VIII-Спецслужбы - досье > Бронепоезда войск НКВД, броне и мехчасти...

31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР

(1/7) > >>

Александр Слободянюк:
31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)
22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда серии «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. В состав боевой части бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийский бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая из площадок была вооружена двумя 76.2 мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. С пушками были спарены 7.62 мм станковые пулеметы ДТ, бронеплощадки имели по четыре 7.62 мм станковых пулемета Максим в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки (впоследствии были заменены на автоматические американского производства), а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядом М-8. Мощная броневая защита надежно защищала личный состав вооружение от огня противника. Толщина боковой брони бронеплощадок – 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной – 20 мм. Бронепаровоз был защищен броней в 30-45 мм и использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. Вооружение позволяло вести огонь по целям, расположенным на удалении до 12 км.
Командиром дивизиона был назначен капитан Ященко (в 1945 году подполковник) бывший командир 56-го отдельного бронепоезда войск НКВД. Заместитель командира дивизиона майор Яков Грушелевскиий, сменит Ященко в этой должности и погибнет 12 мая в бою на станции Чернь Тульской области.
31-й отдельный дивизион бронепоездов дислоцировался в Москве в районе Останкино. С мая 1942 года в составе действующей армии, выполняла боевые задачи по охране по пути и в местах пребывания по железной дороге высшего военно-политического командования. Известны поездки Маршала Василевского на Запад, и также на восток - в Читу и Хабаровск в период войны с Японией.
По воспоминаниям очевидцев состав включал паровоз (бронепраовоз) - бронеплощадка (на одном её конце платформа с зениткой, на другом - трёхствольный крупнокалиберный пулемёт, в середине - кубрик, по бокам которого находились две амбразуры для станковых пулемётов). Затем - несколько обычных пассажирских вагонов и бронированный для маршала, вагон для охраны, вагон для взвода во время длительной стоянки, вагон- столовая, а в конце состава - вторая бронеплощадка. Везли с собой и легковые машины, а ещё прицепляли открытую платформу с грузовым автомобилем, обычно американским "Студебекером". Впереди состава, на расстоянии, шёл контрольный паровоз.
По состоянию на 01.1950 года отдельный дивизион в составе двух бронепоездов по четыре бронеплощадки каждый, дислоцировался в Москве.
Приказом по 31-му ОДБП МВД от 26 апреля 1950 года №00111 была объявлена расстановка офицерского, сержантского и солдатского состава по штату №107, объявленному приказами МВД СССР от 8.1.1950 г. №0015 и от 15.3.1949 г. №0026,
Командир дивизиона подполковник Ментов Василий Алексеевич.
Заместитель командира по политчасти майор Куц Василий Федорович.
Заместитель командира по техчасти капитан т/с Лемутов Михаил Васильевич.
Заместитель командира по снабжению майор а/с Дьяченко Марк Никитович.
Начальник штаба дивизиона майор Стефкин Александр Дмитриевич.
Взвод связи 14 чел.
Партийно-политический аппарата 5 чел. Секретарь партийной организации лейтенант Русанов Борис Георгиевич.
Начальник арт-технической службы (начальник мастерской) капитан т/с Лобачев Иван Кузьмич.
Военно-хозяйственная служба 5 чел.
КЭЧ – 2 чел.
Санитарная служба – начальник майор м/с Фокина Валентина Кузьминична.

1-й бронепоезд командир (потолок – майор) – старший лейтенант Хромов Александр Дмитриевич.
1-я бронеплощадка командир (потолок – майор) старший лейтенант Соболев Алексей Николаевич.
2-я бронеплощадка старший лейтенант вакантная.
3-я бронеплощадка старший лейтенант Лисенков Алексей Петрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Шугаев Федор Иванович.

2-й бронепоезд – командир капитан Москаленко Гавриил Федорович.
Заместитель командира по политчасти старший лейтенант Шевелев Яков Петрович.
1-я бронеплощадка старший лейтенант Зенкин Иван Кузьмич.
2-я бронеплощадка – вакантная.
3-я бронеплощадка – старший лейтенант Мартазов Константин Александрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Волков Петр Иванович.

Подразделения обслуживания:
Команда хозяйственного обслуживания.
Мастерская.
Автотранспортный взвод.
Всего личного состава – 280 чел.
Дивизион входил в состав 15-й дивизии войск МВД по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог (в/ч 6311).
В приказе от 10.7.1950 года №00372 появился новый заместитель по снабжению майор а/с Пономарев Николай Максимович, введена новая должность начальника секретной части – начальник старший лейтенант а/с Израилева Роза Менделеевна. Командир бронепоездов без изменений.
В 1950 году дивизион выполнил задание по сопровождению спецгрузов на Дальний Восток.
Приказом командира 15-й дивизии №8/0457 от 23.5.1905 г. майор Никитин Федор Павлович назначен начальником пионерского лагеря «Березка» сроком до 15.8.1950 г.
Приказом №140 от 31.5.1950 года по 31-му ОДБП МВД купание личного состава и сдача ГТО по плаванию разрешена на водной станции «ДИНАМО» в Химках.
В 1 квартале 1950 года, личный состав 2 бронеплощадок под командованием старшего лейтенанта Зенкина и старшего лейтенанта Соболева в течение двух месяцев нес службу по охране объектов 60-го отдельного батальона бронепоездов МВД СССР в составе которого находились бронепоезда и вагоны командования МВД СССР.
Во втором квартале 2 бронеплощадки по командованием старшего лейтенанта Шевелева и старшего лейтенанта Андреева сопровождали спец-грузы в адрес Дальстроя МВД СССР.
Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.

Москвин Александр Вячесла:
Цитата: Александр Слободянюк от 25 Октября 2011, 19:01:03>>>>31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)
22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.

<<<<
Эти бронепоезда Кузьма Минин и Илья Муромец никогда не входили в состав войск НКВД, они входили в состав РККА,

Александр Слободянюк:
Цитата: Москвин Александр Вячеславович от 26 Октября 2011, 06:49:50>>>>Цитата: Александр Слободянюк от 25 Октября 2011, 19:01:03>>>>31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)
22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.

<<<<
Эти бронепоезда Кузьма Минин и Илья Муромец никогда не входили в состав войск НКВД, они входили в состав РККА,
<<<<Александр Вячеславович доброе утро!
Нет проблем, дайте свою вресию, какие бронепоезда находились в составе дивизиона. А потом видимо речь идет о серии данного вооружения, которое  создавалось в г.Горький. Состав бронепоезда мог компоноваться с учетом задачи которую предстояло решать. Ведь известны бронепоезда ПВО, артиллерийские и т.д.
В связи с тем, что информацию приходится собирать по крупицам, исследования на этом не заканчиваются. Тем более, все что относилось к охране первых лиц государства всегда находилось под секретом. Еще был в Измайлова один или два бронепоезда для Главного КП Ставки, о которых до сих пор нет никакой информации. Известно, что формирование дивизионов началось в феврале  1942 года в Горьком, а 29 мая эта часть была включена в состав войск НКВД, а 31 мая 1942 года приказом по 19-й дивизии включена в её состав..
Александр Слобождянюк

Москвин Александр Вячесла:
В состав дивизиона входили бронепоезда за №№1;2;3.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ:
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы пишете: "Еще был в Измайлова один или два бронепоезда для Главного КП Ставки, о которых до сих пор нет никакой информации".
Страшно интересно, для меня, как для историка именно этого района Москвы! Сообщите, пожалуйста (можно в "Личном сообщении"), источник этой информации и прямую цитату про бронепоезда в Измайлове! Будем думать вместе!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Уважаемый Константин Борисович добрый день!
Здесь:  Вот о чем поведал читателям газеты «Красная Звезда» 21 апреля 2010 года в статье «Объекты глубинного заложения» Николай ПАЛЬЧИКОВ: «С так называемыми «бункерами Сталина» связано множество мифов. Впервые о них попытались рассказать в 1992 году «АиФ» и «Огонек». Однако до сих пор многие «тайны подземелья» до конца не раскрыты. У корреспондентов «Красной звезды» появилась возможность побывать в одном из таких бункеров, и рассказ экскурсовода В.В. Лукина нам показался интересным. Как это начиналось,
...В 1930-х годах Москва заканчивалась сразу за Московской окружной железной дорогой. И если бы вы имели возможность облететь столицу вдоль МОЖД, то в районе огромного Измайловского лесопарка увидели бы разве что подмосковные деревушки - Измайлово и Черкизово. Однако вскоре там появилась станция метрополитена «Измайловский парк», ныне «Партизанская». А еще там проложили две дороги (ныне шоссе), ведущие из столицы на восток, - Измайловскую и Щелковскую. В те же годы в районе нынешних 5-й и 15-й Парковых улиц были построены два аэродрома - Дальней авиации и ПВО. Несколько дальше находились аэродромы Чкаловский и в Монино. На восток уходила и железнодорожная ветка, которая обнаруживалась только после станции метро «Измайловский парк» перед нынешней «Измайловской». Это и была известная сотням тысяч пассажиров столичного метро средняя линия на нынешней станции «Партизанская».
          С 1936 года весь район Измайлова стал запретной зоной. Как и почти все, что строилось в предвоенное десятилетие: там создавался объект двойного назначения. Тракторные заводы в те годы по сигналу могли переходить на выпуск танков, даже макаронные цеха были способны сразу переключаться на выпуск пороховых «макарон» для артснарядов.
Официально объект назывался «Центральный стадион СССР имени И.В.Сталина» - самый большой в стране - на 200 тысяч зрителей со 142 тысячами пронумерованных мест. Спортивный комплекс по плану включал в себя, кроме спортивной арены, здание для спортивно-тренировочной подготовки и общежитие. Все это располагалось метрах в 500 от уже построенной станции метро. Но в 1939-м строительство заморозили: во-первых, уже началась Вторая мировая война и все средства были направлены на подготовку к обороне от возможного нападения немцев. А во-вторых, главный объект, прикрытием которого служил стадион и особенно его третий, недостроенный, ярус трибун, был уже завершен. Это был запасной командный пункт - сначала ГКО (Государственного Комитета Обороны), а с началом Великой Отечественной – Защищенный КП Ставки Верховного Главнокомандования..
        Как сообщает писатель-историк В.М. Жухрай (Мироненко), который изучал жизнь Сталина буквально по дням и часам, вождь ознакомился с объектом в апреле 1940-го.». Достоверно известно, что в ноябре - начале декабря 1941 года в самые тяжелые дни наступления на Москву И.В. Сталин действительно работал в бункере. Начальник Генштаба КА генерал армии Г.К. Жуков думаю, что не один раз побывал здесь.
   Будем считать, что Георгий Константинович был ограничен рамками секретности, ведь во время, когда, он опубликовал свои мемуары, этот объект 15-го Управления КГБ СССР еще использовался по предназначению…
   Видимо не случайно, в феврале 1941 года Военным Советам приграничных округов НКО СССР и Генштабом КА были направлены указания о немедленном оборудовании фронтовых командных пунктов. (Военно-исторический журнал №4 1978 года, С 86).  С этого момента в глубокой тайне на территории округа начинается строительство защищенных объектов, предназначенных для этих целей.  По известной причине сведения об этих объектах скупые. Официально до сих пор ничего не опубликовано и  можем воспользоваться только отрывочными воспоминаниями на эту тему, оставленными  в мемуарах.
...В сети имеется полность или на нашем форуме. С уважением Александр Слободянюк

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница