Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Одесская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 2321 раз)

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 220
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 220
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 220
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
"Одесская авиационная школа пилотов была образована Приказом Народного Комиссара обороны СССР 23 февраля 1941 года. Первым начальником школы был назначен   Мительман   Яков   Борисович . И уже в апреле 1941 года 500 курсантов приступили к выполнению летной программы. С началом Великой Отечественной войны школа прекратила учебные занятия и приступила к боевой работе по прикрытию от воздушных ударов г. Одессы на самолетах И-15.

В июле 1941 года авиационная школа по распоряжению Генерального Штаба перебазировалась в г. Сталинград, где одновременно с учебным процессом было организовано круглосуточное несение боевого дежурства с задачей уничтожения самолетов противника в районе Сталинграда.

В декабре 1941 года авиационная школа пилотов была передислоцирована в г. Фрунзе. Здесь, в глубоком тылу велась планомерная работа по подготовке военных летчиков для фронта. Всего за годы Великой Отечественной войны на фронт было выпущено 1507 летчиков. 8 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Ими стали: лейтенант Васин Н. А., подполковник Ермолаев В. И., полковник Жигунов В. Р., младший лейтенант Кобзев А. М., полковник Стройков Н. В., подполковник Королев М. Г., капитан Феоктистов А. П. и полковник Щукин Л. К.

В 1945 году школа была переформирована в военное авиационное училище, на базе которого в 1951 году был образован учебный авиационный полк. В 1956 году учебный авиационный полк приступил к обучению авиационных кадров для развивающих стран Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки (всего 54 государства). Здесь освоили летную профессию ныне известные всему миру президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак, бывший президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад, летчики-космонавты из Монголии – Жугдэрдэмийн Гурагча, из Индии – Ракеш Шарма, маршал авиации Индии Дилбах Синг.

В мае 1992 года авиационная часть в Канте, как и другие воинские части и формирования, дислоцированные на территории Кыргызстана, перешла под юрисдикцию Кыргызской Республики."

http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.23.127
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 220
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Мительман Яков  Борисович

Урож.: Бежицкий р-н, г. Брянск, Россия. Призван 1942 Бежицким РВК. Полковник, начальник Одесской воен. ав. школы пилотов. Умер 29.04.1943. Похоронен на гор.кладб. г. Фрунзе, Киргизия. /ЦАМО, ф.33, оп.744826, д.89/

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0744826-0089/00000310.JPG&id=75272446&id=75272446&id1=babe56f31ee574674dd0ed8a381d328a


Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 220
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
После Мительмана школу возглавил полковник Холзаков Евгений Яковлевич

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/454/033-0686046-0188%2B010-0185/00000150.jpg&id=46957324&id=46957324&id1=d234c2c25a22ce511dc3ef6014358ee2


Записан

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 098
  • Позняков Виктор Антонович
Занимаясь поиском могилы летчика капитана ПИНДЮР Николая Иосифовича, 1908 г.р., уроженца г. Рязань и прочитав его биографию, увидел там информацию о том, что с мая 1930 года по ноябрь 1930 года он занимался в Одесской школе военных летчиков.

   Некоторую информацию об этой школе я прочел в статье Р.Шувалова " Забытая Одесская школа военных летчиков" http://odportal.com.ua/uliza/muzeum/aviakom.html.

   Но меня интересует документация этой школы, а именно приказы о зачислении в школу, об окончании этой школы и т.п.

   Может у кого из форумчан имеется такая информация или знает, где ее найти.
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 098
  • Позняков Виктор Антонович
Итак... 21 марта 1908 года в Одессе состоялось первое собрание членов «Нового научно-спортивного общества «Одесский аэроклуб». Эта дата была объявлена днем основания Одесского аэроклуба - первого в Российской империи. Руководил аэроклубом,  как было принято в те годы - Комитет, а его Президентом стал командующий Одесским военным округом генерал от кавалерии А.В.Каульбарс.
 Одесский аэроклуб поставил перед собой цель „всемерно содействовать развитию отечественной авиации и воздухоплавания путем организации показательных полётов, проведения лекций, научных экспериментов, подготовки пилотов, оказания помощи изобретателям”.
 Первым шагом в этом направлении явилось издание иллюстрированного журнала «Спорт и наука», посвященного всем видам спорта и, в первую очередь, конечно же - воздухоплаванию. В журнале широко освещались достижения не только отечественных, но и зарубежных изобретателей и спортсменов. Первый номер этого ежемесячного журнала вышел в свет 4 июля 1908 года.
 Свою практическую деятельность клуб начал с приобретения летом 1908 года воздушного шара. Перкалевый шар вместимостью 1500 м3 изготовили по заказу членов аэроклуба в Париже. Вес летательного аппарата со всем снаряжением достигал 428 кг. Подъемная сила составляла около 900 кг.
   Первый полёт воздушного шара, патриотично названного «Россия», состоялся 29 июня 1908 года. На нем поднялись над склонами Большого Фонтана члены аэроклуба капитан Н.И.Утешев и А.А.Ван дер Шкруф.
 Второй полёт, состоявшийся 6 июля 1908 года, продолжительностью 2 часа 31 минут, эффектно завершился в Бендерах. В этом воздушном путешествии приняли участие президент аэроклуба А.В.Каульбарс, секретарь клуба К.Л.Маковецкий и А.А.Ван дер Шкруф в качестве пилота.
 Необходимо отметить, что авиация в Одессе, как и всё прочее великое, начиналась с юмора. В 1909 году, подкопив деньжат, аэроклуб купил биплан "Вуазен". Это не бог весть какой сложности машина - однако летать на ней ещё не умели. Первый полёт (подскок) по прямой в 300 метров совершил 20 июня заведующий летным парком аэроклуба А. А. Ван дер Шкруф, не имевший в то время абсолютно никакого опыта пилотирования (так ведь его во всей Российской Империи ни у кого не было!). И посему, предприняв попытку взлететь при сильном боковом ветре перед комиссией аэроклуба, "Вуазен" пролетел 300 метров и «благополучно»... разбился.
    Поскольку после падения самолет летать больше не мог, комиссия аэроклуба по предложению А.А.Ван дер Шкруфа, приняла решение использовать его как учебное пособие. Таким образом, чтоб Вы знали, именно одесситы создали первый в мире авиатренажер!..
     А летать всё равно начали. Но сначала на планере конструктора А.Н.Цацкина, купленного аэроклубом. На нем успешно летали первый русский летчик М. Н. Ефимов и, не менее знаменитый впоследствии, С. И. Уточкин.
    21 марта 1910 г. в Одессе состоялись первые в Российской Империи показательные полеты М.Н.Ефимова. Через неделю после него в воздух поднялся С.И.Уточкин, самостоятельно освоивший аэроплан. Затем проводились полеты И.М.Заикина, Н.Н.Костина, В.Н.Хиони и других первых авиаторов.
 Одесский аэроклуб участвовал в созыве и проведении Всероссийских воздухоплавательных съездов, в том числе - в 1910 г. в Одессе был проведён Южный воздухоплавательный съезд. В том же году аэроклубом был организован воздухоплавательный отдел на Одесской промышленной выставке. С августа 1911 г. при аэроклубе работала авиационная школа пилотов с военным и гражданским классами. Руководил школой летчик и конструктор В.Н. Хиони. Во время войны школа была передана военному ведомству.
http://www.airclub.odessa.ua/htmls/club.htm
   
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 098
  • Позняков Виктор Антонович
1 августа 1911 года при Одесском аэроклубе была открыта авиационная школа пилотов с военным и гражданским классами. Руководить школой был назначен пилот В.Н. Хиони. Школа находилась в полной материальной зависимости от председателя клуба А.А. Анатры. Старенький аэроплан "Фарман-4", на котором предстояло летать курсантам школы, брезентовый ангар типа "Бессоно" были куплены на его деньги. Кроме того, он ежемесячно выделял немалую сумму на содержание инструктора школы В.Н. Хиони и покупку горючего.

Вячеслав Матвеевич Ткачев (1885-1965) - один из первых русских военных летчиков, последний главнокомандующий Военно-Воздушным Флотом Российской Армии, учившийся в первом наборе курсантов Одесской авиационной школы, вспоминает о своем первом инструкторе В.Н. Хиони: "...невысокий, подвижный, жгучий брюнет. Методико-педагогическая часть отличалась весьма незавидным своеобразием: Хиони учился инструкторскому делу со своими учениками. Раньше он летал на "Антуанетте", теперь осваивал "Фарман". Обучение полетам велось без всяких объяснений: до всего надо было доходить своим умом и своими ощущениями.

Теоретическая часть (знакомство с аэродинамикой, конструкцией самолета, мотора) совершенно отсутствовала - то ли вследствие слабой подготовки самих руководителей, то ли чтобы соблюсти профессиональную тайну (по примеру французских школ)"*.

С 1 августа по 22 декабря 1911 года, когда закончился учебный сезон в авиашколе, В.Н. Хиони совершил более 500 тренировочных, самостоятельных и показательных полетов. Благодаря ему свидетельство летчика-авиатора Одесской авиационной школы получили десять военных и три гражданских члена клуба.

Зимой 1910 года в Одессе после возращения из Франции В.Н. Хиони, как и многие авиаторы того времени, начал постройку аэроплана собственной конструкции. Не без помощи А.А. Анатры летом 1912 года закончил строительство и выкатил готовую машину из ворот ремонтных мастерских морского батальона. Аэроплан получил название "Хиони?1".

Самолет имел фюзеляж круглого сечения. В передней части был обшит фанерой. Хвостовая часть состояла из четырех лонжеронов. Обшивка в основном полотняная. Пилот размещался далеко за задней кромкой крыла. У пассажира, сидящего впереди, обзор был ограничен вырезами в кабине и люком в полу.

Моноплан Хиони участвовал во втором военном конкурсе аэропланов, который проводился в Санкт-Петербурге. К.Е. Вейгелин в журнале "Воздухоплаватель" №11'1912 писал: "Инструктору Одесской школы военных летчиков В.Н. Хиони не повезло с самого начала его прибытия в Санкт-Петербург. Еще на вокзале, когда его моноплан выгружался из вагона, аппарат был поврежден. Августовские дни и первая неделя сентября прошли в работе в ангаре, а затем было совершено несколько пробных полетов. Это были первые испытательные полеты новой машины.

12 сентября 1912 года аэроплан, пилотируемый В.Н. Хиони, приступил к полетам по конкурсной программе.

Остановки двигателя в полете, из-за которых самолет производил посадки на площадки за границами аэродрома, привели к поломкам аппарата и ремонтам, не позволившим машине завершить полную конкурсную программу испытаний.

Однако комиссия возбудила ходатайство о выдаче конструктору пособия для его дальнейшей работы ввиду несомненного успеха первой построенной им машины.

По военным качествам "Хиони" не уступает победителю конкурса - биплану Сикорского".

Самолет "Хиони-1" был построен в одном экземпляре и вошел в перечень конструкций первых отечественных самолетов. Создатель же этого аппарата продолжал свою конструкторскую и летно-испытательную деятельность в мастерских авиашколы и на Одесском самолетостроительном заводе, где кроме ремонта поврежденных и сборки иностранных самолетов строились отечественные опытные аппараты оригинальных конструкций.

В 1913 году В.П. Невдачин и В.Н. Хиони в мастерских модифицировали аэроплан "Фарман-4", установив его на поплавки. Специально в демонстрационных целях самолет декорировали цепочками мелких электрических лампочек, которые питались от батареи, и протянули их по кромке крыльев и стойкам. По окончании работ В.Н. Хиони и А.В. Шиуков совершили на этом самолете эффект-ные ночные полеты над Одессой. Нужно отдать должное летному мастерству пилотов, выполнявших посадки "Фармана" на воду в ночных условиях.

С 1913 года В.Н. Хиони - летчик-сдатчик (летчик-испытатель) Одесского самолетостроительного завода, построенного на базе ремонтных мастерских на средства А.А. Анатры. Главным конструктором завода с 1914 и до 1917 года являлся француз Элизо Декан, который покинул Россию после Февральской революции. После отъезда Э. Декана В.Н. Хиони - главный конструктор завода.

16 июня 1916 года завод выпустил самолет-бомбардировщик "Анадва" тип ВХ "Двухвостка Хиони", "Двухвостка", "Анатра-Хиони"). Самолет строили по проекту В.Н. Хиони в двух экземплярах. По схеме новая машина представляла собой двухфюзеляжный трехстоечный биплан с крыльями большого размаха и двумя двигателями "Сальмсон" мощностью 140 л. с. В мае 1917 года после доработок испытания аэроплана производились В.Н. Хиони и военными летчиками.

Харьковчанин историк авиации В.С. Савин писал: "...Создание этого самолета явилось выдающимся достижением конструкторского бюро завода Анатры. Технический комитет УВВФ при обсуждении вопроса о массовом строительстве этого самолета признавал, что "аппарат системы Хиони является одним из лучших больших аппаратов, которыми располагает русская авиация, почему постройка аппарата этого типа для снабжения Эскадры воздушных кораблей является, безусловно, желательной"*.

После проведения дополнительных испытаний летчиками эскадры Г.В. Алехновичем и Р.Л. Нижевским самолет получил положительное заключение, и 3 ноября 1917 года завод приступил к строительству этих машин, но революционные перемены в стране нарушили работу предприятия. Летом 1917 года В.Н. Хиони установил одну из "Двухвосток" на поплавки и провел испытания. Революционные события, вихрь Гражданской войны приостановили работу завода. Многие его специалисты, в том числе и А.А. Анатра, эмигрировали. В.Н. Хиони остался верным своей новой Родине и продолжал все эти годы работать на заводе.

В 1921 году он восстановил ранее созданный самолет "Анадва" тип ВХ. Самолет переоборудовали для перевозки четырех пассажиров, и он получил название "Хиони-4". В 1922 году на этом модифицированном самолете В.Н. Хиони прилетел из Одессы в Москву, где на Ходынском аэродроме произвел несколько показательных полетов.

Самолет "Хиони-4" не заинтересовал руководителей авиапромышленности страны. Он закончил свою "жизнь" вместе с последними "Муромцами" в Серпуховской школе стрельбы и бомбометания.

В 1923 году в Одесских авиаремонтных мастерских №7, созданных на базе бывшего завода Анатры, В.Н. Хиони спроектировал и построил учебно-тренировочный самолет "Хиони-5". Это был последний самолет, созданный талантливым конструктором.

"Хиони-5" ("Конек-Горбунок") до 1928 года был основным самолетом сельскохозяйственной авиации, успешно боролся с саранчой в различных районах страны.

В 1928 году был учрежден орден Трудового Красного Знамени. В числе первых кавалеров нового ордена был Василий Николаевич Хиони.

Волна необоснованных репрессий, прокатившаяся по стране в тридцатых годах прошлого столетия, "подхватила" и В.Н. Хиони.

14 декабря 1937 года он был арестован органами НКВД. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Греции. Он был приговорен постановлением НКВД СССР и прокурора СССР от 11 февраля 1938 года на основании ст. 54-1а УК УССР к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 22 февраля 1938 года. В.Н. Хиони посмертно реабилитирован 6 мая 1958 года.

Так трагически оборвалась жизнь одаренного пилота, авиационного конструктора, который многое мог сделать для развития и укрепления отечественной авиации.
http://www.odessit.ua/news/odessika/40205-neobyknovennyy-po-svoey-smelosti-i-krasote-polet-hioni-nad-odessoy-102-goda-nazad.html
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 098
  • Позняков Виктор Антонович
В декабре 1941 года в Киргизию была переброшена Одесская военная школа пилотов. 3 января 1942 года состоялся первый выпуск курсантов-пилотов. Большинство выпускников этой школы были отправлены на формирование 651-го истребительного авиационного полка, который участвовал в обороне Сталинграда. В годы Великой Отечественной войны Фрунзенская школа пилотов подготовила более 1500 лётчиков.

В августе 1945 года школа пилотов была переименована в «Одесское военное училище лётчиков истребительной авиации ПВО Красной Армии». 15 мая 1947 года училище было принято в систему военных вузов ВВС СССР и переведено на полковую систему. В июне 1947 года училище было переименовано во Фрунзенское Военное училище лётчиков ВВС СССР. В период с 1945 по 1947 годы училище подготовило 2573 лётчика-истребителя. А с 1952 по 1957 годы 1164 лётчика освоили реактивные самолёты.

20 декабря 1956 года в училище поступили первые 15 иностранных курсантов. За период с 1956 по 1992 годы на пятых центральных курсах подготовки и переподготовки авиационных кадров было подготовлено 21 682 человека по 10 авиационным специальностям.

В 1991 году после обретения независимости Кыргызстана, училище начало также подготовку кадров для сухопутных войск. В 1995 году Фрунзенское училище было переименовано в Бишкекское военное авиационное лётно-техническое училище. С 1995 по 2000 годы Училище подготовило 535 летчиков и 53 офицера для сухопутных войск.

В 2000 году указом президента КР Авиационное училище переименовано в Бишкекское Высшее Военное Училище. А в 2005 году было присвоено имя Героя Советского Союза генерал-лейтенанта К. Усенбекова. В 2009 году часть училища передислоцировалось в г. Ош. В том же году было переименовано в Высший Военный Институт Вооружённых сил.

Выпускники Фрунзенской школы пилотов, лётчики Надеев, Ершов, Федюшкин, Макаров и другие получили звания Героя Советского Союза. Надеев получил звание посмертно, 5 августа 1942 года он направил свой самолёт И-153 на немецкий Фокке-Вульф 187.
В Авиационном училище г. Фрунзе обучались: президент Сирии в 1971—2000 годах Хафез Асад, президент Египта в 1981—2011 годах Хосни Мубарак, командующий ВВС Мозамб
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 098
  • Позняков Виктор Антонович
Уникальное для Великой Отечественной войны событие произошло в столице Киргизской ССР — Фрунзе — 5 февраля 1942 года. В этот день 67 выпускников Одесской школы пилотов прошли торжественным маршем перед фрунзенцами. Географической ошибки в сказанном нет. Созданное в начале 1941-го в Одессе летное военно-учебное заведение в ноябре 1941 года было переброшено во Фрунзе, получив здесь постоянную прописку.

Когда побеждает слово
Промежуточным пунктом на пути следования "одесситов" стал Сталинград, в район которого первоначально перебазировалась школа из Одессы в первой половине июля 1941-го. К этому моменту летный состав на своих боевых машинах успел сразиться в небе над Одессой с немецкой авиацией, совершив к 5 июля 859 боевых вылетов. Прибыв в район Сталинграда, школа продолжила процесс обучения, одновременно выполняя боевые задачи и формируя новые подразделения и части для фронта. Из числа летчиков-инструкторов была сформирована авиаэскадрилья, а затем школа стала базой для формирования 651-го и 652-го истребительных авиационных полков, отличившихся в ходе Сталинградской битвы.

После прибытия во Фрунзе в декабре 1941 года по апрель 1942-го Одесская школа пилотов приступила к налаживанию учебно-летной работы. Учебные эскадрильи разместились на территориях Кыргызстана и Казахстана. Штаб школы занял помещение медицинского училища во Фрунзе. В первую очередь была оборудована учебно-лабораторная база и возобновлены теоретические и практические занятия, последние отличались особой интенсивностью.

Авиационная техника — самолеты У-2 и И-15 — была передислоцирована из района Сталинграда вместе с личным составом железнодорожным транспортом.

В марте 1942 года школа передала эти машины во вновь формируемые авиаполки, получив взамен самолеты УТ-2 и УТИ-4. В ноябре 1942-го в Одесскую школу пилотов поступили современные самолеты Як-7Б и Як-7.
 Война перемалывала в своих жерновах людские судьбы, а фронт неустанно требовал пополнения в людях и технике — жестокое сражение с врагом шло на земле и в небе.

Как раз к указанной выше дате — 5 февраля 1942 года — завершился процесс обучения группы курсантов, набранных в начале 1941-го.

Накануне знаменательного события — 3 февраля — в Одесской школе пилотов был издан приказ №015, в котором говорилось: "Характерная особенность сегодняшнего выпуска состоит в том, что он является первым в истории нашей школы в условиях войны, когда все выпускники и командиры, не считаясь с личным временем, с большим напряжением работали над совершенствованием летных кадров. Все выпускники горели желанием скорее окончить курс обучения и отправиться на фронт, чтобы там, в боевых схватках, вложить лепту в дело разгрома германского фашизма. Сегодня ваша мечта сбылась".

Выпускники школы — молодые пилоты — чеканили по центральной столичной площади, заявляя своей монолитностью и боевым видом готовность в небе сражаться с врагом. Примечательно, что в рядах марширующих шагали пять будущих героев Советского Союза. Гордость, переполнявшая эту пятерку, была не за будущую собственную славу, о ней они просто еще не догадывались, а от принадлежности к боевой когорте советских военных летчиков.

Владимир Иванович Ермолаев после окончания Одесской школы пилотов с сентября 1943 года участвовал в боевых действиях в должности летчика 735-го штурмового авиационного полка. Воевал на Степном, Втором и Первом украинских фронтах. Участвовал в освобождении Полтавы, битве за Днепр, в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях. За время войны совершил более 125 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945-го гвардии лейтенанту В.И.Ермолаеву присвоено звание Героя Советского Союза.

И вечный бой
Владимир Романович Жигунов после окончания Одесской школы пилотов с июля 1943 года воевал в составе Степного, Второго и Первого украинских фронтов, участвовал в освобождении Харькова, Полтавы, Кировограда, Львова, обеспечивал форсирование советскими войсками Днепра, Днестра, Прута. К январю 1945-го совершил 109 боевых вылетов на штурмовку железнодорожных эшелонов, аэродромов, скоплений войск противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945 года.
Выпускник Одесской школы пилотов Николай Васильевич Стройков воевал на фронтах Великой Отечественной войны с мая 1943-го в составе 508-го истребительного авиационного полка. Сражался на Воронежском, Втором и Первом украинских фронтах, участвовал в войне с Японией. К 1 мая 1945 года гвардии старший лейтенант Н.В.Стройков произвел 245 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, сбил лично 16 и в составе группы 19 самолетов противника. С ноября 1950-го по февраль 1951-го принимал участие в вооруженном конфликте на территории Кореи. Звание Героя Советского Союза присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года.

Воспитанник Одесской школы пилотов Анатолий Михайлович Кобзев на фронте с июля 1943-го. К декабрю 1945 года гвардии младший лейтенант А.М.Кобзев командовал звеном 140-го гвардейского штурмового авиаполка восьмой гвардейской штурмовой авиадивизии второй воздушной армии Первого украинского фронта.

За время участия в боях он совершил 120 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, уничтожив в общей сложности 13 танков и бронетранспортеров, 37 автомашин, 23 повозки, три артиллерийские и две зенитные батареи, пять складов. 9 декабря 1944-го под польским городом Пшедбужем Кобзев был сбит. Похоронен на воинском кладбище в населенном пункте Лубийце Тарнобжегского воеводства Польши. Звание Героя Советского Союза Анатолию Кобзеву было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года посмертно.

Завершив обучение в Одесской школе пилотов в феврале 1942-го, Николай Алексеевич Васин на фронте оказался в сентябре 1943 года. Принимал участие в боях на Западном и Втором белорусском фронтах. К октябрю 1944-го лейтенант Н.А.Васин командовал звеном 62-го штурмового авиаполка 233-й штурмовой авиадивизии четвертой воздушной армии Второго белорусского фронта. К тому времени он совершил 117 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил 15 танков, 76 автомашин, 33 орудия артиллерии и ПВО, 50 вагонов, два склада с боеприпасами и топливом, около 40 вражеских солдат и офицеров. Принимал участие в освобождении Орши, Витебска, Могилева, Минска, Гродно в ходе Белорусской операции 1944 года.

15 октября 1944-го лейтенант Николай Васин погиб при выполнении боевого задания. Согласно официальным документам, его самолет был сбит и упал в 6 километрах к юго-западу от польского населенного пункта Макув. По другим данным, самолет был подбит зенитным огнем в ходе произведения им штурмовки танковой колонны противника, и летчик направил на нее горящую машину.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм" лейтенант Николай Васин посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Алексей Петрович Феоктистов окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов летом 1942-го. В боях на фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Воевал на Воронежском, Первом и Втором украинских фронтах. Участвовал в освобождении Богодухова, Ахтырки, Сум, Харькова, Полтавы, Житомира, Бердичева, Винницы, Каменец-Подольска. Отличился в заключительных боях по освобождению от фашизма Чехословакии.
В дни боев по форсированию Днепра, расширению плацдарма на его правобережье и освобождению Киева лейтенант Алексей Феоктистов совершал по четыре-пять боевых вылетов в день, упорно прорываясь к цели и уничтожая технику и живую силу противника.

6 ноября 1943 года при выполнении боевого задания его самолет был подбит. Летчику удалось, отразив атаку вражеской авиации, перелететь линию фронта и посадить самолет на территории, занятой советскими войсками.

К январю 1945-го старший летчик 809-го штурмового авиационного полка лейтенант А.П.Феоктистов совершил 137 боевых вылетов на бомбардировку немецких войск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Алексею Феоктистову присвоено звание Героя Советского Союза.

Это были удивительные люди, жившие и сражавшиеся в грозное время, которых объединяли горячая и беззаветная любовь к Родине, мужество и преданность небу. Эту путевку они получили над Тянь-Шанем.
http://ru.sputnik.kg/society/20150310/1014610919.html


Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Руслан Киргизия

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18
Могила полковника Якова Мительмана
Летчики военно–воздушной базы “Фрунзе–1” совместно с поисковым движением “Наша Победа — Биздин Жениш” отыскали могилу первого начальника одесской школы пилотов полковника Якова Мительмана. Оказалось, он покоится на братском воинском кладбище в районе Кызыл–Аскера.
    Первый десант из поисковиков и летчиков пришел на кладбище с разведкой — посмотреть, сохранилась ли плита на могиле этого удивительного человека. Плита сохранилась. Но на некоторых других плитах с фамилиями похороненных там бойцов края отколоты, а покрытие со скульптурной группы осыпалось.
    Летчики нашли телефон директора кладбища, и он пообещал, что в ближайшее время начнутся восстановительные работы. А к 9 Мая все приведут в порядок за счет городского бюджета. Но военнослужащие “Фрунзе–1” тоже не хотят оставаться в стороне и собираются приехать на кладбище на субботник. Обещают, что возьмут своих детей и близких, рассказали, что поддерживают идею поискового движения “Наша Победа — Биздин Жениш” о сборе информации по истории авиации. На территории базы планируют открыть музей военной авиации и просят всех желающих помочь им в этом.

из досье «ВБ»
    Яков Мительман был не только хорошим летчиком и замечательным тренером, но и обладал особым организаторским талантом. Когда началась война, он перебазировал одесскую школу пилотов сначала в Сталинград, где пришлось повоевать, а потом в далекий тыл — в Киргизию.
Светлана ЛАПТЕВА.
Фото автора.

http://members.vb.kg/2017/04/14/panorama/9.html

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=86401356&page=25

« Последнее редактирование: 15 Апрель 2017, 17:34:24 от Руслан Киргизия »
Записан
С уважением,
Руслан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 220
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »