Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Виниченко Иван Савельевич 1915 г.р.: погиб в шталаге-12Ф/Stalag XII F  (Прочитано 6220 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из моей почты:
- Уважаемый Юрий Петрович!
75-летняя жительница с. Дмитриевское Красногвардейского района Ставропольского края КАРАСЁВА (Виниченко) Раиса Ивановна устанавливает судьбу своего отца ВИНИЧЕНКО Ивана Савельевича, 1915 г.р., уроженца с. Красный Октябрь Будённовского района Ставропольского (ранее Орджоникидзевского) края, о котором в семье известно, что в 1942 г. пропал без вести на фронте под Харьковом.
В Книге памяти края (Т.2, С.203) рядовой ВИНИЧЕНКО Иван Савельевич значится пропавшим без вести 00.04.43.
Запись сделана на основании послевоенного подворного опроса.
Сведения из ОБД дочери погибшего в плену красноармейца стали известны только теперь.
В мае 1942 г. воевал в районе Харькова в пулемётном взводе в 132-м кавполку 28-й кавдивизии 6-го кавкорпуса 6-й армии ЮЗФ. Выявлена трофейная карточка военнопленного лагеря ХII А. Фотография на этой карточке первой фотографией Виниченко И.С., которая появилась у дочери погибшего за всю ее жизнь.
В документе значится: в плен попал 27.05.1942 (Харьков), в лагерь поступил 21(?).07.1942, умер в плену 13.02.1943.
В информации о военнопленном, которая дается в ОБД к этой карточке, место захоронения Виниченко указан "Нойкирхен" (в переводе, видимо, «Новые церкви»). Но в лагерной карточке значится Нойнкирхен (Neunkirchen), что должно переводиться на русский как "Девять церквей".
Прошу Вас и других участников форума прокомментировать сведения в карточке военнопленного Виниченко И.С., объяснить, по возможности точнее, где он находился в плену и где был похоронен. Хотелось бы иметь перевод с немецкого записей в карточке.
С уважением, Геннадий Полубедов. Пятигорск.

Мой ответ:
- Виниченко Иван Савельевич.
Родился 24 сентября 1915 года.
Русский. Православный. Из крестьян. Повар по гражданской специальности.
Рост имел 174 см. По цвету волос – брюнет. Особых примет не имел.
Родители – Виниченко Савелий и Ольга.
В графе под адрес родных и близких указана некто Ольга Коваленко, проживавшая в селе Новомихайловка некоего Григорьевского района Орджоникидзевского (ныне – Ставропольский) края.
Пленён 27 мая 1942 года в Харьковском «котле». На момент пленения раненым или больным не был.
В плену назвался бойцом некоего 31-й рабочей в/ч.
Первоначально содержался во фронтшталаге-333.
21 июля-14 августа 1942 года – узник лагеря шталаг-12А, находившегося в городе Диц (ныне – в составе района Рейн-Лан федеральной земли Рейнланд-Пфальц ФРГ). Присвоенный здесь лагерный номе – «60379».
С 14 августа 1942 года – узник лагеря шталаг-12Ф (Stalag XII F), находившегося в немецком городе Больхен (он же – Боулай; ныне – французский Буле-Мозель).
Уже на следующий день после прибытия сюда был направлен на рабские работы:
- с 15 августа по 19 октября 1942 года – в составе рабочей команды № 2006 в некоем немецком населённом пункте Нойнкирхен;
- с 19 октября по 25 ноября 1942 года – в составе рабочей команды № 726 «Binsenthai Lt. 42304».
Умер 13 февраля 1943 года в рабочей команде при предприятии «Lt. 3494».
Место захоронения в ПК-1 не указано.
Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977521, д. 2134 л. 99.
« Последнее редактирование: 05 Мая 2013, 22:21:28 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Геннадия Полубедова:
- Спасибо огромное! Сообщу дочери погибшего.
На запись «31 Art» (она так читается, а не как «31 Arb») я обратил внимание сразу. В этой записи отсутствует обычное указание на вид части, например, полк – «Rgt». Возможно, боец пытался в данном случае ввести немцев в заблуждение? хотя, неясно, чем артиллерист хуже или лучше кавалериста-пулемётчика?!
В ПК-1 адресом военнопленного на родине значится село Ново-Михайловка Георгиевского района бывшего Орджоникидзевского края. Записано с искажением: "село Ново. Михай., округ Григорьев, регион/край Орджоникидзе".
Ново-Михайловка и сейчас есть, является несамостоятельным н.п., относится к Шаумяновскому сельскому поселению (ранее сельсовету). В нём сейчас живут племянник и племянница погибшего солдата…
« Последнее редактирование: 04 Мая 2013, 09:55:04 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
Советский военнопленный Иван Савельевич Виниченко как узник нацистского лагеря шталаг-12А: http://oi39.tinypic.com/33oqgb7.jpg
« Последнее редактирование: 05 Мая 2013, 12:29:36 от Sobkor »
Записан

милл

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 505
  • Неделько Людмила Васильевна
От Геннадия Полубедова:
-На запись «31 Art» (она так читается, а не как «31 Arb») я обратил внимание сразу. В этой записи отсутствует обычное указание на вид части, например, полк – «Rgt». Возможно, боец пытался в данном случае ввести немцев в заблуждение? хотя, неясно, чем артиллерист хуже или лучше кавалериста-пулемётчика?!
           Здравствуйте !
       Из  31 рабочего батальона- lucru  bat попали  в плен  под Старобельском  Ворошиловградской  обл.(http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=21313.80)  :
    82053470,  Борщ  Я.А.
    82053469,  Колин Ф.А.
    82053472,  Костяков А.А.
    82053471,  Перекрестов  А.К.
    http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/058-0977528-0121/00000010.JPG&id=82053467&id=82053467&id1=9d9d38be1069830d4748df7a92953e20
    82053474,  Коханский  Н.В.
    http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/058-0977528-0121/00000011.JPG&id=82053473&id=82053473&id1=fb31e9ef3778063a93111e1e5508a2a3

Записан
Ищу  информацию  о двух советских  военнопленных  из R 544/13 Heyrothsberge (Heereszeugamt) ,  погибших  в  1944  при  авианалёте

Warwara

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 455
  • Варвара Леонидовна
Добрый день!

Рабочая команда 2006 находилась в городе Нойнкирхен/Саар, на карте его местоположение можно увидеть здесь:

http://de.wikipedia.org/wiki/Neunkirchen_%28Saar%29

http://maps.google.de/maps?hl=de&bav=on.2,or.r_qf.&biw=1440&bih=767&um=1&ie=UTF-8&q=neunkirchen+saar+karte&fb=1&gl=de&hq=saar&hnear=0x4795c68aa48766fb:0x422d4d510dc3970,Neunkirchen&cid=0,0,7621450548723278287&sa=X&ei=jciEUZ7uCPSw4QSV0oFA&ved=0CKkBEPwSMAA

Последняя рабочая команда находилась в районе Бинзенталь города Нойнкирхен, его местоположение на карте:

http://geo.zaku.eu/database/street/525876

Номер этой команды 726, запись «Lt. 42304» к названию команды не относится, а расшифровывается как «Laut 42304», что в переводе с немецкого означает «согласно 42304». Номер, по моему предположению, является номером распоряжения о назначении в рабочую команду и непосредственно связан с количеством отправленных на работы военнопленных шталага XII F.

В ОБД Мемориал при задании места захоронения «Бинзенталь» выдается 9 записей. Все эти военнопленные перед смертью были в рабочей команде 726 Бинзенталь. Запись «lt. 3493» не относится к названию рабочей команды, а, как и выше, расшифровывается «laut 3493», то есть согласно 3493. Нумеровались, по моему мнению, сообщения/записи о смерти (не путать с листами убытия, отправляемыми в WASt) во внутрилагерных документах. В одном сообщении/записи могло быть несколько фамилий. Но существуют большие разрывы в нумерации (несколько десятков или даже сотня номеров) в сообщениях за один и тот же день. Трудно представить, что в один день было столько сообщений, даже если не все они связаны со смертями. Пролить свет на эту загадку, вероятно, могла бы документация лагеря, включающая понедельные и помесячные сообщения о смерти советских военнопленных в лагере Йоханнис-Баннберг , которые (за период с 27 октября 1941 года по 24 апреля 1942 года), согласно информации на сайте  http://www.moosburg.org/info/stalag/stalag12fz.html  , хранятся в государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в Москве.

По поводу места захоронения. В Нойнкирхен  по крайней мере два кладбища с захоронениями советских граждан: главное - «Шайб».

http://www.weltkriegsopfer.de/Namensregister-Hauptfriedhof-Scheib-Neunkirchen--Saar_Friedhofdetails_1_7102.html

, где, судя по наличию женщин и детей, захоронены принудительные рабочие, и еврейское

http://www.weltkriegsopfer.de/Namensregister-Israelischer-Friedhof-Neunkirchen--Saar_Friedhofdetails_1_7359.html

С 1942 года это кладбище использовалось для захоронения советских военнопленных и принудительных рабочих:

http://de.wikipedia.org/wiki/J%C3%BCdischer_Friedhof_%28Neunkirchen,_Saar%29

Здесь покоятся по меньшей мере 81 советский военнопленный и 153 принудительных рабочих:

http://www.weltkriegsopfer.de/Information-Anzeige-Israelischer-Friedhof-Neunkirchen--Saar_Friedhofdetails_0_7359.html

К сожалению, не все имена захороненных известны. В память о погибших здесь установлена памятная доска, а также простые могильные камни.

Вполне возможно, что Иван Савельевич Виниченко похоронен на этом кладбище.
« Последнее редактирование: 05 Мая 2013, 23:18:37 от Warwara »
Записан
С уважением, Варвара
---------------------------------------
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
Многоуважаемая Варвара Леонидовна, спасибо за столь компетентное участие!
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Геннадия Полубедова:
- Уважаемые Юрий Петрович и Варвара Леонидовна!
Спасибо за обстоятельные ответы.
Как мог внимательно проработал ваши сообщения и материал по ссылкам.
Если бы не карты, так кстати Вами, Варвара Леонидовна, приобщённые, я бы запутался безнадежно.
И географически: разве сразу догадаешься, читая о "забытом лагере Бан-Сен-Жан" на бывшей линии Мажино, что мешанина немецких и французских названий связана с переплетением возле госграницы двух стран границ двух городов - немецкой столицы земли Саарбрюкена и ее пригородного Форбаха (он же Буле, он же "Боулай", и здесь же лагерь Больхен), который оказывается на территории Франции.
И по структурным взаимосвязям лагерей ХII A, ХII F, ХII F/Z, ХII G (так полностью и не разобрался, как они между собой соотносятся).
И, следовательно, по кладбищам, упоминаемым в этих материалах.
В общем, всё, к чему пришёл, Вами, Варвара Леонидовна, уже отмечено выводом предположительным, но очень вероятным.
Да, по-видимому, - это всё-таки кладбище в самом Нойнкирхене. Второе из упомянутых - бывшее еврейское, разрушенное немцами во время погромов 1938 года и позже превращённое в кладбище для советских военнопленных и "принудительных рабочих".
Даже если рабочая команда 726, в которой состоял Виниченко, повседневно содержалась не в Нойнкирхене, а в недалёком юго-западном пригороде Бинзентале, по месту ее использования на работах, хоронили умерших наверняка на едином для военнопленных кладбище в Нойнкирхене.
Запрос в ГАРФ, с учётом ограниченности указанного периода, который охватывается возможно имеющимися там документами, вряд ли поможет. Пусть родственники решают, стоит ли попробовать.
Записан

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
Да, умершые в Бинзенталь лежат на еврейском: около 300 одиночных могил, все подписаны на немецком языке... Будет время посмотрю...
« Последнее редактирование: 06 Мая 2013, 09:40:00 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Геннадия Полубедова:
- Юрий Петрович, в первом телефонном разговоре Карасёвой Раисой Ивановной, дочерью И.С. Виниченко, которую я установил не ранее чем неделю назад, я её неправильно понял. Отсутствие какой-либо фотографии касается, как оказывается, не её отца, а двух дядей, также погибших на войне.
Я и нашёл-то её и других родственников благодаря одному из них – Виниченко Николаю Савельевичу, лейтенанту-лётчику, погибшему 20.10.1943 году под Чаусами в Белоруссии в переменном составе 11-го отдельного штрафного батальона Западного фронта.
Но решил теперь вначале помочь ей выяснить судьбу отца.
Так вот – есть фото И.С. Виниченко! И она за период его срочной службы на Курилах. Приблизительно это 1935 год.
Позавчера мне этот снимок переслали. И.С. Виниченко на нём слева, со значком Осоавиахима на гимнастёрке.
Справа – сослуживец, земляк и друг из села Красный Октябрь Будённовского района Ставропольского края Михаил Чуркин (отчество неизвестно; он также пропал без вести на войне; в ОБД по этим очень неполным данным я его не нашёл).
Кстати, в селе Красный октябрь Иван Виниченко с родителями, братьями и сестрой жил до переезда в 1940 году всей их большой семьи в Георгиевский район…
http://oi42.tinypic.com/a4wj9c.jpg
Записан

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
Да, умершые в Бинзенталь лежат на еврейском: около 300 одиночных могил, все подписаны на немецком языке... Будет время посмотрю...

Я не нашёл фамилию Виниченко на еврейском кладбище. Остальные 9 с ОБД Бинзенталь там. Например Дудкин Иван подпись Дудка ,немного фамилии исковерканы но догадаться можно. Неизвестных всего 3. Один неизвестный почти совпадает с датой смерти Виниченко. Unbekannt 12-2-1943. У других даты 4-1-1943 и 28-12-1944.     Взавтра посмотрю на кладб. Шайб.             
Записан

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
Да, умершые в Бинзенталь лежат на еврейском: около 300 одиночных могил, все подписаны на немецком языке... Будет время посмотрю...

Я не нашёл фамилию Виниченко на еврейском кладбище. Остальные 9 с ОБД Бинзенталь там. Например Дудкин Иван подпись Дудка ,немного фамилии исковерканы но догадаться можно. Неизвестных всего 3. Один неизвестный почти совпадает с датой смерти Виниченко. Unbekannt 12-2-1943. У других даты 4-1-1943 и 28-12-1944.     Взавтра посмотрю на кладб. Шайб.             
Записан

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
Да, умершые в Бинзенталь лежат на еврейском: около 300 одиночных могил, все подписаны на немецком языке... Будет время посмотрю...
Записан

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
Записан

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
На кладб.Шайб такой фамилии нет. На пр.20 камнях подпись "Unbekannter Russe"-Неизвестный русский. И никаких дат,так что незачто зацепится.Моё личное мнение что неизвестный умершый 12-2-43 и есть Виниченко. Умершых в 43 там всего четверо. И такое совпадение один день разница.Но почему неизвестный?
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Геннадия Полубедова:
- Уважаемый Александр, после упоминания кладбища Шайб Вы здесь снова имеете в виду еврейское кладбище в Нойнкирхене: «На пр. 20 камнях ...»?
Если я не ошибаюсь в таком понимании, то трудно с Вами не согласиться в выводе: очень вероятно, что Виниченко. Но не 100-процентный, конечно, факт. Вопрос, в самом деле, есть: дату смерти на камне определили, а человека – нет.
В  какие годы установлены эти камни? Не знаете ли или не предполагаете?
Спасибо за Вашу помощь!
Записан

Warwara

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 455
  • Варвара Леонидовна
Добрый день всем участвующим в теме!

Еврейское кладбище в Нойнкирхен и кладбище Шайб - два разных кладбища. Камень с датой смерти 12.2.1943 находится на еврейском кладбище. Еврейское кладбище с 1945 года - в ведении местной синагоги. За десятилетие с 1945 по 1955 годы на кладбище  проводились восстановительные работы. В том числе была установлена памятная доска жертвам национал-социалистического режима и камни на могилах советских военнопленных. Кладбище было освящено в 1955 году. В 1971 и 2004 годах произошли акты вандализма, в результате было разрушено 19 камней. Информация из сети:

http://de.wikipedia.org/wiki/J%C3%BCdischer_Friedhof_%28Neunkirchen,_Saar%29

http://www.geolocation.ws/v/W/File%3ARussische%20Kriegsgr%C3%A4ber%20%284%29.JPG/-/en

Наверное, можно пытаться связаться с еврейской общиной Нойнкирхена для получения дополнительной информации?
« Последнее редактирование: 08 Мая 2013, 10:54:07 от Warwara »
Записан
С уважением, Варвара
---------------------------------------
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

sander

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 171
  • Александр Головкин
На 20 надгробиях я имел в виду Шайб. А на еврейском всего з неизвестных только дата смерти. Община только в Саарбрюкене есть. Напишите им может у них есть интересующая вас информация.Можете по руски там наш бывшый СССР.
Записан

Warwara

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 455
  • Варвара Леонидовна
Адрес еврейской общины в Саарбрюкене

Gemeindehaus und Synagoge
Lortzingstraße 8
66111 Saarbrücken
Deutschland

с сайта

http://www.synagogengemeindesaar.de/
Записан
С уважением, Варвара
---------------------------------------
При использовании информации данного сайта ссылки на соответствующую страницу и автора обязательны

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 148
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Геннадия Полубедова:
- Спасибо всем, кто откликнулся на мою просьбу! Всё необходимое, чтобы продолжить поиск, теперь, полагаю, есть. Зять Раисы Ивановны, дочери погибшего военнопленного красноармейца Ивана Виниченко, имеет, как выясняется, в Германии родственников, которым и будет поручено заняться дальнейшим поиском в Саарбрюкене - Нойнкирхене.
Одна районная газета в Ставропольском крае готовит к 22 июня статью о трех братьях Виниченко, не вернувшихся с войны. Кроме Ивана и его родного брата Николая, о котором я упомянул, был еще Виниченко Федор Иванович, 1912 г.р., погибший 16.07.1943 г. в боях у "Голубой линии" на Тамани.
Ну а мне хотелось бы найти фотографии Николая и Федора. Всё-таки Николай был офицером, и, возможно, послужная карточка в ЦАМО имеется. У Федора, с учетом данных ОБД, предполагаю детей или внуков во Владимирской области. Может у них удастся отыскать.
Всем доброго здоровья!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »