Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 309 истребительная авиационная Смоленская Краснознаменная дивизия  (Прочитано 5081 раз)

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
               Формирование 309 ИАСКД.


  С весны 1942 года ставка Верховного Главнокомандования решила провести реорганизацию военно-воздушных сил. Создать крупные оперативно-тактические, однородные соединения.

    В соответствии директивы штаба воздушных сил Красной армии от 17 февраля 1943 года на аэродроме Кубинка (60 км. зап. г. Москвы) была сформирована 309 ИАД в составе:
      Управление дивизии,
      298 отдельной роты связи,
      49 краснознаменного,
      162, 172 и 272 истребительных полков.


На укомплектование дивизии, личный состав прибыл из частей и соединений 1-й Воздушной армии, имеющий достаточный боевой опыт и выдвигающийся на руководящую работу с повышением.

    На должность командира дивизии прибыл подполковник Иосиф Иванович Гейбо, обладающий организационными и командными навыками с большим боевым опытом.

    Военным комиссаром был назначен подполковник Семён Андреевич Маренков. В 1941 году он окончил Военно-Политическую Академию им. В. И. Ленина. С первых дней на фронте в должности военного комиссара авиаполка. За успешное выполнение распоряжений командования награждён орденом «Красное Знамя».

    Начальник штаба 22 гв. ночного бомбардировочного полка Григорий Васильевич Федоров прибыл на должность начальника штаба дивизии. С хорошей теоретической подготовкой и практическим боевым опытом.

    Вскоре прибыл начальник оперативно-разведывательного отделения штаба дивизии, он же заместитель начальника штаба – майор Александр Степанович Епанчин.

    На укомплектование опер-резведотделения прибыли подготовленные и опытные офицеры. Два старших помощника уже имели практику самостоятельной штабной работы. Майор Михаил Владимирович Железняк, до  назначения был начальником штаба 884 смешанного авиаполка. Майор Василий Денисович Белоус, до назначения был начальником штаба 885 смешанного авиаполка.

    Помощник начальника авиаотдела 49 Армии капитан Дмитрий Дмитриевич Бирлов прибыл на должность помощника по оперативной части.

    Политотдел дивизии возглавил майор А. А. Ласкаржевский.

    Инженерный отдел возглавил прибывший из 510 САП, инженер-капитан Леонид Соломонович Вайнштейн, хорошо знающий эксплуатацию современных самолётов. Его помощником по вооружению, прибывший из 272 ИАП инженер-капитан Павел Иванович Попов, хорошо знающий вооружение современных самолётов. Его помощником по электроспецоборудованию самолётов назначен ст. техник лейтенант Анатолий Васильевич Скворцов.

    Под непосредственным руководством начальника связи дивизии капитана Игоря Александровича Антонова и командира роты связи мл. лейтенанта Бориса Федоровича Свинкина формировалась 298 ОРС. Молодые энергичные, несмотря на трудности к началу боевых действий дивизии, сформировали роту и привели в порядок полученные средства связи.

 Отделение кадров дивизии возглавил капитан Ефетафий Маркович Гулый. Строевое отделение – капитан Василий Иванович Жуков, а его помощником был назначен лейтенант адмслужбы Иван Дмитриевич Скоринцев.

    Отделение шифровально-штабной службы возглавил ст. лейтенант Мендель Ханович Озер, его помощником был назначен ст. лейтенант Иван Яковлевич Жаткин.

    Метеобюро дивизии формировалось под руководством начальника метеослужбы ст. техника-лейтенанта Алексея Николаевича Омельченко и инженера метеоролога техника-лейтенанта Александра Васильевича Журавлева.

    Из 627 САП на должность штурмана дивизии прибыл майор Вакх Петрович Тепляков. Скромный, знающий своё дело и болеющий за свою службу офицер. В дальнейшем много приложил усилий, чтобы научить лётчиков приходить на свой аэродром по радиопеленгатору.

    Инспектором по технике пилотирования дивизии стал майор Михаил Прокофьевич Митькин, но он вскоре был отозван в отдел кадров 1-й ВА, а на его место назначен майор Александр Данилович Сереженко. Несколько позже помощником командира дивизии по воздушно-стрелковой службы назначен майор Павел Андреевич Лысенко.

    Начальником химической службы дивизии назначен капитан Александр Ананьевич Петухов. Начальником медицинской службы – майор  медслужбы Никифор Иванович Бурделов.

    Отдел контрразведки «Смерш» возглавил капитан Гайдаренко.

Приступив к формированию 18 февраля 1943г., к 2-му марта дивизия в основном была сформирована и была готова к выполнению боевых задач по одной эскадрильи от каждого полка, имея следующий боевой состав. Самолётов исправных – 84, неисправных – 10, боеготовых лётчиков – 56.
« Последнее редактирование: 13 Января 2014, 18:09:09 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                          49 истребительный авиационный Краснознамённый полк


 В состав дивизии вошёл 49 истребительный авиационный Краснознамённый полк, до этого входил в состав 204 БАД на самолётах ЛА-5.

    Командовал полком Леон Иванович Сорокин. Опытный боевой командир. Участник боев в Испании с белофиннами, в Отечественной войне с первых дней.

    Военный комиссар полка Владимир Евстигнеевич Лукьянов. По специальности лётчик. В полк прибыл вместе с командиром Сорокиным.

    Начальник штаба полка подполковник Василий Антонович Букаев.

    Штурман полка майор Петр Иванович Коломин. В полку с первых дней его формирования.

    С рассветом 22 июня он встретил врага на подступах к г. Даугавпилс. Верный своему долгу солдата, как истинный истребитель, он искал боя, находил врага и уничтожал. Не один десяток воздушных боёв провел Коломин на подступах к Москве. Самолёт И-16, на котором начал он войну, по техническим данным уступал немецким истребителям, но и на этом «ишаке» одержал не одну победу.

    Командир 1-й эскадрильи капитан Николай Васильевич Боровской. Молодой по возрасту, но старый по опыту. Неоднократно в смертельной схватке выходил победителем. Дерзость, стремительность, ненависть к врагу, уверенность в победе, это сопутствовало ему в бою. Ещё в войне с белофиннами он показал себя бесстрашным воздушным бойцом. Ненависти к врагу, мужеству, презрение к смерти учил он молодых лётчиков.

    Командир 2-й эскадрильи капитан Николай Кузьмич Спириденко, тоже ветеран этого полка и участник боёв с белофиннами. За мужество и отвагу, проявленную в боях, награждён орденом «Красная Звезда». С рассвета 22 июня вступил в бой с напавшим на нашу родину врагом. На третий день по тревоге ночью он в паре вылетел на отражение налета 6ХЕ-111 на г. Даугавпилс. Быстро обнаружив врага на фоне неба, атакой снизу сбивает «Хинкеля», второго сбивает его напарник. Терпеливо учил молодых лётчиков искусству воздушного боя.

    Командир 3-й эскадрильи капитан Эмир Уссейн Чаблаш, храбрый лётчик-истребитель, исключительной воли человек. В воздушном бою с превосходящими силами врага выходил победителем. В трудные минуты боя приходил на помощь товарищу. Искусству ведения боя учил молодых лётчиков.

    В полку были лётчики с достаточным боевым опытом: помощник командира полка по ВВС капитан Николай Дмитриевич Зубков. Заместители командиров эскадрилий – ст. лейтенанты Иван Александрович Ходун, Иван Михайлович Астахов, Яков Васильевич Гаранин и другие.

    Все эти лётчики воспитанники бывшего полка майора Петра Ивановича Неделина, бесстрашного воздушного бойца и командира. Своим примером он воодушевлял лётчиков на подвиг.

    Инженерно-авиационную службу возглавлял капитан технической службы Василий Васильевич Носов. Участник боёв с белофиннами и с первых дней в Отечественной войне.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
               Переформирование 162 САП и переход в состав 309 ИАД.


Переформирование 162 САП на базе штаба и одной истребительной эскадрильи проводил вновь назначенный его командир майор Александр Иванович Лопуховский, до этого командовал 431 САП. Хороший организатор, грамотный и энергичный офицер, награждён двумя орденами. Вместе со штабом проделал большую работу по сколачиванию полка.

    Военком полка прибыл с повышением лётчик-истребитель майор Яков Харитонович Чернышев.

    Штаб полка остался без изменений, возглавляемый майором Петром Ивановичем Опрышко.

    Заместителем начальника штаба стал ст. лейтенант Владимир Михайлович Савченко, энергичный боевой офицер, хорошо знающий работу штаба.

    Командиром 1-й эскадрильи стал ст. лейтенант Сергей Викторович Адольф (26 января 1944 г. сменил фамилию и отчество, стал Киселев Сергей Иванович).

     Вторая эскадрилья была полностью возвращена из 431 САП. Её командиром был назначен ст. лейтенант Юрий Иванович Горохов. Бесстрашный боевой лётчик.

    Третья эскадрилья в полном составе прибыла из 880 САП во главе с командиром Василием Максимовичем Афониным, бесстрашным боевым командиром.

    Инженерно-авиационную службу полка в начале возглавил майор технической службы Георгий Николаевич Афонченков. Потом его заменил ст. лейтенант Владимир Иванович Кротов. Оба они были молодые, энергичные, технически грамотные офицеры и специалисты. Им пришлось вновь организовать инженерно-авиационную службу в полку. Организовать сильно потрёпанные самолёты в воздушных боях. Обучать не только лётчиков, но и технический состав, ранее работавший на самолётах ПО-2.

    В этом большом и ответственном деле огромную работу провёли старшие техники эскадрилий: К. И. Ванин, Л. Л. Сирот. Они упорно и настойчиво учили лётный и технический состав. В мороз, весеннюю распутицу они с рассвета и до тёмной ночи не уходили со стоянок. А иногда и ночью с карманным фонариком, да так, чтобы не демаскировать аэродром, готовили самолёты в боевому вылету.

    Начальник связи полка майор Иван Михайлович Иванов. Тихий и скромный офицер. Много усилий приложил в обучении лётчиков грамотно пользоваться радиосвязью в воздухе. Оказывал большую помощь штабу.

    К 1-му марта полк в основном был сформирован. Но чтобы превратить его в крепкую боевую единицу требовалось приложить много сил и энергии. Трудности заключались в неоднородности лётного состава по степени их боевой выучки и то, что формируясь, полк выполнял боевые задачи.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                         172 истребительный авиационный полк.


  В период с 21 февраля по 6 марта 1942 года, на аэродроме Борисово (10 км. южнее Можайска), на базе штаба и истребительной эскадрильи 172 САП, был сформирован 172 ИАП. Формирование проводил командир полка майор Иван Ананьевич Самохвалов. Военком подполковник Иван Иванович Кубарев и начальник штаба подполковник Яков Петрович Таптыгин.

    И. А. Самохвалов с первых дней участник Отечественной войны. Имел достаточный боевой опыт.

    Командир 1-й эскадрильи капитан Василий Андреевич Сибирцев. Храбрый и мужественный боец и командир. Хороший организатор воздушного боя. Отличный воздушный разведчик с фотографированием. Однажды возвратился с боевого задания на горящем самолёте. Языки пламени охватывали кабину, посадить самолёт невозможно. На высоте 300 метров покидает самолёт и благополучно приземляется на своём аэродроме на парашюте.

    Командир 2-й эскадрильи майор Николай Алексеевич Вязовик. Но вскоре он был назначен штурманом полка. Был он как-то незаметным, тихий скромный офицер. В боях проявить себя не успел. Погиб он 15 июля в начале Орловско – Болховской операции.

    Командиром эскадрильи был назначен ветеран полка, только что возвратившийся с госпиталя – капитан Михаил Федорович Куракин. До войны работал лётчиком-инструктором в Ярославском аэроклубе. В полк прибыл в период его формирования 30 июля 1941г. в звании старшина. Это был опытный лётчик-инструктор.

    Третья эскадрилья в полном составе на самолётах И-16 прибыла из 627 ИАП во главе с командиром Иваном Ивановичем Гонченковым.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                                  272 истрибительный авиационный полк.


272 ИАП был выведен из состава 203 ИАД  и передан во вновь формированную 309 ИАД. Формировал, потом и командовал полком майор Михаил Иванович Предков. Опытный боевой командир. Участник боёв на Халхин-Голе. На фронте Отечественной войны с 20 сентября 1941 г.

    Военком полка Алексей Павлович Кутырев опытный политработник. Оказывал командиру большую помощь в организации боевой жизни полка.

    Начальник штаба – майор Илья Владимирович Данильчук с хорошей теоретической  подготовкой. Участник войны с первых дней.

    Штурман полка майор Александр Сергеевич Назаренко. Смелый и мужественный лётчик. В бой шёл смело и лётчики с ним шли уверенно, они знали, что Саша не подведёт и не бросит в бою, а это очень важно в борьбе с врагом.

    Командир 1-й эскадрильи капитан Анатолий Андреевич Лухтионов. Участник боёв на озере Хасан, Халхин-Голе. Хороший опытный лётчик. Много уделял внимания переучиванию лётчиков на самолёте ЛА-5.

    Командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза полковник Петр Федорович Шевцов. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими фашистами в небе Испании, ему было присвоено высокое звание. Бесстрашный боевой лётчик и командир.

    Вскоре на этой должности сменил его ст. лейтенант Сергей Александрович Пчелинцев. Но жизнь боевого командира, хорошего воспитателя, оборвалась 4 июня 1943 г. Он трагически погиб при вывозном полете своего заместителя ст. лейтенанта А. Ф. Гребеньщекова на самолёте ЯК-7у.

    Командир 3-й эскадрильи майор Василий Алексеевич Курочкин.

    Заместитель командира лейтенанта 1-й эскадрильи ст. лейтенант Анатолий Александрович Грачев. Дрался храбро, смело и настойчиво добивался победы.

    Командир звена лейтенант Иван Кириллович Климанов. Начал войну в июле 1942 г. сержантом. В первых боях показал себя храбрым и мужественным лётчиком истребителем. Вскоре стал водить группы в бой: лётчики с ним смело шли в бой, знали, что Ваня не подведёт.

    Инженерно-авиационную службу полка возглавлял инженер майор Иван Иванович Ануреев, высокограмотный и культурный инженер.  Вскоре был отозван в Москву.

    На его место был выдвинут с повышением инженер-капитан Борис Петрович Батуров. Участник войны с белофиннами и в Отечественной с первых дней. Имеет хорошую теоретическую подготовку и большой опыт эксплуатации самолёта ЛА-5, которым начал вооружаться полк. В полку он проделал большую работу по обучению лётного и технического состава грамотно эксплуатировать самолёт ЛА-5.

    Инженер по вооружению, инженер-капитан Григорий Степанович Хрюков. Участник войны с белофиннами, в Отечественной войне с первых дней. Зная хорошо вооружение самолётов, много сделал, чтобы обучить лётчиков владению оружием в бою, а техников и механиков правильному уходу за оружием и подготовке его к боевому вылету.

    Инженер по электроспецоборудованию ст. техник-лейтенант Михаил Сергеевич Девятов. Участник войны с белофиннами, в Отечественной с первых дней. Провёл большую работу по обучению лётчиков грамотной эксплуатации оборудования самолёта в бою.

    Техник по радио Иван Андреевич Марухин. Участник боёв на озере Хасан в Отечественной войне с декабря 1942 года. Имея высшее образование, обучил лётчиков правилам пользования радиосвязью на земле и в воздухе.

    При переучивании полка на самолёты ЛА-5, большую работу проделали ст. техники-лейтенанты: Г. Н. Ерохин, П. Д. Тарабеев, А. П. Дрибноход, Е. А. Волхонский.
 Начальник связи полка – Артем Тимофеевич Литвин.
« Последнее редактирование: 14 Января 2014, 20:14:59 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
        Из истории 49 истребительного авиационного Краснознамённого полка...


 В течение первых пяти дней войны шли непрерывные, ожесточённые воздушные бои на подступах к г. Даугавпилс. Бесстрашно, даже дерзко дрались с врагом на своих И-16 командиры эскадрилий капитаны Г. П. Маслов, П. И. Коломон. Военкомы эскадрилий, старшие политруки В. П. Гайдамака, Н. Крючков, последний пал смертью храбрых в неравном бою. Командиры звеньев: ст. лейтенанты Н. К. Спириденко, Н. В. Боровской, Д. Барабанов за отвагу и мужество он был награждён орденом «Ленина». В начале июля в неравном воздушном бою пали смертью храбрых, защищая г. Великие Луки Д. Барабанов и С. Крылов.

    Сильно потрёпанный полк 22 июля отошёл в г. Калинин. Имея в своём составе 4 И-16. Сильно поредели ряды лётчиков. Пополнившись молодыми лётчиками, прибывшими из школ и сдав свои 4 самолёта, полк убыл в Рассказово, в 6-й ЗАП, где должен получить самолёты и переучиться на них.

    В Расказово полк переформирован в составе двух эскадрилий. Переучившись на самолётах МИГ-3, 7 сентября полк перелетел в Нейдригайло и вошёл в состав ВВС Юго-Западного фронта. 24 сентября был передан в состав 1-й РАГ и перелетел в Б. Писаревка. В ожесточённых воздушных боях и от бомбардировочных ударов противника по аэродрому, полк потерял почти все самолёты.

    В ноябре сменили всё командование. Приняли полк майор Л. И. Сорокин, военком батальонный комиссар В. Е. Лукьянов, начальник штаба майор В. А. Букаев, штурман П. И. Коломина, ст. инженер В. В. Носов его помощник по спецслужбам Пашков. Командир 1-й эскадрильи Н. К. Спириденко, военком ст. политрук Безухов, лётчиков – 9, командир 2-й эскадрильи ст. лейтенант Н. И. Цыганов, военкор ст. политрук В. П. Гайдамак, лётчиков – 9.

    23 марта 1942 г. личный состав полка ж.д. эшелоном из Рассказово убыл на ст. Сейм Горьковской ж.д. и вошёл в состав 2 ЗАН. 7 июня лётный и технический состав был направлен на 21 авиазавод собирать и изучать запущенный в серию новый самолёт ЛА-5. Получив самолёты, полк приступил к переучиванию лётчиков в Богородское. Это был первый полк вооружающийся самолётами ЛА-5. Переучившись 14 августа перелетел на Западный фронт и вошёл в состав 234 ИАД, 1-й ВА и там приступил к выполнению боевых задач.

    23 августа 6 ЛА-5, под командой штурмана полка капитана П. И. Коломина, прикрывали свои войска в районе Гаськово, Озерна. В 7:35 встретили до 40 Ю-88 под прикрытием 16 МЕ-109. Несмотря на десятерное превосходства врага наши истребители бросились в бой. В успешно проведённом бою сбили 3 Ю-88 и один подбили. Истребители врага плотным кольцом окружили Н. В. Боровского. Видя, что вот-вот его могут сбить, он направляет свой самолёт на бомбардировщика и с большой скоростью врезается в него. Ю-88 развалился на куски, Боровского выбрасывает из кабины. Раскрыв парашют, он приземляется на своей территории.

    Пополнившись самолётами и личным составом 16 ноября 1942 г. полк переходит на новый штат, трёх эскадрильного состава. А 23 декабря вошёл в состав 204 БАД и перебазировался на аэродром Субботино.

    В один из весенних дней 1943 г., когда полк базировался в районе г. Руза, прибыла делегация от Горьковских колхозников для вручения полку 10 самолётов ЛА-5, построенных на средства, собранные колхозниками области. На фюзеляже каждого самолёта была написано «Горьковский колхозник».

    Утром личный состав был построен впереди подаренных самолётов. Глава делегации в своём выступлении рассказал, как по инициативе многих колхозников области были собраны средства на постройку эскадрильи. Он призвал лётчиков беспощадно бить врага до полной победы, а они в тылу будут с ещё большими усилиями трудиться.

    Командование полка и выступившие лётчики поблагодарили Горьковских колхозников за столь ценный подарок и заверили делегацию, что они, не щадя сил и самой жизни, будут беспощадно бить врага до полной победы. После этого делегации показали высший пилотаж и учебный воздушный бой.

    До перехода в состав 309 ИАД полк произвёл 2970 успешных боевых вылетов. В проведённых 619 воздушных боях сбил 56 самолётов. Уничтожил 240 автомашин с грузом, 12 бензоцистерн с горючим, до 60 мотоциклов и до 2500 солдат и офицеров. Сброшено на переднем крае обороны врага 10000 бомб разного калибра.

    Штаб и оставшаяся часть технического состава 23 февраля 1943 г. перешли в Ватулино. Лётчики и часть техников выехали в Горькой, получать самолёты. Вот в таком состоянии полк вошёл в состав дивизии.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                    Из истории 162 истребительного авиационного полка...


    162 ИАП был сформирован в январе 1941 г. на аэродроме Едлино (район г. Могилев), в составе трёх эскадрилий на самолётах И-16. Формировал полк его командир майор М. М. Резник, военком полка ст. политрук Шабанов и начальник штаба майор Какрякин. Кадры прибывали из частей ВВС БОБО, остальной состав из школ и курсов.

    В день вероломного нападения фашистской Германии на нашу Родину, полк с рассвета всем составом перелетел в Барановичи и вошёл в состав 60 САД. С утра 23 июня начал боевые действия. В этот день в 7:45 в воздушном бою был открыт боевой счёт. Командир звена мл. лейтенант Н. А. Козлов (ныне Герой Советского Союза) и мл. лейтенант его звена Б. Я Кузнецов сбили по одному самолёту.

    В ожесточённых воздушных боях полк потерял почти все самолёты. Сдав оставшиеся самолёты в другую часть, 27 июня личный состав полка убыл в г. Курск за получением самолётов МИГ-3 и переучивания на них. Переучившись, полк в составе трёх эскадрилий 18 августа перелетел в Карачев, на британский фронт, где принимает участие в боях с группой Гудериана. В жестоких воздушных боях и штурмовке наземных целей полк добивался победы, но и нёс потери. Враг иногда по несколько раз в день бомбил аэродром Карачев, а 5 октября на аэродром прорвались танки противника.

    Лётчики на исправных самолётах вылетели в Тулу. Оставшийся личный состав, штаб брянскими лесами пошли на северо-восток, так как идти на восток было уже нельзя, 3 октября немцы заняли Орёл. Пешим порядком, с большими трудностями, через несколько дней вышли к г. Белеву. А потом добрались до г. Куйбышева, а оттуда в Новосибирск в 19 ЗАП.

    В Новосибирске полк был переформирован в составе двух эскадрилий. Командир майор М. М. Резник в Новосибирск не прибыл. На его место был назначен капитан Кукин, а командирами эскадрилий ст. лейтенанты Шварц и Поздняков. После укомплектования 26 ноября полк приступил к переучиванию на самолёты ЛАГГ-3.

    Переучившись, 15 января 1942 г. полк в полном составе с самолётами ЛАГГ-3 был отправлен железной дорогой эшелоном на фронт под Москву. И с 1-го марта принял участие в боях на Гжатско-Вяземском направлении. За два с половиной месяца напряжённых воздушных боёв полк понёс большие потери в лётном составе и самолётами.

    15 мая 162 ИАП был переформирован в 162 САП. Вторая эскадрилья в полном составе была передана во вновь формируемый 431 САП. А из 692 НБАП ему была передана в полном составе эскадрилья на самолётах ПО-2. после переформирования 162 САП был передан 5 Армии Западного Фронта. А 431 САП передан 20 Армии, в который была передана эскадрилья Позднякова на передний край обороны противника в полосе армии.

    До перехода в состав 309 ИАД полк произвёл 3358 боевых вылетов. В проведённых 132 воздушных боях сбил 50 самолётов, 2 аэростата, 5 раз фотографировал передний край обороны противника в полосе армии. 34 фотосхемой была зафиксирована оборона врага во всех подробностях.

    Боевые подвиги лётчиков, героический труд техников были достойно оценены командованием. 76 человек были награждёны орденами и медалями. За отличные боевые действия с группой Гудериана приказом НКО полку объявлена благодарность.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                       Из истории 172 истрибительного авиационного полка.


             172 ИАП начал формироваться 1-го июля 1941 г. на аэродроме Крушитки (Кашира), в составе двух эскадрилий. 8 августа полк был укомплектован личным составом, а самолёты получили только 20 октября (7 ЯК-1 и 12 ЯК-7б).  До получения самолётов полк усиленно учился на тех нескольких учебных боевых самолётах, которые были в полку.
                         
    В грозные дни октября 1941 г. полк начал боевую деятельность на подступах к Москве. 25 октября майор И. А. Самохвалов повёл группу в первый боевой вылет на штурмовку сухопутных войск врага на переправу через р. Ока у Тарусы и Алексина. В последующие дни полк продолжал штурмовать переправы и скопление войск в районе Малоярославец и Калуга.

    Первый воздушный бой, в начавшейся боевой истории, полк провёл 28 октября. Четверка Яков под командой мл. лейтенанта И. Ф. Панасенко вылетела на штурмовку войск по шоссе Таруса – Алексин и на переправах. Чтобы достичь внезапности выхода на цель, четвертка шла на высоте 100-150 м. Огнём зениток пренебрегали, хотя и несли от него потери.

    Подлетая к железной дороге Серпухов – Тула, наши лётчики увидели стоящий пассажирский поезд на подходе к ж.д. мосту через р. Ока. Его уже начали безнаказанно расстреливать 10 МЕ-110 и 4 Ю-88. Наша четвертка с хода бросилась в атаку. Как только завязался бой Ю-88 ушли. Наши истребители сбили 4 МЕ-110, остальные позорно бежали. Прикрыв поезд до ст. Серпухов, четвертка пошла в район Таруса штурмовать войска. Лётчики с этого задания вернулись с приподнятым настроением. Эта победа вселила в них уверенность в борьбе с врагом.

    Ещё в сентябре на должность командира эскадрильи прибыл ст. лейтенант Гоман. Злой. Войну он встретил в г. Лида. Там на рассвете противник сжёг почти все их самолёты. В то же утро погибла и вся его семья. Только за один день он шесть раз водил свою эскадрилью на штурмовку и уничтожил две колонны автомашин. В то горячее время группы водили на штурмовку И. А. Самохвалов, Гоман и М. Ф. Куракин.

    Тот день 27 октября был особенно горячим. Гоман, стройный, выше среднего роста, блондин, в одной, тёмной от пота гимнастёрке, с засученными рукавами, 7-й раз повёл свою эскадрилью на штурмовку. День догорал. Кругом дым пожаров. Вот и переправа. Бьёт мелкокалиберная зенитка. Справа и слева огненные трассы рассекают воздух. Кажется нет места, где бы не было этих смертельных трасс.

     Презирая смерть, преодолевая все опасности, эскадрилья уже произвела три атаки, а противник всё прёт и прёт на переправу. И вот тогда, когда израсходованы все боеприпасы, самолёт стал плохо управляемым, подбитый зениткой, тяжело раненный Гоман превознемогая боль, собрав остатки сил, набрал небольшую высоту, развернулся и во имя победы, во имя Родины, бросил своего ЯКа  в самую гущу колонны врага, прущей на переправу.

В первой половине ноября полк из Крутышки перешёл в Малино (30 км. севернее Каширы), продолжая штурмовыми действиями уничтожать живую силу и технику врага на Тарусском, Тульском и Веневском направлениях.

    Во второй половине ноября полк из Малино перешёл в Люберцы и вошёл в состав ВВС обороны Москвы. Здесь он пополнился самолётами и лётчиками. В состав полка в полном составе вошла эскадрилья на ЛАГГ – снятая с ПВО г. Ярославля под командой капитана Огородникова. К этому времени под Москвой сложилась тяжёлая обстановка.  Противник уже занял Клин, Солнечногорск, Истру, подошёл к Яхроме и Кубинке.

    С аэродрома Люберцы до линии фронта полёт занимал 10-12 минут. В день делали до 10 вылетов на штурмовку войск.

    В районах Клина, Солнечногорска, Дмитрова и Яхромы в воздухе была самолётная «каша»: сюда была брошена вся наличная авиация, все марки самолётов, которые имели на вооружении от ПО-2 до Яков.
“Однажды меня фашисты подловили в районе Солнечногорска, – рассказал мл. лейтенант М. Ф. Куракин, – вылетел я с Люберец, в воздухе было спокойно и я стал штурмовать войска врага и так увлёкся, что израсходовал все боеприпасы. При выходе из последней атаки на меня навалилась шестерка мессеров. Они быстро разобрались, что я безоружен. Бесчисленные атаки врага следовали одна за другой со всех сторон. Вот тут я «досыта» накувыркался, пока удалось перетянуть весь этот клубок на свою сторону. К сожалению, многие атаки врага были успешны. Почти неуправляемый самолёт удалось посадить за Химкинским мостом, против водной станции, только на противоположной сторону. Мой Ячек стал похож на ежа – всюду торчали щепки и клочья перкали”. При осмотре самолёта насчитали 325 пробоин. Но самолёт вскоре был восстановлен.

    В боях Подмосковья полку сопутствовали не только удачи, но и огорчения, полк терял своих боевых лётчиков. В конце ноября в 16:00, когда наступили сумерки, на разведку варшавского шоссе до Юхнова вылетел ст. лейтенант И. Ф. Панасенко с задачей – установить интенсивность движения по шоссе и скопление войск. С этого вылета Панасенко не вернулся.

    В этом же месяце, при сопровождении штурмовиков в район г. Волоколамск, при отражении мессеров погиб капитан Огородников. После Огородникова эскадрильей стал командовать ст. лейтенант Л. М. Крейнин. В одном из вылетов в районе Медыни вёл ожесточённый бой с шестеркой мессеров. Будучи раненым, с подбитого и неуправляемого самолёта выпрыгнул. При раскрытии парашюта у него свалились унты. Приземлившись, он отморозил ноги. Его подобрали наши войска и направили в госпиталь. Но он упросил, чтобы его доставили в родной полк. В полк его принесли на носилках. Распрощавшись с боевыми друзьями, его отправили в госпиталь. Из госпиталя в полк он не вернулся.

    После Крейнина эскадрилью принял Е. Д. Петров (впоследствии ему было присвоено высокое звание Герой Советского Союза)

17 декабря 1941 года 4 ЛАГГ-3 под командой батальонного комиссара Г. К. Резниченко, возвращались домой после штурмовки войск врага в районе Гжатска. Не доходя до Можайска, наши истребители увидели на попутном курсе 5 Ю-87 и атаковали их. В двух атаках сбили 4 Ю-87. Пятый был атакован Г. К. Резниченко, Юнкерс задымил и скрылся в дыму горящей деревни. Из-за недостатка горючего преследовать его не было возможности.

    24 декабря полк получил задачу уничтожить штаб корпуса и дивизии врага в деревнях Окатово и Воробьи. На выполнение поставленной задачи вылетело 9 ЛАГГ-3 под командой Г. К. Резниченко. Под самолёты были подвешены бомбы и по 6 РС-82. Задание было тщательно проработано.

« Последнее редактирование: 18 Января 2014, 13:49:06 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
    В начале 1942 года полк перешёл на аэродром Кубинка. С этого аэродрома, выполняя боевое задание 5 января Г. К. Резниченко, был подбит огнём ЗА. На подбитом самолёте пытался дотянуть до аэродрома, но не хватило горючего. При вынужденной посадке на лес сломал руку и ногу. Был направлен в госпиталь и в полк не вернулся.

    Военком 2-й эскадрильи Георгий Куприянвич Резниченко своей боевой и воспитательной работой вписал в историю полка ряд замечательных страниц. Это был подлинный комиссар, он отлично освоил и полюбил самолёт.  Летал в любых метеоусловиях, делая в некоторые дни по 5-6 вылетов. За образцовое выполнение заданий Г. К. Резниченко награждён орденом «Красное Знамя».

        12 января 1942 года от наших войск поступило сообщение, что на переправе через р. Нара у Дорохова до батальона  мотопехоты. Для нанесения удара было немедленно выслано два звена ЛАГГ-3. Возвратившись с задания, лётчики доложили, что на дороге к переправе до 300 автомашин и фургонов с пехотой. Немедленно, группами 5-6 самолётов полк приступил к уничтожению этой колонны. На её атаку было произведено 26 вылетов. По сообщению из 5-й Армии уничтожено до 80 автомашин и 400 солдат.

    13 февраля 5 самолётов под командой И. А. Самохвалова вылетели для уничтожения самолётов врага на аэродроме Валутино. Наши истребители вылетели на рассвете. Погода была ясная, стояла слабая морозная дымка. К аэродрому подошли неожиданно на высоте 2000 м. Противник принял их за своих, выложил старт и дал серию опознавательных ракет.

    Сделав круг и посмотрев, где стоят самолёты, тройка сразу перешла в атаку, пара осталась прикрывать атаку, вести борьбу с взлетающими самолётами, и подавлять зенитные средства. Удар был настолько внезапным, что противник опомнился только после второй атаки и привёл в действие зенитную оборону. Пытались взлететь 2 МЕ-109, но были подбиты Самохваловым. В результате атаки уничтожено 2 МЕ-109, 1 Ю-52, 1 МЕ-110 и три самолёта неустановленного типа. Подавлен огонь 5-ти зенитных точек.

    19 февраля 4 ЛАГГ-3 под командой ст. лейтенанта Е. Д. Петрова прикрывали части 5-й Армии в районе Сорокино, Некрасово, Уварово. В 15:00 наши истребители увидели 3 Ю-88 на высоте 1300 м., идущих на восток. Один «Юнкерс» отстал. Петров передал о появлении бомбардировщиков и перешёл в атаку на отставшего Ю-88.

    Лейтенант Виктор Силантьев исключительно быстро управляемым переворотом вышёл из строя и на максимальной скорости, с набором высоты бросился на двух «Юнкерсов». Первую атаку произвёл сверху, вторую снизу с кабрирования. После этого зашёл в хвост «Юнкерсу» и правой плоскостью таранил его. Юнкерс загорелся и упал на Бородинском поле.

    После тарана у самолёта Силантьева отлетела правая плоскость и он перешёл в беспорядочное падение. В момент переворота самолёта Силантьев выпал из кабины так как не был привязан и упал в 75 м от своего самолёта и погиб. Похоронен он в общей могиле на Никольском кладбище.

    Е. Д. Петров, сблизившись с «Юнкерсом», атаковал и сбил его. Самолёт упал в лес северо-восточнее Артемки, что подтвердили местные жители.

                    Иван Федорович Панасенко   

Командир эскадрильи лейтенант Иван Федорович Панасенко прибыл в полк из числа пилотов многомиллионного ОСОАВИАХИМа. Через 10 дней овладел самолётом ЯК-7б. 25 октября, сопровождая бомбардировщиков, обнаружил в лесу на биуваке большую вражескую часть. Возвратившись, доложил и попросил разрешения атаковать её. Командование разрешило и он атаковал её, уничтожив до 200 немцев, создав панику в стане врага. В короткой боевой жизни он произвёл 75 боевых вылетов. В проведённых воздушных боях сбил 4 самолёта и в группе – 245 автомашин, до 30 перевозок и 100 немцев. 11 декабря не вернулся с задания.


                         Владимир Федорович Куркин

    Лётчик старшина Владимир Федорович Куркин заслуженно считался лучшим штурмовиком полка. Около 100 вылетов произвёл на штурмовку сухопутных войск врага. Своими ударами вывёл из строя до 50 автомашин, 43 повозки, 145 фашистов, подавил огонь 12 зен. точек.

    Будучи тяжело раненым, возвратившись с задания, на четвёртом развороте сорвался в штопор и погиб старшина Алексеев. В конце февраля не вернулся с задания мл. лейтенант Дмитрий Латышев. В воздушных боях погибли ст. лейтенант Алексей Васильевич Кудинов, лейтенант Иван Романович Товпенко.

    В составе ВВС обороны Москвы полк 172 ИАП произвёл 1383 боевых вылета, уничтожил и вывел из строя: 2 трактора, 28 танков, 1133 автомашины, 888 повозок, 74 орудия, 59 пулемётов, 8 бензоцистерн, 3 ж.д. эшелона. В воздушных боях сбито 16 и уничтожено на земле 11 самолётов врага.
« Последнее редактирование: 18 Января 2014, 14:13:51 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                                   С 1 марта 1942 г. полк был выведен из состава ВВС обороны Москвы и передан в состав ВВС 33 Армии, а 24 марта был переформирован в 172 смешанный авиаполк в составе одной истребительной и одной легкобомбардировочной эскадрильи на аэродроме Тишинино (в районе г. Верея).

 В составе ВВС 33 Армии истребительная эскадрилья вела разведку визуально и с фотографированием обороны врага. Прикрывала войска Армии. За этот период до 18 февраля 1943 г. произвела 935 вылетов, в проведённых воздушных боях сбила 39 самолётов, из них 25 бомбардировщиков. Трижды сфотографировала оборону врага перед фронтом армии.

    Легкобомбардировочная эскадрилья на ПО-2 бомбардировала ночью передний край обороны врага. Вела разведку дорог, подходящих к линии фронта с попутным бомбардированием обнаруженных целей. Доставляла партизанам оружие, боеприпасы и продовольствие с посадкой в тылу.

    За этот период произвела 687 боевых вылетов, на связь с партизанами 63 вылетела. Перевезено к партизанам 8 человек, вывезено 4 человека, сброшено с парашютом в тылу врага 17 человек. Сброшено 60 тонн бомб разного калибра, более миллиона листовок.

    Потери: 3 самолёта (2 истребителя и 1 ПО-2). В воздушном бою сбит сержант Зеленский. н14 октября не вернулся с боевого задания экипаж на ПО-2. Командир звена ст. лейтенант А. М. Богомолов, штурман звена лейтенант М. Г. Митрофанов. При вынужденной посадке получил тяжёлые травмы командир истребительной эскадрильи лейтенант М. Ф. Куракин.

 В начале сентября М. Ф. Куракин повёл свою эскадрилью в составе 9 самолётов на задание. На высоте 1500 метров в 7 км за линией фронта отказал мотор, срезало ведущий валик всех трёх помп: водяной, масляной и бензиновой. Передав командование, Куракин развернулся обратно, пытаясь перетянуть линию фронта. Выйдя на свою территорию, ему пришлось садиться на бывшие окопы и противотанковый ров. И как в таких случаях бывает, сначала отвалился мотор, затем плоскости и хвост. Но кабина, несмотря на то, что сделала несколько сальто, осталась цела и остановилась в горизонтальном положении.

    А дальше было так, как он потом рассказал – «Когда я отстегнул привязные ремни, вышел из кабины, снял парашют, то уже ничего не видел от «поцелуев» с кабиной и её арматурой. Руками добрался до глаз, растянул опухоль и стал от радости плясать, я вижу глаза целы. Подбежавшие колхозники испугались, думали, что я с ума сошёл. Лица не было – одна чёрная масса, в синяках и кровоподтеках.

    Из госпиталя я вернулся через 6 месяцев с палкой в руках и заключением медицинской комиссии о полной непригодности к военной службе со снятием с воинского учёта. В полку меня встретили очень тепло и сердечно с большой радостью. Дали отдохнуть около месяца, так как я только что бросил палку. Справку из госпиталя с заключением медкомиссии у меня никто не спросил и я её выбросил. Вскоре мне поручили формировать и командовать 3-й эскадрильей».

 Доброго слова благодарности заслуживают: техники эскадрилий, ст. техник лейтенант И. А. Чернега, воентехник 2-го ранга И. И. Капинус. Техники звеньев, техники-лейтенанты И. М. Никоненко, И. С. Денисов, Г. М. Требушной, С. И. Коротеев. Техники по вооружению: старшие техники-лейтенанты В. Я. Краснов, Ф. С. Гринев. Ст. техник-лейтенант по спецслужбам И. А. Русанов.

    Механики самолётов: старшины И. Ф. Гудилин, Н. С. Пономаренко, Е. П. Беликов, В. Соколов. А. А. Смирнов и другие. Мотористы и оружейники, радисты и укладчики парашютов.
« Последнее редактирование: 18 Января 2014, 14:24:40 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                          Из истории 272 истрибительного авиационного полка.


17  августа 1941 года на аэродроме Сейма (40 км. восточнее г. Горького) при 2-м ЗАПе МВО начал формироваться 272 ИАП в который вошли, укомплектованными личным составом и самолётами ЛАГГ-3, одна эскадрилья из 434 ИАП и вторая из 247 ИАП. 12 сентября полк был сформирован и отправлен на Северо-Западный фронт, аэродром Градобит и вошёл в состав   6-й САД.

    Лётный и технический состав в боях с немецкими захватчиками показал образцы самоотверженности, мужества и героизма, беззаветную преданность Родине. Но недостаточная подготовленность лётчиков сказались на результате воздушных боёв. Через два месяца – 20 ноября полк был выведен в резерв для пополнения лётчиками и самолётами.

    За эти два месяца полк произвёл 875 боевых вылетов. В проведённых 15 воздушных боях сбил 11 и на земле 6 самолётов врага. Потерял 16 самолётов и 4 лётчика. Не вернулось с боевого задания 9 экипажей.

    Укомплектовавшись и пройдя некоторую тренировку 4 июня 1942 г. полк перелетел в Умиленка и вошёл в состав 203 ИАД 1-й ВА и принял участие в боях на Жидриско-Людиновском направлении. До 24 июля произвёл 518 боевых вылетов. В проведённом 81 воздушном бое сбил 30 и на земле 3 самолёта врага. На ж.д. станции Куземки разбил 1 ж.д. эшелон. Потери: 6 самолётов и 2 лётчика, не вернулись с боевого задания 4 экипажа.

    26 июля полк перешёл в Глазово и участвовал в боях на Ржевско-Сычевском направлении, прикрывая свои войска. Произвёл 315 боевых вылетов. В проведённых боях сбил 10 самолётов врага. Потери: 5 самолётов, не вернулись с боевого задания 3 экипажа.

    18 августа полк снова переходит на левый фланг фронта и действует на Болховском направлении. За 12 дней произвёл 224 боевых вылетов. В проведённых 73 воздушных боях сбил 10 самолётов, штурмовыми действиями уничтожил 10 автомашин. Потери: 4 самолёта, 1 лётчика и не вернулось с боевого задания 2 экипажа.

    31 августа полк опять участвует в боях на Ржевском направлении. Произвёл 229 боевых вылетов, в проведённых 77 воздушных боях сбил 9 самолётов врага. Потеряли 1 самолёт.

    6 января полк перешёл на аэродром Кубинка и приступил к переучиванию лётчиков на самолёты ЛА-5. До вступления в состав 309 ИАД полк произвёл 2161 боевой вылет. В проведённых 329 воздушных боях сбил 70 самолётов врага и 9 на земле. Разбил 1 ж.д. эшелон и 10 автомашин. Потери: 32 самолёта, 7 лётчиков, не вернулись с боевого задания 18 экипажей.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
                     Из истории  309 истребительной авиационной Смоленской Краснознаменной дивизии.
                          НА ГЖАТСКО-ВЯЗЕМСКОМ НАПРАВЛЕНИИ.


    На Ржевско-Вяземском направлении было сосредоточено две трети войск группы армии «Центр», в составе 9-й и основных сил 4-й и 3-й танковых армий. К концу февраля 1943 г. на усиление группировки под Орлом и Харьковом было взято шестнадцать дивизий. Оставшихся сил явно не хватало, чтобы удержать плацдарм.

 2 марта наши войска перешли в наступление, 3 марта освободили Ржев, а 12 марта Вязьму. 22 марта на рубеже – Рибшево, Сафоново, Милятино  – встретили сильное сопротивление  и вынуждены были перейти к обороне.


Из-за плохих метеоусловий в первые дни дивизия не смогла принять участие в боевых действиях и только 6 марта, с улучшением погоды, начала действовать. Вела разведку на Смоленском направлении, попутно штурмовала отходящие войска противника. Непосредственным сопровождением прикрывала штурмовиков 233 ШАД. Прикрывала свои войска в районе: Сенное, Корябино, Верховье, Лазинки, Старинки и Чебыши. В этот день 6 марта лётчики открыли счёт, уничтожив 5 автомашин с грузом.

    Для лучшего руководства частями штаб дивизии из Кубинки перешел в Можайск.

16 марта в 16:40 с аэродрома Дедюрово вылетели 4 ЯК-7 172 ИАП под командой подполковника Б. А. Белокопытова, его ведомым шёл молодой пилот сержант И. С. Пахомов. В этот день он выполнял третий боевой вылет. Вторую пару вёл капитан И. И. Гонченков.

    Наши истребители сопровождали шестерку ИЛ-2 233 ШАД, наносящих удар по ж.д. ст. Сафоново, где скопилось много эшелонов с живой силой и техникой. Для внезапного выхода на цель штурмовики делали заход с северо-запада.

    В 30 км севернее Сафоново, Пахомов увидел впереди «Хеншел-126», корректировавший огонь своей артиллерии. Об этом он по радио сообщил Белокопытову, а потом вышел вперёд и дал очередь из пулемётов в сторону ХШ-126.

    Белокопытов приказал Гонченкову сопровождать штурмовиков, а Пахомову – «Атакуем», и ринулся в атаку на «костыля», так с презрением называли в наших войсках ХШ-126. Сблизившись и произведя по одной атаке наша пара левым разворотом с набором высоты пошла догонять штурмовиков. После атаки ХШ-126 задымил и пошёл со снижением, преследовать и наблюдать за ним не было времени.

    При подходе к штурмовикам они увидели четверку ФВ-190, заходящих в атаку. Оценив обстановку, пара Белокопытова пошла на сближение.

    Ведущий первой пары «фоккеров»прервал атаку по штурмовикам левым боевым разворотом и решил выйти из под удара Белокопытова и горящим факелом врезался в землю. Это был первый сбитый самолёт врага в дивизии.

    В этот момент Пахомов увидел, как со стороны солнца «фоккер» заходит в хвост Белокопытову. Развернув свой самолёт в сторону атакующего, дал заградительную очередь. Но в этот момент в его кабине произошёл взрыв. Самолёт перешёл в пикирование, рули управления не действовали. Неуправляемый самолёт падал. Собравшись с силами Пахомов выпрыгнул из кабины.

    Долго ещё отбивался Белокопытов от наседавших на него трёх ФВ-190. Обладая высокой техникой пилотирования, он каждый раз выходил из-под, казалось, последнего рокового удара. Будучи раненным на подбитом самолёте, он оттянул бой на свою сторону и вышел из боя. Связав боем «фоккеров», он обеспечил успешное выполнение боевой задачи штурмовиками. Выполнив задачу, они благополучно возвратились в сопровождении пары Гонченкова. Не дотянув до аэродрома, Белокопытов на подбитом самолёте произвёл вынужденную посадку в поле.

 К 22 марта Ряжско-Вяземский плацдарм был ликвидирован.

За период этой операции дивизия произвела 631 боевой вылет, в основном на прикрытии своих войск. В проведённых 14 воздушных боях сбили 5 самолётов, уничтожили на земле 15 автомашин и до роты солдат.

« Последнее редактирование: 20 Января 2014, 00:42:36 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
  На апрель месяц 1943года дивизия выполняла следующие боевые задачи:

    1. Имела в готовности группы истребителей для действий штурмовиков 233 ШАД и бомбардировщиков 204 ВАД;

    2. Прикрывала сухопутные войска в районах: Костенки, Сумароково, Вадино, Тимошино, (Николо Погорелое) и переправы на реке Днепр;

    3. Вела разведку в полосе: справа – Дорогобуж, Ярцево, а слева – Девятидворка, Павлиново (18 км. СЗ Спас-Деменск).

    Имела дежурные звенья для отражения налёта авиации противника на аэродромы базирования, ж.д. станции Вязьма и перехвата разведчиков.


 В 162 ИАП произошла смена командования. 15 апреля в полк прибыл командир дивизии с начальником штаба и приказал построить полк. Перед строем подполковник И. И. Гейбо объявил: «Приказом командующего 1-й Воздушной Армии  майор А. И. Лопуховский освобождается от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу, а штурман 49 ИАКП майор П. И. Коломин назначается командиром 162 ИАП.»

    Командир дивизии представил Коломина, как опытного бойца истребителя и командира П. И. Коломин в авиации с 1931 года. Прошёл путь от рядового лётчика до штурмана полка. Участник боёв с белофиннами и с первых дней в Отечественной войне. За проявленное мужество и героизм награждён орденом «Красная Звезда» и дважды орденом «Красное Знамя».

  Выполняя поставленные задачи в апреле, дивизия произвела 298 боевых вылетов, в основном на прикрытие района выброски грузов войскам с транспортных и самолётов ПО-2. В проведённых 6 воздушных боях лётчики Н. К. Спириденко, С. Г. Барановский и С. И. Ольховский сбили три самолёта противника.

    3 апреля пара ЛА-5 49 ИАКП капитан Н. К. Спириденко с мл. лейтенантом С. И. Ольховским, прикрывая свои войска, встретил 3 ФВ-1980, в завязавшемся бою сбил «Фоккера», остальные ушли на запад.

    8 апреля пара ЯК-7 162 ИАП ст. лейтенант С. Г. Барановский с старшиной М, П, Грибовым прикрывали свои войска. Встретили ХШ-126 и сбили.

    22 апреля 4 ЛА-5 49 ИАКП под командой лейтенанта А. В. Разина с ведомым сержантом П. П. Мельник-Королюк, мл. лейтенантом Ольховским, старшиной Смольниковым прикрывали свои войска и на высоте 3000 м в начале увидели Ю-87, а потом 2 ФВ-109 и позже ещё 3 ФВ-190. в завязавшемся бою Ольховский сбил «фоккера», остальные из боя вышли.

    В апреле стояла задача ввести в строй 33 молодых лётчика и переучить на ЛА-5 34 лётчика. Произвели 707 полётов, ввели в строй 24 и переучили 24 лётчика.

     
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
     На май месяц 1943года дивизия выполняла следующие боевые задачи, поставленные командованием:

 – вели разведку с попутным нанесением удара по обнаруженным целям в полосе: справа – Сафоново, Ярцево, Смоленск, слева – Киров, Рославль.

     – сопровождали бомбардировщиков 204 БАД, действовавший по железнодорожным объектам, эшелонам на участке – Приднепровская, Ельня.

     – сопровождали штурмовиков 233 ШАД, действовавших по аэродромам: Шаталово, Боровская, Сеща. По срыву железнодорожных перевозок на участке: Ельня, Спас-Деменск и автогрузперевозок на этом же участке.


 3 мая смешанная группа наших истребителей ЛА-5 и Яков сопровождала бомбардировщиков, наносивших удар по железнодорожному мосту через реку Днепр и ст. Приднепровская.  Наши истребители не заметили идущий сзади самолёт противника, который информировал своё командование о маршруте полёта группы. В результате группа у цели была встречена истребителями врага.

    Но и над целью не заметили истребителей противника. В первой атаке были сбиты командир звена 49 ИАКП мл. лейтенант А. И. Рачков и ст. сержант А. П. Пичушин.

  Возвращаясь, пролетев линию фронта, совсем успокоились. Не выдерживали боевые порядки, растянулись и отстали от прикрываемых ими ПЕ-2. ст. лейтенант 162 ИАП К. С. Батурин с мл. лейтенантом М. П. Грибовым на ЯК-1 отстали на 1,5-2 км. и были внезапно из-за облачности атакованы МЕ-109. В первой атаке был подожжён самолёт Батурина и он выбросился на парашюте. Грибов отразил первую атаку, вступил с мессерами в бой.

    Командир группы истребителей ст. лейтенант С. И. Киселев (Адольф) увидел атаки врага по оставшейся паре и поспешил к ней на помощь, но на пути был связан боем второй парой фоккеров. Отбивая атаки мессеров, Грибов перешёл на бреющий полет с целью выйти из боя из-за ограниченного запаса горючего. Преследуемый мессерами, на встречном курсе встретил Ю-88. Раздумывать было некогда, уверенной рукой герой лётчик направил свой самолёт на Ю-88 и таранил его. В этом неравном бою мл. лейтенант Михаил Павлович Грибов погиб смертью храбрых.

    Киселев (Адольф), отбивая атаки врага, выходил из боя и уходил к своим, но из-за облачности был внезапно атакован четвёрткой фоккеров. В одной из ответных атак в лоб сбил фоккера, но и сам был подбит. Из-за повреждения водомаслосистемы и полной выработки горючего произвел вынужденную посадку в районе с. Всходы.

    В этом вылете дивизия потеряла 5 самолётов и трёх летчиков.

   6 мая после нанесения удара по аэродрому Боровская, на обратном маршруте в районе Жары группа была атакована 4 ФВ-190. Фоккер пристроился в хвост ИЛ-2 и сбил его. Ведущий группы истребителей капитан 49 ИАКП Э. У. Шалбаш с ведомым старшиной Н. П. Мельник-Королюк поздно заметили фоккеров, но, предупредив об этом штурмовиков, атакой сверху сзади сбили одного фоккера.

Группа истребителей 172 ИАП 8 мая сопровождала штурмовиков 233 ШАД. На линии фронта в 18:30 из-за облачности группа была внезапно атакована в лоб четвёрткой фоккеров. В завязавшемся воздушном бою из-за плохой организации боя потеряли 3 ЯК-1 и двух лётчиков. Мл. лейтенант В. Е. Суслов будучи раненым из горящего самолёта выпрыгнул с парашютом. Лейтенант Константин Фомич Волкозеров и ст. лейтенант Дмитрий Михайлович Бурцев погибли.

Д. М. Бурцев ветеран 172 ИАП, произвёл около 300 боевых вылетов, провёл десятки воздушных боёв, в которых лично сбил 6 и в группе 3 самолёта врага.

  Учитывая горький опыт прошлых боёв, наши лётчики стали проводить бои более организованно. 6 Яков 172 ИАП под командой капитана В. А. Сибирцева сопровождали штурмовиков. В 12:30 в районе Ярцево наша группа была атакована четвёрткой фоккеров. Мл. лейтенант А. И. Губернаторов своевременно заметил фоккеров, о чём предупредил всю группу. Имея превышения над врагом, он сзади сверху двумя очередями сбил фоккера. В момент атаки Губернаторов был атакован второй парой, но атака была отбита Сибирцевым. Видя неудачу, фоккера ушли.

    В процессе боевой работы, лётный состав по своим способностям и навыкам стали деференцироваться. Одни стали виртуозами воздушного боя, другие талантливыми и смелыми разведчиками. Замечательными разведчиками стали: в 162 ИАП ст. лейтенант Р. С. Сероглазов, звено мл. лейтенанта А. А. Минарского в составе лейтенантов М. Ф. Ермакова, В. Н. Сычева, Л. Н. Красильникова. В 172 ИАП капитан В. А. Сибирцев и ст. лейтенант В. А. Некрасов. Высокими наградами их отметила Родина.

    18 мая 1943 года дивизия была переброшена на центральный участок фронта: управление дивизии, личного состава 32 человека, 49 ИАКП Острова 8 ЛА-5, 89 человек, 162 ИАП Железинки 12 Яков, 88 человек, 172 ИАП Острова 6 Яков и 38 человек. Остальной личный состав и неисправные самолёты остались в Двоевке и Новом Селе.

  К исходу 27 мая дивизия в полном составе перебазировалась: управление дивизии и 49 ИАКП – Васильевское, 162 ИАП – Красный Гай, 172 ИАП – Умилеенка, 272 ИАП остался в Кубинке.

    В мае был произведён 431 боевой вылет, в основном, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку войск и техники противника. В проведённых воздушных боях сбито 6 самолетов, на земле уничтожено и повреждено – 1 паровоз. 2 вагона, 1 автомашина и до роты пехоты. Разведка производилась с фотографированием важных объектов. Заснято 36 фильмов, изготовлено 50 фотосхем целей.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
   По состоянию на 1 июня дивизия имела: исправных самолётов – 52, неисправных – 1, в том числе не боевых – 11 самолётов. Боеготовых лётчиков – 94, не боеготовых – 51. получены наряды на 32 ЛА-5 и 32 Яка.

    Она выполняла следующие боевые задачи:

     – вела непрерывную разведку войск и техники, занятость аэродромов, движение железнодорожных эшелонов, автогрузтранспорта в полосе: справа – Лазинки, Уварово, слева – Людиново, Дятьково.

     – дважды всем составом дивизии прикрывала боевые действия 233 ШАД при нанесении ею удара по аэродрому врага Сеща.

     – вылетали на перехват и патрулирование в районах Юхнов, Вязьма, уничтожали разведчиков врага.

     – дежурством на аэродромах 16 истребителей ежедневно в 30 минутной готовности прикрыть действия штурмовиков 233 ШАД по переднему краю обороны противника. Отразить налёт авиации противника на аэроузлы Зубово, Кондрово и объекты тыла фронта.


Простояв 10 дней на аэроузле Васильевское, дивизия 6 июня в полном составе перешла на узел Зубово. Управление дивизии Подкопаево 49 ИАКП Кожухово, 162 ИАП Горбатки, 172 ИАП Зубово, 272 ИАП всё ещё оставался в Кубинке. На новом узле части разместились вместе со штурмовиками 233 ШАД. Началась подготовка по нанесению удара по аэродрому врага Сеща.

За 5-6 минут до нанесения удара по аэродрому звено разведчиков 162 ИПА лейтенанта А. А. Минарского в составе лейтенанта: М. Ф. Ермакова, Л. Н. Красильникова, В. Н. Сычева должно было сфотографировать аэродром до нанесения удара, главным образом стоянки самолётов, ангары. Расчистить воздух и блокировать аэродром до подхода ударной группы.

    Звено Минарского прибыло на аэродром до восхода солнца.  После взлёта, звено собралось и взяло курс на Сещу.

«Придя на Сещу, – рассказал потом Красильников, – мы увидели, что всё было спокойно. Немцы ещё спали и нашего появления не ожидали. Над аэродромом болтались худые «мессера», видимо, дежурная пара. Увидев нас, они ушли на северо-запад. Минарка (так мы его любовно звали) занял площадку для съёмки, а мы с Сычевым заняли высоту с превышением над парой Минарки, чтобы прикрыть их от внезапного удара, дать им возможность выполнить задачу.

    Закончив фотографирование, мы увидели на подходе наши главные силы в составе бомбардировщиков, штурмовиков под прикрытием наших истребителей. Бомбардировщики с ходу обрушили бомбовый удар по казармам, складам горючего и боеприпасов. Штурмовики обрушили свой удар по самолётам на стоянках, ангарах и живой силы.

    Один 4-х моторный самолет (Кондор) пытался взлететь, но капитан С. И. Киселев (Адольф), меткой очередью заставил его рухнуть на землю, не набрав 100 м высоты. Хотя в воздухе было тесно, но появившиеся асы на МЕ-109 быстро сняли оторвавшегося мл. лейтенанта Василия Прокофьевича Шолуха, но одного из них сбил Коломин. Крупный по росту немец выбросился с парашютом, но Адольф расстрелял его в воздухе. После освобождения, местные жители рассказывали – «немцы от злости землю грызли».

 Через сутки, 10 июня, по аэродрому Сеща был нанесён повторный удар. Он прошёл также успешно и без потерь.

Начальник оперативно-разведывательного отделения штаба дивизии Александр Степанович Епанчин 20 июня был переведён на должность начальника штаба 233 ШАД. Временно к исполнению этой должности был допущен его старший помощник – капитан Михаил Владимирович Железняк.

 В июне дивизия произвела 290 боевых вылетов. В проведённых 8 воздушных боях сбито 2 самолёта. Не вернулся с задания 1 экипаж. Параллельно с выполнением боевых задач части усиленно работали над вводом в строй молодых лётчиков. За месяц введено 17, из них 9 летали на боевое задание. Проведено 352 часа занятий. В масштабе дивизии проведено три учения с практическими вылетами и посадками на других аэродромах.

 К концу месяца сдано в ремонт 20 самолётов, и не вернулся 1. Получено и перегнано с заводов: 23 ЛА-5, 13 ЯК-7 – всего 62 самолёта. Боевой состав на 1 июля исправных самолётов – 69, неисправных – 9, боеготовых лётчиков – 102, не боеготовых – 34.
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
   Боевые опытные лётчики не только обменивались боевым опытом внутри части, но и выступали со статьями в газетах: командир эскадрильи 172 ИАП В. Сибирцев выступил со статьей «Воздушная разведка на истребителе» в газете «Красноармейская Правда». В той же газете 2 июня со статьей выступил ст. лейтенант В. А. Некрасов «Штурмовка на истребителе». В газете «Сталинский пилот» 12 июня выступил со статьей «Пара истребителей в воздушном бою» командир эскадрильи 49 ИАКП капитан Н. В. Боровской.

    В газете «Сталинский пилот» за 26 мая вся вторая сторона была посвящена лётчикам нашей дивизии. В ней были напечатаны статьи: лейтенанта А. А. Минарского, ст. лейтенанта Р. С. Сероглазова, капитана Н. К. Спириденко, капитана Э. У. Чалбаш, ст. лейтенанта И. М. Астахова. Выступления в газете боевых лётчиков продолжались и в дальнейшем.
------------------------------------

Информация взята из книги бывшего начальника Штаба 309 истребительной авиационной  Смоленской Краснознаменской дивизии, полковника в отставке Власова Алексея Максимовича. Книга "ОНИ В ВОЗДУХЕ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ" написана в 1979г.     
« Последнее редактирование: 20 Января 2014, 02:11:48 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

zu45

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 86
12 октября 1943-го над Оршей был сбит и попал в плен командир 49 иап 309 иад подполковник Сорокин Леон Иванович.через год передан гастапо.

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272206022&page=1
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »