Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Обсуждение проекта письма, исторических справок  (Прочитано 1979 раз)

Шулинин Сергей Владимирович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 870
Уважаемые друзья, коллеги!

Прошу Вас оказать помощь. Хотелось бы услышать Ваше мнение, получить рекомендации, изменения, дополнения в тексты представленных ниже документов.

Проект письма.

Уважаемый …

Российская Арктика – регион особых геостратегических интересов государства и долговременных экономических интересов общества, прежде всего с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия, что обусловило ее выделение в самостоятельный объект государственной политики. Обладая яркими особенностями, Арктическая зона одновременно нерасторжимо связана с остальной Россией, является неотъемлемой частью ее национальной идентичности, легендарного прошлого наследия и будущего развития.
Арктика издавна привлекала внимание путешественников, ученых, купцов, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали новые острова и архипелаги, осваивали земли и прокладывали новые транспортные пути и коридоры.
Значительную роль в освоении Арктики и Северного морского пути сыграли Карские экспедиции (1919–1932 гг.) и Карские операции (1933–1939 гг.). Карские рейсы оставили свой след в научной, культурной, транспортной, экономической областях развития циркумполярной зоны, внесли вклад в выстраивание внешнеполитических и экономических связей с зарубежными партнерами и организации экспортных поставок продукции из Арктического региона. Показательны данные грузооборота Карских рейсов: Карская экспедиция 1922 года – 13 627 тонн, Карская операция 1939 года – 167 387 тонн.
В настоящее время государственные органы власти Российской Федерации, руководство страны уделяют особое внимание проблемам развития Арктической зоны России. Высокие издержки хозяйственной деятельности в Арктике определяют целесообразность развертывания здесь масштабных мегапроектов, способных максимально использовать эффекты экономии на масштабе операций. Арктические мегапроекты обеспечат устойчивый позитивный эффект в бюджетных доходах, доходах местных домохозяйств, станут генераторами прямой и опосредованной занятости, в итоге обеспечат большую, чем сегодня, защищенность жителей Арктики, комфортность и безопасность их существования. Мегапроекты приведут к формированию здесь нескольких центров экономического роста и по-новому определят роль и место Арктики в России и мире.
Одним из таких проектов может стать проведение возрожденных Карских экспедиций и Карских операций на новой основе с применением государственно-частного партнерства. Этот арктический мегапроект под общим названием «Карские рейсы» будет иметь комплексный и мультипликативный эффект, способствующий сращению, взаимовлиянию, взаимозависимости и взаимопроникновению и повышению эффективности экономической, социокультурной, научной, общественной, информационной деятельности и отдельных ее видов в Арктическом регионе. «Карские рейсы» будут способствовать развитию Северного морского пути, направлены на формирование уникального позитивного имиджа Арктической зоны Российской Федерации, развитие международного и межрегионального сотрудничества между различными правосубъектами межгосударственных и межрегиональных отношений, будут содействовать взаимовыгодному сотрудничество между арктическими и неарктическими государствами в различных областях деятельности по проблемам, имеющие общие значение и ценность для каждой из стран, с учетом интересов России.
Предлагается план 1 этапа проведения Карских рейсов.
2012 год – Карская экспедиция–2012
2014 год – Карская экспедиция–2014
2016 год – Карская операция–2016
Карская экспедиция – научно-мемориальный морской поход, основной целью которого является изучение, исследование, сохранение и популяризация культурного и природного наследия Арктики.
Карская операция – экспедиционный поход, выполняемый в рамках исполнения заключенных внешнеторговых соглашений по встречным торговым сделкам, по международному транспортному коридору – Северному морскому пути. В состав Карской операции возможно включение пассажирского судна с участниками культурной программы «Арктический десант» («Арктические сезоны»), которая будет способствовать развитию духовно-нравственного потенциала, сохранению и популяризации культурного наследия Арктической зоны России, коренных народов Севера. Карская операция будет способствовать развитию арктического туризма.
Проект международной вахты памяти «Карская экспедиция–2012» посвящается подвигу военнослужащих и мирных гражданах, погибших во время Великой Отечественной войны в Арктике. В этом году исполняется 70 лет со дня героического боя легендарного ледокольного парохода «А. Сибиряков» с линкором «Адмирал Шеер». «А. Сибиряков» погиб в неравном противостоянии 25 августа 1942 года, но флага не спустил. Погибло более 80 моряков и полярников. Один из оставшихся в живых – кочегару П.И. Вавилову – в 1960 году было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Переданный с «А. Сибирякова» сигнал о появлении немецкого рейдера помог спастись во льдах пролива Вилькицкого 14 судам каравана и подготовиться гарнизону о. Диксон к отражению атаки «Адмирала Шеера».
12 августа 1944 года произошли события, ставшие одними из самых трагических страниц военной истории в Арктике. В этот день в Карском море вблизи о. Белый немецкой подводной лодкой был потоплен конвой БД-5. Трагедия унесла по имеющимся данным у организатора проведения международной поисковой операции «Конвой БД-5» 375 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 767 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». С 2008 года по настоящее время проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников в 72 регионах 12 стран мира. Живы 4 участника конвоя БД-5. Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками более 130 очевидцев трагедии. На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде, Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.
Еще в начале XVIII века Император Петр Алексеевич в специальном указе предписывал: «….. Надлежит Вам беречь останки кораблей, яхт, и галер, а буде упустите – то взыскано будет на вас и на потомков ваших…». На заключительном этапе «Карской экспедиции–2012» предстоит осуществить научно-мемориальную экспедицию к местам гибели ледокольного парохода «А. Сибиряков» и судам конвоя БД-5, осуществляемая с целью поиска, изучения, исследования потопленных судов. «Карская экспедиция-2012» может стать важным мероприятием по проведению в Российской Федерации Года российской истории.
Прошу Вас: (далее текст в зависимости от адресата обращения)




Конвой БД-5.
Историческая справка

Из Молотовска (ныне Северодвинск) 08 августа 1944 года вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т). На его борту находились 426 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров было военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитан и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы (Карской ВМБ), «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика 6-го дивизиона тральщиков (ДТ) Бригады траления (БТ) Охраны водного района (ОВР) Главной базы (ГБ) Северного флота (СФ) американской постройки – Т-114 (командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк), Т-116 (командир – капитан-лейтенант В.А. Бабанов) и Т-118 (командир – капитан-лейтенант С.М. Купцов). В публикациях используется аббревиатура серии тральщиков «АМ», «Т» и «ТЩ». Конвоем командовал командир БТ капитан 1 ранга А.З. Шмелев.
Погода благоприятствовала переходу конвоя: волнение моря – 2-3 балла, небо – безоблачное, видимость – хорошая.
Немецкая субмарина U-365 (командир – капитан–лейтенант Х. Ведемейер) обнаружила и атаковала конвой БД-5, применив новый вид торпед – гидроакустические. Двенадцатого августа, в 19.57 в точке с координатами 73°22'N – 66°35'E (по другим данным – 73°20'N – 67°10'E или 73°18´N – 67°00´E) раздался взрыв у переборки между вторым и третьим трюмом с правого борта парохода «Марина Раскова». Сыграли боевую тревогу. Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находящиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Попадание торпеды вывело из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Транспорт «Марина Раскова» дал крен, судно стало осаживаться на нос. Благодаря умелым и слаженным действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. После подрыва с Т-118 получены поочерёдно семафоры: 1) «Нести ПЛО», 2) «Выясните состояние ТР», 3) «Стать на якорь».
Капитан 1 ранга Шмелев А.З., исходя из полученной информации, решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле.
20.04 – в 2 кабельтовых от транспорта торпедирован Т-118. 20.29 – взрыв на тральщике Т-118, который начал погружаться резко кормой. 20.30 – три взрыва на тральщике Т-118. 20.31 – тральщик Т-118 затонул. 20.45 – шлюпка отошла от борта Т-116 и направилась на спасение личного состава тральщика Т-118. 21.41 – к борту Т-116 подошёл понтон с личным составом тральщика Т-118 – 24 краснофлотца и 5 офицеров. 23.15 – командир Т-116 получил разрешение командира конвоя включить акустический трал. 23.16 – к борту тральщика Т-116 подошёл катер (капитан 3-го ранга Белоусов) с кунгасом, на их борту около 70 человек с транспорта. 23.24 – катер с кунгасом на буксире отошёл от борта Т-116 для снятия людей с транспорта. 23.58. – подошёл к тральщику Т-116 баркас (вельбот), который доставил 45 человек с транспорта и 2 краснофлотцев с тральщика Т-118, из них 1 курсант – мёртвый, кормовой флаг был приспущен. Т-114 принял на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей.
13 августа, 00.28. – подошёл к тральщику Т-116 баркас с людьми с транспорта с 44 человеками на борту. 00.45. – взрыв на тральщике Т-114 в середине корпуса. 00.49 (00.55) – тральщик Т-114 скрылся под водой, спаслось несколько десятков человек. 01.00. – к борту Т-116 подошел катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым. Он и личный состав катера сообщили командиру Т-116, что видели перископ подводной лодки в момент атаки тральщика Т-114. Было доложено о том, что другая подводная лодка идёт к тральщику Т-116, видели её рубку, затем она погрузилась. Капитан-лейтенанту Бабанову необходимо было немедленно принять трудное решение: искать подводные лодки и вступать с ними в бой или уходить. Поиск и бой с подводным врагом, как и продолжение спасательных работ, подвергали очевидной опасности людей, нашедших убежище на борту тральщика, т.к. не было спасательных средств, способных вместить их, если корабль погибнет. Взвесив обстановку, капитан-лейтенант Бабанов приказал уходить на базу, предполагая после передачи спасенных на берег, вернуться за остальными людьми, оставшимися в море на шлюпках. Доложив радиограммой командующему Беломорской военной флотилией (БВФ) о случившемся, Бабанов дал команду на отход, и тральщик Т-116 направился к проливу Югорский Шар. Т-116 шел незакономерным зигзагом. Всего командой тральщика Т-116 было подобрано по одним данным – 186 человек, по другим – 178 или 145. Послу ухода Т-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек.
01.30 (01.53 или 02.15) – двумя торпедами добит и затонул транспорт «Марина Раскова». 05.00. – похоронен курсант Тимоненко (Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского), который был подобран мёртвым, баркасом, шедшим от транспорта «Марина Раскова». Координаты захоронения – 73°37´ С.Ш., 63°42´. 13.08 – на Т-116 получена радиограмма командующего БВФ С.Г. Кучерова с приказанием оставаться и вести противолодочную борьбу, если «Марина Раскова» и тральщики ещё на плаву, и уходить, если они затонули. В 23.57. – тральщик Т-116 встал на якорь в Хабарово.
С 14 августа 1944 года проводилась поисково-спасательная операция силами СФ и ГУСМП без создания единого центра проведения операции. В ней приняли участие лётчики Карской ВМБ на гидросамолетах типа «Каталина» (С.М. Рубан, С.В. Сокол, В.А. Гуричев, Е.Е. Федуков), Новоземельской ВМБ (В.Н. Евдокимов, Беликов, Хотулев) а также самолёты Управления полярной авиации (УПА) ГУСМП на МБР-2, «Каталина» (М.И. Козлов, И.И. Черевичный). Силами авиации было спасено 71 (69) человек, один из них умер на борту самолета. При спасении людей, обнаруженных в море и находившихся в шлюпках, экипажи самолетов проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолета под командованием М.И. Козлова. В сложных погодных условиях 23 августа 1944 года им удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором 10 дней назад было около 90 человек.
В проведении поисково-спасательной операции принимали участие тральщики Т-116, Т-117 6-го ДТ БТ ОВР ГБ СФ, Т-60 3-го ДТ ОВР ГБ БВФ СФ, сторожевые катера МО-427, МО-428, МО-430 2-го гвардейского дивизиона сторожевых катеров (ГДСК) ОВР СФ, сторожевой катер СК-501 4-го дивизиона сторожевых катеров (ДСК) ОВР Иоканьгская ВМБ БВФ СФ, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 бригады сторожевых кораблей (БСК) ОВР СФ, катер ВК-9. Военно-морская группа выполняла следующие задачи: осуществление перевозки раненых и спасенных; поиск участников конвоя БД-5 в квадрате поиска; поиск и потопление подводных лодок противника в квадрате поиска. Судами не были найдены живые участники конвоя БД-5 и в квадрате поиска не обнаружены вражеские подводные лодки.
Конец августа 1944 – у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белый было произведено перезахоронение. В данный момент местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 неизвестно.
03.09.1944 – командующий БВФ вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски людей прекратить.
На основании приказов Командующего БВФ № 0479 от 02.09.1944 и Командующего СФ № 047 от 19.08.1944 исключены из боевого состава Беломорской военной флотилии, находящиеся в оперативном подчинении командира Карской ВМБ тральщики типа «АМ» Т-114 и Т-116 – штат № 024/206 каждого, как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года. 03.10.1944 – приказ Наркомата морского флота (НМФ) № 428с об исключении «Марины Расковой» из состава транспортных судов Наркомфлота СССР.
Командование СФ провело анализ причин гибели конвоя БД-5 и приняло комплекс дополнительных мер по организации и обеспечению своевременного и безопасного прохождения конвоев. Командование БВФ, Новоземельской ВМБ и штаб Карской ВМБ не обеспечили переход конвоя БД-5 от Хабарово до Диксона.
Трагедия унесла по имеющимся данным у организатора проведения международной поисковой операции «Конвой БД-5» 375 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 767 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 24 человек неизвестна.
События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». С 2008 года по настоящее время проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Живы 4 участника конвоя БД-5. Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками более 130 очевидцев трагедии. На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде, Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.





Ледокольный пароход «А. Сибиряков».
Историческая справка

Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании Bellaventure Steamship Co Ltd. Спущен на воду в 1909 году под названием  Bellaventure. Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Использовался для промысла тюленей. В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland».
В 1915 году «Беллавенчур» куплен у компании. A. J. Harvey and Co. министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море.В 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «А. Сибиряков».
В 1-ю мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.
В июле 1932 года «А. Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.
Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «А. Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море, в следующем году было спасено ЭПРОНом и отремонтировано в Архангельске. До начала Великой Отечественной войны «А. Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.
В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм и два 45-мм орудия, пулемёты.
24 августа (понедельник) 1942 года «А. Сибиряков» вышел с Диксона, выполняя рейс с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле, экипаж 104 человека.
25 августа 1942 года у острова Белуха в Карском море встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вел поиск советских и союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (японское «Сисияма»).
На требование спустить флаг и лечь в дрейф «А. Сибиряков» ответил огнём артиллерии. Ответный огонь крейсера: первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик). В 14 часов 5 минут связь с кораблем оборвалась. Вторым снарядом накрыло корму, кормовые пушки выведены из строя, вся прислуга, около тридцати человек, погибла (снаряд главного калибра рейдера весил больше 300 килограммов). Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвался бензин. К дымовой завесе прибавился дым и огонь на пароходе. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котел вышел из строя).
После очередного попадания тяжело ранило капитана. Командование принял комиссар З. А. Элимелах, и далее руководил боем. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Н. Г. Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблем.
Переданный с «Сибирякова» сигнал о появлении немецкого рейдера помог спастись во льдах пролива Вилькицкого 14 судам каравана и подготовиться гарнизону о. Диксон к отражению атаки «Адмирала Шеера».
18 моряков, в т. ч. капитан (старший лейтенант А. А. Качарава), были подобраны рейдером и попали в плен. Кочегару Павлу Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолетом (летчик Черевичный).
29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода „А. Сибиряков“ в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны». Последний капитан «А. Сибирякова» Анатолий Алексеевич Качарава был награжден орденом Красного Знамени. В 1960 г. одному из спасшихся членов экипажа - кочегару ледокольного парохода П. И. Вавилову - было присвоено звание Героя Социалистического труда.
По приказу командующего ВМФ в районе гибели ледокола отдаются в честь его подвига воинские почести.
В 1945 году название «Сибиряков» получил полученный из Финляндии по репарациям ледокол «Иеекарху» (1926 года постройки).
В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби.
Записан
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »