Уважаемые коллеги!
После нкекоторого перерыва, вызванного необходиостью работы над данным материалом, продолжаю выкладывать его текст:
"…В архиве нам удалось отыскать телеграфный бланк с наклеенной на него лентой полученной в 19.45 того же дня, 26 июня 1942 года телеграммы с оригинальным текстом: «Генерал-лейтенанту Астахову. Произвёл посадку благополучно. Рыбин». С сожалением мы вынуждены констатировать, что таким образом Командование ВВС Красной Армии лишь пыталось выдать желаемое за действительное, ибо другие выявлены нами документы неопровержимо свидетельствуют об ином…
…«В 02 ч(аса) 02 м(инуты) связь самолёта с землёй прекратилась и установить её в дальнейшем не удалось, - писал об этом в своём отчёте Начальник ГУГВФ Ф.А.Астахов. - Исходя из прогноза погоды по всему маршруту, самолёт должен был перекрыть всё расстояние из Стокгольма (1240 км) до Калинина за 4 часа 37 мин(ут). За 3 часа 47 мин(ут), т(о) е(сть) до (момента) прекращения связи, самолёт прошёл 900 километров. Исходя из пройденного расстояния и полученных пеленгов, самолёт должен был находиться в районе линии фронта, западнее Холма(-Жирковского) 60 – 70 километров. Рассвет в этом районе в день полёта наступает в 02 ч(аса) 44 м(инуты). Самолёт же был по расчетам в 02 ч(аса) 02 м(инуты; так в оригинале документа). Таким образом, полёт до момента прекращения радиосвязи самолёта с землёй протекал ещё до начала рассвета.
В 5 ч(асов) 00 м(инут) Зам(еститель) Начальника Штаба ВВС – Генерал-майор авиации тов(арищ Иосиф Федосеевич) Короленко сообщил мне, что самолёт ПС-84 пилота Рыбина совершил благополучную посадку в Калинине ((аэродром) Мигалово). Это сообщение мною было передано тов(арищу) Крутикову. В 10 ч(асов) утра 26-го июня Начальник Штаба ПВО Генерал-майор (Николай Никифорович) Нагорный также сообщил (мне), что самолёт благополучно совершил посадку в Калинине. При проверке нами этого сообщения, (было) установлено, что посадку совершил на аэродроме Мигалово пилот Г.В.Ф тов(арищ) Еромасов, летавший тоже в тыл противника в эту ночь».
Эту информацию Астахов получил от ответственного сотрудника ГУГВФ Кузнецова, который кратко сообщал:
«26/VI(-1942) звонил по «вертушке» (здесь и далее – по закрытой системе партийной и правительственной телефонной связи) Нач(альник) Штаба ПВО Генерал-майор Нагорный, (который у меня) спросил: «Где генерал Астахов? Знает ли он, что самолёт Рыбина сидит в Мигалово?». Я ответил, что генерала нет, и в курсе дела Главный диспетчер (ГУГВФ) т(оварищ) Шаркевич. В 5.00 мне звонил Генерал-майор авиации тов(арищ) Короленко, который сказал, что пилот Рыбин сел на а(эродро)м Мигалово. В 5.30 мне позвонил тов(арищ) Крупнов (очевидно имеется в виду заместитель Народного Комиссара Внешней Торговли Союза ССР Алексей Дмитриевич Крутиков), и я ему на основании сообщ(ения) т(оварища) Короленко сказал, что т(оварищ) Рыбин сел в Мигалово».
Упомянутый выше Главный диспетчер ГУГВФ Илларион Никифорович Шаркевич в тот же день, 26 июня в своём отчёте под названием «Поиск пилота т(оварища) Рыбина» следующим образом подробно описал данную ситуацию:
«26/VI(-1942 года я) в 8.00 по ВЧ (здесь и далее – по закрытой системе телефонной связи) вызвал Бологое и вёл переговоры с Подполковником школы (так в оригинале; следует читать «Войск») ПВО страны т(оварищем) Костенко, который сообщил, что о посадке «Дугласа» сведений нет. Я просил принять меры розыска самолёта ПС-84 пилота Рыбина по линии фонта к Торопцу и о результатах доложить. На мой вопрос, какая была обстановка ночью, тов(арищ) Костенко сообщил: «Погода была ясная, активности противника не было. (В воздухе отмечены) Были только отдельные (немецкие) самолёты, но они напасть (на ПС-84 Рыбина) не могли».
26/VI(-1942 года я) в 9.40 вызвал по телефону О(перативного) Д(ежурного) ВВС (Красной Армии) мл(адшего) лейтенанта т(оварища) Сергиченко, который сообщил (мне), что в 4.45 (в Мигалово) произвёл посадку военный лётчик Ремизов на самолёте ПС-84. (Прилётов) Других ПС-84 не было. Ночью обстановка была следующая: с 23.00 до 24.00 производил налёт один неприятельский самолёт, а позднее неприятельских самолётов (в воздухе отмечено) не было. Мною было сказано, чтобы принять меры розысков (так в оригинале; следует читать «Мною было указано, чтобы приняли меры по розыску») самолёта ПС-84 пилота Рыбина по фронтовым аэродромам, а также через ПВО, и сообщить (мне результаты) по телефону К 4-25-90.
26/VI(-1942 года меня) в 10.56 вызвал из Мигалово по телефону т(оварищ) Сериченко и сообщил, что в 4.15 производил посадку ПС-84 ((пилот -) военный лётчик Ремизов из части майора Лазарева), самолёт возвращался с боевого задания. Рыбина в Мигалово не было. Аэродром Мигалово с другими аэродромами связи не имеет.
26/VI(-1942 года) в 10.10 происходил (мой) разговор по «вертушке» с начальником Штаба ВВС К(расной) А(рмии), с Генерал-майором тов(арищем) Короленко, и тов(арищ) Короленко сообщил (мне), что т(оварищ) Нагорный о посадке т(оварищ) Рыбина информировал неправильно - Рыбина в Мигалово не было, и что получена телеграмма из Дулово (Калининский фронт) за подписью майора Масько следующего содержания: «В 2 часа 15 минут произвёл посадку самолёт без марки, дозаправился и в 2 ч(аса) 40 м(инут) вылетел. Фамилию лётчика, маршрут и марку сообщу дополнительно».
26/VI(-1942 года) в 11.00 по ВЧ (мной) был вызван штаб Калининского фронта, (где) у телефона был дежурный офицер лейтенант Толкачёв, который сообщил, что пилота Рыбина разыскивают, пока никаких сведений (о нём) нет, и розыски продолжаются, и что из Дулово сообщили – в 2 ч(аса) 15(минут у них) был санитарный самолёт. Обстановка была следующей: 26/VI(-1942 года) с 1.00 до 4.00 было 12 самолёто-вылетов противника, из них некоторые не (были визуально) обнаружены, а слышен был только шум моторов на высоте 2000 – 3000 м(етров).
Обо всех (полученных) результатах (я) докладывал Начальнику Штаба ВВС К(расной) А(рмии) тов(арищу) Короленко».
Всё в тот же день, 26 июня 1942 года, в 14.35 заместитель Начальника ГУГВФ бригадный комиссар Илья Сергеевич Семёнов из Москвы направил в Калинин командиру Особой авиационной группы ГВФ Рассказову радиограмму: «После выполнения спец(иального) задания не вернулся самолёт ПС-84 без звёзд, пилот - Рыбин. Последняя радиосвязь (с ним) была 26 июня в 02.05. Предполагаемый район происшествия – западнее Холма(-Жирковского) до 50 км. Организуйте розыски до линии фронта. Результаты радируйте мне». Получив в 15.55 эту радиограмму, Рассказов дословно дублировал её текст в адрес командиров 2-й, 5-й и 8-й эскадрилий своей группы - Косяка, Шитова и Назаренко. Через два дня, 28 июня им была направлена ещё одна радиограмма – командиру действовавшей за линией фронта в указанном направлении партизанской бригады Васильеву. На этот раз текст был иным: «Примите меры розыска: в вашем районе действий сел самолёт «Дуглас» под управлением пилота Рыбина, состав экипажа: Штурман Михайлов, бортрадист Тимофеев, бортмеханик Швецов. Сообщите также сведения о пролёте самолёта «Дуглас», летевшего с запада на восток 26 июня (в период ) с 02.00 до 02.30 часа. Результаты радируйте немедленно». В тот же день в бригаду самолётом группы Рассказова был успешно доставлен с «Большой земли» специально направленный для поисков ПС-84 Рыбина некто Андреев, о чём Рассаказов получил краткое донесение («Андреев к Васильеву прибыл. Вторично запросил ускорение ответа о результатах розыска»), и тогда же на имя их обоих военкомом авиагруппы Затынайко была послана ещё одна радиограмма: «Ускорьте ответ о результатах розыска Рыбина».
Разумеется, и сами лётчики этой авиагруппы ГВФ с первого дня вели активный поиск пропавшего самолёта своих товарищей и следов его экипажа. Так, согласно недатированной «Справке о розыске самолёта ПС-84 пилота Рыбина самолётами Особой Прибалтийской авиагруппы ГВФ», подписанной уже упоминавшимися выше Рассказовым и Затынайко, «с 26/VI( 1942) по 29/VI-(19)42 г(ода) обследован р(ай)он Холма(-Жирковского) и оз(ера) Полисто». Всего в поисках участвовало 5 машин, которые в целом налетали 39 часов 20 минут, в том числе: самолёт СП под № 1171 лётчика В.В.Паршина – 12 часов 40 минут, С-2 № 414 Е.И.Реута – ровно 11 часов, С-3 № 1800 А.Л.Артёменко и У-2 № 1105 Г.А.Гребенюка – по 6 часов ровно, У-2 № 3-09 А.Ф.Андреева – 3 часа 40 минут. В «Примечании» авторы документа указывают, что «Самолёты пилотов Гребенюка и Артёменко во время розысков самолёта ПС-84 пилота Рыбина в районе Холма(-Жирковского) подверглись обстрелу наземных войск противника. На самолёте С-3 (№) 1800 был пробит масляный бак, в результате чего пилот произвёл вынужденную посадку. Помощь ему была оказана (на месте). На самолёте У-2 № 1105 в результате обстрела оказались 18 пробоин. Все самолёты (благополучно) вернулись на свою базу». В 19.50 28 июня командир авиагруппы Рассказов был вынужден отправить в Москву Семёнову ответную, телеграмму неутешительного содержания: «В течение 2 дней поиски пилота Рыбина не дали положительных результатов. Поиск продолжаем»…
…«Принятые меры по розыску самолёта ПС-84 на Северо-Западном и Калининском фронтах до 24 ч(аса) 26-го июня результатов не дали, - писал об этом в своём отчёте Начальник ГУГВФ Ф.А.Астахов. - (Главное) Разведывательное управление Генерального Штаба наметило установить связь со своими работниками в районе возможной посадки самолёта ПС-84, и решается вопрос о выброске парашютной группы для уточнения причины прекращения полёта»…".
Продолжение следует!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий