Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 31.05.1943. Гидрографическое судно "Чукча" потоплено американской подводной лодкой SS-139 «S-34»  (Прочитано 2370 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Ранее на нашем Форуме (http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=400.15) я уже сообщал о гибели от «дружественного огня» судна «Чукча» со всем экипажем.
Привожу эту информация в отредактированном мной виде в данной теме.
Гидрографическое судно "Чукча" Тихоокеанского флота погибло 31.05.1943 в Тихом океане в районе острова Парамусири (архипелаг Тисима-Рето, Япония; ныне - Парамушир, Курильские острова, Россия), в точке с координатами 50°29’с.ш., 156°28’в.д. Оно было потоплено ошибочно (принято за японский грузовой пароход) американской подводной лодкой SS-139 «S-34».
В этот день, в 19 часов её командир Роберт А. Китинг-младший при нормальном освещении выпустил по грузовому судну в 3000 т водоизмещения, прицеливаясь через перископ, 3 торпеды из надводного положения, 2 из которых поразили цель, которая была потоплена. Так как судно «Чукча» везло из Приморья на Камчатку груз морских мин и глубинных бомб, то оно и все 64 советских моряка на нём погибли мгновенно...
Потопление гидрографического судна «Чукча» советского Тихоокеанского флота подводной лодкой ВМС США является трагическим эпизодом Второй Мировой войны на море. Однако, с точки зрения международного морского право его потопление является «законным актом войны на море»: вспомогательное военное судно в военной окраске под военно-морским флагом (в данном случае – флаг гидрографических судов ВМФ СССР) с военным грузом на борту шло по театру военных действий без предварительного оповещения воюющих сторон и без обозначения «знаков нейтралитета». То есть для американских подводников «Чукча» являлся «законной военной добычей». Печально, но факт…
По материалам ОБД и собственной поисково-исследовательской работы в АО ЦВМА на сегодняшний день мной установлены имена 11 из 64 погибших.
Итак, на гидрографическом судне «Чукча» в мае 1943 года пропали без вести (изменено «на погибли вместе с кораблём 25.05.1943 (по неизвестной причине)») и официально исключены из списков личного состава Тихоокеанского флота 08.09.1943 «как погибшие при исполнении служебных обязанностей»:
1. Статовский Александр Кузьмич – старший лейтенант, командир судна, родился в 1915 году в Черкассах, ныне – Черкасской области Украины, украинец, кандидат в члены ВКП(б), из рабочих, холост, призван Смелянским районным комиссариатом тогдашней Киевской области УССР в 1937 году, ближайший родственник - отец Кузьма Ф. Статовский проживал по адресу: «станция Шевченко, улица Полтавская, дом 20» (по другим данным – «станция Бобринская Одесской железной дороги, посёлок Шевченский, улица Петровского, дом 20»)
2. Шарощенко Константин Дмитриевич – капитан, заместитель по политической части командира судна, родился в 1907 (по другим данным – в 1909) году в селе Подгородное, ныне – Торопецкого района Тверской области Российской Федерации, русский, из колхозников, член ВКП(б), призван Фрунзенским районным военным комиссариатом, был женат на Шарощенко Ксении Петровне, проживавшей по адресу: Приморский край, Владивосток, улица 25-го Октября, дом 43, квартира 7, мать Шарощенко Ольга Васильевна проживала по адресу: Приморский край, Владивосток, Дом начальствующего состава 1-й морской бригады Тихоокеанского флота
3. Быков Борис Михайлович – старший лейтенант, помощник командира судна, родился в 1918 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешнего Красноярского края Российской Федерации, русский, из учащихся, член ВЛКСМ, на службе с 1940 года, холост, ближайший родственник – сестра, работавшая в Красноярске в редакции газеты «Сталинские внучата»
4. Волков Иван Константинович – младший техник-лейтенант, старший механик судна, родился в 1909 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешнего Хабаровского края Российской Федерации, русский, из рабочих (по другим данным – из служащих), беспартийный, на службе с 1941 года, ближайший родственник – жена, проживавшая по адресу: Приморский край, Владивосток, улица Дзержинского, дом 10, квартира 2
5. Дерманов Александр Васильевич – старший инженер-лейтенант, механик судна, родился в 1916 (ошибочно – в 1915) году в Астрахани, ныне – Астраханской области Российской Федерации, русский, из учащихся из рабочих, кандидат в члены ВКП(б), призван Астраханским районным военным комиссариатом, выпускник Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского 1941 года, ближайший родственник – мать, проживавшая по адресу: Астраханская область, Астрахань, улица Бабушкина, дом 97
6. Донец Иван Иванович – младший лейтенант медицинской службы, старший фельдшер судна, родился в 1922 году в неуказанном в документах населённом пункте нынешней Днепропетровской области Украины, украинец (по другим данным – русский), из учащихся, член ВЛКСМ, выпускник Бакинского военно-морского медицинского училища 1942 года, холост, ближайший родственник – отец Донец Иван Андреевич, проживавший по адресу: «Станция Курдамир Ж.Д. П.Ч-10» (предположительно имеется в виду станция Кургамыс Павлодарской железной дороги, ныне – Щербактинского района Павлодарской области Казахстана)
7. Дементьев Леонид Александрович – лейтенант, командир 1-й (штурманской) боевой части гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», находившийся на борту «Чукчи» в качестве пассажира, родился в 1920 году в селе Большое Загорено, ныне – Вачского района Нижегородской области Российской Федерации, русский, из учащихся, из крестьян, член ВЛКСМ с 1937 года, выпускник Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе 1941 года, ближайший родственник – отец, проживавший по месту рождения
8. Сериков Герман Валентинович – старший лейтенант, начальник Отделения кораблевождения 2-го отдела Гидрографии Тихоокеанского флота, приписанный к экипажу гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», находившийся на борту «Чукчи» в качестве пассажира, родился в 1914 году в Санкт-Петербурге, ныне – Российская Федерация, из служащих, русский, член ВКП(б), на службе с 1939 года, холост, ближайшая родственница – мать, проживавшая по адресу: Москва, Никитский бульвар, дом 38, квартира 12
9. Долгих Валентин Васильевич – краснофлотец, командир отделения скрытой связи (шифровальщиков), родился в 1922 (ошибочно – в 1912) году в деревне Еловая-Первая (ошибочно – в селе Первое Ельцово), ныне – Пермского района Пермского края Российской Федерации, из служащих, русский, член ВЛКСМ, призван в 1942 (1941?) году тогдашним Оханским районным военным комиссариатом Пермской области, холост, ближайший родственник – отец Долгих Василий Семёнович, проживавший по месту рождения.
Остальные 55 погибших членов гражданской команды гидрографического судна «Чукча» являлись вольнонаёмными, из которых известны имена лишь 2 человек:
1. Мазур Николай Григорьевич – «старший механик» (предположительно родился в 1913 году в неустановленном населённом пункте нынешнего Томашпольского района Виннинцкой области Украины, где проживала его мать Мазур Наталка Юст., на службе с 06.1941),
2. Астафуров Константин Григорьевич (предположительно - родился в 1914 году в селе Пермское, ныне – город Комсомольск-на-Амуре Комсомольского района Хабаровского края Российской Федерации, призван как сержант запаса Сталинским районным военным комиссариатом Красноярского края 07.02.1942, ближайший родственник – жена Астафурова Антонина Гавриловна).
Вечная память погибшим!
Ранее я писал: «Буду дальше искать имена остальных 53 членов гражданской команды "Чукчи", в том числе - с помощью дальневосточных коллег». К сожалению, пока никаких новых находок здесь нет…
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 24 Октября 2012, 08:37:07 от Sobkor »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Только сегодня, наконец, закончил анализ и обработку полученной мной из ФЦА МО (ВМФ) копии документа под названием «Список личного состава гису «Чукча», находившегося в рейсе Тетюхе - Петропавловск-на-Камчатке» - полного поимённого списка всех 58 человек, пропавших без вести вместе с этим судном. Спешу поделиться с вами результатами этой работы.
Среди фактически погибших вместе с гидрографическим судном советского Тихоокеанского флота «Чукча» только 11 человек были военнослужащими Тихоокеанского флота:
Статовский Александр Кузьмич – старший лейтенант, командир судна -  https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587857 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587869 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76230266 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561994 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=58215552
Шарощенко Константин Дмитриевич – капитан, заместитель командира судна по политической части - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76272539 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561995 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587858 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=405204870 ,
Быков Борис Михайлович – старший лейтенант, помощник командира судна - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561996 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587859 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587871 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406645596
Волков Иван Константинович – младший техник-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5; старший механик) судна - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75510512 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561997 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587860 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587872
Дерманов Александр Васильевич – старший инженер-лейтенант, командир группы электромеханической боевой части (БЧ-5; механик) судна - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76661971 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561998 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75760541 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587861 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587873
Донец Иван Иванович - младший лейтенант медицинской службы, старший судовой фельдшер - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75765924 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76561999 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76814068 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587862 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587875
Дементьев Леонид Александрович – лейтенант, штатный командир штурманской боевой части (БЧ-1; старший штурман) гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», прикомандированный на переход к экипажу судна в качестве штатного командира БЧ-1 - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75757925 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76562000 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76661970 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587863 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587877 ,
Сериков Герман Валентинович – старший лейтенант, начальник Отделения кораблевождения 2-го отдела Гидрографии Тихоокеанского флота, приписанный к экипажу гидрографического судна-сторожевого корабля «Полярный», следовавший на борту судна «Чукча» в служебную  командировку в качестве пассажира - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75669792 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76562002 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587864 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587876
Москвин Иван Васильевич – старший техник-лейтенант, инспектор Противопожарной службы ТОФ, следовавший на борту судна в служебную  командировку в качестве пассажира – в ОБД «Мемориал» никаких упоминаний о нём нет
Автореев Алексей Радионович – старшина 2-й статьи, представитель Минно-торпедного отдела Тыла Тихоокеанского флота, следовавший на борту судна в служебную  командировку в качестве сопровождающего воинский груз (морские мины заграждения, взрыватели к ним и глубинные бомбы) - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1158797492
Долгих Валентин Васильевич – краснофлотец, командир отделения скрытой корабельной связи (шифровальщиков) - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75764874 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76562003 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587866 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77587878 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=400989693 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407009300 .
Остальные 47 погибших членов команды судна были вольнонаёмными служащими Гидрографии Тихоокеанского флота. В ОБД «Мемориал» удалось выявить имена только 4 из них:
Водянов Василий Николаевич – матрос 1-го класса - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1050311588
Кукурузов Иван Галактионович – матрос 2-го класса - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410683151
Ракитин Николай Иванович – котельный машинист 2-го класса - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1158915357 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=405142396 
Толмачёв Иван Михайлович – рулевой - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=86307440 .
Имена 43 остальных вольнонаёмных служащих Гидрографии Тихоокеанского флота, погибших на борту гидрографического судна «Чукча», в ОБД «Мемориал» отсутствуют… Вот они:
Волков Василий Лаврентьевич – помощник командира судна
Рязанов Пётр Сергеевич - 2-й механик
Мазур Николай Григорьевич - 3-й механик
Бичаев Александр Михайлович – старший рулевой
Тригубский Иван Петрович – рулевой
Попов Владимир Иванович – старший судовой радист
Дядюшкин Михаил Григорьевич – судовой радист
Шаров Евдоким Петрович – судовой радист
Пялин Иван Григорьевич – старший судовой моторист
Фидикакин Пётр Алексеевич – старший судовой электрик
Бурлак Фёдор Николаевич – котельный машинист 1-го класса
Гафа Иван Михайлович – котельный машинист 1-го класса
Регуль Константин Васильевич – котельный машинист 1-го класса
Кужель Андрей Калинович – котельный машинист 2-го класса
Печуев Алексей Иннокентьевич – котельный машинист 2-го класса
Астафуров Николай Григорьевич – старший трюмный машинист
Мальцев Александр Назарович – старший судовой кочегар
Куц Николай Николаевич – судовой кочегар 1-го класса
Морозов Дмитрий Прокопьевич – судовой кочегар 1-го класса
Пешков Пётр Николаевич – судовой кочегар 1-го класса
Соколов Александр Николаевич – судовой кочегар 1-го класса
Симбирцев Даниил Михайлович – судовой кочегар 1-го класса
Устинов Дмитрий Анатольевич – судовой кочегар 1-го класса
Яровой Пётр Васильевич – судовой кочегар 2-го класса
Объедков Григорий Иванович – судовой кочегар 2-го класса
Шанин Гавриил Степанович – судовой кочегар 2-го класса
Шаров Борис Андреевич – судовой кочегар 2-го класса
Прокофьев Пётр Иванович – боцман судна
Иванов Николай Иванович – матрос 1-го класса
Карпачёв Фёдор Дмитриевич – матрос 1-го класса
Матрук Фёдор Мануилович – матрос 1-го класса
Паняев Семён Семёнович – матрос 1-го класса
Гуменюк Борис Леонтьевич – матрос 2-го класса
Баскаков Александр Иванович – матрос 2-го класса
Судаков Алексей Трофимович – матрос 2-го класса
Копачинский Владимир Алексеевич – старший судовой кладовщик
Ксюшин Константин Михайлович – кок
Попов Александр Степанович – судовой хлебопёк
Мацук Егор Семёнович – судовой плотник
Астафурова Екатерина Харитоновна – судовая уборщица
Андреева Александра Васильевна – судовая уборщица
Муратова Евгения Пантелеевна – судовая уборщица
Бодунов Борис Сергеевич – судовой уборщик.
Таким образом, всего на борту гидрографического судна «Чукча» Тихоокеанского флота погибло 58 человек, в том числе – 3 женщины.
Вечная им всем Память!
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »