VIII-Спецслужбы - досье > 400-Поиск в отношении военнослужащих и сотрудников НКВД, НКГБ

Воины войск НКВД СССР в донесениях ОБД

<< < (45/324) > >>

Виктор Юрьевич:
Эти все вышли из окружения (от полковников до младших лейтенантов, от батальонных комиссаров до младших политруков) и попали в Гороховецкий спецлагерь НКВД –
Z/011/058-0818883-1491/00000311.jpg – рота НКВД 16 А
Z/011/058-0818883-1491/00000309.jpg – Свердловский партизан.отряд Север. фронта
Z/011/058-0818883-1491/00000308.jpg – 4 чел. внизу списка КНС госбезоп-ти.
Z/011/058-0818883-1491/00000307.jpg – 2 воина 93 мспп НКВД, 217 полк НКВД (видно очень плохо!?)
Z/011/058-0818883-1491/00000304.jpg – 87 погранотряд
Z/011/058-0818883-1491/00000303.jpg – 16 погранполк
Z/011/058-0818883-1491/00000300.jpg – 16 погранпост (наверное, погранполк!?)
Z/011/058-0818883-1491/00000298.jpg – 79 полк НКВД и 64 полк ж/д войск НКВД
Z/011/058-0818883-1491/00000296.jpg – 92 погранполк (второй снизу)
Z/011/058-0818883-1491/00000295.jpg – 13 погранотряд 22 А
Z/011/058-0818883-1491/00000290.jpg – 2 чел, полки НКВД
+++++++++++
Z/006/058-0977520-0267/00000010.jpg – 106 погранполк.
Z/006/058-0977520-0267/00000010.jpg – 106 погранполк.

Sobkor:
Ново выявленный:

ЗАЙЦЕВ Аркадий Фёдорович (1921-1942), военнослужащий 132-го отдельного батальона конвойных войск 42-й отдельной бригады конвойных войск НКВД СССР, узник нацистских лагерей, красноармеец.
Родился 10 августа 1921 года в районном городе Гороховец Владимирской области. Русский. Член ВЛКСМ. Сверловщик по гражданской специальности. Родственники по состоянию на лето 1941-лето 1946 года: мать – Зайцева (в девичестве – Молева) Александра Ерастовна; проживала по адресу: город Гороховец (до 14 августа 1944 года Ивановской, а затем современной Владимирской области), улица Комсомольская, 2.
Рост имел 167 см. По цвету волос – блондин.
В армию призван в 1940 году Гороховецким РВК на тот момент Ивановской, а затем современной Владимирской области с направлением в конвойные войска НКВД СССР.
Последнее письмо от сына матерью было получено в июле 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп 18004, д. 359.
Согласно лагерной персональной карте советского военнопленного (ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 1467), 1 июля 1941 года попал в плен у некоего белорусского населённого пункта Лесная. Судя по всему, речь в данном случае идёт о железнодорожной станции Лесная, находящейся на территории современной Брестской области Республики Беларусь на магистрали Москва - Брест.
Первоначально содержался в лагере шталаг-8Ф (он же – 318), находившемся в немецком посёлке Ламсдорф (ныне – польский Ламбиновице). Присвоенный здесь лагерный номер – «1157».
23 и 30 августа, а также 6 сентября 1941 года подвергнут вакцинации против тифа.
22 сентября-8 ноября 1941 года – на рабских работах в составе 3-й команды 108-го сельскохозяйственного рабочего строительного батальона с местом дислокации данного батальона в местечке Лобниг в немецкой провинции Фройденталь. Речь, судя по всему, идёт о территории современной коммуны Фройденталь района Людвигсбург административного округа Штутгарт федеральной земли Баден-Вюртемберг ФРГ.
С 8 ноября 1941 года – на госпитализации в местечке Лобниг в госпитале для военнопленных. Диагноз написан неразборчиво, но что связанное с общим истощением организма.
Умер от болезни в 4.00 10 мая 1942 года в стенах госпиталя для военнопленных, дислоцировавшегося в немецком в местечке Лобниг.
23 июля 1946 года на основании материалов подворового опроса, представленных Гороховецким райвоенкомом Владимирской области за Исходящим № 421 от 20 июля 1946 года, был официально учтён оборонным ведомством как условно пропавший без вести в сентябре 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп 18004, д. 359.
Увековечен в Книге Памяти Владимирской области – т. 4, стр. 411, но как якобы погибший в бою в июне 1941 года и похороненный в Бресте, а не умерший 10 мая 1942 года в немецко-фашистском плену.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
Ново выявленный:

ДУБОВСКИЙ Михаил Васильевич (1919-1945), шофёр 95-го пограничного ордена Ленина отряда войск НКВД СССР (в/ч 2115) Управления пограничных войск НКВД Литовского округа, участник боёв за Восточную Пруссию, красноармеец.
Родился в 1919 году в деревне Елизарово Подосиновского района Кировской области. Родственники по состоянию на весну 1956 года: мать – Дубовская Анастасия Павловна; проживала в посёлке Скрябинского лесопункта Подосиновского района Кировской области.
В армию призван 4 октября 1939 года Подосиновским РВК Кировской области.
Последнее письмо матери прислал в апреле 1945 года. Обратный адрес: Литовская ССР (ныне – Литовская Республика), город Таураге, в/ч 2115.
Судя по всему, погиб в 1945 году.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале литовского районного города Таураге, но без указания даты гибели: «Могила № 4». Источник - ЦАМО: ф. 58, оп. А-65865, д. 3.
12 марта 1945 года на основании письменного запроса матери был официально учтён оборонным ведомством как условно пропавший без вести в апреле 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 877529, д. 20.
Увековечен в Книге Памяти Кировской области – т. 9, сс. 225 и 226, но почему-то как якобы пропавший без вести в 1943 году.
В Книге Памяти пограничников не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
Ново выявленный:

ХАРЛАНОВ Иван Ильич (1917-1943), начальник телефоно-светосигнальной станции роты связи 1-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР, узник нацистских лагерей, младший сержант.
Родился 12 июня 1941 год в селе Гахово Медвенского района Курской области. Русский. Православный. Монтёр по гражданской специальности. Родственники по состоянию на лето 1941 года: некто Ольга Халанова – отчество и степень родства в документе не указаны; проживала по месту рождения младшего сержанта И.И. Харланова. Родственники по состоянию на лето 1946 года – отец Харланов Илья Иванович; проживал по месту рождения сына.
В армию призван в 1938 году Рыльским РВК Курской области с направлением в ряды личного состава войск НКВД СССР.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 56), пропал без вести 25 июня 1941 года: «Не вернулся из боя в районе м. Утяны [ныне – литовский уездный город Утена]». Однако в действительности, как гласит лагерная персональная карта советского военнопленного (ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 1457), 26 июня 1941 года, будучи раненым, попал в плен на территории Литвы. В плену был учтён как рядовой солдат из мифического для данного театра военных действий 1-го стрелкового полка Красной Армии.
Первоначально содержался в лагере офлаг-53, находившемся в восточнопрусском городе Погеген (ныне – литовский Пагегяй).
Со 2 августа 1941 года – узник лагеря шталаг-11Ц (Stalag XI C; он же - 311), находившегося в немецком населённом пункте Берген-Бельзен (ныне – Берген и Крайс Зелле; оба в составе федеральной земли Нижняя Саксония ФРГ). Присвоенный здесь лагерный номер – «5312».
4, 11 и 25 августа 1941 года подвергнут вакцинации против тифа и паратифа.
Умер в немецко-фашистском плену как узник лагеря шталаг-11Ц (Stalag XI C; он же - 311), но дата смерти неизвестна, а только дата, когда был официально учтён лагерной администрацией как умерший, – «1 февраля 1943 года».
4 сентября 1946 года на основании материалов подворового опроса, представленных Медвенским райвоенкомом Курской области за Исходящим № 0287 от 28 августа 1946 года, был официально учтён оборонным ведомством как условно пропавший без вести в октябре 1943 года, но по вине отца воина, огласившего не точные сведения, с тремя ошибками: 1) как якобы 1918, а не 1917 года рождения; 2) как якобы призванный в 1941 году бывшим Хомутовским РВК Курской области, а не в 1938 году Рыльским РВК той же области; и 3) как якобы рядовой солдат, а не младший сержант по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 460.
Увековечен в Книге Памяти Курской области – т. 5, стр. 252, но с тремя ошибками: 1) как якобы 1918, а не 1917 года рождения; 2) как якобы рядовой солдат, а не младший сержант по воинскому званию; и 3) как якобы пропавший без вести в октябре 1943 года, а не умерший в немецко-фашистском плену до 1 февраля 1943 года.
В Книге Памяти пограничников не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Sobkor:
Ново выявленный:

КОЖЕНОВ Иван Капитонович (1918-1942), предположительно, военнослужащий 1-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР, узник нацистских лагерей Восточной Пруссии, красноармеец.
Родился 20 февраля 1918 года в деревне Фуртовщина бывших Серёжинского района Калининской области, а ныне современных Андреапольского района Тверской области. Русский. Беспартийный. Слесарь по гражданской специальности. Отец – Коженов Капитон Фёдорович; проживал на малой родине сына, но только по состоянию на лето 1941 года – в деревне Фуртовщина, а по состоянию на лето 1946 года – в деревне Красная Горка.
В армию призван бывшим Серёжинским РВК Калининской (ныне – Тверская) области: по одним данным – в 1938 года, а по другим – в 1940 году.
К началу Великой Отечественной войны срочную военную службу проходил в литовском городе Пренай. Обратный адрес: Литовская ССР (ныне – Литовская Республика), город Прены (ныне – Пренай), Почтовый ящик № 334/2. Последнее письмо отцу прислал в июне 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 2282.
В боях лета 1941 года попал в плен.
Первоначально содержался в лагере шталаг-1Б, находившемся в восточнопрусском городе Хохенштайн (ныне – польский Ольштынек). Присвоенный здесь лагерный номер – «27589» (по другим данным – «27598»).
Предположительно, в начале 1942 года переведён в лагерь шталаг-1А, находившейся в восточнопрусском посёлке Штаблак (ныне – окрестности посёлка Нагорное Багратионовского района).
12 февраля-5 сентября 1942 года – на рабских работах в столице Восточной Пруссии городе Кёнигсберге последовательно в составе рабочих команд №№ 1/203 и 1/206.
С 5 сентября 1942 года – на госпитализации в лазарете шталага-1А. Диагноз: «Бронхит».
Умер 16 октября 1942 года от истощения и болезней в лазарете шталага-1А. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977526, д. 177, однако в лагерных документов проходит как Кожинов, а не Коженов.
Имя красноармейца И.К. Коженова было внесено в материалы подворового опроса, представленные Серёжинским райвоенкомом бывшей Великолукской области за Исходящим № 706 от 7 июня 1946 года. Однако в недрах оборонного ведомства в отношении красноармейца И.К. Коженова почему-то было принято решение: «Учёту не подлежит». Источник – ЦАМО: ф. 58, 18004, д. 125.
10 июля 1946 года на основании письменного запроса отца был официально учтён оборонным ведомством как условно пропавший без вести в феврале 1944 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 2282.
Увековечен в Книге Памяти Тверской области – т. 3, стр. 54, но с тремя ошибками: 1) как Кожанов, а не Коженов по фамилии; 2) как якобы призванный в 1941 году, а не годом или тремя годами раньше; и 3) как якобы пропавший без вести в феврале 1944 года, а не умерший 16 октября 1942 года в немецко-фашистском плену.
В Книге Памяти пограничников не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница