VIII-Спецслужбы - досье > 107-й пограничный

107-й ПО, предвоенный период

(1/2) > >>

Nick-69:
Из предвоенной оперативно-служебной деятельности (согласно Истории отряда).

В начале марта 1941 года стало известно, что с нашей стороны будет делать попытку уйти за границу группа врагов. Для ликвидации нарушителей границы или их задержания командование отряда выслало две оперативных группы. Одна группа под руководством капитана Подвигина, другую группу возглавлял техник-интендант 2-го ранга Литвинов. Ликвидация нарушителей была продумана во взаимодействии обеих групп. Прибыв на место одна группа расположилась юго-восточнее станции Шестаково на вероятном пути движения нарушителей, другая установила наблюдение за прибывшим поездом. Среди пассажиров находились нарушители границы, но чтобы их захватить, надо было установить их по очень малым известным признакам. Однако, это удалось. К станции подъехала подвода, ее хозяином был нанятый нарушителями переправщик через границу. Двое нарушителей, разместившись в подводе, двинулись в путь - к границе. Им дали отъехать от станции Шестаково 2 километра, и в условиях удобной местности пограничники-командиры тт. Литвинов и Захаров остановили подводу, потребовав документы. Нарушители, выпрыгнув из подводы, пытались бежать, но безрезультатно... Оба нарушителя были схвачены вместе с переправщиком. Впоследствии выяснилось, что это были матерые враги народа. Один из них был старый сметоновский генерал, бегущий от советской власти; другой - матерый шпион. Они имели большие капиталы в Англии, Америке и других странах, имели при себе большие суммы денег и серьезные документы, имеющие ценность для врагов.       

Примечание: "смето́новский".
Анта́нас Смето́на (лит. Antanas Smetona — произносится как Анта́нас Смято́на; 10 августа 1874, дер. Ужуленис, Вилькомирский уезд, Ковенская губерния, Российская империя (ныне Укмергский район, Вильнюсский уезд, Литва) — 9 января 1944, Кливленд, Огайо, США) — литовский государственный и политический деятель, президент и фактический диктатор Литовской Республики в 1926—1940 годах.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F2%EE%ED%E0,_%C0%ED%F2%E0%ED%E0%F1

Nick-69:
Цитата: Nick-69 от 08 Июля 2014, 01:40:29>>>>Из предвоенной оперативно-служебной деятельности (согласно Истории отряда).

Двое нарушителей, разместившись в подводе, двинулись в путь - к границе. Им дали отъехать от станции Шестаково 2 километра, и в условиях удобной местности пограничники-командиры тт. Литвинов и Захаров остановили подводу, потребовав документы. Нарушители, выпрыгнув из подводы, пытались бежать, но безрезультатно... Оба нарушителя были схвачены вместе с переправщиком.
<<<<Живая иллюстрация к известному тезису о том что в известном архиве "не раскрываются детали оперативно-розыскной деятельности". Но можно предположить, что отрекогносцировав изначально "удобную" местность группа Литвинова и Захарова разбилась с целью организации засад на всех возможных путях бегства нарушителей. Отсюда и его безрезультатность. Более того, и гнаться за старым генералом и его, как я понял, более молодым сообщником, а также переправщиком, вообще не пришлось.
Можно лишь гадать, насколько серьезными были изъятые у нарушителей документы. Но следует отметить, что для простого бегства с капиталом март 41-го - как-то поздновато. Война на носу, да и Сметона уже давно в США. Что старый генерал сидел, кого ждал?   

Nick-69:
Нет особого смысла еще раз подчеркивать сугубую важность пограничной "межвоенки": корни всего - там, от частно-биографических до более общих вопросов.
Когда говорится о том, что сталинский СССР попрал независимость Польши и прибалтийских стран, как-то не принято подчеркивать, что государства эти также были тоталитарными, просто капиталистическими. Это значит: широким массам - шиш, нет денег и связей - и не мечтай о социальных лифтах (и в диктаторы с "элитой" не выбиться). Поэтому, что бы кто ни говорил и ни писал, в сопротивлении участвовали далеко не все. Например, очень много людей пришли попрощаться с одним из "оккупантов", моим однофамильцем пограничником Никитиным Н.М., павшим смертью храбрых в ночной схватке с нарушителями границы в начале апреля 1941 г.
Из Истории 107-го погранотряда:

Гроб т. Никитина провожали бойцы и командиры. Тысячная толпа жителей г. Лозьдзея (совр. Лазди́яй, лит. Lazdijai) шла за гробом. Несли венки от командования, бойцов, укома партии, профсоюзов, от школьников (неужто и тех заставили? - Р.Н.) - много венков...
А сейчас, внимание! Возможно, могила пограничника и сохранилась:
Под соснами, на высоком холме, с которого до горизонта простиралась даль, похоронили пограничники своего товарища.

Nick-69:
Цитата: Nick-69 от 08 Июля 2014, 01:08:07>>>>Из предвоенной оперативно-служебной деятельности (согласно Истории отряда).

...Прибыв на место одна группа расположилась юго-восточнее станции Шестаково на вероятном пути движения нарушителей, другая установила наблюдение за прибывшим поездом.
<<<<
Ныне - станция Шяштокай Литовской ж.д.
http://wikimapia.org/14240661/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A8%D1%8F%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B9

Nick-69:
Цитата: Nick-69 от 08 Июля 2014, 15:12:25>>>>Из Истории 107-го погранотряда:

Гроб т. Никитина провожали бойцы и командиры. Тысячная толпа жителей г. Лозьдзея (совр. Лазди́яй, лит. Lazdijai) шла за гробом. Несли венки от командования, бойцов, укома партии, профсоюзов, от школьников (неужто и тех заставили? - Р.Н.) - много венков...
А сейчас, внимание! Возможно, могила пограничника и сохранилась:
Под соснами, на высоком холме, с которого до горизонта простиралась даль, похоронили пограничники своего товарища.
<<<<
Сейчас мы имеем возможность оценить литературные достоинства Истории 107-го пого и перечислить пофамильно тех, кто имел отношение к ее созданию.
Комиссию по составлению Истории (в документе написано - "Истории части" - Р.Н.) возглавил председатель - начальник ОПП отряда батальонный комиссар Тиканов. Также в комиссию вошли зам. начальника ОПП батальонный комиссар Музыкантов, начальник штаба капитан Григорьев и начальник библиотеки отряда младший политрук Клименко. Увы, мы не располагаем конкретными сведениями о возможном авторстве последнего, либо соавторстве с кем-то из вышеперечисленных и, возможно, коллективном творческом труде всех членов комиссии и ее председателя. Но несомненны авторский почерк, литературный талант пограничного историографа. Моя версия: им мог быть нач. библиотеки Клименко. Не буду скрывать, что за полтора года, проведенных в архивах, повидал уже немало Историй частей и соединений. Эта - лучшая из виденных, с литературной точки зрения. Что, в моем понимании, означает примат общей грамотности в войсках НКВД и ПВ в частности. Перечислю достоинства Истории 107-го:
Почти полное отсутствие грамматических ошибок. А факультативность авторской пунктуации не может быть предметом для серьезного спора.
Хорошее владение лексическим пластом, позволяющее избегать клише и штампов политпропаганды. Ну, а все что касалось Иосифа Виссарионовича, тогда, понятное дело, было свято.
По-видимому, классические для историографии ПВ в широком смысле тематические экспозиционно-описательные связки: "пограничники и природа", "пограничники и погода" - подаются ярко и красочно.
Строго дозированное, всегда к месту, применение инверсий в предложениях (обратный порядок членов), направленное на достижение эпического эффекта повествовательной "былинности" (Вспомним песенное: "Былинники речистые ведут рассказ"). Но автор(ы) не злоупотребляют инверсией, а тонко чувствуя драматургию, используют ее в самых волнующих, эмоционально-уместных, моментах, вроде эпизода с гибелью пограничника Никитина и сцены прощания с бойцом.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница