Из истории 172 истрибительного авиационного полка.
172 ИАП начал формироваться 1-го июля 1941 г. на аэродроме Крушитки (Кашира), в составе двух эскадрилий. 8 августа полк был укомплектован личным составом, а самолёты получили только 20 октября (7 ЯК-1 и 12 ЯК-7б). До получения самолётов полк усиленно учился на тех нескольких учебных боевых самолётах, которые были в полку.
В грозные дни октября 1941 г. полк начал боевую деятельность на подступах к Москве. 25 октября майор И. А. Самохвалов повёл группу в первый боевой вылет на штурмовку сухопутных войск врага на переправу через р. Ока у Тарусы и Алексина. В последующие дни полк продолжал штурмовать переправы и скопление войск в районе Малоярославец и Калуга.
Первый воздушный бой, в начавшейся боевой истории, полк провёл 28 октября. Четверка Яков под командой мл. лейтенанта И. Ф. Панасенко вылетела на штурмовку войск по шоссе Таруса – Алексин и на переправах. Чтобы достичь внезапности выхода на цель, четвертка шла на высоте 100-150 м. Огнём зениток пренебрегали, хотя и несли от него потери.
Подлетая к железной дороге Серпухов – Тула, наши лётчики увидели стоящий пассажирский поезд на подходе к ж.д. мосту через р. Ока. Его уже начали безнаказанно расстреливать 10 МЕ-110 и 4 Ю-88. Наша четвертка с хода бросилась в атаку. Как только завязался бой Ю-88 ушли. Наши истребители сбили 4 МЕ-110, остальные позорно бежали. Прикрыв поезд до ст. Серпухов, четвертка пошла в район Таруса штурмовать войска. Лётчики с этого задания вернулись с приподнятым настроением. Эта победа вселила в них уверенность в борьбе с врагом.
Ещё в сентябре на должность командира эскадрильи прибыл ст. лейтенант Гоман. Злой. Войну он встретил в г. Лида. Там на рассвете противник сжёг почти все их самолёты. В то же утро погибла и вся его семья. Только за один день он шесть раз водил свою эскадрилью на штурмовку и уничтожил две колонны автомашин. В то горячее время группы водили на штурмовку И. А. Самохвалов, Гоман и М. Ф. Куракин.
Тот день 27 октября был особенно горячим. Гоман, стройный, выше среднего роста, блондин, в одной, тёмной от пота гимнастёрке, с засученными рукавами, 7-й раз повёл свою эскадрилью на штурмовку. День догорал. Кругом дым пожаров. Вот и переправа. Бьёт мелкокалиберная зенитка. Справа и слева огненные трассы рассекают воздух. Кажется нет места, где бы не было этих смертельных трасс.
Презирая смерть, преодолевая все опасности, эскадрилья уже произвела три атаки, а противник всё прёт и прёт на переправу. И вот тогда, когда израсходованы все боеприпасы, самолёт стал плохо управляемым, подбитый зениткой, тяжело раненный Гоман превознемогая боль, собрав остатки сил, набрал небольшую высоту, развернулся и во имя победы, во имя Родины, бросил своего ЯКа в самую гущу колонны врага, прущей на переправу.
В первой половине ноября полк из Крутышки перешёл в Малино (30 км. севернее Каширы), продолжая штурмовыми действиями уничтожать живую силу и технику врага на Тарусском, Тульском и Веневском направлениях.
Во второй половине ноября полк из Малино перешёл в Люберцы и вошёл в состав ВВС обороны Москвы. Здесь он пополнился самолётами и лётчиками. В состав полка в полном составе вошла эскадрилья на ЛАГГ – снятая с ПВО г. Ярославля под командой капитана Огородникова. К этому времени под Москвой сложилась тяжёлая обстановка. Противник уже занял Клин, Солнечногорск, Истру, подошёл к Яхроме и Кубинке.
С аэродрома Люберцы до линии фронта полёт занимал 10-12 минут. В день делали до 10 вылетов на штурмовку войск.
В районах Клина, Солнечногорска, Дмитрова и Яхромы в воздухе была самолётная «каша»: сюда была брошена вся наличная авиация, все марки самолётов, которые имели на вооружении от ПО-2 до Яков.
“Однажды меня фашисты подловили в районе Солнечногорска, – рассказал мл. лейтенант М. Ф. Куракин, – вылетел я с Люберец, в воздухе было спокойно и я стал штурмовать войска врага и так увлёкся, что израсходовал все боеприпасы. При выходе из последней атаки на меня навалилась шестерка мессеров. Они быстро разобрались, что я безоружен. Бесчисленные атаки врага следовали одна за другой со всех сторон. Вот тут я «досыта» накувыркался, пока удалось перетянуть весь этот клубок на свою сторону. К сожалению, многие атаки врага были успешны. Почти неуправляемый самолёт удалось посадить за Химкинским мостом, против водной станции, только на противоположной сторону. Мой Ячек стал похож на ежа – всюду торчали щепки и клочья перкали”. При осмотре самолёта насчитали 325 пробоин. Но самолёт вскоре был восстановлен.
В боях Подмосковья полку сопутствовали не только удачи, но и огорчения, полк терял своих боевых лётчиков. В конце ноября в 16:00, когда наступили сумерки, на разведку варшавского шоссе до Юхнова вылетел ст. лейтенант И. Ф. Панасенко с задачей – установить интенсивность движения по шоссе и скопление войск. С этого вылета Панасенко не вернулся.
В этом же месяце, при сопровождении штурмовиков в район г. Волоколамск, при отражении мессеров погиб капитан Огородников. После Огородникова эскадрильей стал командовать ст. лейтенант Л. М. Крейнин. В одном из вылетов в районе Медыни вёл ожесточённый бой с шестеркой мессеров. Будучи раненым, с подбитого и неуправляемого самолёта выпрыгнул. При раскрытии парашюта у него свалились унты. Приземлившись, он отморозил ноги. Его подобрали наши войска и направили в госпиталь. Но он упросил, чтобы его доставили в родной полк. В полк его принесли на носилках. Распрощавшись с боевыми друзьями, его отправили в госпиталь. Из госпиталя в полк он не вернулся.
После Крейнина эскадрилью принял Е. Д. Петров (впоследствии ему было присвоено высокое звание Герой Советского Союза)
17 декабря 1941 года 4 ЛАГГ-3 под командой батальонного комиссара Г. К. Резниченко, возвращались домой после штурмовки войск врага в районе Гжатска. Не доходя до Можайска, наши истребители увидели на попутном курсе 5 Ю-87 и атаковали их. В двух атаках сбили 4 Ю-87. Пятый был атакован Г. К. Резниченко, Юнкерс задымил и скрылся в дыму горящей деревни. Из-за недостатка горючего преследовать его не было возможности.
24 декабря полк получил задачу уничтожить штаб корпуса и дивизии врага в деревнях Окатово и Воробьи. На выполнение поставленной задачи вылетело 9 ЛАГГ-3 под командой Г. К. Резниченко. Под самолёты были подвешены бомбы и по 6 РС-82. Задание было тщательно проработано.