Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Смоленский гарнизон внутренних дел в боях по обороне Смоленска  (Прочитано 26002 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ну и кто это задачу мог выполнить, если к утру 15-го в городе оставалось только с гулькин нос милиции да столько же бойцов конвойных войск?!
Вячеслав, Ваши выводы - очередная порция  гражданско-исторических "соплей". Ещё раз призываю: вооружитесь военно-исторической методологией! Только это Вам поможет избавиться от склонности к демагогии...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
На это много народу совсем не требовалось. Есть замечательная книжечка "Устав". Для всех родов и видов войск, включая внутренние, в ней записано общее для всех положение: "В случае невозможности эвакуации секретных документов и реальной опасности их захвата противником..." Сколько народу и времени требовалось для выполнения этого требования устава?
Я не считаю смоленских милиционеров и конвойщиков набитыми идиотами и разгильдяями. Уверен: они это знали лучше меня с Вами. И лучше нас представляли, как действовать.
Но я смотрю на вопрос со стороны, противоположной Вашей. Известно, что по 8 июля эвакуация из Смоленска происходила бессистемно. До того времени многое ценное успели успешно эвакуировать, руководствуясь опытом и здравым смыслом, и слава богу. А в ночь с 8 на 9 состоялось заседание обкома с участием Репринцева и др., на котором был выработан и принят план экстренной эвакуации, который сразу же принял силу закона, обязательного для исполнения.
Со следующего дня интенсивность бомбардировок станции и пакгаузов удвоилась, а 10 июля форкоманде "Москва" был дан приказ вступить в Смоленск 16-го.
Для меня прописная истина, что "они" знают о "нас" ровно столько же, что и "мы" о "них".
Следовательно, с момента получения приказа оперативники форкоманды начали рыть землю носом на предмет подготовки захвата архива. Следовательно, они знали день и час, в который, по принятому плану эвакуации архив должен был отправиться с вокзала на Москву. Остальное для них оставалось исключительно делом отлично отработанной техники.
К сожалению, план эвакуации до сих пор засекречен. А гадать на кофейной гуще не по моей части. Но черт возьми, архив мог сжечь за час (задать хорошее пламя, а дальше сгорело бы само) сообразительный и расторопный парнишка. Надо было ему только приказать и больше ничего.
« Последнее редактирование: 28 Июля 2010, 12:12:04 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Опять чистой воды демагогия! С подобным, пожалуйста, - на вшиво-гражданские Форумы, а у нас не мусорьте...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Не совсем понял про вагоны и прочий подвижной состав. Немцы их в любом случае захватили бы целиком, ибо Смоленский железнодорожный узел был парализован бомбёжками. Это добро уцелело даже в ходе последующих многодневных боёв 16-й армии (1 ф) за жд вокзал, что видно по трофейным снимкам: пути забиты эшелонами с советскими танками...
Взрыв мостов через Днепр как раз и лишал немцев прямых и скорых путей к жд станции. Задачей вражеских диверсантов могла быть только одна - захватить мосты в целостности и сохранности...
А взорвали мосты наши сапёры. Они потом даже коллективно сфотографировались по этому поводу на память...
Станция Смоленск парализована НЕ БЫЛА. Парализовать значит блокировать выезд, взорвать или захватить пути. Последний эшелон благополучно убыл из города в 20 часов, благополучно переехал мост через Днепр и только в районе станции Колодня, что в четырех км по другую сторону реки остановился, так как дальнейшие пути оказались разрушенными артобстрелом. Ремонт путей занял немного часов, после чего поезд отправился на Ярцево. Проехав какое-то расстояние в том направлении, машинисты увидели, что дальнейший путь перекрыт немцами. Тогда резко двинули обратно, вернулись к Колодне и оттуда перевернули на Сухиничи. Далее проследовали без приключений.
Вы абсолютно правы в том, что немцам мосты нужны были в целости и сохранности. Поэтому именно имелись все реальные возможности спокойно увезти за ночь (оставалось 8 часов до 4 утра) на другой берег Днепра на отстой в Колодне и далее не один десяток эшелонов. Главным было, по ситуации, перевести за ночь на другой берег максимально возможное число эшелонов.
Но последний эшелон увез с собой всех машинистов, а в полночь мост был взорван.
Записан
Будьте здоровы!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Опять чистой воды демагогия! С подобным, пожалуйста, - на вшиво-гражданские Форумы, а у нас не мусорьте...
Не могу с Вами согласиться в этом.

Уточнения по хронологии событий

22 июня - уже с самого начала войны поезда перестали ходить по расписанию. Сотни людей просиживали на Смоленском вокзале по нескольку суток, дожидаясь своего поезда, и, наконец, все-таки садились на другой.
23 июня в 22 час. Сталин подписывает для НКПС приказ об эвакуации.
24 июня - первая бомбардировка Смоленска.
25 июня. Последним из Минска ушел эшелон с ценностями банков Беларуси.
28-30 июня - непрерывные бомбежки Смоленска.
Ночь на 29 июня - наиболее мощный авианалет. Пожары продолжались с 0 до 12 час.
3 июля из находившихся на Западной дороге 5741 вагона с воинскими грузами 2520 были сосредоточены в Смоленском узле, где ежедневно выгружали по 40–45 оперативных эшелонов.
5 июля. Только за одни сутки на Оршанский ж. д. узел было сброшено 32 авиабомбы. Разрушения были огромные.
К 9 июля почти все предприятия Витебска были эвакуированы, вывезен весь по­движной состав.
9 июля в 12 часов из Витебска от­правлен на Смо­ленск последний эвакопоезд с остав­шимися работника­ми узла. Однако в районе станции Рудня часть железнодо­рожного участка бы­ла захвачена врагом, и Н.А. Макаров (начальник отделения движения Витебского узла) со своими подчинен­ными вынужден был добираться до Смо­ленска другими ви­дами транспорта и пешком.
10 июля. Из Смоленского УНКВД в пос. Катынь командируется отряд численностью 33 чел.
11 июля. Основные силы 16 армии под командованием Лукина (части 57 танковой дивизии) начинают сосредоточиваться западнее - в районе Красный-Гусино - и северо-западнее города, на линии Катынь-Куприно-Каспля-Демидов.
К вечеру 11 июля южнее Орши части 2-й немецкой танковой группы Гудериана захватили на восточном берегу Днепра плацдарм, с которого на следующий день повели наступление на Смоленск.
12 июля поступил приказ о подготовке Смоленска к обороне.
До 13 июля весь подвиж­ной состав из Орши успели отпра­вить в сторону Смоленска.
13 июля в 15 ча­сов паровозом Ов-4763 под управлением маши­ниста Доронина был от­правлен последний по­езд из Орши с остававшимися до последнего часа руководителями узла.
К 14 июля в системе обороны города находились следующие части:
– сводный стрелковый полк двухбатальонного состава из числа отмобилизованного личного состава – около 2 тыс. человек;
– маршевый батальон из 39-го запасного стрелкового полка – около 1200 человек;
– 8-й отдельный батальон обслуживания станции снабжения – 754 человека;
– сводный отряд 159-го стрелкового полка – около 150 человек;
– отряды милиции и НКВД – численность не установлена;
– 10-й понтонно-мостовой батальон – 793 человека при 30 винтовках;
– батальон регулирования – 276 человек;
– 4-й автобатальон – 657 человек.
Всего личного состава насчитывалось до 6500 человек, из них непосредственно в районе позиций около 2500 человек.
14 июля. Оккупирован город Рудня.
Уже с утра 15 июля в Смоленске шла непрерывная орудийная стрельба.
15 июля 7-я немецкая танковая дивизия достигла автострады восточнее Смоленска в районе «Ульхова слобода», но войска 2-й танковой группы и 4-й армии, действовавшие с юга, запаздывали и не смогли закрыть брешь.
15 июля танки противника перерезали автомагистраль Москва-Минск в 15 км западнее Ярцева, и три армии — 16, 19 и 20-я — оказались полуокруженными. Подвоз боеприпасов, горючего и продовольствия в Смоленск прекратился.
15 июля немцы заняли Соловьеву переправу и вышли к Ельне.
Во время рейса из Смоленска в Вязьму на станции Присельская машинисту Б. Болотину сообщили: близ Ярцева выброшен десант. Болотин решил прорваться. Мимо десанта гитлеровцев он проскочил на полном ходу. Но вскоре увидел, что впереди путь загроможден разбитыми вагонами. Ловушка. Тогда машинист с болью в сердце подорвал паровоз и стал пробираться к Вязьме.
15 июля - во второй половине дня к Смоленску прорвалась группа немецких мотоциклистов. Она была отброшена с потерями.
Смоленские железнодорожники покидали город, когда бои шли уже на его окраинах. А начальник станции Смоленск-Центральный Г. В. Васильев и другие железнодорожники уезжали последним поездом. Перед станцией Колодня вражеская артиллерия разрушила пути, и отправленные ранее поезда выстроились друг за другом.
С вечера 15 июля до полудня 16 июля. Близ станции Колодня люди убирали искореженный металл, ремонтировали пути, чтобы до рассвета восстановить движение. Часть поездов отправили к Москве по главному ходу, но вскоре он оказался перерезанным. Оставшиеся эшелоны были направлены через Ельню, Спас-Деменск и далее через Сухиничи на Тулу.
15 июля около 16 часов передовым частям группы Гудериана удалось быстро сбить части 16 А с рубежа Хохлово, Красногорка, а затем и части смоленского гарнизона, оборонявшего рубеж Верхнеясенная, Алексино, Вишенная и к исходу дня занять южную часть Смоленска.
15 июля 17 час. К городу подошли основные силы 29-й моторизованной дивизии (из 47 мк, 2 тг, прорвавшейся на стыке 13-й и 20-й армий) и развернувшись в боевой порядок начали наступление на город с 3-х сторон - вдоль Рославльского, Киевского и Краснинского шоссе. Наиболее ожесточенные бои произошли возле техникума физической культуры, дома специалистов (Киевское ш.), гарнизонной пекарни (Краснинское ш.), около моста через Днепр, на пл. Смирнова. Под давлением значительно превосходящих сил противника защитники города с боями отошли к Днепру. В районе костела, у здания Красноармейского райкома партии, в парке бои продолжались до поздней ночи.
15 июля в 20.00 немцы с боями вошли в центральную часть Смоленска.
15 июля в 21 час немцы появились со стороны Рославльского шоссе. Наступающая пехота, поддерживаемая танками и минометным огнем, постепенно выбивала из каждого дома бесстрашных защитников родного города. Отряды с боем отступали к площади Смирнова, где вновь остановились и задержали противника.
15 июля поздний вечер, до полуночи: части смоленского гарнизона отошли в район Колодни и заняли оборону (это восточнее города). Штаб гарнизона и горком ВКП(б) расположился в п. Гедионовка. Этот район обороняют подразделения 343-го стрелкового полка и 240-го гаубичного полка из состава 38-й СД, ночью разгрузившиеся на станции Колодня.
15 июля в 24.00 взорван новый мост через Днепр.
16 июля в 2-3.00 взорван старый мост, однако имеются отдельные сведения, что не был разрушен железнодорожный мост в Шейновке (сейчас его уже не существует), которым противник сразу же воспользовался: переправился с танками и артиллерией в заднепровье и начал наступление вдоль Днепра в направление вокзала.
16 июля на рассвете противник форсировал Днепр в районе Колхозной площади и Рачевки. Начались бои за северную часть города. Противник действовал силами 29-й моторизированной дивизий и части подразделений дивизии СС Рейх, днем, с ходу, введены в бой части 137-я моторизованной дивизии.
16 июля в 4 часа утра немецкие моторизированные части вошли в город.
16-18 июля. Немцами временно оккупировано Ярцево.
В течение 16 июля гитлеровцы сумели переправиться на северный берег Днепра и овладеть городом на 90%. Нашими войсками продолжала удерживаться лишь его северная окраина. Командующий 16-й армией М.Ф.Лукин подчиняет себе 129-ю СД 19-й армии, совершающую марш на соединение с основными силами армии и ставит задачу выбить противника из северной части города. Дивизия с марша вступает в бой и выбивает противника из района авиационного завода и гарнизонного госпиталя (это северная окраина города). Однако противник успел переправить через Днепр артиллерию и минометы, ввел в действие штурмовую авиацию. Наши войска отошли на исходные позиции.
Наши части были практически разделены на две группы - западную (район вокзала, завода Калинина, Красный бор) и восточную (Садки, Гедионовка, Ситники, Колодня).
19 июля город Ельня был взят противником в течение скоротечного боя.
20 июля в 5:30 части 34-го ск штыковой атакой выбили врага из района ст. Сортировочная и захватили мост через Днепр у д. Шейновка.
20 июля бойцы 127-й и 158-й стрелковых дивизий переправились на левый берег Днепра и завязали бои с противником, освободили часть города Смоленска, но закрепиться на захваченных рубежах не смогли.
21 июля немецкая 29ПД удерживает Смоленск, несмотря на сильные атаки противника. 18 танковая дивизия заканчивает очищение южного берега Днепра в районе южнее Гусино и в ходе боев уничтожила 83 танка.
22 июля советские войска, окруженные в районе Смоленска, по-прежнему оказывают упорное сопротивление и предпринимают попытки захватить Смоленск и прорваться на восток.
24 июля советские войска, находящиеся в окружении в районе Смоленска и Могилева, по-прежнему оказывают упорное сопротивление.
25 июля 137-я моторизованная дивизия вермахта полностью сменила 29-ю, которую отправили на переформирование.
25 июля создано Смоленское городское управление (управа) в составе из 6-ти человек.
26 июля германские войска смогли закрыть котел.
К 27 июля северная часть Смоленска (Заднепровье) была полностью очищена от немецких войск.
28 июля дивизией Городнянского и присоединившимися к ней частями 46-й и 152-й стрелковых дивизий была очищена вся правобережная часть Смоленска.
29 июля командывание 16-й и 20-й армий приняло решение об отходе войск из города. В течение дня из города были выедены сначала 152-я, затем 129-я сд.
Только в ночь на 29 июля последние подразделения 16-й армии вышли из Смоленска. За все время боев с 9 июля 16-я армия получила всего 2 тыс. человек пополнения.
31 июля зажатые в смоленском котле советские части оказывают упорное сопротивление наступающим 8-у и 5-у армейским корпусам и продолжают вести контратаки крупными силами при поддержке артиллерии и танков. На участке 5-й дивизии эти контратаки были настолько сильны, что приостановили наступление дивизии.
1 августа. Телеграмма-донесение штаба 46 танкового корпуса командиру 2-й германской танковой группы: «В районе ельнинского плацдарма идут непрекращающиеся бои. Боеспособность корпуса, особенно дивизий СС и пехотного пока «Великая Германия» ежедневно уменьшается настолько, что их дальнейшее боевое использование вызывает серьезные сомнения.
5 августа. Бои под Смоленском окончены. Число пленных и военных трофеев за 4-5.08. 1941 в этом бою увеличились до:
25575 пленных;
301 танк;
184 орудия;
4 самолета.
Таким образом, теперь военные трофеи за период боев на Днепре и Зап. Двине и боев под Смоленском достигли следующих цифр:
309110 пленных;
3205 танков;
3000 орудий;
341 самолет
Из этого количества военных трофеев, на военные трофеи, подсчитанные за период боев у Рославля (с 1.08.), приходится:
16000 пленных;
159 танков;
95 орудий;
4 самолета.
Количество трофеев растет.
13 августа. Сводка Информбюро: "Несколько дней назад наши войска оставили гор. Смоленск..."
С 19 августа 46-й танковый корпус вермахта начинает выводиться на отдых с ельнинского платцдарма и заменяться пехотными частями.

Хронику можно критиковать, коррективать, но хроника это хроника - расположение событий в хронологической последовательности.
Из которой я делаю логические выводы, и более ничего.

Прошу не яриться на формулировки, они на совести авторов. Можно фильтровать. Главное - время и место событий, а не их оценки.

Еще обращаю внимание на историю с шейновским мостом 16 июля.
« Последнее редактирование: 03 Марта 2012, 20:42:36 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Какой, к чёрту, в Смоленске жд мост через Днепр! Один единственный такой мост - за Колодней, у санатория Соколья Гора, но он на ветке Смоленск - Рославль. Это по нему вырвались из Смоленска В.Ф. Смалыгин с сотоварищами. Ярцево же на московской ветке!
Вы карту смотрели, блин! Единственный на той ветке жд мост через Днепр - за городом Сафоново, который в свою очередь - за Ярцево!..
Вячеслав, сколько Вы можете заниматься "на ровном месте" фальсификацией?!

 
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Уточнения по хронологии событий

В этой хронологии много всякой вшиво-гражданкой чуши! И, например, ни к месту часто употребляемый термин "отряд".
Из поля зрения авторов той с позволения сказать хронологии почему-то выпал жд мост через Днепр, стоящий на ветке Смоленск - Рославль.
Этот мост охранялся караулом войск НКВД СССР. Вечером 15-го по нему перешли на правый берег курсант В.Ф. Салмыгин с сотоварищами, а где-то в полдень 16-го - остатки СМОШМ и областного УНКВД под общим командованием младшего лейтенанта милиции Ф.И. Тоняева, но последнее - уже удирая от приближающихся к мосту немецких танков.
Судьба этого моста мне неизвестна, ибо в смоленской библиографии, посвящённой обороне города, о нём не нашёл ни слова. Если его не взорвали перед носом у фашистов, то караул, вооружённый винтовками, перед танками был бы бессилен долго сопротивляться...
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Да, кстати, в той с позволения сказать хронологии отсутствуют сведения об авиагарнизоне. Например, на левом берегу Днепра, напротив Колодни по состоянию на утро 16 июля дислоцировалась в/ч ВВС, вооружённая "кукурузниками" У-2...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Какой, к чёрту, в Смоленске жд мост через Днепр! Один единственный такой мост - за Колодней, у санатория Соколья Гора, но он на ветке Смоленск - Рославль. Это по нему вырвались из Смоленска В.Ф. Смалыгин с сотоварищами. Ярцево же на московской ветке!
Вы карту смотрели, блин! Единственный на той ветке жд мост через Днепр - за городом Сафоново, который в свою очередь - за Ярцево!..
Вячеслав, сколько Вы можете заниматься "на ровном месте" фальсификацией?!

Не так громко. С мостами действительно большая путаница. Начнем с того, что современное их количество и расположение не соответствует довоенному, а довоенное дореволюционному. Кроме того, и после войны восстановленные мосты не точно соответствуют современным. Кроме того, вошло в дурную привычку в исторической литературе их называть неправильно. И на картах их почему-то систематически рисуют неверно.
Вот Вам навскидку двухверстка 42-го года:

http://radikal.ru/F/i006.radikal.ru/0806/65/cc882f08685b.jpg.html


Что скажете? То-то и оно.
« Последнее редактирование: 28 Июля 2010, 15:05:24 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Вячеслав, спасибо!
Теперь, наконец-то, разобрался, что это за мост у Шейновки! Теперь уверен, что это через него ушли в полдень 16 июля на правый берег остатки СМОШМ.
По утверждению Ф.И. Тоняева, на мосту стоял один единственный часовой. Он и оставался на своём посту, когда к мосту уже двигались немецкие танки.
Однако расположение того моста практически исключает его использование для нужд московской ветки: вкруголя - всё равно в Колодню!..
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
У меня другой вопрос (вернее, пара). Если вечером 15-го мост охранялся одним часовым, то как его утром 16-го смогли захватить немцы. Идея в том, что раз на мосту был всего один часовой, то близко наших бойцов должна была быть тьма тьмущая. А значит, захватить мост немцам на следующий день было большой проблемой. Однако ничего похожего не замечается. Непонятно.
Далее. Как немцы на мост вышли? В литературе я никаких описаний не нашел. Как будто на парашютах спустились, что ли...
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
У меня другой вопрос (вернее, пара). Если вечером 15-го мост охранялся одним часовым, то как его утром 16-го смогли захватить немцы. Идея в том, что раз на мосту был всего один часовой, то близко наших бойцов должна была быть тьма тьмущая. А значит, захватить мост немцам на следующий день было большой проблемой. Однако ничего похожего не замечается. Непонятно.
Далее. Как немцы на мост вышли? В литературе я никаких описаний не нашел. Как будто на парашютах спустились, что ли...

Вячеслав, я не устаю поражаться Вашей дремучести! Я же чётко написал, что мост охранялся караулом от войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Это обычные стрелки с винтовками.
Почему там не было войск от Красной Армии? Да потому что этих войск по состоянию на 15 июля в городе вообще не было, за исключением каких-то нескольких случайных батальонов пехоты при ограниченном количестве танков.
А почему не было войск? Смоленск находился в глубоком оперативном тылу Западного фронта. Все боеспособные войска были на могилёвском русле Днепра. Но 10 июля фронт под ударами Гудериана в одночасье рухнул. Пара-тройка дней у немцев ушла на ликвидацию локальных "котлов", а потом они парадным маршем до Смоленска, Починка и Ельни.
Втык получили лишь на Соже, поскольку здесь успела развернуться пребывавшая на отдыхе 4-я армия (1 ф). Это, похоже, и спасло Москву, ибо от Кричева на столицу прямёхонька и Варшавское шоссе, и железная дорога. И на всём том участке - никаких тебе узлов сопротивления!
Наша Ставка очухалась лишь к 14 июля, начав поспешно создавать по Десне Фронт резервных армий. Только это и затормозило Гудериана на Дорогобужском направлении.
Смоленск же в силу своей "географии" оказался между погибшими на Днепре армиями и Фронтом резервных армий. Пока сюда подоспели резервы Западного фронта в лице 16-й армии (1 ф), было уже слишком поздно...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Вячеслав, я не устаю поражаться Вашей дремучести! Я же чётко написал, что мост охранялся караулом от войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Это обычные стрелки с винтовками.
Досконально эту тему и господь бог не знает. Я ее знаю немножко побольше других и только.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
По свидетельствам Ф.И. Тоняева вырисовывается такая картина: к утру 16-го по глубокому оврагу, который окаймляет Смоленск полукругом со стороны Рославльского шоссе (сегодня он уже во многом "снесён" и застроен) руководимый им отряд СМОШМ и сотрудников областного УНКВД вышел к Днепру. Это было где-то прямо напротив станции Колодня. С левого берега было видно, что станция разрушена бомбёжками
Тут же на берегу наткнулись на полевой аэродром с "кукурузниками". Авиаторы не рекомендовали держать путь на Колодню, ибо ту, по их словам, немцы нещадно бомбят и, вчера, например, разнесли-де на ней в хлам поезд с людьми. Они же подсказали, что по соседству расположены совхоз УНКВД и жд мост. "Совхоз УНКВД" это в данном контексте, полагаю, что-то типа сельской колонии-поселения, ибо гражданского населения там не было.
Милиционеры пошли туда. Совхоз оказался брошенным, при этом амбары ломились от съестного: бочки с мёдом, окорока и т.д.
Отряд до сыта наелся.
Встретили только одно человека. Это был отпущенный якобы лагерным начальством на волю зэк. Он вёл под уздцы пойманную где-то в полях лошадь. Собирался на ней верхом добираться до отчего дома. Он пояснил, что совхоз накануне распущен вместе с зэка.
В конторе совхоза стоял телефон, но уже не работающий.
С окраины совхоза был виден жд мост. Утомлённые ночным переходом и чувством избыточной сытости милиционеры упали спасть на берегу Днепра среди одиночных берёз.
Ф.И. Тоняев проснулся от топота ног. Через него на бегу перепрыгивали его же товарищи. Они стремглав неслись к мосту.
Посмотрел в противоположную сторону, а с юга по дороге в клубах пыли мчат немецкие танки. Он и сам теперь ноги в руки и к мосту. Часовой поначалу преградил путь, но Тоняев показал документы и разъяснил, кто они и откуда. Часовой всех пропустил, но сам остался на посту...
« Последнее редактирование: 28 Июля 2010, 17:09:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
эту тему и господь бог не знает. Я ее знаю немножко побольше других и только.
Пока что Ваши знания, смотрю, на уровне убогих смоленских краеведом: слухи, вымыслы да демагогия!
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
В конторе совхоза стоял телефон, но уже не работающий.

Для меня это особенно интересно. Телефонная связь в подобных местах (богом забытой глухомани, на уровнях ниже райцентров) обычно не нарушалась диверсантами, так как она не имела особенно важного значения, и такое (что не работала телефонная связь) бывало, как ни странно это может показаться, исключением, а не правилом.
« Последнее редактирование: 28 Июля 2010, 16:59:29 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Пока что Ваши знания, смотрю, на уровне убогих смоленских краеведом: слухи, вымыслы да демагогия!
От многия знания многия печали, а я человек жизнерадостный. Вообще меня интересуют смоленские события ДО 15 июля. Позднее гораздо менее интересны. Короче, Вяземлаг.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Для меня это особенно интересно. Телефонная связь в подобных местах (богом забытой глухомани, на уровнях ниже райцентров) обычно не нарушалась диверсантами, так как она не имела особенно важного значения, и такое (что не работала телефонная связь) бывало, как ни странно это может показаться, исключением, а не правилом.

Да какая же это глухомань, побойтесь Бога! Околица Смоленска, а ныне здесь жилые массивы и ТЭЦ.
В конторе совхоза, по словам Ф.И. Тоняева, стоял телефон от городской АТС. А телефоны в Смоленске были отключены ещё, как минимум, с утра 15-го. Скорей всего, на сей счёт было распоряжение обкома...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Да какая же это глухомань, побойтесь Бога! Околица Смоленска, а ныне здесь жилые массивы и ТЭЦ.
В конторе совхоза, по словам Ф.И. Тоняева, стоял телефон от городской АТС. А телефоны в Смоленске были отключены ещё, как минимум, с утра 15-го. Скорей всего, на сей счёт было распоряжение обкома...
Это как сказать, с какой стороны посмотреть. Если бы АТС связывала между собой несколько деревень, не был бы городской номер, телефон бы работал.

Хотел спросить. Так почему все же Шейновский мост не был взорван? Отправлять на подрыв оказалось некого?
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
От многия знания многия печали, а я человек жизнерадостный. Вообще меня интересуют смоленские события ДО 15 июля. Позднее гораздо менее интересны. Короче, Вяземлаг.

Ну так "поднимите" в московских архивах документы Вяземлага плюс в РГВА - документы 252-го полка КВ! В них истина, а не в Интернет-трёпе всяких демагогов из числа неучей типа тех, которые в избытке пасутся на сайтах-пародиях, посвящённых Катынской трагедии...
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »