Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Берлин, 26.04.1945 - "соревнование" из-за броска к рейхстагу  (Прочитано 2480 раз)

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
В киноэпопее "Освобождение" этот эпизод был изображен дружеским застольем с песней Михаила Ножкина "Последний бой". В действительности восклицание прототипа медсестры в исполнении Ларисы Голубкиной было, наверное, куда "забористее", чем радостное: "Надо же! Все фронты перемешались!".

***

В изложении англичанина Хью Томаса* (из книги "Двойники", изд. в серии "Досье", 1998):

(стр. 93)
Ночью 26 апреля 8-я гвардейская и 1-я гвардейские армии генерала Чуйкова пересекли установленную Сталиным "демаркационную линию" в районе Потстдамерштрассе. Белорусский фронт далеко перешагнул границу Темпельхоф - Потстдамер, и это было проделано умышленно, потому что таким образом оказался перекрыт большой клин занятой советскими войсками территории, пересекавший путь 3-й гвардейской армии Украинского фронта Конева.

Чуйков в своих воспоминаниях проливает свет на этот момент, но продвижение должно было быть санкционировано самим Жуковым. Знаменательно, что ни в каких существующих документах нет абсолютно никаких упоминаний об этом циничном случае.

Теперь Конева удерживали от того, чтобы он атаковал Баденшештрассе 28-й гвардейской танковой армией по оси между Кайзер-аллее и Потстдамерштрассе. Хотя весь этот (стр. 94)район от Гавеля до Хеерштрассе был вне опасности, войска спешно выдвигались на позиции - сказывалось стремление попридержать его инициаиву. 55-я гвардейская танковая бригада действовала на фланге, двигаясь вдоль Кантштрассе к вокзалу Шарлоттенбург, Савиньиплатц и Зоологическому саду. Когда началась бомбардировка, над городом поднялась дымовая завеса высотой 300 метров.

Только к концу утра части Конева разобрались, что вся восточная часть предполагаемого плацдарма их наступления уже занята войсками Чуйкова, которые они уже в течение нескольких часов обстреливают. Советские солдаты были массами принесены в жертву ради политической корысти.

В настоящее время доступны источники, имеющие отношение к данному инциденту, помимо урезанных мемуаров и донесений. Нам предлагают поверить, что наблюдатели Конева не смогли разобраться в характере гула в отствете выстрелов советской артиллерии и что части Чуйкова были не в состоянии установить контакт с частями Конева. Могло произойти крупное столкновение, и никто бы не смог помешать ему.

В результате длившихся весь день взаимных обвинений, которые теперь можно проследить по их последствиям, в середине ночи по московскому времени Ставка приказала установить новую линию с учетом реальнго положения. Эта линия тянулась от Мариендорфа до станции Темпельхоф, потом до площади Виктории и Луизы и вдоль кольцевой железной дороги, что явно свидетельствовало о том, что приз в виде рейхстага не достанется Коневу, хотя по многим позициям у него было более выгодное для атаки положение.
 

*Книга "Двойники" - в английских изданиях 1995 года:


clentbooks.co.uk


s.ecrater.com
« Последнее редактирование: 07 Мая 2012, 13:48:11 от Платунов Евгений »
Записан

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
У проклинаемого в свое время Энтони Бивора в "Падении Берлина" это описано так:

Велики были потери от огня собственной артиллерии. Несмотря на то что артиллерийские разведчики пользовались данными авиации (пилотов бипланов У-2), зачастую крупнокалиберные орудия и "катюши" стреляли по своим же войскам. По мере продвижения их к центру Берлина подобные случаи стали возрастать. Ошибки артиллеристов не раз отмечались в донесениях командующего 28-й армии генерала Лучинского (Лучинский А. На Берлин!). Это объединение поддерживало своими действиями 3-ю гвардейскую танковую армию генерала Рыбалко. Дым и смог, стоявшие над городом, служили причиной и неправильного бомбометания. Действовавшие над Берлином три воздушные армии нередко сбрасывали смертоносный груз на собственные войска. Так, на юге германской столицы авиаполки, поддерживавшие наступление 1-го Украинского фронта, совершали атаки на подразделения 8-й гвардейской армии. Чуйков просил Жукова убрать таких "соседей" подальше из полосы действия его войск.

Большую часть дня 26 апреля 8-я гвардейская армия и 1-я гвардейская танковая армия продолжали бои за аэродром Темпельхоф. Контратаки немецкой дивизии "Мюнхеберг" не увенчались успехом. В строю оставалось все меньше боевых машин. Германские танки были вынуждены действовать разрозненно, при поддержке небольших групп пехоты и юнцов из гитлерюгенда, вооруженных фаустпатронами. Истощенные немцы пытались продержаться до темноты. Штурмбаннфюрер СС Заальбах приказал оттянуть к Ангальтскому вокзалу неповрежденные бронеавтомобили разведывательного батальона дивизии "Нордланд". 8 "тигров" и 3 батальона "Герман фон Зальца" и несколько штурмовых орудий были направлены в район Тиргартена.

Следующее утро началось с интенсивной артиллерийской подготовки. "Бедный город" (Eva Reuss in Schwerin. - P. 166.), - записала в дневнике германская женщина, жившая в районе Пренцлауерберг. В районе Тиргартена снаряды ложились особенно плотно. Теперь этот парк, почерневший от дыма и копоти, узнать стало практически невозможно. Еще тяжелее было представить, что он когда-то являлся любимым местом для прогулок почтенных семейных пар.

Генералы Чуйков и Катуков приказали своим частям продвигаться в двух направлениях - в сторону площади Белле-Аллиансеплац (названной так в честь победы у Ватерлоо и по иронии судьбы обороняемой сейчас французскими добровольцами войск СС) и к Ангальтскому вокзалу. Соперничество между войсками Жукова и Конева стало еще более очевидным. Порой дело доходило до смешного. Один из командиров корпуса из армии Чуйкова сказал писателю Василию Гроссману, что теперь его солдаты должны опасаться не противника, а собственных соседей (Архив Гроссмана. — Л. 241). Более того, он приказал блокировать пути подхода к рейхстагу частей соседнего фронта своими и немецкими подбитыми танками. По мнению этого командира, не было ничего обиднее, чем слышать об успехах войск Конева.

Самому Чуйкову было теперь не до смеха. Он приказал левофланговым соединениям своей армии выйти в полосу наступления 3-й гвардейской танковой армии, развернуть боевые порядки и наступать на рейхстаг впереди танкистов из фронта маршала Конева. Он даже не предупредил об этом маневре генерала Рыбалко. Поэтому почти наверняка немало его собственных людей было убито огнем артиллерии, поддерживавшей 1-й Украинский фронт.


К сожалению, в отличие от книги "Сталинград" (заимстованнные неточности из которой рассмотрены в другой теме Форума - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=17464.0), в "Падении Берлина" куда меньше "персональных привязок" в отношении отдельных военнослужащих РККА.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »