Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.  (Прочитано 11757 раз)

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« : 22 Декабря 2010, 14:13:59 »
Друзья !!! Поисковики из отряда " Верония" Эстонии просят помощи в определении  лётчика.

История такая:    "...  В мае 1944 г. восточнее 4-5 км от поселка Йыхви (Северо- восточная часть Эстонии) был сбит советский самолет с которого (согласно воспоминаниям местных жителей) сбрасывали листовки над лагерем военнопленных. Летчик выбросился с парашютом и попытался уйти от места падения самолета, но был убит, при этом вместе с ним был застрелен местный паренек, который помогал летчику. Личность летчика неизвестна,( документы во время войны передали военным).  По воспоминаниям местных жителей в 1952 на могилу приезжали из Ленинграда 2 летчика и пожилая женщина(возможно мать).
  В настоящее время в непосредственной близости от могилы находится свалка, а сама могила постоянно подвергается надругательству. Местные ветераны попросили перезахоронить погибших на наше кладбище.
  Единственно известно, что летчик из 13 летной армии и похоже летал на ЛА-5. Вот такой ребус...

  Кому не безразлична эта история, прошу подключиться.

 С уважением. Дмитрий
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2010, 01:37:57 от Геннадий Кушелев »
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик.
« Reply #1 : 22 Декабря 2010, 20:36:37 »
Приветствую! У меня есть:
командир звена 2 АЭ 13 ИАКП ВВС КБФ младший лейтенант Мошкалов Владимир Михайлович, который был сбит в воздушном бою в р-не ст. Йыхви на самолете Як-1
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик.
« Reply #2 : 23 Декабря 2010, 01:19:25 »
А Дата есть, чтобы ориентироваться. Ребята пишут, что похоже летал на ЛА-5... Но это предположительно. Однако это один из вариантов. Нужно проверять еще.

Большое вам спасибо!
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 865
  • Skype: g_kushelev
Re: Неизвестный лётчик.
« Reply #3 : 23 Декабря 2010, 01:36:58 »
Не подходит по дате.
Номер записи    76823190
Фамилия   Мошкалов
Имя   Владимир
Отчество   Михайлович
Последнее место службы   КБФ, ВВС 13 ИАКП
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   16.02.1944
Название источника информации   ЦВМА
Записан
С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #4 : 23 Декабря 2010, 07:38:06 »
Приветствую... извиняюсь. что забыл про дату... Геннадий уже подсказал... Но, если честно, уже на раз и не два сталкивался с тем, что местное население не то что даты (дни, месяцы) путает, но и года.... Так что, это не гарантия... Надо рассматривать всех...
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #5 : 23 Декабря 2010, 09:55:47 »
   Точное место гибели и захоронения называется Кукрузе. Восточнее 4-5 км от поселка Йыхви.

   Может самолет Ла - 5,что даст ? В каких эскадрильях были эти типы самолётов ?
   Потом, сам лётчик мог родом быть из Ленинграда. Однополчане приехали к матери своего друга. Свозили её на могилу сына ...

« Последнее редактирование: 23 Декабря 2010, 10:11:35 от Сибиряк »
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #6 : 23 Декабря 2010, 11:23:41 »
По ОБД нашёл такой документ. Внимание обратил на Башкирова

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/033-0011458-0606/00000150.jpg&id=56710960&id=56710960&id1=03476268218acedf408240051c0f0ac0

Ещё 13 отдельный разведывательный авиационный полк: http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/033-0011458-0606/00000186.jpg&id=56711121&id=56711121&id1=4c6f7069d996d04e7b90bf3bf3f91c64

Может сбрасыванием листовок такие разведывательные полки и занимались ?
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2010, 11:28:44 от Сибиряк »
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #7 : 23 Декабря 2010, 13:02:36 »
Приветствую! 13 ОРАП не летал на Ла-5... Там были Пе-2, Ил-2 и Яки...
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #8 : 23 Декабря 2010, 13:17:51 »
   Точное место гибели и захоронения называется Кукрузе. Восточнее 4-5 км от поселка Йыхви.

   Может самолет Ла - 5,что даст ? В каких эскадрильях были эти типы самолётов ?
   Потом, сам лётчик мог родом быть из Ленинграда. Однополчане приехали к матери своего друга. Свозили её на могилу сына ...




Приветствую! Из 13 ВА только 159 ИАП... А вот ВВС КБФ: 4 гв.ИАП, 3 гв.ИАП, 10 гв.ИАП... все на Ла-5
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #9 : 23 Декабря 2010, 13:23:18 »
По ОБД нашёл такой документ. Внимание обратил на Башкирова

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/033-0011458-0606/00000150.jpg&id=56710960&id=56710960&id1=03476268218acedf408240051c0f0ac0


Башкиров погиб на Р-39... сбит и упал 2 км севернее ст. Кинельярви (сейчас пос. Победа Выборгского р-на Ленобласти), кстати он по документам Ленинградского ОВК значится захороненным в двух местах:
1) зах.в д. Криково Кингисеппского района Ленобласти, перезахоронен в г. Кингисепп, мемориал "Роща 500".
2) хах.д. Лужки могила № 12 Выборгского района Ленинградской области.

Понятно, что по первой записи это полный бред... Скорее всего он там был увековечен как не вернувшийся с б\з, т.к., одно время 196 ИАП базировался в этих местах, и когда деревня перестала существовать и стали переносить все могилы, которые были рядом с аэродромом в Кингисепп, его имя автоматически "на бумаге" было "перезахоронено" в Кингисепп..

 
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

anry1963

  • Гость
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #10 : 23 Декабря 2010, 13:52:09 »
Илья Геннадиевич, Дмитрий!

Хотелось- бы понять , как ребята определили, что самолет был предположительно  Лавочкин-5?
Проводились-ли изыскания на предположительном месте крушения ? что-то ведь должно было остатся ?

это так - мысли в слух...

С Уважением Абрамов А.И.
Записан

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #11 : 23 Декабря 2010, 14:35:09 »
Я думаю что были причины так предположить. Поисковики опытные, не один год занимаются этим делом. К тому же сами местные. Знают все байки военные. Я и не спрашивал. Но если надо пинтересуюсь.

С уважением Дмитрий
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #12 : 23 Декабря 2010, 14:48:55 »
Дмитрий, как мне помнится, изначально вообще разговор шел, о том, что там погибло два летчика, и мы с эстонскими коллегами пытались пробить все Ил-2 (а также По-2, Р-5 и др.., двухместные машины)... Потом, появилась информация, что второй человек, это военнопленный погибший там же... А на старом кресте была надпись: "Рабу Божьему Василию..."... У меня есть фото этих могил...
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

anry1963

  • Гость
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #13 : 23 Декабря 2010, 15:18:35 »
Да и цель задания "сбрасывал листовки" подразумевает низкую скорость и наличия 2-го члена экипажа...
Тогда или По или Р (но под сомнением) - остальные более "быстроходные"
С Уважением Абрамов А.И.
Записан

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #14 : 23 Декабря 2010, 15:45:07 »
Илья, в моем сообщении сказано со слов поисковиков, где записано: ... Летчик выбросился с парашютом и попытался уйти от места падения самолета, но был убит, при этом вместе с ним был застрелен местный паренек, который помогал летчику. . Про другого летчика и про военнопленного я не писал
   На сколько знаю, то ПО-2 мог появиться в этом районе только ночью, так как пролететь над сильноукрепленной немецкой территорией с его скоростью и при его высоте врятли возможно.
С уважением Дмитрий.
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2010, 15:57:53 от Сибиряк »
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

anry1963

  • Гость
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #15 : 23 Декабря 2010, 16:02:16 »
Что-бы отвлечся от непонимания...
Дмитрий !
Вы писали о том что "был сбит советский самолет с которого (согласно воспоминаниям местных жителей) сбрасывали листовки над лагерем военнопленных. "
я конечно не спец в авиации, но по моему сугубо наземному пехотно-артиллеристскому мнению, для того, что-бы сбросить с самолета листовки в ограниченное место - самолет должен обладать следующими характеристиками:
скорость самолета должна быть невелика...
экипаж самолета должен состоять минимум из 2-х человек...
в данном раскладе в ПО-шке я уверен - скорость и высота небольшая - 2-й член экипажа присутствует по Р-ке (Разведчик) насколько мне склероз не изменяет они были 1-2-х местными... Скорость то-же небольшая, Возможно в то время были еще "тихоходы" но у меня в голове только МБР-ухи - а там их, к тому времени быть не могло ...

Но тут меня Илья Геннадиевич поправит - им "летунам" виднее...

С Уважением Абрамов А.И.
Записан

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #16 : 23 Декабря 2010, 16:23:11 »
Илья, в моем сообщении сказано со слов поисковиков, где записано: ... Летчик выбросился с парашютом и попытался уйти от места падения самолета, но был убит, при этом вместе с ним был застрелен местный паренек, который помогал летчику. . Про другого летчика и про военнопленного я не писал
   На сколько знаю, то ПО-2 мог появиться в этом районе только ночью, так как пролететь над сильноукрепленной немецкой территорией с его скоростью и при его высоте врятли возможно.
С уважением Дмитрий.

Дмитрий! А я и не писал, о том, что об этом говорили Вы??? Т.к., сам знаком с этой историей и эстонскими поисковиками... и к сожалению, почти безрезультатно, занимаюсь этой историей второй год... И тогда и сейчас, я думаю, что надо искать само место падения самолета, определять его марку и от этого отталкиваться... потери в мае 1944 года по указанным полкам выше на Ла-5 уже отработаны... ни один не подходит...
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #17 : 23 Декабря 2010, 17:21:41 »
Я так и понял Илья, что вы слышали эту историю ещё раньше. Это -то как раз и хорошо. Вы досконально знаете эту историю других вариантах. Можете коё, что добавить.
Конечно проще найти самолет и по обломкам определить его тип, если они сохранились. Я уже задал вопрос ребятам по этому поводу. Но думаю, что видимо в этом районе и был найдены какието обломки самолёта. По которым и были сделаны предположения. Другое дело это могли быть обломки не относящиеся к этому случаю. Поэтому - то ребята и не могут сказать, тот это самолёт или нет. Тогда это мог быть и не Ла-5.
Что касается ПО-2. Такие самолеты действовали под Нарвой по воспоминанию немецкого танкиста по книге " Танки в грязи ". Да конечно для разбрасывания листовок, скорее всего подходит такой самолет. Огитацией и листовками занималис наверное специальные отделы. Интересно к тому же - какую цель приследовало командования расбрасывая листовки над лагерем военнопленных  Ночью пленные находятся в бараках ... Охранники все листовки до утра уберут. Стоит ли рисковать.
 Днём, тихоходный самолёт не пошлёшь. Сильноукрепленный район немецкой обороны и дальше в глубь Эстонии ... тем более лагерь военнопленных. Местные жители ночью не могли видеть что самолет сбрасывает... 
Вывод: остается истребитель, способный сбросить скорость до минимума или спланировать выключив двигатель. И способный быстро уйти и защитить себя от нападения. При таком маневре его могли легко сбить и из пулемёта с наблюдательной вышки. Собаки рядом, охраны куча. Далеко уйти не смог.
Я лично думаю так.
С уважением Дмитрий.
 
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2010, 17:28:05 от Сибиряк »
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #18 : 23 Декабря 2010, 18:15:28 »
Получил от ребят такой ответ:

... В 1976-1978 местные(Кохтла-Ярвские)школьники проявляли к этому захоронению интерес. Они опрашивали ВСЕХ кто хоть каким-то боком был причастен к этой могиле, отправляли запросы в во всевозможные
инстанции включая бывшего командующего 13 Воздушной Армией Рыбальченко. Ответы были стандартными: ничего не знаю, ничего не помню. Мне передали папку с этой перепиской. Ребята из расспросов сделали вывод:
1. Самолет был одноместный.
2. Это был истребитель.
3. Возможно это мог быть ЛА-5.(точно сказать им никто не смог)

Я просто написал исходя из их предположений...

Вот такой ответ. С уважением Дмитрий
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...

Сибиряк

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 99
  • Мой дед
Re: Неизвестный лётчик. Эстония. 1944-й.
« Reply #19 : 24 Декабря 2010, 14:13:53 »
 р ебята пишут:"  .... По Мошкалову не подходит время гибели -февраль, а в Кукрузе упирают, что это было в мае.
   Потери авиации были огромными , мы в лесу постоянно попадаем на клочья дюраля от взорвавшихся в воздухе самолетов. По раскраке и наших и немецких ... "

  Видимо найти самолёт не удасться. Нужно искать по донесениям всех не вернувшихся с боевого задания и погибших в мае летчиков во. Нашёл воспоминание одного летчика, где он пишет: " ... К началу февраля была полностью освобождена Октябрьская железная дорога, связывающая Ленинград с Москвой. Наши войска подошли к реке Нарва, Чудскому озеру, городу Луга. Погода к этому времени улучшилась, и мы снова начали действовать с пикирования.
Ранним утром 6 февраля 1944 года в воздух поднялись три девятки пикировщиков с истребителями прикрытия. На этот раз наш путь лежал к железнодорожному и шоссейному узлу гитлеровцев, станции Иыхви. Нашу эскадрилью [146] вел гвардии
майор В. И. Раков, вторую гвардии капитан А. И. Барский и третью гвардии старший лейтенант Г. В. Пасынков. Девятки следовали к цели самостоятельными маршрутами. Самолеты медленно набирали высоту. В морозном воздухе моторы гудели громче обычного. Снежная гладь замерзшего залива, сверкая в лучах утреннего солнца, слепила глаза. Не мешало бы иметь светозащитные очки, но в те годы их почему-то
не носили. Еще издали я увидел остров Большой Тютерс. Здесь могли появиться «фокке-вульфы». Мы знали, что они базируются на аэродроме Раквере. Но все пока было спокойно. Ведущий развернулся влево и повел группу на юг к береговой черте. Земля была прикрыта легкой дымкой, которая ухудшала видимость ориентиров. Но вражеским зенитчикам наши самолеты, очевидно, были хорошо заметны: они сразу же открыли огонь.
На станции стояло несколько товарных составов, над ними висели аэростаты заграждения. Такое еще не встречалось в нашей практике. Сколько же их? Примерно три десятка. Располагались они в шахматном порядке на высотах от тысячи до двух тысяч метров. Подняв в воздух аэростаты, гитлеровцы, вероятно, были уверены, что
ни один наш самолет не появится над этим районом. Но такая защита годилась, может быть, только от штурмовиков. Мы же подошли к станции значительно выше аэростатов. Безопаснее всего было бы отказаться от пикирования и сбросить бомбы с горизонтального полета. Но такая атака не исключала промахов.
Маленькие, выйдите парой вперед и уничтожьте верхние аэростаты, — скомандовал Раков истребителям прикрытия. Через минуту впереди под нами появились огромные огненные вспышки. Один за другим взрывались купола аэростатов и падали на землю. Это работали наши истребители. Они расстреляли восемь аэростатов верхнего яруса и предоставили нам свободу действий. Удар с пикирования оказался удачным. Было уничтожено два железнодорожных состава, разрушены пути и станционные постройки ...
  ... С каждым днем линия фронта отодвигалась все дальше на запад. Поддерживать войска с прежних аэродромов становилось все труднее. В середине февраля первая эскадрилья, а затем вторая и третья перелетели на передовой аэродром. Здесь же базировались летчики 21-го истребительного авиационного полка, прикрывавшие нас в полете. Снова мы оказались все вместе...
Записан
...Принято считать, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней воин. Но есть ещё один показатель окончания войны - война не окончена, пока похоронены в архивах документы об этой войне ...
Страниц: [1] 2 3   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »