VII-Несокрушимая и легендарная > 77с-Турбоэлектроход «Иосиф Сталин»

Как погибло судно (турбоэлектроход) «Иосиф Сталин» 1941

(1/4) > >>

unifex:
«Иосиф Сталин» (ВТ-521) — советский товаро-пассажирский турбоэлектроход (пасс. тб/х, 7645 брт, БГМП. Капитан — Н. С. Степанов). Дата и место гибели — 03-05.12.41, центр. часть Финского зал., 59°54' с.ш. 25°09' в.д.

В декабре 1941 г. турбоэлектроход участвовал в эвакуации гарнизона ВМБ Ханко, имея на борту 5589 чел. Следуя в Кронштадт в составе конвоя, подорвался на трех минах последовательно, получил значительные повреждения (повредило корму, разрушило трюм № 3). Затем в него попал 12-дюймовый снаряд финской береговой батареи, обстреливавшей конвой. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего турбоэлектрохода и поднять из воды 1740 чел. После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и к 5 дек. сдрейфовало к м. Лохусалу на побережье Эстонии, где село на мель. Оставшиеся в живых были взяты в плен.
11 июля 1945 г. судно было поднято и приведено в Таллин, где впоследствии разрезано на металл

Историческая справка
Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме (Нидерланды) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград—Лондон). Он был заложен в 1938 г. и через год спущен на воду. В феврале 1940г. судно передали заказчику. Водоизмещение турбоэлектрохода составляло 7500 т (дедвейт 3219 т), грузоподъемность 1272 т. Пассажировместимость 512 чел. Экипаж насчитывал 108 чел. Наибольшая длина судна составляла 135,7 м (по грузовой ватерлинии — 130,9, между перпендикулярами 127,2 м), наибольшая ширина — 18,6 м и осадка — 6,35 м. Иосиф Сталин имел семь палуб. Общая площадь трех грузовых трюмов равнялась 2380 м2. Главная энергетическая установка состояла из двух турбин общей мощностью 12 800 л. с., двух гребных электродвигателей (11 800 л. с.) и четырех паровых котлов системы «Бабкок—Уилкокс». Запас топлива доходил до 1600 т (уголь).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)

Военный транспорт ВТ-521(бывший "И.Сталин") на мели у мыса Лохусалу .1941г

http://forum.exler.ru/uploads/127/post-1222076680.jpg

http://static.panoramio.com/photos/original/9365332.jpg

Спасательный круг с подорвавшегося на минах в декабре 1941 г. при эвакуации гарнизона Ханко турбоэлектрохода «Иосиф Сталин»

http://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/History/sotamuseo_129.jpg

 
 

unifex:
Как погиб «Иосиф Сталин» (Сценарий для настоящего фильма о настоящей войне)

О трагедии «Титаника» наслышаны все. ДиКаприо хорош, и фильм. Если, конечно, не думать о тех, кто был закрыт в трюмах «Титаника», чтобы не мешать пассажирам первого класса садиться в полупустые шлюпки.

Вспомним трагедию декабря 1941 г., которая произошла при эвакуации военно-морской базы Балтийского флота Ханко (численность гарнизона около 25000 человек). Эвакуация базы прошла успешно, особенно если сравнивать с эвакуацией Таллинской базы. Хорошо подготовленные войска базы Ханко очень пригодились в трудные дни обороны Ленинграда. Войска были действительно хорошо подготовлены – в июле и августе гарнизон базы не только успешно оборонялся, но успешно атаковал и занял 19 финских островов. Однако после эвакуации Таллина база оказалась в глубоком тылу, и ее судьба была предрешена.

Последний отряд кораблей вышел с базы Ханко 2 декабря 1941г. в 21.00. Транспорт «Иосиф Сталин» принял на борт около 5500 человек. Впереди – проход по минным полям, артобстрелы финских батарей, налеты фашистских самолетов. Погода благоприятствовала переходу – штормило.

В 01.18 3 декабря при прохождении минного поля «Иосиф Сталин» подорвался на первой мине. Вследствие сильного взрыва выбило автоматы, заклинило руль, остановились основные механизмы. Теряя ход, транспорт подорвался кормой на второй мине (01.22), получив при этом тяжелые повреждения. В 01.26 происходит подрыв носовой частью, где были расположены большие каюты. Во время этого взрыва погибло много людей. Один из якорей, отдавшийся в результате взрыва, лег на дно (поднять якорь в данной ситуации – это сложнейшая проблема).

Все это время шла энергичная борьба за непотопляемость. (Представьте себе ситуацию: качка, света нет, трюмы заливает ледяной водой, много раненых и убитых, периодически корабль сотрясается от взрывов мин, и большая часть людей впервые на корабле!). Комиссар отряда смог успокоить пассажиров, прекратить панику. Запустили один турбогенератор, главную турбину, начали для подготовки к буксировке перепиливать цепь якоря. В 3.25 с эсминца «Славный» удалось передать буксиры на транспорт. Но в 3.31 произошел очередной подрыв на мине, «Иосиф Сталин» сильно погрузился носовой частью, это сделало невозможной его буксировку. «Славный», два тральщика, катера, сами сильно перегруженные эвакуируемыми, начали снимать людей с транспорта, грузить их на шлюпки, плоты. Сильное волнение мешало спасению людей. На транспорте началась паника, люди пытались перепрыгнуть на палубы спасателей, но попадали в воду и тонули. В 4.40 к спасению людей присоединись еще два тральщика. Последний тральщик отошел от «Иосифа Сталина» в 7.17. Последний катер отошел в 8.50. После этого связь с транспортом прекратилась. К рассвету с транспорта было снято 1740 человек - эвакуируемые и часть экипажа. Движение кораблей конвоя по минному полю сопровождалось обстрелом финскими береговыми батареями и налетом авиации. Вышедшие днем на помощь транспорту «Иосиф Сталин» эсминец «Свирепый» с тральщиками вернулись после потери минного трала.

Продолжение спасательной операции запланировали на следующую ночь 4 декабря. Однако к полдню 4 декабря «Иосиф Сталин» сел на мель у мыса Лохусалу между Таллином и Палдиски. Немцы начали пленение пассажиров и оставшихся членов экипажа. Командующий Краснознаменным Балтийским флотом В.Ф. Трибуц отдает приказ торпедным катерам и авиации флота добить транспорт (с нашими людьми!). Однако приказ не был выполнен: из-за нелетной погоды самолеты не взлетели, а торпедные катера вернулись на базу из-за обледенения.

На «Иосифе Сталин» из 5589 человек спасено 1740, 3849 погибло и попали в плен.

Газета "Советский физик" http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2007/7(60)-2007/60-9/
 

«Трагедии Финского залива», А.В. Платонов. М.: - Эксмо. 2005. листал Показеев.
Проводка 3 декабря транспорта «Иосиф Сталин» за тралами через минное заграждение И-57 (стр. 343)

http://militera.lib.ru/h/platonov_av/s54.gif
 





unifex:
Трагедия "Иосифа Сталина"

Назовем поименно. Калининградская область. Том 19 Дополнительный Страница 59-61


KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom19Dop/00000059.png
KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom19Dop/00000060.png
KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom19Dop/00000061.png


unifex:
ОБОРОНА ХАНКО

Книга памяти. Ленинградская область. Дополнительный том 37 .СТР 176-178

KPVS/01/KPLeningrOblDopTom37/00000176.png
KPVS/01/KPLeningrOblDopTom37/00000177.png
KPVS/01/KPLeningrOblDopTom37/00000178.png



unifex:
Войташевский Михаил Иванович
Последнее место службы   КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко Воинское звание   воентехник 2 ранга
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000122.jpg

Мартиян Иван Маркович Последнее место службы   КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко Воинское звание воентехник 2 ранга
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000123.jpg


Марченко Евгений Кузьмич воентехник 2 ранга КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000123.jpg

Молчанов Сергей Александрович воентехник 2 ранга КБФ, 93 ОСБ ВМБ Ханко   
Причина выбытия   пропал без вести Дата выбытия   Не позднее 20.07.1942
Название источника информации   ЦВМА Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1 Номер дела источника информации   1340

Ссылки на документы воина в ОБД

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1340/00000123.jpg


Воентехник второго ранга Михаил Иванович Войташевский:

— На Ханко я прибыл вместе со своими товарищами, ранее окончившими гражданские институты, бывшими курсантами: Михайловым, Мартияном, Марченко, Молчановым. Мы возводили аэродром, подземные укрытия для людей и самолетов.

О том, что мы должны были оставить Ханко, не знали до дня последней эвакуации. Наш батальон в составе сводного полка уходил в числе замыкающих. Без шума уничтожили или привели в негодность все оборудование базы. Паровозы и вагоны сбросили в воду. Брали только оружие, боеприпасы и продовольствие. 1 декабря 1941 года на рассвете начали грузиться на пассажирский турбоэлектроход «И.< Сталин >»;, стоявший у стенки. Остальные корабли были на рейде. Противник, видимо, обнаружил посадку и начал обстрел порта. Мы получили приказ — спрятаться на берегу. Догружались на следующий день, когда «И.< Сталин >»; с номером военного транспорта «ВТ-501»стоял на рейде. Нас, офицеров, предупредили: «В случае обстрелов или взрывов оставаться на месте. < Судно > перегружено, и перемещаться опасно».

Караван тронулся в ночь со 2 на 3 декабря. На лайнере, не считая команды, по утверждению командира базы Ханко С.И.Кабанова, находилось 5589 ханковцев. Командиром лайнера был < капитан > 1-го ранга Евдокимов, комиссаром — < капитан > 2-го ранга Каганович, < капитаном > — < Николай > < Сергеевич > < Степанов >. Мой взвод занял каюту, рассчитанную на трех человек.

Среди ночи раздался сильный взрыв. Потух электрический свет. Бойцы вскочили и бросились к выходу, но я уже перекрыл двери и приказал всем оставаться на месте.

Через некоторое время свет включился, но вскоре раздался второй взрыв сильнее первого. Снова потух свет. В темноте, под натиском бойцов я очутился на палубе. Здесь была полная неразбериха. Люди метались по < судну >, не понимая, что произошло. < Судно > содрогнулось от третьего взрыва. Стонали и кричали раненые. Обезумевшие люди заполняли спасательные шлюпки, прыгали за борт. Тали одной шлюпки заело. Шлюпка встала вертикально, и люди из нее вывалились в воду. Началась перестрелка. Некоторые стреляли в себя. Трудно было понять, что происходит и что нужно делать. Один товарищ в кожанке держал в руках два спасательных круга. Я одновременно с кем-то схватился за круг, но не смог овладеть им.

К «И.< Сталину >»; начали подходить военные корабли, на которые переносили раненых. К носу теплохода подошел эсминец «Славный», пытался взять нас на буксир, но теплоход снова наткнулся на мину. Взрывом большой силы разорвало нос корабля, и он начал погружаться быстрее. Я был контужен и упал на палубу.

Корма была оторвана раньше. Уцелела только середина < судна >, забитая мертвыми, живыми и ранеными. На военные корабли в течение трех часов, в темноте морозной штормовой погоды, сняли 1740 человек, большинство раненых. Тральщики, эсминец и катера уходили переполненными, люди стояли вплотную. В трюмы < судна > страшно было смотреть. Среди разбитых от снарядов ящиков, вперемежку с мешками муки, плавали изуродованные трупы бойцов и командиров.....
 
Вскоре дрейфующий лайнер пригнало на мелкое место. < Судно > еще больше потеряло остойчивость. Под ударами волн оно ползло по мели, заваливаясь то на один, то на другой борт. Чтобы не опрокинуться, мы непрерывно переходили с борта на борт и перетаскивали с собой тяжелые ящики со снарядами.

К утру все выбились из сил. Пронизывал колючий морозный ветер. Шторм усилился. Неожиданно сползавший с мели лайнер опасно накренился. Оставшиеся ящики полетели за борт. Выравнивая крен, все, кто мог двигаться, перебрались на противоположный борт, но крен не уменьшился. Тогда решили сбросить за борт тяжелый резервный якорь

....После совещания командиров на «И.< Сталине >»; люди пытались покинуть < судно > любыми путями. Из лежащих на палубе бревен бойцы изготовили плот. «Плот нужен для переправы на корабли, которые придут за нами», — объясняли бойцы. Готовый плот они спустили на воду, а потом, отдав канаты, ушли от < судна >. Судьба этого плота и людей на нем осталась неизвестной. Вторая группа сколотила штыками и связала своими поясами небольшой плотик. На него, вместе с моим другом А.С.Михайловым, начали прыгать бойцы....
 5 декабря около 10 часов утра с «И.< Сталина >»; заметили корабли. Чьи?! Оказались немецкие тральщики и две шхуны. Многие рвали документы и даже деньги. Вода вокруг < судна > побелела от бумаг.

Ближайший немецкий тральщик запросил: может ли < судно > самостоятельно двигаться? Никто не ответил. Двигаться мы не могли. Немцы начали швартоваться к «И.< Сталину >»;. С автоматами наготове они перебрались на лайнер. Через переводчика передали команду: сдать личное оружие. Кто не сдаст, будет расстрелян. На первый тральщик взяли < капитана > 1-го ранга Евдокимова, < капитана > < судна > < Степанова >, командиров и политработников, электромеханика Онучина и его жену буфетчицу Анну Кальван.

Я и мои друзья, воентехники Мартиян и Молчанов, были одеты в форму краснофлотцев и попали на второй тральщик как рядовые. Доставили нас в Таллинн, отобрали ножи, бритвы, ремни и загнали в подвал здания в порту, где оказались другие мои товарищи и младший политрук Онискевич. На исходе того же дня нашу группу — около 300 человек — под сильной охраной отправили по железной дороге в эстонский город Вильянди.

В Вильянди было еще темно, когда нас пригнали в лагерь военнопленных, расположенный в центре города. Открылись первые ворота из колючей проволоки и, впустив нас и охрану, закрылись. Впереди были еще одни закрытые ворота, и мы вошли в лагерь. По кругу быстро двигались непонятные тени, падали в снег и снова вставали. Тени оказались истощенными военнопленными.

С этого дня начались непрерывный ужас и многолетние нечеловеческие страдания в фашистских застенках...

В лагере началась эпидемия сыпного тифа. Больных с высокой температурой «лечили санобработкой». Загоняли под ледяной душ, после чего из сотен выживали редкие «счастливчики». Мой друг Мартиян умер сразу после душа, положив голову на мои ослабевшие руки.

Следующий лагерь, куда нас перевели, был настоящим адом. Жизнь потеряла всякую ценность. Начальник полиции Чалый и его помощник Зайцев по любому поводу и без повода вместе со своей командой избивали обессиленных людей, натравливали овчарок. Заключенные жили в землянках, которые строили сами. Кормили баландой из гнилой немытой картошки без соли.

Ежедневно сотни заключенных умирали. Скончался и мой друг Сергей Молчанов. За год из 12 000 военнопленных осталось менее 2000. (Бесчеловечное обращение с советскими военнопленными по сравнению с пленными из других стран немцы мотивировали неприсоединением СССР к Женевской конвенции 1929 года об обращении с военнопленными (Германия подписала конвенцию в 1934 году). СССР не подписал конвенцию из-за негативного отношения Советского правительства (< Сталин >, Молотов, Калинин) к самой возможности пленения советских солдат и офицеров. Кроме того, правительство считало: если возникнет война, то она будет вестись на территории противника и условий пленения советских солдат не будет. Однако только к концу 1941 года немцы захватили в плен 3,8 миллиона наших солдат и офицеров.)

В апреле 1944 года к последнему нашему лагерю на западе Германии приблизились американские войска. Группа из 13 пленных решила бежать. Мы подползли к ограде лагеря, проделали кусачками дыру в колючей проволоке и направились к ближайшим военным баракам, которые оставили отступавшие немцы. В них нашли продовольственную кладовую и устроили пир. Едва выбрались из бараков, нагруженные галетами и мармеладом, как вокруг засвистели пули. Мы спрятались в кустах. Я почувствовал удар и боль в левой руке. От потери крови через некоторое время потерял сознание. Как выяснилось позже, нас обстреляли эсэсовцы, возвращавшиеся из города. Офицер приказал всех беглецов расстрелять.

Наш доктор, говоривший по-немецки, стал доказывать офицеру, что в Германии отсутствует закон о расстреле раненых. К его доводам присоединился и немецкий солдат — студент медицинского факультета Берлинского университета. Офицер согласился и приказал двух раненых перенести в барак, а одиннадцать беглецов расстрелять...

25 августа 1945 года меня выписали в лагерь репатриированных военнопленных, где признали непригодным к военной службе, рука моя срослась неправильно и висела как плеть.

Следующую проверку я проходил в Псковской области, у станции Опухлики. В этом лагере наиболее жестко проверяли бывших военнопленных.

В октябре 1945 года меня, как инвалида, отправили в Киев, откуда я был призван в ВМФ. Военкомат не брал меня на учет, так как я нигде не работал, а на работу не принимали из-за отметки: «Был в плену»...

Из живых товарищей, которых я знал с «И.< Сталина >»;, оставался один Михайлов. Он скончался в 1989 году.

http://art.thelib.ru/science/inventions/chto_proizoshlo_s_laynerom_iosif_stalin.html/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница