Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: "Ладожский Титаник". Трагедия на Ладожском озере 17.09.1941 г  (Прочитано 10073 раз)

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Вроде бы пора писать ЭПИЛОГ... не хорошее слово в данной теме, много неясностей... но, думал: что я могу еще ,сидя за компьютером, вдалеке от архивов... тему надо бы вообще разделить, баржи разные... НО!
Как Вам в середине темы ПРЕДИСЛОВИЕ ? И что это только начало расследования той трагедии? И что "Ладожский титаник" - это не одна баржа, а события всей той ночи, и жертв было больше? И все эти годы рассматривали целое по кусочкам? Я попробую своей версией   рассказать более связано, причем не будут забыты и красноармецы из Челябинска...

Интересно, что для решения ребуса послужили... математическая задачка за 3-й класс и ... ;) фраза уважаемого Константина Борисовича в личных сообщениях! Ну и Всемирная Паутина, без нее никак :)

и позволю себе название темы изменить...
Записан

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 893
  • Борис Петрович
В донесении ТЩ-122.

Номер записи    77388527
Фамилия   Каретников
Имя   Александр
Отчество   Васильевич
Дата рождения   __.__.1915
Последнее место службы   КБФ, Ладожская военная флотилия Ленинградская ВМБ ТЩ-126
Воинское звание   краснофлотец
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   18.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   1787
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   66
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0066/00000342.jpg&id=77388508&id=77388508&id1=c449a22ba4503fc06fe03b7703293c5f
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 893
  • Борис Петрович
Курсанты погибшие 17.09.1941 при катастрофе баржи в Ладожском озере.
Номер баржи не указан.
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/004-0000001-0685/00000061.jpg&id=76665478&id=76665478&id1=133099ccd96490a2b01a0e94dba4d2c2

Всего 62 страницы.

Номер записи    76665481
Фамилия   Алексеев
Имя   Борис
Отчество   Васильевич
Дата рождения   31.07.1922
Место рождения   Московская обл., Шаховской р-н, д. Мерклово
Дата и место призыва   __.__.1942 доброволец
Последнее место службы   ВМФ, ВВМИУ им. Дзержинского
Воинское звание   курсант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   17.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   4
Номер описи источника информации   1
Номер дела источника информации   685
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/004-0000001-0685/00000062.jpg&id=76665479&id=76665479&id1=cb85984ae9aab71ce7a584c167a069cb


Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Спасибо, увжаемый Борис Петрович! Думаю, это правильно, чтобы ссылка на ОБД присутствовала в теме.

Оцифрованные списки уже есть:

http://flot.com/history/patriotwar/deadlist.htm

http://flot.com/history/patriotwar/deadlist2.htm

В донесении ТЩ-122.
Номер записи    77388527
Фамилия   Каретников
Имя   Александр
Отчество   Васильевич
Дата рождения   __.__.1915
Последнее место службы   КБФ, Ладожская военная флотилия Ленинградская ВМБ ТЩ-126
...
это ошибочные данные, в действительности Иван Алексеевич.

"Вскоре после описанных событий на имя командования тральщика ТЩ-122 пришло письмо от жены геройски погибшего 17 сентября 1941 года машиниста ТЩ-122 краснофлотца Ивана Каретникова. В числе первых он бросился в студеные воды Ладоги для спасения погибающих бойцов-пулеметчиков. При втором налете бомбардировщиков осколком бомбы ему оторвало ноги, и он упал за борт.Жена Каретникова писала:«... Велика тяжесть моей утраты, огромная боль и бесполезные слезы... Вы написали, что Иван погиб геройской смертью. На коленях у меня сидит Юрка — сын. Ему пять лет, и он тоже хочет стать матросом. Напишите... при каких обстоятельствах погиб Каретников. Он был сыном своего отечества, и таким, клянусь вам, я воспитаю Юрку...» "

« Последнее редактирование: 07 Ноября 2014, 01:51:50 от начкар@ »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Кстати, о баржах было известно только то, что они были старые и деревянные. Возможно кто-то владеет информацией и изображениями о них? Более или менее подходящую нашел вот такую:

http://enc.cap.ru/pics/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.gif


Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Вот такие плавсредства находились на Ладожском озере по состоянию на 22.08.1941г:




"Ладожский Титаник" на тот период в списке отсутствует...
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)

... то про погибшую "обратную" баржу не было "по делу" до сих пор ничего...



"Обратная" не выходила у меня из головы... Снова перечитывал доступный материал... В голове вертелось типа задачки: "Из пункта А и из пункта Б вышли навстречу..." Снова поиск... и нашел же! Пазлы стал складываться.
http://militera.lib.ru/h/rusakov_zg/index.html

Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. — Л.: Лениздат, 1989.

Аннотация издательства: С первых дней Великой Отечественной войны до осени 1944 года Ладожское озеро было важным районом боевых действий в ходе битвы за Ленинград. Здесь во взаимодействии с войсками Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов против фашистских захватчиков сражались моряки Ладожской военной флотилии, обеспечивая связь Ленинграда с Большой землей по Дороге жизни. Об их мужестве и героизме рассказывает автор книги З. Г. Русаков, член военно-научного общества Ленинградского окружного Дома офицеров, непосредственный участник описываемых событий. Книга рассчитана на массового читателя, интересующегося историей Великой Отечественной войны.


Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Именно из этой книги цитата о Иване Каретникове! Далее буду также приводить цитаты из нее и пробовать их комментировать.

Итак, начнем со схемы, чтобы иметь представление о маршруте Осиновец-Новая Ладога.


http://militera.lib.ru/h/rusakov_zg/01.gif



115 километров...
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Итак, восстанавливаем хронологию событий, пытаясь воссоздать примерную картину.

16.09.1941.примерно в 23 часа буксир «Орел» и баржа №752 вышли из Осиновца.

А ранее, в тот же вечер в 22.00 из Новой Ладоги в Осиновец вышли еще два "каравана": канлодка «Селемджа» с баржой (с грузом 400 тонн муки и 460 бойцов) и  канлодка «Бурея» с баржей (800 бойцов).

Из доклада командира канлодки «Селемджа» капитана 3-го ранга М. И. Антонова:

"16. 1Х. 41 года. 21. 00. Рейд Новая Ладога. Подали для буксировки в Осиновец баржу с грузом 400 тонн муки и 460 бойцов пополнения войскам Ленфронта.
22. 00 часов. Снялись с якоря курсом на Осиновец."


Из доклада командира канлодки «Бурея» капитана 2-го ранга Н. Ю. Озаровского:
 
"16. 1Х. 41. 22 часа 00 мин. Снялся с якоря вместе с канлодкой «Селемджа». На борту рота красноармейцев.
На буксире баржа БОП № 117 с 800 чел. красноармейцев. К ночи ветер крепчает. Крупная волна. Баржа рыскает. Лопнул штуртрос."



Прим.
Нехитрый подсчет - примерно 1400 человек... вот такая "обратная баржа" плыла навстречу "Орлу" с баржей №752...
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
17.09.1941. К трем часам ночи шторм усилился максимально. Баржа №752 дала течь, началась борьба за выживание.

Из доклада полкового комиссара Д.А. Макшанчикова:

"Сначала дул очень небольшой ветерок, который постепенно стал крепчать, а часам к 3-м усилился настолько, что баржа стала сильно изгибаться на волнах, и, видимо, оттого, что разошлись швы, дала течь.
Пришлось пустить в ход местные водоотливные средства, которые оказались неисправными. Ветряной и ручной насосы были отремонтированы и пущены в ход, но по причине ветхости работали недолго, и минут через 30-ть окончательно вышли из строя. Для выкачки воды использовали ведра, которых нашлось только 4. Этими ведрами и выкачивали воду до того момента, когда баржа окончательно была залита водой (часов около 9-ти)."



Из доклада командира канлодки «Селемджа» капитана 3-го ранга М. И. Антонова:

"17. 1Х. 3 часа 25 минут. Сила ветра дошла до 6 баллов. Сорвана крышка люка трюма. Течь воды в трюме — 3 часа 50 минут. Шквал силой ветра до 9 баллов. Волна на барже ломает кнехты, корпус трещит, вода в трюмах прибавляется. Люди с баржи просят помощи. Слышна стрельба из винтовок.
Подтянуть баржу, чтобы снять людей, невозможно. Крен достигает 35 градусов. Буксирные троса лопнули. Баржу понесло к берегу к банке Северная Головешка. Приказал барже отдать якорь. Остался держаться до рассвета."



Из доклада командира канлодки «Бурея» капитана 2-го ранга Н. Ю. Озаровского:

"17. 1Х. 03 часа 18 мин. Лопнул буксир. Стоп. Попытка завести буксир. Баржу несет к берегу.
Канлодка коснулась грунта среди мелей банки Северная Головешка. Отдали якоря в окружении мелей и валунов."



Прим.

Борьба за выживание... Воображение рисует мрачную и трагичную картину происходящего в те часы...

Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Попытался вычислить с помощью http://abak.pozitiv-r.ru/astro/29-rise-and-set-sun-moon время восхода солнца в тот день. Получилось - 6.28. Где-то так и выходит... Итак, на рассвете,  примерно в 6 утра...


Из доклада командира канлодки «Селемджа» капитана 3-го ранга М. И. Антонова: "С рассветом, кроме осколков от баржи и плавающих мешков муки, в районе Северная Головешка ничего нет.Одновременно канлодка отражала налеты авиации."


Прим.
Все, на этом доступная часть доклада Антонова заканчивается, надеюсь, что когда-нибудь мы сможем узнать весь текст. О дальнейших действиях канлодки «Селемджа» и ее капитана можем только со слов других очевидцев той трагедии.


Из доклада полкового комиссара Д.А. Макшанчикова:

"Когда увеличилась видимость настолько, что можно было использовать семафор, передал на буксир, на буксире находились контр-адмирал Заостровцев и капитан-лейтенант Кижель, о том, что баржа заполняется водой, а водоотливные средства отсутствуют, я запросил помощи, на что получил ответ, что буксир не имеет водоотливных средств. Между тем, положение баржи стало опасней. Я, чтобы сохранить плавучесть баржи, принял решение сбросить 4 автомашины, находящиеся на верхней палубе, что и было сделано. Это облегчило баржу и оттянуло момент ее погружения, но спасти не могло; положение стало еще опасней, о чем и было передано на буксир. Буксир по радио дает «СОС». Примерно в это время показалась какое-то военное судно. У нас появилась уверенность, что оно подойдет и окажет помощь, но этого не было сделано. Несмотря на тревожные гудки, которые давал «Орел», военный корабль, оказавшийся канонерской лодкой «Селемджа», к нам не подошел. Зажигание факела, махание белыми простынями, выстрелы из винтовок и т.п. так же не побудили капитана III ранга Антонова – командира «Селемджи» приблизиться к нам, чтобы оказать помощь.
Часов около 9-ти, а к этому времени ветер и волны еще более усилились, на баржу обрушились три огромных волны, которые ее и затопили. Залитая водой баржа, сравнявшись с поверхностью озера, сохранила плавучесть и на дно не пошла. Это обстоятельство сохранило уверенность, что удастся до снятия продержаться на воде. Ветер же не только не утихал, но все более усиливался, и сила его дошла до 9-ти баллов. На нашу затонувшую баржу стали обрушиваться огромные волны, сбрасывающие в озеро людей, сама баржа не могла устоять и стала расползаться: сперва была смыта избушка и люди, находившиеся на ней; затем волнами сняло верхнюю палубу, за исключением небольших кусочков палубы, оставшейся на корме, в носу и в середине у мачты. Вместе с верхней палубой, смытой с баржи, были смыты и люди, которые, отдалившись от баржи, плавали на обломках. Вот этих – то людей, плавающих на обломках, и стал спасать «Орел», подняв на борт 216 человек. Остальные, кто держался на поверхности воды, постепенно застывали и тонули, или погибали, спасая других. Все это в пределах видимости к/лодки «Селемджа», но она наблюдала и не подходила, чтобы спасти. Правда, часов в 16-ть «Селемджа» подошла и стала спасать, но и то, только после того, как перегруженный спасенными людьми буксир «Орел» подошел к ней и контр-адмирал тов. Заостровцев угрозой оружием заставил капитана «Селемджи» идти спасать оставшихся. К сожалению, этих оставшихся было уже мало, и за 5 заходов к обломкам баржи «Селемджа» сняла только 24 человека. Позднее командир «Селемджи» объяснил, что он подходить боялся, т.к. его канонерская лодка переделана из землечерпательной машины и по расчетам может выдержать крен не более 16 градусов."



Прим.

Макшанчиков утверждает, что утром они встретили канлодку «Селемджа», это подтверждалют и некоторые свидетели. Но думаю, они ошибались, «Селемджа» подошла позже. А видели они, вероятнее всего, ... канлодку "Бурея"!


Из доклада командира канлодки «Бурея» капитана 2-го ранга Н. Ю. Озаровского:

"6 часов 00 мин. показался б/п «Орел» с двумя пустыми баржами. Одна из них разбитая волной. Затоплена и на глазах рассыпается. Вторая изгибается как змея.
Положение корабля тяжелое, от ударов о грунт разошлись швы. Течь воды в корпусе. В дальномер увидел остатки баржи с кучками терпящих бедствие людей. Глубина не позволяет подойти."



Прим.

Сложно анализировать, когда мало исходных документов, но, что имеем...
«Селемджа» к утру потеряла баржу. Больше о ней не будет ни слова. Следовательно, 460 бойцов, возможно погибли, не дождавшись помощи. Для установления данных необходима работа в архивах. Также интересен для исследования полный текст доклада Антонова...

« Последнее редактирование: 07 Ноября 2014, 04:26:14 от начкар@ »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
К вечеру 17-го трагедия баржи №752 закончилась. "Орел" и "Селемджа" подобрали  240 человек. В итоге происшедшей катастрофы погибло не менее 900-1100 человек. Точной цифры нет... О том, что происходило в те часы, много написано, причем словам очевидцев, которые могут расходиться в деталях, нет нужды не доверять. Но не оказалось выживших с той баржи, которую буксировала  "Селемджа", и те бойцы до сих пор не просто пропавшие без вести, они стерты из памяти, из истории...


Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Но осталось рассказать еще об одной барже. Той, которую буксировала "Бурея".

Из доклада командира канлодки «Бурея» капитана 2-го ранга Н. Ю. Озаровского:

"Увидел ТЩ-122, приказал ему идти к барже и снять с нее людей. ТЩ-122 снял 120 чел. Буксирный пароход «Никулясы» 196 человек»."


Из книги З.Г. Русакова "Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград.":

"На рассвете 17 сентября, узнав от командира дивизиона канлодок капитана 2-го ранга Н. Ю. Озаровского о том, что на разбитой штормом барже терпят бедствие красноармейцы, следовавшие в Ленинград, Ходов и военком политрук Дмитрий Гребенкин приняли решение идти к месту катастрофы, хотя всем было понятно, что для такого корабля, как ТЩ-122, эта операция явно рискованная. Но Федор Леонтьевич Ходов пошел на риск.
В 16 часов 17 сентября моряки тральщика увидели впереди обломки разбитой баржи. В волнах разбушевавшейся стихии на них держались обессилевшие, окоченевшие от холода бойцы.
Виртуозно маневрируя утлым кораблем, Ходов подошел к обломкам баржи. Моряки, обвязав себя тросами, бросались в студеную воду и поднимали на борт потерявших сознание красноармейцев. Два часа продолжался этот поединок с яростной стихией.
Приняв на борт красноармейцев, Ходов повернул тральщик в сторону берега. Однако, когда до берега в районе мыса Дубно оставалось не более полумили, внезапно налетели бомбардировщики противника.
«Боевая тревога!» — скомандовал Ходов. Но что может выставить для боя крохотный кораблик, до отказа набитый людьми, лишенный возможности хоть как-нибудь маневрировать? Как отразить нападение врага, располагая только одной пушкой 45-миллиметрового калибра, лишенной возможности кругового обстрела?
И все же командир орудия, старшина 1-й статьи, кадровый моряк сверхсрочной службы Николай Абакумов так встретил огнем своей «сорокапятки» вражеские «юнкерсы», что те, безрезультатно сбросив бомбы, скрылись из виду. Прошло 20 минут, и снова бомбардировщики обрушились на корабль...
До последнего снаряда орудийный расчет Н. С. Абакумова вел стрельбу по врагу. Убитого заряжающего Кудрявцева сменил котельный машинист Шурыгин. Вместе со вторым наводчиком Спиридоновым командир орудия Абакумов не покидал боевого поста, погружаясь вместе с палубой в воду.
Смертельно раненный корабль командир посадил на отмель. Тесно прижавшись друг к другу, в полузатопленной рубке, на мостике, на трубе люди ожидали помощи. Вскоре полузатонувший тральщик был обнаружен нашими самолетами, и подошедшая канонерская лодка «Нора» сняла с него уцелевших людей. Последним покинул корабль его командир старший лейтенант Ф. Л. Ходов.
13 моряков из команды тральщика погибли, в том числе помощник командира корабля лейтенант Ростовцев и механик-воентехник 2-го ранга Мишуков.
Часть моряков — из числа направившихся к берегу вплавь и на небольшой шлюпке — пропала без вести."



Прим.

Опять нехитрый подсчет - погибло не менее 550 бойцов, а также члены экипажа ТЩ-122. Статистика - наука сухая,хлесткая, и число потерь ВСЕЙ трагедии, а это примерно 2000 (две тысячи), приводит к мысли, что об истинных размерах умалчали специально, вероятнее всего просто из-за страха, что придется отвечать за это...

Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Вот теперь можно связать мою первую находку по этой теме о погибших красноармейцах-челябинцев и баржу, которую буксировала "Бурея", а потом спасал ТЩ-122.


Из книги З.Г. Русакова "Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград.":

"В обнаруженном в архиве донесении на имя начальника штаба Ладожской военной флотилии капитана 1-го ранга Боголепова, датированном 18 сентября 1941 года, командир ТЩ-122 Ф. Л. Ходов, описывая подробно ход событий, отмечает, что при спасении командиров и бойцов весь личный состав мужественно боролся с морской стихией, спасая тонущих людей. Из датированных этим же числом донесений оставшихся в живых армейских командиров и политработников выясняется, что на потерпевшей бедствие барже в Ленинград следовали бойцы и командиры пулеметных батальонов 001 и 013 с большим запасом вооружения и боеприпасов.
В этих документах, написанных карандашом, еще под впечатлением от только что пережитого, отмечается, что личный состав тральщика ТЩ-122 под командованием старшего лейтенанта Ф. Л. Ходова и политрука Д. И. Гребенкина проявил исключительную храбрость.
Одним из первых на Ладоге старший лейтенант Ф. Л. Ходов был награжден орденом Ленина, а командир орудия старшина 1-й статьи Н. С. Абакумов — орденом Красного Знамени."


Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Вместо ЭПИЛОГА.

Не хочу... Не хочу ставить точку, подводить черту... хочу, чтоб нашлись еще документы, которые помогли бы установить имена погибших...

Памяти погибшим посвящается...
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Трагедия "встречной" баржи заключается в том, что на ней было обычное маршевое пополнение... То есть отнюдь не курсанты ("будущие офицеры флота") и не сами офицеры, которые эвакуировались на "Большую Землю" на "Ладожском Титанике" и потеря которых оказалось бы в любом случае "заметной"...
Вы сделали для памяти погибших уже очень много и, не сомневаюсь, продолжите "расследование" этой трагедии и в дальнейшем. Успеха Вам в этом!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Спасибо, уважаемый Константин Борисович, согласен с Вами, скрыть гибель красноармейцев было легче, чем потерю сотен начсостава и курсантов, в которых остро нуждалась армия и флот... Для меня также было важно показать, что трагедии всех трех барж взаимосвязаны, реальные события интерпретированы в удобном ракурсе.  "Селемджа" и Борея" не рассматривались как буксиры, и гибель их ведомых барж не соотносилась с ними. А также другие нюансы...

Хотелось бы услышать Ваши коментарии о книге Русакова З.Г., ведь только в ней приводятся части докладов командиров "Селемджи" и Бореи".
 

Откуда Русаков мог "черпать" архивные" сведения? В списке использованной литературы в книге на именно архивные  фонды нет - http://militera.lib.ru/h/rusakov_zg/03.html


О пулеметных батальонах, вероятно, надо искать в документах оргмоботдела Ленфронта, примерно таких:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/001/217-0001221-0005/00000026.jpg&id=60199629&id1=e2ca63ffa867315332de09ce976b7a7b
« Последнее редактирование: 09 Ноября 2014, 04:41:11 от начкар@ »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Выделю еще раз два отрывка:

Из доклада командира канлодки «Бурея» капитана 2-го ранга Н. Ю. Озаровского:

"Увидел ТЩ-122, приказал ему идти к барже и снять с нее людей. ТЩ-122 снял 120 чел. Буксирный пароход «Никулясы» 196 человек»."

Из книги З.Г. Русакова "Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград.":

" Вскоре полузатонувший тральщик был обнаружен нашими самолетами, и подошедшая канонерская лодка «Нора» сняла с него уцелевших людей. Последним покинул корабль его командир старший лейтенант Ф. Л. Ходов.
13 моряков из команды тральщика погибли, в том числе помощник командира корабля лейтенант Ростовцев и механик-воентехник 2-го ранга Мишуков.
Часть моряков — из числа направившихся к берегу вплавь и на небольшой шлюпке — пропала без вести."


1.
О том, что буксирный пароход «Никулясы» участвовал в спасательной операции и спас  196 человек - это ЕДИНСТВЕННОЕ свидетельство.


2.
Подтверждением, что канонерская лодка «Нора» спасла 130 человек, может также служить упоминаение об этом в наградном листе на ее командира капитана 3 ранга Турыгина Павла Ивановича:

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/001/3-1-518/00000535.jpg&id=50008541&id=50008541&id1=062f102f303d1fc25907fe5317daf4cf

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/001/3-1-518/00000536.jpg&id=50008543&id=50008543&id1=d0d64cafff77574a2c1c3043adb30308






Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Еще одним спасшимся членом экипажа ТЩ-122 был военком политрук Дмитрий Иванович Гребенкин, это нашло отражение в одном их наградных листов:

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/001/3-1-516/00000142.jpg&id=50005445&id=50005445&id1=0012ffcb69375763cfb57bf105780045

Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
« Последнее редактирование: 10 Ноября 2014, 02:43:34 от начкар@ »
Записан
Страниц: 1 [2] 3   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »