Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ  (Прочитано 5187 раз)

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ
« : 21 Февраля 2009, 17:02:33 »
  О сыновьях полков времен Великой Отечественной войны написано немало книг. Гораздо меньше известно о том, что к воинским частям в военное лихолетье прибивались не только мальчишки, но и девчонки. Истории. Биографии.Ссылки. Этим я хотел поделится с вами . С уважением Алексей Алюсов.
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
Re: ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ
« Reply #1 : 21 Февраля 2009, 17:18:18 »
   ДОЧЬ ПОЛКА. Валентина МЯСНИКОВА       
МУЖЕСТВО, ОТВАГА И... ЛЮБОВЬ. Сборник. М., «ПАЛЕЯ», 1997.     
http://www.a-z.ru/women_cd2/12/2/i80_147.htm

Такое звание закрепилось за мной на всю жизнь.

Но начну все по порядку. Стояла поздняя осень 1942 года. Семья жила под Москвой, в Перовске. Сюда дошла похоронка на моего брата. Где-то далеко от нас сражался отец. В моей душе творилось такое, что высказать было трудно, слов не хватило бы... Помогла Зоя Космодемьянская — ее мужество укрепило мою решимость пойти на фронт, быть вместе с теми, кто сражается с фашистами-завоевателями, убийцами. Знала, что мне, несовершеннолетней, оружие не доверят. А разве без него нельзя быть полезной? Пошла в парикмахерскую к знакомому мастеру. Три месяца училась стричь, брить мужчин. А в конце февраля 1943 г., обвязавшись старенькой шалью, со свертком пришла на станцию Кусково, где стоял воинский эшелон. Пробилась к командиру и стала его упрашивать зачислить меня бойцом. Он мягко отвечает:

— Доченька, возвращайся домой, твоя мать небось вся извелась. Вон как ты посинела от холода, твое место на печке.

— Я не избалованный ребенок. Брат убит на фронте, отец воюет. Пусть я не так умею стрелять, а стричь и брить солдат кто по-вашему будет? А я могу, вот инструменты... и развернула сверток.

http://www.a-z.ru/women_cd2/12/2/mug_otv_i_lubov/tmp15-66.jpg

Командир задумался, смотрел на меня так, как, наверное, на свою дочь, уходя на войну. Вздохнул и... приказал зачислить меня дочерью полка. Так я попала в 1309 истребительно-противотанковый артиллерийский полк.

В перерывах между боями шла на батареи, стригла, брила бойцов. Часто помогала в санчасти стерилизовать бинты, научилась перевязывать легкие раны.

Меня все очень берегли, жалели. Во время обстрелов и бомбежек велели прятаться. Ждать затишья. Но в часы передышки солдаты собирались в окопе и наперебой упрашивали:

— Спой нам, Валенька. Голосок у тебя звонкий, в душу проникает, к семьям уносит...

И я пела любимые всеми фронтовые песни: "Землянку", "Синий платочек", "С далекой заставы"...

Светлели лица бойцов. Похваливали меня, ласково называли "Маленькая Валенька, чуть повыше валенка..."

Многие из них уходили в бой и не возвращались... Я думала о них и об отце. Мне повезло — осталась жива, после войны вернулась домой. Отца мы не дождались.

  ДОПОЛНЕНИЕ         

Валентина Мясникова — одна из тех, кого называли сынами и дочерьми полков.
Цитировать
В Центральном архиве Министерства обороны зафиксирована такая цифра: в возрасте до шестнадцати лет юных фронтовиков было три тысячи пятьсот. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов (такие сведения имеются в облархивах). Если их объединить, то число удвоится и будет составлять семь-восемь тысяч юных бойцов.
 
Напомним всем, дорогие читатели, имена некоторых дочерей полков.

Валя ТАРАН (ПОДОЛЬСКАЯ)
Фронтовой путь начала в мае 1942 года в Керчи. В десять лет стала санитаркой армейского госпиталя. Под Берлином, в городе Бернау, спасла жизнь сотням советских воинов.

— Случилось это так, — рассказывала Валя. — Я проезжала на велосипеде по госпитальному парку и заметила, как какой-то человек прыгнул через забор прямо на клумбу. "Цветы все потопчет", — подумала, но неизвестный, оглядываясь, направился к двери подвала.

Нащупав в стене какое-то окошечко, он что-то крутнул, и замаскированная под серый фундамент штора опустилась, обнажив потайную дверь с висящим большим замком. Незнакомец вынул ключ, открыл замок и исчез за дверью.

Сбросив сапоги, я на цыпочках подошла к потайной двери и, хотя сердце отчаянно колотилось, стала спускаться в подвал. То, что увидела, потрясло: все огромное пространство подвала было заставлено штабелями снарядов, перепутанных разноцветными проводами. Неизвестный сидел, согнувшись над каким-то механизмом.

Я бросилась вверх по ступенькам. Выскочив во двор, бесшумно прикрыла дверь и что есть духу побежала к начальнику госпиталя. По тревоге был поднят караульный взвод.

На допросе задержанный сознался, что он, офицер СС, имел задание взорвать госпиталь.

Катя КИРИЛЕНКО    вместе с отцом и старшей сестрой осталась для подпольной работы на Черниговщине. Успешно выполняла многие поручения Центра. После партизанской операции — пущен под откос фашистский эшелон — вся семья Кириленко вынуждена была уйти в лес. Стала бойцом партизанского отряда и Катя. Особенно она отличилась при уничтожении бронепоезда "Адольф Гитлер". Девочка входила в диверсионный отряд, который сжег вражескую нефтебазу.

Однажды во время очередной разведки Катю схватили фашисты. Они пытали ее.

- Я твердила только то, что заучила по "легенде", — докладывала она товарищам, — дескать я меняла одежду на продукты и не успела уйти к началу комендантского часа. Никаких подпольщиков и партизан не знаю. Палачи меня отпустили...

Партизаны обласкали измученную, истерзанную девочку и поблагодарили за ценные сведения.

Валя КОЗИНА    стала разведчицей в крымском партизанском отряде в пятнадцать лет. Фашисты сожгли ее родную деревню, и Валя вместе с братом Григорием отомстила: на воздух взлетели несколько машин с карателями. А сколько еще потом гитлеровцев пало от метких выстрелов черноглазой дивчины!

  Эмилия ШЫРКО    тоже была партизанской разведчицей. Она обладала феноменальной памятью и талантом художника. И еще, как актриса, умела перевоплощаться: миловидная девочка без труда превращалась в жалкую нищенку, примелькавшуюся фашистским патрулям, и умело добывала сведения о вражеских объектах, с точностью до мелочей изображала их на бумаге

   Галя МАРКОВА    была дочерью 149 кавалерийского полка.

... В середине ноября 1941 года полк ночью был поднят по тревоге и занял оборону на высоте двести двенадцать. Галя находилась рядом с комдивом в окопе, а внизу, в лощине, сбились в табун лошади. Они попали под первый же артобстрел, и Галя увидела, как встал на дыбы и жалобно заржал ее Меркурий.

Бойцы прекратили огонь, и девочка поняла, что в живых никого в окопах не осталось. Замолк и пулемет "максим". "Наверное, пулеметчик ранен!" — подумала Галя и бросилась к нему. Но пулеметчик был мертв, а фашисты уже в ста шагах, слышны их крики:

"Рус капут!" Отбросив фельдшерскую сумку, Галя припала к пулемету, установила прицел и нажала гашетку. Пулемет начал косить гитлеровцев. Они бежали...

Были и другие подвиги у пятнадцатилетнего кавалериста Гали Марковой: на Кавказе, Украине, Белоруссии, в Прибалтике и Польше. Но о высоте двести двенадцать и своей первой награде она рассказывает с особым волнением.

Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
Re: ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ
« Reply #2 : 21 Февраля 2009, 17:28:08 »
Горловская газета КОЧЕГАРКА - ДОЧЬ ПОЛКА         

  Одну из дочерей полка, жительницу нашего города, разыскали школьники ОШ №68, члены подросткового клуба «Поиск», которым руководит ветеран-педагог В.А. Субарева. А после встречи с Ниной Григорьевной СЕГЕДОЙ ребята обратились в «Кочегарку», решив, что о ней должны узнать все горловчане. 

http://www.kochegarka.com.ua/modules.php?name=News&file=print&sid=1951

http://www.kochegarka.com.ua/fotki/07-03-07/111.jpg


ПОДРАНКИ     

Никакие испытания и тяготы жизни не смогли заглушить в ее сердце боль от первой раны. Ощущением ужаса всегда жил в ее памяти день, когда отец и мать собрали их в дорогу, как объяснили – в гости к бабушке, а потом отец отправился с двумя маленькими дочками на вокзал, усадил их в вагон, сказал, что выйдет покурить, и… больше не вернулся. Поезд тронулся, пассажиры не сразу поняли, что плачущие девчушки едут одни, проводница на ближайшей станции передала их в руки милиционера. Нина не знала своей фамилии, а младшая сестренка и подавно, поэтому вскоре их отправили в ближайший детский дом в Петровеньках Ворошиловградской области. Спустя много лет Нина Григорьевна пыталась понять, что заставило отца поступить с ними так жестоко, но не нашла ответа и простить не смогла. Потому и не затихает эта боль с годами, до сих пор без слез вспоминать о предательстве самых близких людей она не может.

… В 1937-м их детдом был переполнен, а сирот с каждым днем прибывало все больше, и тогда было принято решение часть детей отправить в Днепропетровск, а еще часть распределить по ближайшим колхозам. Сестер разлучили, и это была вторая рана, которая не заживала в ее душе много лет.


ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ СВЯЗИСТКА     

Летом 1941-го, когда вражеские части шли в наступление, руководство колхоза и сельсовета занималось срочной эвакуацией, и как-то в суматохе совсем забыли о двенадцати сиротках из приюта. Девчонки еще не верили, что их бросили, голодали, но с места не трогались, – терпеливо ждали, что вот-вот вспомнят и вернутся за ними. Вскоре в селе остановилась часть отступающих красноармейцев. Солдаты покормили девчонок кашей из походной кухни, а старшина посоветовал не дожидаться, пока немцы придут, а бежать в глубокий тыл, например на Северный Кавказ. Нина с подружкой послушали совета и вскоре уже ехали в поезде, радуясь, что их впустили в вагон без билета. Попутчиками оказались жители одного из чеченских селений, которые уговорили девчонок переждать войну у них.
Работать на полях пришлось с утра до ночи, денег им, конечно, не платили, но за работу получали еду и кров. И тут случилось непредвиденное: Нина приглянулась местному начальнику отделения милиции – вдовцу с маленьким ребенком. Он заявил, что у такой, как она, бездомной сироты нет иного выхода, как выйти за него замуж, иначе, мол, пропадешь, ведь заступиться за тебя здесь некому. Девочке тогда еще и пятнадцати не исполнилось, от страха перед такой перспективой она готова была бежать, только вот куда?

В это время к селению подошли воинские части, – как оказалось, линия фронта приблизилась к тем краям. Нина, не колеблясь, пришла в часть, рассказала, что с ней произошло, и умоляла взять ее на службу. Старшина проникся сочувствием, послал ее чистить картошку. Судьбу девочки решил командир: он приказал немедленно выдать ей обмундирование и отправить в учебную часть – учиться на связиста. После «учебки» Нину направили в 301-ю стрелковую дивизию, которой впоследствии, после освобождения города Сталино (Донецка) было присвоено наименование Сталинской.
…В одном из боев на Кубани, у станицы Тимошевская, взрывом перебило телефонный кабель, и нужно было срочно восстановить связь. Напарник-связист побежал выполнять это задание, но упал, сраженный пулей. Теперь пришел черед бежать под пулями Нине. Немцы не сразу заметили ее хрупкую фигурку, и когда открыли огонь, она уже укрылась в воронке, где и обнаружила разорванный кабель. Едва успела взять оба конца провода, как осколок от разорвавшегося рядом снаряда рассек ей бровь. Кровь заливала лицо, но девчонка, пересиливая боль и страх, продолжала свою работу: соединила кабель, потом подключила к нему телефонную трубку и сообщила, где она находится. У нее еще хватило сил дождаться окончания артобстрела и доползти до своих окопов. Командир посмотрел на торчащий из ее раны осколок и дрогнувшим голосом произнес: «Спасибо!».

Подлечившись в госпитале в Невинномысске, Нина решила во что бы то ни стало вернуться именно в свою часть. Для нее, детдомовской девчонки, однополчане стали отцами и братьями, и потерять их, ей казалось, все равно, что во второй раз лишиться своей семьи. К тому же в госпитале умер от ран их комбат, и ей хотелось рассказать об этом тем, кто служил с ним с первых дней войны. Второе ранение девушка получила уже в боях за освобождение Сталино, но поскольку оно не было тяжелым, от госпиталя отказалась, лечилась в своем медсанбате.


ВЕСНОЙ СОРОК ПЯТОГО   

Именно этой весной в ее жизни произошли два важных события. Случайно военная судьба познакомила Нину с девушкой-регулировщицей Любой, которая, присмотревшись к ней, спросила: «Послушай, у тебя есть сестра?». Оказалось, Люба воспитывалась в детдоме Днепропетровска и хорошо знала Нинину сестренку Марию. Она сообщила, что Марусю удочерили одинокие супруги, жители Днепропетровска, Люба даже запомнила их фамилию. Теперь Нина мечтала о том, как после войны приедет в этот город и разыщет сестру.
В эту весну она встретила свою первую любовь. Старший лейтенант Александр Куренков служил в другой дивизии и потому виделись они редко. Александр дарил ей стихи, а Нина, боясь показаться необразованной, так и не решилась спросить, сам ли он их написал или взял из фронтовой газеты. Некоторые из тех стихов Нина Григорьевна хранит до сих пор:
Повезло нам сегодня с ночлегом, –
Печка топится, лампа горит,
И подсолнух, засыпанный снегом,
Далеко на пригорке стоит.
Чай дымится душистый и сладкий,
Обогрелись мы в теплой избе,
На листочке из синей тетрадки
Я пишу, дорогая, тебе…
Знаю ты, прочитав строчки эти,
Улыбнешься и скажешь опять:
– Мне дороже тебя нет на свете...
Жаль, что письма не любишь писать.

Нина пообещала ждать своего лейтенанта, как бы ни сложилась их военная судьба. Для нее это было не только признание в любви, но и клятва верности. Ее демобилизовали в начале лета, а Александр вместе со своей дивизией отбыл на Дальний Восток, сражаться с японской армией. Какое-то время Нина получала письма, а потом ее разыскала «похоронка». Возможно, только адрес девушки нашли среди личных вещей погибшего лейтенанта, потому и отправили извещение именно ей. Это была последняя рана войны, но пришлась она в самое сердце…

Нина Григорьевна вышла замуж уже к сорока годам, возможно, все это время она надеялась на чудо, ведь были случаи, когда после «похоронок», даже спустя годы, солдаты возвращались к своим близким. Сестру она разыскала в Кривом Роге – Мария уже была замужем, с двумя детьми. Нина Григорьевна до мельчайших подробностей помнит их встречу – это одно из самых светлых воспоминаний в ее жизни. В 60-е годы, заработав «горячий стаж» на машиностроительном заводе в Красном Луче, она переехала в Горловку – на этом настаивал муж, стремившийся поработать на шахте. Купили дом, в котором прожили почти сорок лет. После смерти мужа она приняла нелегкое решение – попроситься в дом престарелых, ведь недалеко то время, когда у нее не будет сил, чтобы позаботиться о себе. В настоящее время дочь полка, ветеран Великой Отечественной войны Н.Г. Сегеда проживает в доме-интернате для ветеранов и инвалидов в поселке Кондратьевка. На ее столике – библиотечные книги о войне, на ее парадном пиджаке аккуратно приколоты боевые ордена и медали. В ее комнатке-келье живут воспоминания о тех днях, когда девочка-солдат шла тяжкими


Елена ИСИДОРОВА       [/b]
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2009, 17:29:46 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ
« Reply #3 : 21 Февраля 2009, 17:30:28 »
Для unifex
Уважаемый Алексей Михайлович, Вы явно ошиблись в трактовке названия рубрики «Невинные жертвы войны». Она в действительности по предложению ряда наших экспертов создана под материалы о жертвах войны из числа гражданского населения. Но при этом речь должна вестись именно о тех штатских, которые никак не причастны к патриотическому подполью, партизанскому движению или вольнонаёмному персоналу армии и флота, включая внештатные отряды «рытников», прачек и т.п.
Дочери же полков – это люди фронтового подвига, а посему и относиться к ним надо подобающе! В общем, тему переношу туда, где ей самое и место, – в подраздел «У войны не женское лицо»…
Записан

Мaринa

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 25
Re: ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ
« Reply #4 : 07 Марта 2009, 23:47:02 »
Лидия Генкина – дочь авиационного полка. Когда началась война, Лиде шел одиннадцатый год. Во время эвакуации на одном полустанке она отстала от поезда. В это время на станцию, где собралось много эшелонов, налетели немецкие  самолеты и посыпались бомбы. Кто-то повел Лидию в укрытие. Когда бомбежка стихла, Лида вышла из укрытия. Она осталась одна на незнакомой станции, среди чужих людей. Во второй половине дня на этой станции грузилась воинская часть. К плачущей девочке подошел офицер. Он выслушал ее и повел в свой вагон. С октября 1941 года Лидия Генкина стала «дочерью авиационного полка». Ей пошили форму и направили для прохождения службы в авиационный полк 291-й штурмовой авиа дивизии, 16-й воздушной армии. За годы войны военные летчики 16-й воздушной армии приняли участие в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции. Вместе со штабом авиационного полка Лидия под бомбежками переезжала с одного аэродрома на другой, исколесив десятки сотен километров разбитых фронтовых дорог. Трудолюбивую девочку, одетую в солдатскую форму, любили летчики. Для старших она была дочерью. Лидия обслуживала летчиков в офицерской столовой, дежурила в медсанбате, ухаживая за ранеными летчиками. Более трех лет Лидия служила в авиационном полку. Она не знала, куда эвакуировалась ее мама. В марте 1945 года в польском городе Познань, где находился аэродром, пришло первое письмо от матери. С Лидией прощались как с любимой дочерью. По дороге к матери ее сопровождал сержант. Память о тяжелом военном детстве – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
www.kackad.com/article.asp?article=173
Записан

Мaринa

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 25
Re: ДОЧЕРИ ПОЛКА.ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТИЯ
« Reply #5 : 12 Апреля 2009, 10:47:09 »
Не знаю, является ли эта девушка дочерью полка, в документах написано "воспитанник 182 сд"
Лепик Агнесса Александровна, воспитанник 182 сд, 1927 г.р, Место рождения - Ленинградская обл., Полновский р-н, с. Затобиньев; Дата и место призыва - 1943, Крестецкий РВК, Ленинградская обл., Крестецкий р-н; Последнее место службы - штаб 182 сд (официантка офицерской столовой), умерла от ран 15.09.1944
Z/003/058-0018002-1086/00000090.jpg
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »