VIII-Спецслужбы - досье > Бронепоезда войск НКВД, броне и мехчасти...

«Прирастали» бронёй

(1/3) > >>

Sobkor:
Ежегодно во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста. Этот праздник был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование весомейших заслуг бронетанковых и механизированных войск, а также советских танкостроителей на ниве защиты Родины.
Среди тех, кто в годы военных лихолетий водил в бой “грозную броню”, всегда были и представители структур правопорядка и безопасности. Об их ратной доблести наше сегодняшнее повествование…

Sobkor:
http://s017.radikal.ru/i424/1209/1c/ef3d547bee89.jpg

Из досье еженедельника МВД России «Щит и меч»
Публикуется впервые

“ГРЕМЯ ОГНЕМ, СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ”Снимок, который мы сегодня представляем вниманию своих читателей, - эксклюзивный подлинник. Он датирован 1931 годом. Это находка, случайно сделанная при изучении архивных источников активистом работающего при “Щите и мече” неформального клуба историков спецслужб Григорием Зуевичем (г. Ростов-на-Дону), за что ему наша искренняя благодарность.
На фото, поясним, запечатлен бронеавтомобиль БА-27 из состава бронедивизиона 8-го кавалерийского Закавказского полка войск ОГПУ. Поводом же к фотосъемке, насколько можно судить, послужил факт прибытия этого самого броневика из Тифлиса (ныне - Тбилиси) в Батуми в распоряжение командования местного погранотряда на правах средства усиления данной в/ч на фронте борьбы с политическим бандитизмом в Аджарии.
Напомним, что БА-27 - первый советский серийный бронеавтомобиль. Разработан он был в 1927 году на базе шасси отечественного полуторатонного грузового автомобиля АМО-Ф-15. Производился в 1928-1931 годах на Ижорском заводе в ленинградском Колпино. Всего для нужд армии было построено 217 машин, несколько десятков из которых в рамках оборонного заказа закупили для себя войска правопорядка и безопасности. Известно, например, что три бронедивизиона войск ОГПУ, укомплектованные бронеавтомобилями БА-27, участвовали в боях с басмачами осенью 1932 года в Хорезмском оазисе, а весной 1933 года в районе туркменского города Кизил-Арават.
БА-27 оставались на вооружение бронетанковых частей и подразделений войск ОГПУ-НКВД СССР вплоть до конца 1930-х, пока не был заменен более современными машинами.
Экземпляр, запечатленный на фото, в своем роде уникальный: в его башне вместо изначально предусмотренного проектом спаренного 6,5-мм танкового пулемета Федорова-Шпагина-Иванова образца 1924 года - новейший по тем временем 7,62-мм танковый пулемет Дегтярева.
Примечательный факт в контексте разговора о 37-м Батумском пограничном отряде войск ОГПУ: будучи впечатленным мощью этого самого броневика БА-27, комендант одного из погранучастков озвученной выше в/ч краском Яков Караваев загорелся мечтой стать танкистом. И своего добился: 1 мая 1932 года в большой группе коллег-краскомов войск ОГПУ он успешно закончил Бронетанковые курсы усовершенствования и переподготовки командного состава РККА имени тов. Бубнова, что в свою очередь было объявлено приказом Главного управления РККА по личному составу № 06 от 29 апреля 1932 года. Нашей редакции также удалось добыть подлинник этого документ, фрагмент из которого представляем.
Остается добавить, что по состоянию на начало мая 1943 года Яков Михайлович Караваев являлся уже начальником автобронетанковой службы 2-й мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД СССР (Московский военный гарнизон), подполковником по воинскому званию и кавалером ордена Красной Звезды…
Редколлегия “Щита и меча”.
http://i073.radikal.ru/1209/1d/2dd67e9ebbec.jpg

Sobkor:
Полный текст приказа Главного управления РККА по личному составу № 06 от 29 апреля 1932 года:
http://s07.radikal.ru/i180/1209/4b/b0e1fb3ec2fa.jpg
http://s45.radikal.ru/i108/1209/57/6277d98f7cda.jpg

Sobkor:
Из досье еженедельника МВД России «Щит и меч»
И С ЛЯЗГОМ РВАНУЛИ НА ШТУРМ… ТРАКТОРАВоенная смекалка – тоже оружие, причем в контексте следующего эпизода из Великой Отечественной – мощного наступательного действия!
Утром 1 августа 1941 года началась так называемая битва под Уманью, закончившаяся к 13 августа для войск 6-й и 12-й армии (обе - 1-го формирования) Южного фронта (1-го формирования) трагической гибелью в кольце вражеского окружения.
Среди частей, блокированных противником внутри Уманского “котла”, оказался тогда и 95-й Надворнянский пограничный отряд войск НКВД СССР. Его личный состав несколько дней кряду стойко оборонял переправу через реку Синюха, не давая тем самым гитлеровцам завершить операцию по окончательному разгрому остатков 12-й армии (1-го формирования). А 4 августа, когда ситуация стала совсем безвыходной, пограничники предприняли первую попытку вырваться из окружения: отчаянным штурмом овладели стратегически важным для нас селом Копенковатое. Однако враг, имея существенный перевес в силах, не только не пустил атакующих дальше, но и методично принялся вытеснять их на исходные рубежи и, в конце концов, своего добился.
Очередная попытка прорыва была назначена в ночь на 7 августа. На сей раз “зеленые фуражки” объединились в ударную группу с коллегами из сводного подразделения штаба 10-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Однако общего количества наличных штыков все равно недоставало, чтобы можно было гарантированно надеяться на успех.
- Эх, нам бы хотя бы взвод танков! А так - с винтовками на пулеметы - на верную смерть идем, - в сердцах бросил в ходе рекогносцировки кто-то из командиров-“железнодорожников”.
- Да, танков нет - это беда, но есть полтора десятка гусеничных тракторов! – уловив идею, дружно смекнули пограничники. - А кто и что мешает нам применить их вместо танков!?
Тракторами, о которых речь, воины девяносто пятого разжились еще в июле при отступлении. Они ранее принадлежали какой-то из украинских районных МТС. В связи со стремительным приближением немцев их не успели ни перегнать в тыл, ни передать на нужды армии. Так и стояли брошенными прямо во дворе обезлюдевшей машинно-тракторной станции. То село обороняли воины девяносто пятого Надворнянского. Получив приказ об отходе, они “оседлали” бесхозные трактора: не оставлять же врагу народное добро, да и на гусеницах, согласитесь, - ни пешком!
Решено - сделано: в назначенный час атаки первыми на врага с включенными фарами, извергая страшный лязг и грохот, покатили трактора. А уже следом за ними с примкнутыми штыками и с яростным криком “Ура!” двинулись в цепях зеленые и васильковые фуражки. Приняв все это за хорошо подготовленное наступление советских бронетанковых частей, фашистская пехота в панике бежала с поля боя, образовав тем самым брешь в своей обороне. Через нее-то атакующие и выскользнули из Уманского “котла”.
8 августа 1941 года вырвавшийся из окружения личный состав 95-го погранотряда, по пути попрощавшись с коллегами из десятой дивизии, убывшими на нашей стороне линии фронта в другом направлении, сосредоточился в городе Никополе Днепропетровской области, где получил от командования фронта новую боевую задачу - взять под свою надежную опеку все окрестные переправы через Днепр. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
Из досье еженедельника МВД России «Щит и меч»
И ПРИДАЛИ МИЛИЦИИ… ТАНКИ“Т-16”. Они же - “ХТЗ”. Такое официальное наименование как военные изделия носили бронетрактора, выпускавшийся в 1941 году на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах для нужд автобронетанковых войск Красной Армии. Это были обычные сельскохозяйственные гусеничные трактора, но только обшитые листами брони и вооруженные пушкой и пулеметами.
Несколько таких эрзац-танков наряду с боевыми танками, но устаревших модификаций во второй половине сентября сорок первого в ходе ожесточенных боев по обороне Полтавы получила в качестве средства усиления сводная рота Полтавской милиции. Все те машины изначально принадлежали Полтавскому военному тракторному училищу, но в ночь с 15 на 16 сентября 1941 года их вместе с экипажами влили в состав 10-го танкового полка только что созданной 10-й отдельной танковой бригады.
Сама же рота милиции являлась единственным резервом командрама-38 генерал-майора Николая Фекленко. Взаимодействуя в этой части города со сводным стрелковым батальоном, сформированным из только что вышедших из окружения бойцов и командиров Красной Армии, она обороняла военный аэродром. Стражи правопорядка дрались с отчаянным мужеством. Неоднократно под прикрытием брони приданных танков они переходили в контратаки. Все это в конечном итоге позволило советским истребителям и бомбардировщикам взлетать с Полтавского аэродрома и садиться на него до того самого момента, пока взлетно-посадочная полоса не оказалась в зоне интенсивного огня орудий противника, ведущих стрельбу прямой наводкой. К этому времени в живых среди милиционеров оставались немногие, а все приданные им боевые машины, включая эрзац-танки Т-16, были уже потеряны в уличных боях…
Примечательно, что защитники Полтавы, огрызаясь арьергардами, город покинули организовано, а от вражеского преследования ушли через тот же самый брод через реку Ворсклу, через который в июне 1709 года накануне Полтавской битвы переправилась на противоположный берег русская армия Петра I Великого…
Александр БУДАЕВ.
НА АРХИВНОМ СНИМКЕ: так достаточно грозно выглядел бронетрактор Т-16 (ХТЗ). http://s019.radikal.ru/i603/1209/da/f43fe8cb72b6.jpg

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница