. Штамп вх. №8079 от 27.10.41 г.
Приложение к ходатайству Секретно
№193249 от 11.Х.41 г.
СПИСОК №1
Бойцов, командиров и политработников частей и Управления
Погранвойск НКВД Туркменского округа – представляемых к
правительственным наградам
Должность, часть-------------------------------Фамилия, Имя и Отчество---------Примечание
……
II. К ордену «Красная Звезда»….
28.Начальник штаба 4 авиаэскадрильи капитан Соболев Георгий Матвеевич.
29. Командир 4 авиаэскадрильи капитан Гринев Петр Иванович.
….
V. К медали «За боевые заслуги»
……
10.Секретарь партийного бюро 4 авиаэскадрильи старший лейтенант Черемных Николай Александрович.
11.Старший летчик 4 авиаэскадрильи лейтенант Сорокин Павел Иванович.
12.Авиатехник 4 авиаэскадрильи воентехник 2 ранга Семейкин Дмитрий Никифорович.
13.Авиатехник 4 авиаэскадрильи младший воентехник Дудниченко Алексей Григорьевич.
…. Начальник отд. по начсоставу полковой комиссар Дмитриев (подпись)
Примечание:Так, в июле 1943 г. в глубоком тылу, на участке одного из погранотрядов Туркменского округа действовала вооруженная бандитская группа в количестве 14 человек. Для ликвидации банды было выслано три поисковые группы под командованием офицеров Пигматулина, Кудрявцева и Малюшевского. Бандиты внезапно обстреляли одну из поисковых групп, ранили лейтенанта Пигматулина и скрылись. К месту происшествия вылетели два экипажа — майора Гринева и старшего лейтенанта Сорокина. После длительного полета над безводной пустыней авиаторы обнаружили поисковую группу и поблизости от нее, на такире, благополучно произвели посадку. Летчики оказали первую помощь лейтенанту Пигматулину и доставили его в ближайший медпункт.
28.12.2011 г. Александр Слободянюк
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2011, 09:19:17 от Александр Слободянюк »
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 301
                    Пограничная авиация в советско-японской войне 09.08.-03.09.1945 г.
   Пограничные войска НКВД Забайкальского, Хабаровского и Приморского округов  к началу августа 1945 г. имели в оперативном подчинение следующие авиационные части из состава Отдельной авиабригады ГУПВ (командир генерал-майор авиации И.М.Чупров ):
   3-й (командир майор Шестов А.А. ) и 7-й (командир подполковник Мустыгин И.Н. ) отдельные авиационные полки, дислоцированные в районе г. Нерчинск (аэродром Белый), Читинская область ПВ Забайкальского округа;
   8-й отдельный авиационный полк (командир майор Енин Н.Е. ), г. Хабаровск, а также дислоцированное из его состава звено в Александровске на Сахалине, в оперативном подчинение начальника 52-го ордена Ленина Сахалинского морского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа;
   2-й отдельный легко-бомбардировочный морской авиационный полк (командир подполковник Балясников В.А. ), Петропавловск на Камчатке, Приморский край в оперативном подчинение начальника 60-го ордена Ленина Камчатского морского пограничного отряда ПВ Приморского округа;
           5-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья (командир майор Карчевский В.К. ), бухта вблизи ст. Угловая г. Владивосток, Приморский край ПВ Приморского округа.
   В  составе указанных авиационных частей пограничных войск состояли на вооружение 145 самолетов (48.3% или почти половина от общего числа самолетов, имевшихся в составе авиации пограничных войск страны), в том числе: «СБ» - 16, «ТБ-1» -3, и ДБ-3ф-1, «ПО-2» - 42, «АР-5» - 16, «МБР-2» - 18, «Каталина-ГТС» -2, «ЛИ-2» - 15, «СИ-47» - 2, истребители - И-15 и И-153 бис – 10.
   В течении июля и начале августа 1945 г. самолеты 3-го отдельного легкобомбардировочного авиационного полка по заданию Командующего 36-й армии произвели 214 вылетов на разведку в полосе пограничных войск Забайкальского округа с общим налетом 324 час. 7 и 8 августа 1945 г. накануне начала боевых действий, самолеты полка совершили 38 вылетов в целях установления противника на Маньчжурском и Хайларском направлениях. Было произведено 30 фотосъемок (фото-планшетов) вражеских объектов и гарнизонов, дислоцированных вблизи границы, которые предстояло штурмовать оперативным группам пограничных отрядов, и данные, о которых немедленно сообщались фронтовому и армейскому командованию специальными донесениями. К началу войны с Японией советское командование располагало необходимой информацией, обеспечившие успешные боевые действия.
   09.08.1945 г. 3-й отдельный авиаполк  имел: на передовых аэродромах в Ново-Цурухайтуй - два ПО-2; в Hep-Завод — три СБ и два ПО-2; в Покровке — два ПО-2 и один Р-5; в Сковородино — два ПО-2. В период 5.30 до 21.20 9.8.45 на участках: 53 ПО парой самолетов ПО-2 вел разведку подхода войск противника, бомбил и штурмовал полицейские кордоны; на участках 54 и 74 ПО тремя самолетами ПО-2 вел разведку прикордона  противника и забрасывал на оперативные площадки боеприпасы; тремя самолетами СБ и одним Р-5 перебазировался на передовые аэродромы Нер-Завод, Покровка для последующих боевых действий, самолетом ПР-5 производил оперативные переброски офицеров штаба округа на границу. В первый день боевых действий отличился экипаж самолета ПО-2 под командованием мл. лейтенанта Пашинова  и штурмана лейтенанта Сероштан,  который в ходе проведения разведки на участке 53-го Даурского пограничного отряда с 17.00 до 18.00 в районе японского погран-полицейского отряда Харанор, обнаружил движение конных солдат противника. Произвел бомбометание АО-25 с высоты 700 м, одиночно, шестью бомбами, после чего, снизившись до 300—200 м, из пулемета обстрелял колонну. Экипаж самолета проявил исключительное мужество и отвагу. Огнем из пулемета уничтожил до 40 японских солдат, остальные разбежались.  Самолет совершил посадку  вблизи кордона, сняв с самолета пулемет, экипаж огнем из него уничтожили 10 оставшихся японских солдат и двух офицеров, до 10 лошадей, забрали из помещения кордона ценные документы, два клинка и две японских медали, которые доставили в 53-й ПО в качестве трофеев. На аэродром возвратились без происшествий. Начальником штаба 53 ПО подтверждаются смелые, дерзкие действия экипажа. На участке 53 ПО и 74 ПО в период 5.00 до 17.00 двумя экипажами самолета ПО-2 производилась разведка группировок противника по тылам на глубину до 30 км. В районе Трехречья экипаж ПО-2, производящий разведку в тылу, был обстрелян винтовочным огнем. Боевых и небоевых потерь нет. На участке 53 ПО подход противника не установлен. Экипаж ПО-2 на участке 74 ПО 2 ПК в 12.30 наблюдал пароход противника у нашего берега, о чем было донесено коменданту 2 ПК по радио. 
10 августа т.г. на участках: 53 ПО парой самолетов ПО-2 бомбил  и штурмовал погран-полицейский отряд (ППО) противника; на участке 54 ПО тремя СБ и двумя ПО-2 взаимодействовал с наземными пограничными войсками по ликвидации гарнизона противника в г. Джурганхе (Чечичан). Штурмовал ППО и вел разведку тыла противника на глубину до 15 км; на участке 74 ПО одним самолетом ПО-2 доставлял продукты питания своим войскам; тремя ПО-2 перебазировались на передовой аэродром для последующих боевых действий на участке 74 ПО. Все поставленные задачи выполнены. Произведено за 10.8.45 вылетов 27, налет 51 ч. 06 м. К исходу 10.8.45 на передовых аэродромах базировались: в Ново-Цурухайтуй — два ПО-2, в Hep-Завод — два ПО-2; в Сковородино три ПО-2; в Покровке один Р-5 и два ПО-2. В период 4.30-5.00 10.8.45 два СБ в составе экипажей: летчик ст. лейтенанта Чепига  зам. командира эскадрильи, штурман ст. лейтенант Подгорнов адъютант и он же штурман эскадрильи,  стрелок-радист мл. сержант Ионин;  летчик мл. лейтенант Сорокин, штурман мл. лейтенант Иванов, стрелок-радист ст. сержант Горский;  один ПО-2 в составе экипажа летчик мл. лейтенант Ведебура,  штурман мл. лейтенант Савенков, вылетев в темноте, к рассвету прибыли на цель — обороняющийся гарнизон противника в г. Джурганхе, окруженный нашими войсками на удалении 200-300 м; с высоты 800-700 м произвели одиночное бомбометание, бомбардировщики СБ - по шести АБ-100, ПО-2 шесть АО-25, после чего, снизившись до 200 м, обстреляли огневые точки противника из бортовых пулеметов. Экипажи и наземные войска наблюдали попадания бомб в районе цели. После подавления противника с воздуха наземные войска штурмом овладели Джурганхе, потеряв только двух раненых. Вылет и боевые действия происходили в сложных условиях темноты и непосредственной близости своих войск. По окончании первой операции, в период 6.20-8.40 экипаж СБ в составе летчика майора Марченко зам. командира полка по строевой и технике пилотирования,  штурмана майора Кравцова начальник штаба полка,  стрелка-радиста ст. сержанта Болтенкова  произвел штурмовку погран-полицейского отряда (ППО) противника Шувыр-2-й в тылу 25 км. Производилось одиночное бомбометание тремя - ФАБ-100 с высоты 700 м, после чего, снизившись до высоты 100 м, экипаж обстрелял с четырех заходов расположение ППО. Бомбы легли в районе ППО, пулеметным огнем была зажжена казарма. В период 6.50-7.20 экипаж самолета ПО-2 в составе летчика мл. лейтенанта Бибикова,  штурмана мл. лейтенанта Журавлева В.Ф. произвел удар по ППО Шувыр-2-й, с высоты 500 м сброшено одиночно шесть АО-25. Бомбы легли в цель. По данным наземных войск в результате бомбометания имелись убитые и раненые. К 24.00 10.8.45 в боеготовности находятся самолеты: СБ - три; Р-5 - один; ПР-5 - один; ПО-2 девять. На оперативном аэродроме Hep-Завод обеспеченность ГСМ на десять самолето-вылетов; бомб на один самолето-вылет.
В период времени с 8.25-20.03 13.8.45 полк на участках: 53, 54 и 74-го пограничных отрядов округа составом экипажей самолетов ПО-2 и одним Р-2 производил разведку движения противника в тылу  на глубину до 30 км и одним самолетом ПО-2 бомбил и штурмовал скопление отходящего противника. На участке 55-го Джалиндинского пограничного отряда одним экипажем ПО-2 эвакуировал раненых пограничников в тыл. Все поставленные задачи выполнены. Произведено за 13.8.45 вылетов 23, налет 40 час 30 мин. К исходу дня 13.8.45 на передовых аэродромах базировались: в Ново-Цурухайтуй — два ПО-2, в Hep-Завод — два ПО-2; Покровка — два ПО-2, один Р-5 и один ПР-5; Сковородино — два ПО-2.
В период 8.50-9.05 13.8.45 г. экипаж ПО-2 в составе младших лейтенантов летчика Кознева,  штурмана Савенкова наносили бомбардировочный удар по скоплению  противника в Ороченском стане, расположенном в 35 км восточнее г. Джурганхе. Одиночным бомбометанием с высоты 500 м сброшено шесть АО-25, цель поражена. В период 14.00-19.00 звеном в составе одного Р-5 и двух ПО-2 под командой командира 1 АЭ капитана Семенченко  производилась разведка отходящих групп противника против участка 74 ПО. В период 7.40-15.30 парой самолетов ПО-2 в Маньчжурии против участка 53 ПО производился поиск своей пропавшей группы и перебрасывались в Драгоценку руководящие офицеры округа. Пропавшая группа обнаружена в 30 км юго-западнее Абогатуй. Группе сброшены продукты. В период 15.00-21.10 самолетом ПО-2 на участке 55 ПО производилась эвакуация раненых из действующей группы в тыл.
В период 8.05-21.10 13.8.45 на участках: 74-го пограничного отряда звеном самолетов ПО-2 производил разведку отходящих групп противника в его тылах глубиной до 40 км, на участке 53 и 54-го пограничных отрядов четырьмя самолетами ПО-2 доставлял бомбы и руководящих офицеров округа к району боев в Маньчужурии. Звено самолетов СБ перебазировались в Маньчжурию, на аэродром Драгоценка, для последующих боевых действий в Трехречье. Все поставленные задачи выполнены. Произведено за 14.8.45 вылетов 20, налет 28 час 12 мин. К исходу дня 14.8.45 на передовых аэродромах базировались: в Маньчжурии на аэродроме Драгоценка три СБ и два ПО-2; в Hep-Завод — два ПО-2; в Покровка — один Р-5, один ПР-5 и два ПО-2; в Сковородино два ПО-2; в Тыгде — один ПО-2.
В тылу Маньчжурии, в районе Лочоу, Чилиндзы группа из четырех самолетов По-2 и одного Р-5 под командованием командира полка майора А. А. Шестова действовала по уничтожению японцев, отходивших в глубь маньчжурской территории. Согласно боевым донесениям 3-й авиаполк в период 7.15-19.00 15.8.45 в Маньчжурии, в районе Трехречье, тремя бомбардировщиками СБ и двумя ПО-2 вел разведку поля боя и во взаимодействии с наземным войсками уничтожил обороняющуюся группировку противника из 500 японцев  и до 150 маньчжур. На участках 74 и 55-го пограничных отрядов в тылах противника, четырьмя самолетами ПО-2 вел разведку отходящих, разрозненных групп противника. На участке 54-го пограничного отряда одним ПО-2 производил поиск своей боевой группы в тылах противника. Одним экипажем самолета Р-5 доставлял бомбы по Маньчжурии на аэродром Мохо, для обеспечения боевых вылетов ПО-2. Все поставленные задачи выполнены. Произведено за 15.8.45 вылетов 23, налет 38 час 47 мин. К 24.00 15.8.45 на передовых аэродромах базировались: Драгоценка — два ПО-2, Hep-Завод — два ПО-2, Мохо — четыре ПО-2, один ПР-5, один Р-5, Черняево — один ПО-2.
В период 7.15-7.45 в Трехречье парой бомбардировщиков СБ в составе экипажей: капитанов летчиков Блинова командира эскадрильи «СБ»,  штурмана Павлова, стрелка-радиста сержанта Турова и старших лейтенантов летчика Чепига зам. командира эскадрильи полка,  штурмана Подгорнова, стрелка-радиста мл. сержанта Ионина, был нанесен бомбоштурмовой удар по группе японцев численностью до 500 человек и маньчжур до 150 человек, переправляющихся через р. Ган 4-5 км восточнее Маю-Лофу. Бомбометание производилось с высоты 1000 м, одиночно ФАБ-100 и залпами по три АО-25. В период 12.50-13.30 один СБ в составе экипажа младших лейтенантов летчика Сорокина, штурмана Иванова, стрелка-радиста ст. сержанта Горского произвел бомбометание по этой же цели залпами из трех АО-25 с высоты 1000 м. После бомбометания экипажи снижались до 150—200 м и огнем бортовых пулеметов расстреливали противника. В период 10.00-15.30 парой ПО-2 в составе летчиков Пашинова и Ведебура, штурманов Сероштан и Савенкова производилась разведка обстановки и боем определялись боевые порядки противника. В период 15.20-15.40 экипаж ПО-2 в составе летчика Пашинова, штурмана Сероштан атаковал возобновившуюся переправу противника в районе МАЮ-ЛОФУ, производил бомбометание с высоты 800 м, одиночным АО-25 и, снизившись до 200 м, огнем из пулеметов расстреливал живую силу противника. Всего по переправе противника через р. Ган и его боевым порядкам в районе безыменного пункта у переправы сброшено шесть ФАБ-100 и сорок две АО-25. В результате бомбардировочных и штурмовых действий звена СБ и одного ПО-2 противник понес потери: уничтожен обоз до 20 подвод, 10 лошадей, разрушено два здания, приспособленных для обороны. В период 12.00-19.00 тремя экипажами ПО-2 против участков: 74 и 55 ПО, в тылах противника велась разведка отходящих мелких групп противника. Пулеметным огнем обстреляна подозрительная группа на маршруте Сковородино, Мохо. Сброшено пять вымпелов в пунктах Байка, Попугахань мелким группам противника с требованием о сдаче в плен. На участке 54 ПО в период 8.20 - 15.00 одним экипажем самолета ПО-2 производился поиск в тылах противника нашей затерявшейся преследующей группы. Противодействие воздушного и наземного противника отсутствовало. В районе обороны и переправы противника через р. Ган по нашим атакующим самолетам велся огонь из малокалиберных пушек, пулеметов и винтовок, в результате чего самолет СБ Т-6 имеет пробоину в правой плоскости от снаряда 20-мм пушки и самолет Т-10 имеет пулевую пробоину. Боевых и небоевых потерь нет.
В 11.15 15.8.45 экипаж самолета ПО-2 установил в населенном пункте Шарфовая, что 4,5 км восточнее Маю-Лофу, до 200 человек японцев. В 15.20 15.8.45 экипаж самолета ПО-2 установил в районе Маю-Лофу переправу противника через р. Ган на двух лодках общим количеством до 50 человек. К исходу дня 15.8.45 в результате действий авиации и наземных войск противник, понеся большие потери и потеряв обоз, начал рассредотачиваться мелкими группами, уходя на восток.
Один самолет полка ПО-2 вылетал в Тахтомыгду по вызову Маршала Советского Союза А.М. Василевского. 16 августа 1945 г. экипаж в составе летчика лейтенанта Шубина  и штурмана мл. лейтенанта Рыжкова  в труднейших метеорологических условиях (проливной дождь, сплошная низкая облачность, отсутствие ориентиров) выполнил специальное задание Главнокомандующего Советскими Войсками на Дальнем Востоке.
В период 9.32-19.35 22.08.1945 г. экипаж самолета ПО-2 в составе летчика мл. лейтенанта Донецкова,  штурмана лейтенанта Церцвадзе  производил полеты на разведку отходящего противника по Мергинскому тракту. Местонахождение противника установлено. Обстрелом из турельных пулеметов экипаж боем разведал группировку противника.
В период 8.55—12.06 два экипажа самолета АР-2 в составе летчиков: майора Фролова зам. командира полка по политической части,  мл. лейтенанта Сорокина Б.И., штурманов: лейтенанта Подгорнова, мл. лейтенанта Ефимова; стрелков-радистов: ст. сержанта Турова, мл. сержанта Ионина наносили бомбовой удар по обороняющемуся противнику высота отм. 1146. В период 10.20-10.50 экипажи одиночными заходами с высоты 1000 м одиночными ФАБ-100 и залпами АО-25 разрушали и уничтожали оборонительные сооружения противника и живую силу, четыре ФАБ-100 и 20 АО-25 легли в районе оборонительных сооружений, потери противника экипажи не установили. В период 7.00-11.45 экипаж ПО-2 в составе летчика мл. лейтенанта Ведебура  и начальника 54 ПО полковника Туркова производили разведку места нахождения групп противника в районе В. Кули, высота отм.1146,1075, в районе разведки экипаж противника не обнаружил. Один самолет ПО-2 находился в резерве начальника Охраны тыла фронта 36-й армии на аэродроме Драгоценка.
Всего за период боевых действий с 9 августа по 3 сентября 1945 г. летчики полка выполнили свыше 300 боевых вылетов на уничтожение противника, 64 вылета на поиск и штурмовые действия отступающих вражеских подразделений. Непрерывно преследовали противника, вплоть до Хинганского перевала, разрушили переправу через р. Ган и пять оборонительных сооружений, уничтожили свыше 200 солдат и офицеров и 30 подвод с грузами. Самолетами было переброшено в район боевых действий 65 офицеров из числа командного состава управления и штаба пограничных войск и пограничных отрядов, эвакуировано 15 тяжелораненых пограничников, перевезено 6273 кг боеприпасов, продовольствия и других грузов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и правительства в боях против японских войск на Дальнем Востоке при прорыве двух укрепрайонов (Маньчжуро-Чжазайнурского и Халув-Аршанского), форсирование горного хребта Большой Хинган, овладение рядом городов и проявленные при этом доблесть и мужество полк был награжден орденом Красного Знамени. Полк первой авиационной частью в пограничных войсках, удостоенный правительственной наградой за боевые успехи в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
7-й отдельный авиационный полк был сформирован 05.04.1945 г. на подмосковном аэродроме Быково в составе Отдельной авиабригады Погранвойск НКВД. Получил специальное задание правительства совместно с 320-м отдельным полком войск НКВД Правительственной связи по сооружению специальной линии «ВЧ-связи» Москва — Дальний Восток накануне военных действий с Японией. Строительство предстояло вести в весьма сложных условиях непроходимой тайги, горной и лесисто-болотистой местности на участке от Читы до Даурии, затем до Приморья и Сахалина с охватом двенадцати дальневосточных городов общей протяженностью около 7000 км. В середине апреля 1945 г. полк перебазировался в г. Нерчинск. Самолеты полка совершили 2854 вылетов с общим налетом 4495 часов, перевезли 1 215 тонн различных грузов, в том числе медной и железной проволоки около 600 тонн (15 ж.д. вагонов). Сброшено с парашютом 3318 и без парашюта - 2197 единиц (объектов) груза. Общий налет техники составил 764 026 км.
Среди наиболее отличившихся зам. командира полка по летной части майор Гамаюнов,  командир эскадрильи майор Марченко,  командир корабля «С-47» капитан Кудицкий,  старший лейтенант Анисифоров,  летчики ст. лейтенанты Пузанов,  Скляров,  Стукань, мл. лейтенант Кувшинов, Ляхов, Шевяков,  лейтенанты Ронь, Скляров, штурманы самолетов мл. лейтенант Назаров, Падохин, Станик, Шумаков и др.
С началом боевых действий полк осуществлял разведку и обеспечивал боевые действия оперативных групп пограничных отрядов в входе проведения операций по ликвидации японских погран-полицейских отрядов и кордонов, производил оперативную переброску личного состава, выброску десантов, доставку топлива, оружия и боеприпасов. Всего было выполнено более 900 боевых вылетов и высажено более 1000 десантников. Так, 10 августа с самолетов Ли-2 в районе г. Харбин был сброшен десант на парашютах, который с боем занял местный аэродром. Затем десантники обеспечили прием личного состава и самолетов авиаполка посадочным способом, что способствовало успешному выполнению поставленной боевой задачи по захвату укрепленных районов и гарнизонов противника в районе г. Харбин.
Авиаторы осуществляли переброски десантов, оперативных работников, производили разведку и обеспечивали боевые действия пограничных частей.
С самолета ЛИ-2 в районе города Харбин был сброшен парашютный десант в количестве 23 человек. Десантники в тылу врага провели большую разведывательную работу, имели несколько боевых столкновений с противником. Поставленная перед десантом задача была успешно выполнена. Рассказ о боевой деятельности разведывательной группы «Альфа» из личного состава Отдельной роты особого назначения КПВ Хабаровского округа и 4-го отделения НКГБ Хабаровского края читайте в следующей главе.
Специальные группы авиаторов полка выполняли задание командования по пленению белогвардейского генерала Семенова и его доставке на территорию СССР.
В Южно-Сахалинской наступательной операции, которая проводилась с 11 по 25.08.45 г., участвовала 2-я смешанная авиационная группа укомплектованная из самолетов 8-го и 7-го авиаполков пограничных войск Хабаровского и Забайкальского округов в количестве до 24 единиц под командованием подполковника И. Мустыгина командира 7-го отдельного авиаполка. Авиагруппа в оперативном отношении была подчинена начальнику 52-го ордена Ленина морского пограничного отряда и базировались на аэродромах в Александровск на Сахалине и Зональном. Командиром авиаэскадрильи самолетов ПО-2 7-го авиаполка был майор Кузнецов,  командиром 1-го звена - капитан Н. Рогозкин,  2-го звена - капитан Г.Степанов,  3-го звена – старший лейтенант Колодяжный.  В звене капитана Г. Степанова кроме него летчиками-командирами экипажей были мл. лейтенант Землянов  и Колокольников. Большую работу проделал штаб полка под руководством капитана Аряева.
В период боевых действий в японской кампании 8-й отдельный авиаполк произвел 864 самолето-вылета с общим налетом 576 ч, из них: на воздушную разведку и рекогносцировку местности - 76 боевых вылетов с налетом 240 ч, на штурмовые действия отходящих групп противника - 66 вылетов с налетом 120 ч, на переброску оперативного состава погранвойск - 90 вылетов с налетом 120 ч, на перевозку военных грузов и эвакуацию раненых и больных - 25 вылетов с налетом 76 час.
18 августа т.г. самолет ПО-2  полка вылетел на поиск вооруженной группы противника на участке Биробиджанского пограничного отряда в интересах боевого обеспечения оперативной группы погранотряда. В 19:15 экипаж обнаружил вооруженный отряд противника, о чем сообщил оперативной группе, сбросив ей схему с указанием места пребывания вражеского отряда, а также наиболее удобного маршрута движения к этому месту.
В период с 26 по 31 августа на территории Маньчжурии в районе Цзямусы, Саньсин была проведена авиаразведка с целью уточнения данных о вооруженных группах противника, действовавших в тылу войск 15-й армии. Разведка обнаружила четыре группы японцев общей численностью 250 человек. К месту их обнаружения были высланы подразделения пограничных войск, которые во взаимодействии с самолетами ликвидировали вражеские группы. Большую организационную работу проводил штаб и службы полка под руководством капитана Куликова. 
В конце августа 1945 г. самолет, пилотируемый летчиком старшим лейтенантом И. П. Балябой, совершая разведывательный полет в трудных метеорологических условиях, произвел вынужденную посадку на Маньчжурской территории в районе городка Ченьжен. На борту самолета находился старший помощник начальника отделения общевойсковой подготовки 2-го отдела штаба КПВ Хабаровского округа капитан Н. В. Шамшурин.  В ходе опроса местных жителей было установлено, что в тылу наших наступающих частей в районе городка остался небольшой вооруженный гарнизон японских войск. Они доложили об этом в штаб округа. Командир полка подполковник Н. Е. Енин, находившийся в это время на аэродроме Цзямусы, от начальника охраны тыла фронта получил задание срочно вылететь в район Ченьжен и возглавить ликвидацию японского гарнизона. Командир полка вместе с младшим помощником начальника 1-го отделения 5-го отдела Управления пограничных войск Приморского округа старшим лейтенантом Н. С. Ганом  по прибытии к месту происшествия уточнил обстановку и предложил дерзкий план, для чего объединил в группу офицеров и несколько солдат-связистов, которые создали видимость окружения японского гарнизона большим подразделением советских войск и предложил «окруженным» сложить оружие. Так было взято в плен более 240 японских солдат и офицеров. За эту дерзкую операцию и проявленные при этом отвагу и мужество подполковник Н. Е. Енин был награжден орденом Отечественной войны I степени, а капитан Н. В. Шамшурин,  старший лейтенант И. П. Баляб  и лейтенант Н. С. Ган — орденами Красной Звезды.
Вторая эскадрилья самолетов полка выполняла оперативные задания начальника Сахалинского пограничного отряда по разведке укрепленных районов японских войск, пограничных и полицейских постов. В составе 2-й смешанной авиационной группы самолеты эскадрильи участвовали в Южно-Сахалинской наступательной операции. Отличились зам. командира эскадрильи ст. лейтенанты Милош  и Дмитриев,  летчики Шевелев , стрелок-радист старший сержант Орлов  и др.  Под общим руководством зам. командира полка капитана Иванова.
Третья эскадрилья выполняла аналогичные задачи на участках других пограничных отрядов, постоянно находилась в распоряжения начальника охраны тыла 1-го Дальневосточного фронта. 8-й отдельный авиационный полк КПВ НКВД Хабаровского округа – за боевые подвиги летного состава стал Краснознаменным.
С началом боевых действий 9 августа 1945 г. 2-й отдельный морской авиаполк был передан в оперативное подчинение командиров Петропавловской военно-морской базы и  128-й смешанной авиационной дивизии 10-й воздушной армии. В этот же день экипаж бомбардировщика МБР-2 в составе заместителя командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта А. Ларионова,  штурмана младшего лейтенанта А. Угрюмова  и стрелка-радиста Сурнина  при выполнении боевой задачи по поиску и уничтожению кораблей противника двумя прямыми попаданиями бомб потопил японский транспорт «Касадо-Мару» водоизмещением 10 800 т.
12 и 13 августа экипажами Балясникова и Барановского с высоты 400 м было выполнено несколько перспективных маршрутных аэрофотосъемок северной и западной частей о. Шумшу, а 14 августа выполнен полет на высоте 200 м (ввиду сплошной облачности) со стороны Тихого океана по второму Курильскому проливу для установления наличия военных судов и других морских транспортных средств в военно-морской базе Катаока и бухте Касивабару о. Парамушир. Плавсредств противника, кроме одной шхуны в районе мыса Кагэнома, в проливе обнаружено не было. Материалы съемки были сданы в фотослужбу авиадивизии, а результаты разведки акватории второго Курильского пролива в штаб морского соединения. В выполнении этого задания приняли участие начальник парашютно-десантной службы старший лейтенант Барановский,  командиры эскадрильи капитан Александров,  звеньев лейтенант Бутенин,  мл. лейтенант Головашев,  зам. командир эскадрильи Снигерев,  адьютанты эскадрилий ст. лейтенанты Середенко  и Яценко,  летчики полка:  мл. лейтенанты Акифьев,  Третьяк,  пилот старшина Мельников,  штурманы звеньев мл. лейтенанты Билык,  Бегма,  ст. лейтенант Половников,  штурманы-разведчики мл. лейтенанты Уланов,  Митяков  и др.
Данные воздушной разведки и фотосъемки укрепленных районов противника позволили командованию выбрать наиболее удобный район для высадки морского десанта на северо-западной и юго-западной частях о. Шумшу, где располагался основной опорный пункт японской обороны Курильских островов и военно-морская база Катаока. 15 августа морской десант вышел из Авачинской бухты и направился в район высадки. Авиационная поддержка десанта была возложена и на 2-й отдельный легкобомбардировочный морской  авиаполк, которому была поставлена задача сопровождать морской десант и вести разведку по маршруту Елизово, мыс Поворотный, острова Шумшу, Парамушир, Онекотан, Шикотан, Матуа, Симушир, Уруп в целях обнаружения возможного подхода резервов противника для поддержки своих войск, расположенных на о. Шумшу.
По замыслу советского командования, предусматривалось высадить морской десант на северо-западе острова Шумшу, нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, расположенной в юго-западной части острова, овладеть островом и, используя его в качестве плацдарма, очистить острова северной части Курильской гряды.
В ходе подготовки к Курильской десантной операции 2-му полку было поставлено несколько общих задач над решением которых работал штаб под руководством майора Карягина:
– ближняя разведка подходов к Петропавловской военно-морской базе в радиусе 60 миль с целью своевременного выявления авиации, кораблей, транспортов и других плавсредств противника;
– дальняя разведка подходов к Петропавловскому порту в радиусе 100 миль. Разведка Первого и Второго Курильских проливов, водного района, островов Шумшу и Парамушир, разведку погоды и объектов противника в районе высадки десанта, чем способствовать выполнению задач частями и соединениями Камчатского Оборонительного Района ТОФ.
- разведка японских военно-морских баз Катаока и Касивабара;
– экскортирование корабля «Дзержинский» и противолодочная разведка по курсу десанта отряда от мыса Вертикальный до мыса Поворотный;
– бомбардировка японских транспортов, находившихся на западном побережье Камчатки, и военных объектов, расположенных на острове Шумшу;
– транспортировка личного состава частей и выполнение задач связи в направлениях Петропавловск – остров Шумшу, Петропавловск – Соболево, Петропавловск – Усть – Большерецк.
15 августа т.г., когда морской десант вышел из Авачинской бухты и продолжил движение в район высадки Курильского десанта.
В течение 15-18 августа 1945 г. самолетами полка проводились разведывательные вылеты для выполнения поставленной задачи по обнаружению скоплений судов противника и их перемещений. Полеты в южном направлении осуществлялись вдоль островов Курильской гряды со стороны Тихого океана, а обратно со стороны Охотского моря. В результате вылетов были сфотографированы аэродромы на островах Шумшу, Парамушир и Матуа. В северном направлении движения судов противника замечено не было, зато были обнаружены транспорт­ные суда, двигающиеся в южном направлении. Результаты разведки своевременно докладывались по радио в штаб 128-й авиадивизии.
В боевом донесении №1 от 16.08.1945 г. штаб 2 ОЛБМАП  КП Халактырка  в 20.00 командир полка подполковник Балясников на имя Командующего Камчатского Оборонительного Района ТОФ генерал-майор Гнечко донес, что полк в течении дня выполнял разведывательные полеты с задачей выявления кораблей, транспортов и других плавединиц противника на подходах к Петропавловской ВМБ, разведке погоды и задачи связи. Два самолета ПО-2 в период с 15 час 29 мин – 19 час 26 мин произвели полет по маршруту: Халактырка, Коряки, Начики, Апача, Усть-Большерецк, Апача, Начики, Коряки, Халактырка с задачей: доставить пакет в штаб Большерецкого стрелкового полка. …2-й ОЛБМОП находится в оперативной готовности №1. (копия документа имеется и возможно размещение в рукописи книги в ходе оформления макета)
18 августа т.г. началась основная высадка войск на о. Шумшу, бои за который приняли ожесточенный характер. Причем при высадке передового отряда десанта в ночь на 18 августа удалось обеспечить полную внезапность, но затем противник открыл ответный огонь. С передовым отрядом на ПСКР «Дзержинский» командир полка подполковник В. Балясников отправил своих корректировщиков (авиационных наводчиков) лейтенанта В. Харитонова штурман звена,  сержанта Н. Огуя  и ст. краснофлотца Н. Осипова воздушных стрелков-радистов (все в составе 373-го стрелкового полка Курильского десанта).  Они выбрали удачную и скрытую позицию на одной из господствующих высот, а утром стали передавать по радио ценнейшие разведданные и наводит авиацию на наиболее важные цели.
Налет за налетом самолеты в составе эскадрильи и звеньевыми группами 2-го отдельного легкобомбардировочного полка в составе 128-й смешанной авиадивизии в это время по данным корректировщиков наносили эффективные и точные бомбовые удары по обороняющимся японским войскам.
В течении 18-22 августа т.г. экипажи полка выполнили 108 боевых вылетов для нанесения авиационных ударов по войскам противника с аэродрома Елизово. Особенно отличился экипаж врид командира 1-й эскадрильи полка старшего лейтенанта Козлова,  который сразу в первый день войны отличился в ходе бомбардировки японского транспорта звеном самолетов под его командованием и потопили японский транспорт, теперь после его точного авиаудара замолчал главный опорный пункт базы, открывший огонь с господствующей высоты орудиями крупного калибра прямой наводкой, бил по десантным кораблям и наступающим частям и подразделениям первой волны Курильского десанта.
За период боевых действий с 09.08.1945 г. самолеты 2-го авиаполка совершили 108 боевых вылетов с налетом 273 часа без аварий и летных происшествий, осуществляли воздушную и аэрофоторазведку, разведданные доставленные экипажами способствовали успешному выполнению задач 128-й авиадивизией которая наносила бомбовые удары по укрепленным районам противника, перевезли более 160 человек с вооружением, 7 185 кг различных военных грузов. Личный состав полка показал высокие моральные качества, мужество, отвагу и высокую боевую выучку.
5-я отдельная морская авиационная эскадрилья в состав пограничных войск Приморского округа была дислоцированная на берегу бухты Угловой вблизи г. Владивостока. 5 августа 1945 г. выполняя приказ штаба войск округа перебазировалась к 12 часам 6 августа т.г. на оперативные аэродромы Иман, Комиссарово, Гродеково и поступила в распоряжение начальника охраны тыла 1-го Дальневосточного фронта. Часть самолетов находилась при штабе войск НКВД по охраны тыла фронта, в том числе под командованием  капитана Босенко заместителя командира эскадрильи,  мл. лейтенантов Остафьева,  Никаноров летчиков эскадрильи, что обеспечивало бесперебойную работу штаба пограничных войск в подчиненных частях по подготовке боевой операции по разгрому японских пикетов. 8 августа 1945 г. самолеты эскадрильи доставили во все пограничные отряды округа пакеты с приказами начальника охраны войскового тыла 1-го Дальневосточного фронта о переходе оперативных групп войск и пограничных отрядов государственной границы и начале операции по ликвидации японской пограничной охраны. Неоднократно самолеты эскадрильи вылетали на территорию Маньчжурии выполняя приказы и задания командования пограничных войск по связи с действующими частями, передаче командирам частей боевых документов и доставки офицеров связи.
В ходе развернувшихся боевых действий 1-го Дальневосточного фронта самолеты 5-й морской авиаэскадрильи стали важнейшим средством связи и взаимодействия с разбросанными по громадной территории частями и подразделениями пограничных войск, подчиненных начальнику охраны войскового тыла. Экипажи ежедневно выполняли по 3 — 4 боевых вылета, имея средний налет по 6 час в сутки, а общий средний налет экипажей авиаэскадрильи составлял около 80 час ежесуточно за весь период боевых действий.
Примерами умелых и грамотных действий летчиков-пограничников в период войны с Японией служат многочисленные факты самостоятельно проведенных пограничных операций по поиску и ликвидации мелких подразделений противника, разбросанных по всему фронту и в тылу наших войск, стремительно ушедших вперед. Значительный выполненный налет времени экипажами самолетов эскадрильи был расходован и на обеспечение горючим, питанием и боеприпасами пограничных частей и подразделений, ставших гарнизонами в крупных городах Маньчжурии.
За время боевых действий Советских Войск на Дальнем Востоке (Забайкальский, 1-го и 2-го Дальневосточный фронтов) в составе которых воевали экипажи авиации пограничных войск произвели 531 боевой самолето-вылет, при этом общий налет составил 1017 часов, в том числе на боевую разведку и штурмовые действия 355 самолето-вылетов. Пограничная авиация выполняла задачи по боевой разведке, поддерживала связь с оперативными группами, совершала переброски личного состава и грузов в районы боевых действий.
Применение самолетов в охране и обороне государственной границы, которое в 30-е годы получило свое организационное развитие с формированием Отдельной авиабригады оказалась весьма своевременной и продуманной мерой. Накануне Второй Мировой войны 1939-1945 гг., позволило ГУПВ под руководством и при поддержке Наркомата внутренних дел Союза ССР в короткие сроки в основном завершить становление пограничной авиации на огромном пространстве страны от Крыма до Камчатки. Имея в то время в своем составе почти 200 самолетов, пограничная авиация в 1945 году состояла уже из 15 отдельных авиационных полков и других частей в составе Авиационной бригады с 300 самолетами. Пограничная авиация значительно повысила свои боевые возможности, возросла их маневренность, огневая мощь и материальная база, все это позволило решать в ходе боевых действий самые разнообразные задачи от ведения разведки противника, мощной огневой поддержки подразделений пограничников в ходе операций по ликвидации укрепленных опорных пунктов и баз, высадке десантов и разведывательных групп в тылу противника, оперативного решения задач по переброске по воздуху резервов, эвакуации раненных и снабжения войск, а также успешно решать разнообразные задачи по охране и обороне государственной границы в морской зоне и удаленных участках труднопроходимой местности. Богатый боевой опыт пограничной авиации не потерял своего значения до настоящего времени, боевые традиции авиаторы-пограничники пронесли в ходе боевых действий в Афганистане и других «горячих точках».

На правах рукописи, возможны дополнения и некоторые уточнения.
А. Слободянюк
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »