Из публикаций ежедневной красноармейской газеты Среднеазиатского военного округа «Фрунзевец» конца 1940 года: № 296 от 22 декабря 1940 года, воскресенье, страница 2.
Текстовка: «Отличник боевой и политической подготовки командир танка Н. Галенкин. Фото В. Котляровского».
ГАЛЁНКИН Николай Васильевич, по состоянию на весну 1945 года – командир 198-го отдельного автотранспортного батальона 7-го гвардейского кавалерийского Краснознамённого (впоследствии – вдобавок Бранденбургский орденов Ленина и Суворова) корпуса 1-го Белорусского фронта (2-го формирования), гвардии капитан.
Родился в 1918 оду в городе Смоленске. Партийность: к 1941 году – член ВЛКСМ, а с 1942 года – член ВКП(б): партбилет № 5036356.
В армию призван в октябре 1938 года Полоцким РВК Витебской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь).
К осени 1941 года – командир танка танкового эскадрона 23-го отдельного бронетанкового дивизиона (Ферганский военный гарнизон) 21-й горнокавалерийской дивизии Среднеазиатского военного округа, помкомвзвода по воинскому званию, а к началу 1941 года – старший сержант по воинскому званию.
Имя младшего командира Н.В. Голёнкина как воина-передовика в 1939-1941 гг. неоднократно озвучивалась со страниц ежедневной красноармейской газеты САВО «Фрунзевец». И, в частности, на второй странице № 296 от 22 декабря 1940 года был помещён фотопортрет помкомвзвода Н.В. Галёнкина, сделанный на фоне танка БТ-5. Текстовка гласила: «Отличник боевой и политической подготовки командир танка Н. Галенкин. Фото В. Котляровского».
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 22 июля 1941 года.
Боевое крещение принял 2 августа 1941 года на территории Шумячского района Смоленской области.
Согласно устным воспоминаниям ветерана 23-го отдельного бронетанкового дивизиона старшины в отставке М.М. Коробейникова, танк старшего сержанта Н.В. Галёнкина был уничтожен противником в ходе боя 2 августа 1941 года у станции Понятовка Шумячского района Смоленской области.
Предположительно, с сентября 1941 года – командир 4-го отдельного взвода подвоза ГСМ 21-й горнокавалерийской дивизии, а к началу 1943 года – помощник по автобронетанковой службе и ГСМ начальника военно-технического отделения управления 21-й горнокавалерийской (впоследствии – 14-я гвардейская кавалерийская Мозырская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 8-го кавалерийского (впоследствии – 7-й гвардейский кавалерийский Бранденбургский ордена Ленина Краснознамённый ордена Суворова) корпуса 5-й танковой армии Юго-Западного фронта (2-го формирования), при этом по состоянию на март 1943 года – уже гвардии старший лейтенант по воинскому званию; боевых наград, ранений и контузий не имел.
В марте (но не позднее 30-го числа) 1943 года начальником военно-технического отделения управления 14-й гвардейской кавалерийской (впоследствии – Мозырская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии гвардии интендантом 2 ранга Портянко был представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Своей самоотверженной работой по снабжению подразделений горюче-смазочными материалами т. Галёнкин добился [того], что за весь период войны ни одна машина в дивизии не оставалась без горючего или была остановка в пути из-за неисправности машины.
По инициативе т. Галёнкина силами мастерской было собрано и пущено в строй 3 грузовые автомашины.
Доставляя горючее непосредственно в подразделения, не раз подвергался бомбёжке.
16 января [1943 года] вражеским снарядом была выведена [из строя] машина, которой т. Галёнкин вёз горючее в части. Находясь под обстрелом противника, т. Галёнкин лично (шофёр был ранен) устранил повреждение и довёл машину с горючим, чем обеспечил своевременное выполнение приказа командование и продвижение батареи за полком». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1287, л. 273.
Данное представление получило реализацию в строках приказа комдива-14 № 011/н от 4 апреля 1943 года: от имени Родины удостоился своей первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1287, л. 265.
К ноябрю 1943 года – помощник по ГСМ начальника автобронетанковой службы управления 14-й гвардейской кавалерийской (впоследствии – Мозырская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 7-го гвардейского кавалерийского (впоследствии – Бранденбургский ордена Ленина Краснознамённый ордена Суворова) корпуса 65-й армии (2-го формирования) Белорусского фронта (1-го формирования), по прежнему гвардии старший лейтенант по воинскому званию.
1 декабря 1943 года начальником автобронетанковой службы управления 14-й гвардейской кавалерийской (впоследствии – Мозырская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии (фамилия в документе неразборчива) был представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Работая пом. нач. АБТ по ГСМ – снабжению дивизии горючим, т. Галёнкин доставлял горючее на передовую сам, несмотря ни на какую обстановку, под обстрелом противника горючее всегда в срок было доставлено в часть, за что ранее был награждён орденом «Красная Звезда» [правильно – орденом Красной Звезды].
В настоящих боях дивизии, работая временно нач. АТБ дивизии, т. Галёнкин все силы ложил на восстановление автотранспорта. Находясь всё время вместе с полками при освобождении ряда населённых пунктов, брал и восстанавливал трофейный автотранспорт.
В районе деревень 2-я Берёзовка и Андреевка т. Галёнкин лично сам под обстрелом противника ночью ползком пробрался к машинам противника и вывел две автомашины, которые были восстановлены и в настоящее время находятся в подразделениях дивизии. Всего было взято и восстановлено лично т. Галёнкиным пять автомашин». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1991, л. 243.
Данное представление получило реализацию в строках приказа комкора-7 № 034/н от 15 декабря 1943 года: от имени Родины удостоился второго по счёту ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1991, лл. 214 и 214об.
К началу 1945 года – командир 198-го отдельного автотранспортного батальона 7-го гвардейского кавалерийского Краснознамённого (впоследствии – вдобавок Бранденбургский орденов Ленина и Суворова) корпуса 1-го Белорусского фронта (2-го формирования), уже гвардии капитан по воинскому званию; при этом к маю 1945 года ранений и контузий не имел.
19 февраля 1945 года заместителям по тылу командира 7-го гвардейского кавалерийского Бранденбургского Краснознамённого ордена Суворова (впоследствии – вдобавок ордена Ленина) корпуса гвардии полковником В.Н. Казанским был представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «На протяжении наступательных операций от р. Висла и до р. Одер умелым руководством и планированием [графика работы] транспорта обеспечил бесперебойный подвоз всех видов материального снабжения всему корпусу.
Умело используя свои ремонтные средства, обеспечил на марше повседневный текущий и средний ремонт машин.
Не имея достаточного количества бензовозов, на протяжении всего наступления обеспечивал подвоз ГСМ всему корпусу.
Лично руководя вождением автоколонн с бензином и боеприпасами, личной храбростью и инициативой обеспечил оборону автоколонны в пути районе в Опочно, Томашув, Любишув, Брайтенштайн, лично руководив ликвидацией группы [из] 30 вооружённых немцев, и своими действиями обеспечил охрану и оборону 2 эшелона штаба корпуса». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2686, л. 96.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 1-го Белорусского фронта (2-го формирования) № 510/н от 10 апреля 1945 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту боевой награды – ордена Отечественной войны 2-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2686, лл. 43 и 47.
30 апреля 1945 года заместителям по тылу командира 7-го гвардейского кавалерийского Бранденбургского Краснознамённого ордена Суворова (впоследствии – вдобавок ордена Ленина) корпуса гвардии полковником В.Н. Казанским комбат-198 гвардии капитан Н.В. Галёнкин был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени: «За время операций по окружению Берлина умелым руководством автоперевозками добился своевременного подвода всех видов материального снабжения несмотря на отрыв от баз снабжения и складов, обеспечив создание запасов боеприпасов и ГСМ.
Производя перевозки в условиях воздействия авиации в местах создания пробок и [на] переправах, обеспечил умелое вождение автоколонны без потерь материальной части и личного состава, пополняя [при этом] парк трофейными машинами.
Произведя перевозки зачастую при действии корпуса в прорыве, личной инициативой, храбростью и умелой разведкой пути всегда обеспечивал выполнение заданий, подвергаясь нападению отдельных групп противника и авиации, проявляя как личную храбрость, так и уменье водить колонны в сфере воздействия противника». Источник – РГВА: ф. 33, оп. 686196, д. 5136, л. 16.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.